prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
Экономика отросли

1)Нигде этого нет!(((

2) Воздействие гостиничной индустрии на экономику

Введение Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-газодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением. Однако анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. Если доля туризма в валовом национальном продукте большей части государств составляет от 5 до 15% и более, а в некоторых странах она достигает 50%, то в России этот показатель составляет менее 1%. Сложившаяся негативная ситуация объясняется целым комплексом причин. В настоящее время для международного туристского характерна жесткая борьба за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. На российском рынке увеличивается число иностранных компаний, занимающихся туризмом. Это неизбежно приводит к тому, что большая часть прибыли от международного туризма в России достается иностранным компаниям. Целью настоящей курсовой работы является изучение роли туризма в развитии экономики страны. Исходя из цели, определим задачи работы: - определить место туризма в экономике страны; - изучить прямое и косвенное влияния факторов туризма на экономику страны. 1. Место туризма в экономике страны О том, что государство уделяет значительное внимание развитию туризма, говорит принятие концепции развития туризма в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р), которая направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. В концепции отмечается, что современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента).


Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке "расходы - доходы - расходы" и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.

3)Основные направления экономического развития индустрии гостепреимства

При рассмотрении рынка гостиничных услуг необходимо учитывать следующие основные особенности, обусловленные спецификой данной отрасли.


  1. Во-первых, услуги, как правило, потребляются в момент своего производства, что ограничивает возможность контролировать их качество и,в отличие от промышленного производства, выбраковывать продукцию и изымать ее из потребления. Поэтому некачественное оказание услуги может вызвать потерю клиентов и уход их к конкурентам.

  2. Во-вторых, наряду с традиционной концепцией маркетинга применительно к сфере услуг необходимо рассмотрение персональных качеств сотрудников, осуществляющих производство и продажу услуг. При этом важным моментом является как обеспечение сотрудников необходимой информацией для осуществления их эффективной деятельности, так и правильный подбор и распределение персонала в целях обеспечения наибольшей отдачи от использования совокупности их индивидуальных способностей. В этих условиях важное значение приобретают обучение и мотивация персонала, нацеленные на повышение качества обслуживания клиентов, приобщение каждого сотрудника организации к маркетинговой деятельности.
  3. В-третьих, спрос на гостиничные услуги всегда индивидуален, имеет местный характер, что обуславливает стремление гостиничного предприятия как можно прочнее закрепить за собой имеющуюся клиентуру, завязать с ней долгосрочные отношения. Это предполагает умение управлять и предложением, и спросом, не только привлекать потребителей, но и искусство их удерживать.


  4. В-четвертых, учет особенностей внешнего окружения возможен лишь на основе применения маркетингового инструментария. Прежде чем определить целевой рынок и начать продвижение услуг, необходимо проанализировать внешнюю среду фирмы, которая воздействует на ее развитие. Социальные, культурные, экологические и прочие факторы оказывают значительное влияние на деятельность гостиниц.

Перечисленные выше особенности и проведенный практический анализ рынка гостиничных услуг показывают необходимость целенаправленных управляющих воздействий на субъекты и объекты маркетинговой системы для обеспечения эффективного функционирования

4) Предприятие основное звено экономической системы

Предприятие – в условиях развития рыночного хозяйства цель экономической деятельности. Это самая важная структурная часть и основное звено экономики.

На предприятии решаются вопросы: - выпуском объёма и ассортимента продукции; выбирает поставщиков и покупателей; формирует цены; следит за экономным расходованием ресурсов; применение кадров; применяется высокопроизводительная техника и технологии.

Эффективность работы предприятия зависит от выбора таких форм организаций производства как: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства.

Фирма – самое общее название предприятия, кампании, коммерческой организации. Пришло в русский язык в переводе с английского и иностранной практики

Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике

Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:

- организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;

- производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

- наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;

- имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;

- оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ главной целью коммерческого предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют "дерево" целей данного предприятия.

Функционирование предприятий в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

- бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;

- удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики;

- эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства;

- разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;

- обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;

- совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;

- обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Задачи предприятия определяются интересами его собственников, потенциалом и другими факторами внешней и внутренней среды. В современных условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.

5) Понятие рынка и условие его возникновения

Рынок – 1) институт, который сводит покупателей и продавцов;

2) совокупность отношений в сфере производства и обмена, которая обеспечивает

решение экономических проблем в обществе.


  • Для возникновения рынка необходимы общественное разделение труда (специализация) и экономическая обособленность производителя.

  • Для существования рынка необходимы частная собственность, экономические свободы и правила, регулирующие экономические отношения.

Субъекты рынка:
  • домохозяйство (сфера потребления)


  • бизнес (сфера производства, главная цель которой – получение прибыли)

  • государство (бюджетная сфера)

Отношения между субъектами рынка регулируют цена, соотношение спрос/предложение и конкуренция.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).

6)Виды рынков их функции

Рынок - это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу купли-продажи товаров. Рынок выступает как одно из важнейших связующих звеньев между товаропроизводителями и потребителями. На рынке происходит формирование и движение спроса и предложения. Формирование рынка базируется на развитии общественного разделения труда, товарного производства и обмена.

Эффективное функционирование рынка предполагает реализацию многообразных форм хозяйства и собственности (частной, кооперативной, государственной и др.), формирование развитой рыночной инфраструктуры. Различаются три основных вида рынка:

  1. рынок товаров и услуг;

  2. рынок факторов производства;

  3. финансовый, или денежный, рынок.

Все они связаны между собой. Рынок товаров и услуг включает продукты питания, промышленные товары, различные услуги и др. Этот рынок требует создания товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций. Так, оптовые сделки с зерном, хлопком, металлом, углем, нефтью и др. обычно осуществляют товарные биржи и торговые дома. Доведение товара до потребителя осуществляет широкая сеть предприятий розничной торговли. Причем при развитом рынке, в отличие от ранних этапов товарного обмена, не обязательно наличие особого места в городе, где товары выставлялись бы на продажу и осуществлялась бы купля-продажа. При современных средствах транспорта и связи торговец, используя маркетинговые операции, имеет возможность дать рекламу товаров по радио и телевидению, собрать заказы от клиентов и доставить товары покупателям, не входя с ними в непосредственный контакт. Расширяется рынок услуг, представляющий собой полезную деятельность предприятий и организаций, направленный на удовлетворение культурно-бытовых и других потребностей населения и общества.


Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.


В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.




следующая страница >>