prosdo.ru
добавить свой файл
1
I


Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры.

Проблема генезиса философии. Философия и мировоззрение.

Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии.

Онтология: основные темы, проблемы и направления.

Место гносеологии в системе философского знания. Основные познавательные установки: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

Наука и ненаучные формы познания.

Общество как предмет философского исследования. Специфика социального познания.

Принцип торжества бытия и мышления в различных философских системах (Парменид Элейский, Лейбниц, Гегель).

Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

10. Человек и государство в утопических моделях античности и эпохи Возрождения.

11. Проблема достоверности знаний и стратегии развития науки: эмпиризм и рационализм.

12. Английский эмпиризм 17-18 вв.(Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

13. Философия Просвещения: темы, идеи, проблемы, представители

14. Проблема субстанции в философии нового времени.

15. Рационализм и иррационализм как философские позиции.

16. Проблема понимания как центральная для герменевтической традиции в философии.

С точки зрения последователей такого философского направления как герменевтика задача философии заключается в истолковании культурных феноменов, через призму которых мы видим окружающую нас реальность. То есть наши повседневные знания о мире, так или иначе связаны с нашими культурными установками и стереотипами. Поэтому, так или иначе, мы сталкиваемся с таким феноменом как «бесконечность интерпретаций», когда одно и то же явления можно истолковать совершенно разными способами. Но не зря же герменевтика переводиться с греческого именно как «искусство» толкования.

17. Проблема человеческой экзистенции и свободы в философии экзистенциализма


18. Позитивизм: основные этапы эволюции

Знаю, что основоположник – это Огюст Конт (не путать с Кантом!). Позитивисты считали, что единственным источником истинного знания служат исключительно эмпирические исследования (то есть основанные на физическом, чувственном опыте). Позитивисты постоянно пытались всячески опровергнуть основные догматы метафизики.

19. Особенности отечественной философской традиции

В первую очередь, надо отметить, что русскую философию всегда отличала одна особенность – соборность. Само понятие соборности было сформулировано основоположником славянофильства Лешей Хомяковым. В данном конкретном случае, подразумеваются две особенности русского традиционного мировоззрения в целом – 1) осуждения индивидуализма, который воспринимался как противопоставление себя всей общине; и 2) отрицание понятия «личное счастье» - нельзя быть счастливым в одиночку, пока другие члены общины страдают. Русскую философию также отличали религиозность и познание через интуицию, а не через опыт или логику. Особое развитие получили такие течения как космизм (Циолковский) и софиология (Соловьев).

20. Проблема исторического пути России в отечественной философии

На эту тему, будучи русским человеком, можно размышлять вечно. Поэтому, я думаю, будет достаточно сказать про славянофилов во главе с Хомяковым и западников, одним из идеологов которого был всеми любимый милашка Чаадаев. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия. При этом они люто ненавидели Петра Первого, считая его чуть ли не Антихристом, в то время как западники утверждали, что именно Петр вернул Россию в лоно европейских стран.

II

1. Философия буддизма

В основе буддизма, который, как мы знаем, появился около 6 века до новой эры, лежат четыре благородных истины. Их можно изложить кратко: 1) существуют «страдания», которые портят нам жизнь; 2) причины страдания просты – это наши «ненасытные» желания и невозможность их удовлетворить; 3) страдания прекратить можно – достаточно отказать от желаний и избавиться от «загрязнений ума» (т. е. привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости), иными словами, достигнуть нирваны; 4) чтобы достигнуть нирваны в повседневной жизни надо следовать восьмеричному пути. Восьмеричный путь можно кратко охарактеризовать тоже просто –«срединный путь», то есть надо избегать крайностей во всем (в первую очередь, речь шла о соблюдении золотой середины между аскетизмом и тунеядством).


2. Философия конфуцианства

Главный текст – «Пятикнижие». Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным», которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. То есть, проще говоря, государство – это и есть одна большая крепкая семья, где государь – это отец всем и каждому. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели.

3. Философия античного атомизма

Основатели – Левкипп и Демокрит (досократический период древнегреческой философии). Атомы ,по их мнению, - это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, однородные сущности. Атомы – первооснова всех вещей, свойства которых зависят от формы составляющих их атомов. Атомистом был и Платон, только в отличие от основателей этого направления, он считал, что атом имеет форму многогранника.

4. Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод

Сократ, живший на рубеже 5 и 4 веков до новой эры, первым перешел от рассмотрения природы и окружающего мира непосредственно к рассмотрению человека и его деятельности (то есть он рассуждал не только о происхождении и устройстве мира, но и уже о месте человека в этом самом месте). Его метод заключался в критическом отношении к догматическим утверждениям («сократовская ирония» - то есть что-то типа доктора Хауса древнего мира). К окончательному ответу, можно прийти только через диалог, задавая бесчисленные уточняющие вопросы.

5. Проблема соотношения формы, материи, вещи в философии Аристотеля. Учение о причинах

Основное произведение Аристотеля, жившего в 4 веке до новой эры, - «Метафизика». В этом произведении он развивает идею о причинах и первоначалах всего сущего: 1) Материя («то из чего») – материя вечна, несотворима и неуничтожима: она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Все сущее происходит из упорядоченной материи, неупорядоченная материя – это не бытие. Материю условно можно разделить на пять первоэлементов: воду, огонь, землю, воздух и эфери (небесную субстанцию, из которой созданы звезды); 2) Форма («то, что») – причина появления вещей из материи. Любая вещь и любое явления – это сочетание материи и формы; 3) Действующая причина («то, откуда») - энергия, предопределяющая момент, с которого начинается отсчет существования вещи. Началом всех начал – является Бог; 4) Конечная цель («то, ради чего») – у каждой вещи есть цель. Высшая цель всего сущего – это Благо.


6. Соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона и Аристотеля

7. Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности

8. Принцип радикального сомнения в философии Р. Декарта. Сомнение как начало науки

Скептицизм Декарта, жившего в 17 веке, основан на простом, по его мнению, человеческом желании – достичь абсолютно достоверной и «логически непоколебимой» истины по всем вопросам. Только избавившись от предрассудков, можно упросить понимание окружающего мира, а значит и жизнь простых обывателей. Декарт отрицал все и всех и в своем отрицании пришел только к одной непоколебимый, по его мнению, истине – «я мыслю, следовательно существую».

9. Б. Спиноза: учение о субстанции и мышлении

Бенедикт Спиноза был евреем и жил в 17 веке. Субстанция у Спинозы, чем то напоминает материю у греческих философов. Она тоже бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция также и неделима – делимость лишь видимость конечных вещей (то есть все вещи и живые существа так или иначе ломаются или умирают, но просто меняется их форма, а субстанция остается неизменной). У субстанции, однако, при всем при том есть свойства – «атрибуты» - «протяжение» и «мышление». «Протяжение» - это физические свойства вещей. «Мышление» - это ощущения, эмоции, собственно разум. То есть, получается, все вещи в разной степени одушевлены. На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу.

10. Проблема обоснования науки и активности познающего субъекта в теории познания И. Канта

11. «Золотое правило» нравственности и кантовский категорический императив

Кант, 18 век, считал, что человек должен следовать законам нравственности, которые в большинстве случаем противоречат непосредственным желаниям человека, то есть они заведомо подразумевают под собой принуждение. То есть законы нравственности – это императивы. Есть гипотетические императивы – то есть поступки, которые необходимо совершить для достижения конкретной цели (например, если человек хочет вылечиться от болезни, он должен следовать советам врача). А есть категорический императив, предписывающий поступки, которые хороши сами по себе, безотносительно к какой бы то ни было практической цели. Категорический императив, если говорить упрощенно, можно свести в двум формулировкам – «поступай так, как хочешь, чтоб поступали все» и «относись к другому только как к цели, но никогда как к средству». Категорический императив похож на «золотое правило нравственности», которое можно найти в религиозно-философских доктринах, начиная с древности, – «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».


12. Проблема свободы в философии Канта и Фихте

13. Метод и система философии Гегеля

Гегель, живший на рубеже 18 и 19 веков, очень не любил аристотелевскую логику. Вместо неё он предложил так называемую спекулятивную логику, включающую в себя диалектику. Для него диалектика - это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения описывают только одни какие-то стороны объекта и поэтому ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Диалектика – то есть распутывание клубка противоречий между определениями – и есть основной метод познания. Если говорить, совсем просто, то диалектику можно представить в виде спора между двумя людьми, которые оба видели яблоню, но один, когда она была в цвету, а другой, когда она уже засохла. Они видели одно и то же, но в разных видах. И докопать до истины они могут только путем длительного диалога.

14. «Философия жизни» и опыт переоценки всех ценностей рационалистической культуры Фридрихом Ницше

О Ницше могу говорить только за водкой!

15. Теория отчуждения и социальная философия марксизма

Насколько я знаю, теория отчуждения – это процесс отделения человека от самого процесса труда и его результатов. Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. 1) От процесса труда человек отделяется в результате развития машинного производства, он лишь «деталь» в огромном механизме; 2) От продукта труда человек отделяется в результате того, что отдает весь произведенный продукт непосредственно собственнику «орудий труда», то есть собственнику завода, то есть злому капиталисту; 3) От своей собственной сущности человек отделяется, так как в мире, где все покупается и продается, он сам превращается в товар, которые продается за «заработную плату»; 4) В результате всего вышеперечисленного люди отдаляются друг от друга, так как воспринимают друг друга, условно говоря, как товары.


16. Философия всеединства В. Соловьева и ее влияние на философию 20 века

17. Философские идеи в русской литературе (Ф. Достоевский, Л. Толстой)

Ну у Достоевского главная идея – это непринятие окружающего мира. Человек – движущая сила всего сущего, основной субъект бытия – из серии «Тварь я дрожащая или право имею». У Толстого главная идея – это «непротивление злу насилием».

18. Философия русского анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин)

Анархизм сам по себе подразумевает ликвидацию любого принуждения и вообще уничтожению власти одного человека над другим. При этом слова «ликвидация» и «уничтожения» выбраны не случайно, так как анархисты были радикально настроенными ребятами. Они искренне считали, что общество может существовать и без управления, то есть без государственного устройства. Бакунин, насколько я знаю, был одним из идеологов движения народничества – то есть выступал за сближения интеллигенции и народа. Кропоткин выступал за создание конфедерации самоуправляющихся общин, в которых все будет построена на коллективизме – то есть коллективном производстве и коллективном разделении результатов труда.

19. Философия русского космизма

На самом деле мы живем в структурном и упорядоченном мире – космосе. Если окружающий нас мир – это макрокосм, то человек, живущий в нем, - это микрокосм, то есть сложная система, а процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Наши русские «космисты» пошли еще дальше: они решили заняться изучением взаимосвязи космических и земных процессов и поиском места человека в Космосе. Если первое привело к прорыву в сфере научного знания, то второе привело к всплеску эзотерических и оккультных практик. Главный тезис отечественного космизма – необходимость соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Иными словами, природа – это цельный организм, в котором надо осторожно орудовать своим пинцетом. Главным русским «космистом» был Циолковский, который еще при царе, разрабатывал теории заселения вселенной с помощью орбитальных станций. Он вообще был крутым ученым – первым доказал необходимость разработки многоступенчатых ракет. При этом он был самоучкой.

20. Философия свободы и творчества Н. Бердяева

Нет, нет и нет…