prosdo.ru
добавить свой файл
1
17.11.2012 – Менеджмент Бычкова Виктория Анваровна


Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Традиционный подход. Сотрудники – это ресурсы, которые необходимо заставить эффективно работать.

Основные принципы менеджмента.


  1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления.

  2. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственностей.

  3. Демократизация управления.

Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.

Децентрализация – это передача права принятия решений нижнему оперативно-хозяйственному звену.

Принцип сочетания централизации и децентрализации – предполагает необходимость использования, как единоначалия, так и коллегиальности.

Единоначалие – это предоставления высшему руководителю всей полноты власти, которая необходима для принятия решений.

Коллегиальность – это выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и исполнителей конкретных решений.

Принцип сочетания прав обязанностей и ответственностей. Реализуется в единстве команды. Каждый подчиненный обязан выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитывается за их выполнение.

Принцип демократизации управления. Основан на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции направлены на единое административное управление.

Системы и методы управления, их классификация.

Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов обеспечивающих заданное функционирование организации.

Структура системы управления:

  1. Методология управления. Цели, задачи, законы и принципы, методы и функции, технология и практика управленческой деятельности.

  2. Процесс управления. Система коммуникации, разработка и реализация управленческих решений и информационное обеспечение.


  3. Структура управления. Функциональная и организационная структура, схема организационных отношений, учет профессиональных навыков персонала.

  4. Техника управления. Компьютерная и оргтехника, офисная мебель, сети связей, система документооборота.

Первый и второй пункты формируют управленческую деятельность, а третий и четвертый механизм управления.

Методы управления.

Совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

  1. Методы характеризуются направленностью – методы управления ориентированные на объект.

  2. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.

  3. Организационная форма – это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию.

Виды методов управления:

  1. Организационно-административный.

  2. Экономический.

  3. Социально-психологический.

Организационно административные методы управления, предполагают определение структуры организации, установление взаимосвязей, распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Воздействуя на управляемый объект через приказы, распоряжения, указания отдаваемые письменно или устно. Контроль за их управлением, систему административных средств, поддержание трудовой дисциплины. Эти методы правления призваны обеспечивать четкость и дисциплину труда и регламентированы правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства РФ.

Возможно три формы организационно-административных методов:

  1. Обязательные предписания (приказ, запрет).

  2. Согласительный (консультация, разрешение компромисса).
  3. Рекомендации по желанию (совет, предложение).


Эти методы отличаются адресностью директив, обязательностью выполнения, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины.

Организационно-административные методы – это методы принуждения, которые будут сохранять свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Система организационно-административных методов представлена как совокупность двух равнозначных элементов.

  1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления).

  2. Процесс управления (подготовка принятия решений, выполнение, контроль).

Организационное воздействие руководителя на процесс управления – это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом. Необходимость обусловлена с возникающими отклонениями в системе управления. Формируется соответствующая система подчинения. Формы должны носить благожелательный характер, способствовать развитию коллектива и не вызывать нежелательных эмоций.

Три типа подчинения:

  1. Вынужденное и внешне навязанное. Сопровождается неприятным чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим сверху.

  2. Пассивный. Характерно для него удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.

  3. Осознанное.

Экономически методы управления.

Существование этих методов обусловлено в том, что действительность управления определяется в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе потребностями и интересами людей. Представляют собой совокупность экономических рычагов с помощью которых достигается эффект удовлетворяющий требованием коллектива и личности в частности. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходных периодах. Особое внимание необходимо уделить обеспечению комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива. Перестройка экономического механизма по совершенствованию клонирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечивать необходимые социально экономические предпосылки реализации программы переходы на работу в различных условиях. Необходимо полно учитывать экономические последствия проводимой управленческой и производственной деятельности. Методы предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. На основании экономических методов должны развивается и укрепляется организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.


Формы экономических методов:


  1. Планирование.

  2. Анализ.

  3. Хозрасчёт.

  4. Ценообразование.

  5. Финансирование.

Для решения экономических задач применяются экономико-математические методы, сущность которых – математическая модель, представляющая собой системы ограничительных условий налагаемых на неизвестные переменные. Чаще всего применяются линейные модели. Применяется математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания, управления запасами, исследование операций.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Изучаются все аспекты его функционирования: технических, экономических, организационных, социально-психологических. Задача менеджера найти причины не эффективной деятельности и разработать рекомендации по их устранению.

Порядок проведения анализа:

  1. Составления планов аналитической работы: определение целей анализов, выбор объекта анализа, разработка методики проведения анализа и календарного графика, определение состава участников и распределение работ.

  2. Сбор и проверка данных использованных при анализе: сбор данных, проведение обследований, анкетных опросов, собеседований, проверка сопоставимости плановых и отчетных показателей работы, сбор литературных данных показателей работы других предприятий.

  3. Изучение и обработка анализированных данных: сравнение показателей и характеристик, определение причин расхождения, раскрытие взаимосвязей и зависимостей между показателями и характеристиками, оценка работы и вскрытие резервов.

  4. Обобщение и оформление результатов анализа: разработка выводов и предложений по результатам анализа направленных на использование резервов, расчет эффективности предложений и их влияние на технико-экономические показатели.

Анализ уровня развития и финансового состояние предприятия.

Анализу подлежат: производительность труда, использование оборудование и производственных площадей, материалов, складских и других помещений, причин не ритмичной работы, анализ не производительных расходов, конструкции изделий, система управления производством.


Уровень технического развития предприятия характеризует:


  1. Прогрессивность техники

  2. Использование производственной мощности.

  3. Специализация

  4. Механизация труда

Уровень организации труда определяется коэффициентами:

  1. Разделение труда

  2. Организация рабочих мест

  3. Обслуживания работников

  4. Совмещение профессий

  5. Условий труда

  6. Трудовой дисциплины

  7. Творческой активности

Экономический уровень предприятия:

  1. Рост производительности труда

  2. Снижение трудоемкости продукции

  3. Рост средней заработной платы

  4. Качество выпускаемой продукции

  5. Рентабельность реализованной продукции

  6. Освоение и выпуск новых изделий в общем объёме производства

  7. Выполнение плана поставок по договорам

  8. Эффективность деятельности предприятия

Уровень социально-психологического развития предприятия характеризуется:

  1. Уровень стабильности кадров

  2. Уровень удовлетворения материальных потребностей работников

  3. Уровень конфликтных ситуаций

Социально-психологические методы управления.

Это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Основанных на использовании моральных принципов труда. Воздействует на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Качества руководителя должны быть такими - 15% знания 85% умение работать с людьми.

Основным принципом образования и функционирования коллектива является соблюдение психологической совместимости.

Основная цель социально-психологических методов формирование в коллективе положительного социально-психологического климата. Это помогает целенаправленно воздействовать на коллектив.


Основным средством воздействия на коллектив является убеждение.

Объектами социально-психологического руководства является взаимоотношения работников, их отношения к средствам труда и окружающей среде.

Вывод: социально-психологические методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменений конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические методы требуют чтобы во главе коллектива были люди, понимающие и умеющие использовать разнообразные приемы управления: убеждение, метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критика и самокритика, постоянно действующие производственные совещания.

Самоуправление.

Самоуправление – это автономное функционирование, какой любо социальной системы (коллектива, организации и т.д.)

Процесс самоуправления служит элементом демократизации общего управления в результате непосредственного участия работников в разработке решений организации стратегии ее развития. Самоуправление реализует потребность человека и организации, свободе и само проявлении, оно всегда должно быть только конкретным. Самоуправление предлагает выбор целей в формировании сопутствующих задач, разработку средств и методов их решения.

Три принципа самоуправления:


  1. Принцип вторичности. Самоуправление не может быть первичным.

  2. Сочетание управления и самоуправления. Должны сочетается на каждом уровне управления. Основан на обязательности удовлетворения потребностей и интересов персонала в организации относящейся как к управления, так и самоуправлению. Базовые потребности и интересы человека и общества отличаются

  • Относящиеся к управлению: организации жизни и деятельности, безопасности, управление, порядок и стабильность, пища, жилье и одежда, творчески труд, вера и патриотизм.


  • Относящиеся к самоуправлению: управление, неформальная информация, свободное время, творческий труд. Процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и положениями организации. Самоуправление основано на субъективизме активного персонала

Управление персоналом.

Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента.

Управление персоналом это комплексное целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников, направление обеспечение оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.

Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудится, творчески относится к трудовому процессу. Требование творческого отношения менеджеров к производству и управлению обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу. Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. Таким образом, повышается роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратегии организации и направления управления персоналом.

Организация деятельности кадровых служб.

Управляющие персоналом – это самостоятельная группа профессиональных специалистов менеджеров главная цель которых, повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации.

Кадровые службы должны превратится в центры по разработке и реализации стратегии организации по труду.

Основное содержание работы кадровых служб:


  1. Формирование кадров организации: планирование, отбор, наем, высвобождение, анализ текучести и т.д.

  2. Развитие работников: профессиональная ориентация, переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе.

  3. Совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.

С учетом изменения системы управления персоналом выделяют четыре группы факторов:

  1. Технико-технологические: изменение структуры и формы занятости, пересмотр организации труда с акцентом на интегрированные трудовые функции и групповую работу, непрерывное повышение квалификации и переподготовка, создание комплексных систем управления качеством работ.

  2. Личностный: пересмотр принципов занятости, гибкие индивидуальные формы работы, создание системы не прерывного образования кадров, ориентация системы стимулирования на предпринимательство, новаторство, участие в управленческих решениях, изменение стиля руководства и повышение роли корпоративной культуры в системе управления, комплексный подход к воспроизводству человеческих ресурсов, организация закрепление и развитие ключевых кадров.

  3. Экономические и социально-политические факторы: аккумулирование передового международного опыта управления кадрами, создание новых форм конструктивного сотрудничества работников, профсоюзов и администраций компании, усиление взаимодействия кадровых служб с государственными органами, политизация управления трудом.

  4. Развитие теории управления: формирование целостного видения управления персоналом, понимание роли личности в обеспечении эффективной работы организации, повышение аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов.

Названные факторы могут быть положены в основу программы определяющей роль кадровых служб в организации.

Задачи кадровых служб:

  1. Всесторонняя поддержка бизнеса,


  2. Формирования политики прогноза персонала,

  3. Выявление проблем использования трудовых ресурсов

  4. создание условий для высокой продуктивности работы

  5. расширение знаний менеджеров с цель эффективного использования потенциала сотрудников

Отбор персонала.

Критерии оценки сотрудников:

  1. Образование, производственный опыт: образование, производственный опыт (ручной труд, работа автономна, под началом, ответственность за издержки производства, управление персоналом, совместная работа).

  2. Поведение: внешний вид, уверенность в своих силах, адаптивность и контактность, уравновешенность, справедливость и честность, кооперированность.

  3. Целеустремленность: желание повышения по службе, инициатива, готовность к выполнению заданий, усердие, способность к дальнейшему образованию.

  4. Интеллектуальные способности: сообразительность, внимательность, мыслительные способности (способность к абстрактному мышлению), реакция на действие, уровень суждений, умение вести переговоры.

  5. Манера разговора: находчивость, многословность, ясность изложения мысли.

  6. Особенности.

  7. Профессиональная пригодность: специальное и личное.


Сделать анализ производственно-хозяйственно деятельности предприятия по описанным выше алгоритмам, объем 3-4 страницы, сделать к 01.12.2012

Объем курсовой работы около 40-50 страниц + если будет презентация (10-12 слайдов) = БОНУС! Работу необходимо сдать за 10 дней до экзамена, можно раньше. Экзамен 19.01.2013.

Оформление презентации:

Структура

Общая характеристика


Характеристика организации

Рекомендации


Вывод


Оформление курсовой:

Содержание


Введение


Часть 1,2,3…


Заключение


Список литературы (не меньше 15 источников)