prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11

1) История Казахстана, как наука и учебная дисциплина (предмет и цели, источники).

История наука, находящяяся в постоянном развитии. Изучение истории формирует историческое сознание, культуру, традиции поколений. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Основу исторического значение составляют источники – это вещественные предметы, письменные документы отражающие историю развитие человеческого общества. Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания. Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи: А) раскрыть роль и место казахского народа; Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени; В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов; Г) раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа; Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.


2) Периодизация эпохи камня на территории Казахстана. Эволюция орудий труда и хозяйства в эпоху камня.

С 2,5 млн. лет назад до 3 тысячелетия до н.э. камень доминировал в изготовлении орудий труда. Этот период археологии называют каменным веком, который разделяется на два периода - палеолит (древнекаменный) и неолит (5-3 тыс. лет до н.э.). Переходный между ними период называется мезолитом (12-10 тыс. лет до н.э.). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн.- 40тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом (3-2 тыс. лет до н.э.). В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. Памятники ашельского времени обнаружены в Центральном Казахстане - Среди орудий можно выделить орудия, обработанные с обеих поверхностей камня; скребла, предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева; а также многочисленные нуклеусы-ядрища, с которых скалывались отщепы и пластины. В последующий период - мустьерский - Выявленные топоры, скребла, выемчатые орудия и нуклеусы изготовлены из местного сырья - серого кварца. В эпоху неолита наряду с охотой и рыболовством, зарождается земледелие и скотоводство. Важным открытием было и изготовление глиняной посуды, изобретение лука и стрелы, а также появление шлифованных орудий из камня; пиление и сверление получает широкое распространение.


3) Сложение древних родоплеменных объединений. Эволюция общественных отношений в эпоху камня на территории Казахстана.

Родовая община появляется с возникновением совр. человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины - запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного общества была материнская община - материнский род (матриархат). Складываются группы родов - племена. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами. Власть внутри рода принадлежала собранию. Разложение родовой общины:

· Переход от присваивающих форм хозяйства (собирательства и охоты), к производящим, т.е. земледелию и скотоводству повлек за собой появление регулярного избыточного продукта:

· Появление избыточного продукта породило возможность появления института рабства. Первоначально рабами становились представители враждебного племени, считаясь собственностью рода.

Возможность отчуждения избыточного продукта и учащение военных столкновений ведет к усилению роли родовой верхушки, которая постепенно превращается в особый институт вождей, основной функцией которых было управление, регулировавшее отношения внутри рода.

· В обществах, занимающихся плужным земледелием и скотоводством роль мужчин в хозяйственной деятельности возросла,что отразилось и на социальной структуре. Материнский род стал заменяться отцовским, счет родства велся по отцу. Непрочный парный брак начал вытесняться патриархальной семьей.
4) Эпоха бронзы на территории Казахстана эволюция общественных отношений, орудий труда и хозяйства.

Характерными признаками эпохи бронзы является – развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством. В бронзовом веке приходит скотоводство и земледелие. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племён Казахстана формируется комплексное скотоводство – земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводства как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда, начали выделятся пастушеские племена. Племена населявшие современный Казахстан овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Были у них литейные мастерские, совершенствовались изделия из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники), украшений (бляхи, браслеты, бусы). Мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, теснения, пиления и полировки. Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремня), изготавливались изделия из глины (керамика), ткани, кожи. Происходит изменения в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Жилища представляли собой полуземлянки, покрытые ветками, шкурами и дерном.


5) Андроновская культура на территорий Казахстана характерные черты и особенности.

Андроновская культура относится к эпохе бронзы. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озёр. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дёрном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особой отраслью хозяйства андроновских племён было горное дело и металлургия. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм – баночной, Горшковой. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из золота и бронзы.

6) Бегазы-Дандыбаевская культура поздней бронзы. Переход от пастушеского к кочевому скотоводству.

Бегазы-Дандыбаевская культура относится к периоду поздней бронзы. Особенностями этой культуры было: 1. Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве, 2. Преобладающим видом занятий было пастушковое скотоводство. 3. Зарождался яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. Придонное скотоводство, когда скот пасётся недалеко от поселения. Хозяйство было смешанным: скотоводческо – земледельчиским, землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. Постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад овец и лошадей. Важную роль в жизни племён играла металлургия. Бронза из сплава меди и олова отличалась твёрдостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Руду добывали простым «кайлованием». Плавили руду в печах типа горна. Развивалось ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, посуда орнаментировалась, обжигалась. Развивалось ювелирное искусство. Произошли изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытно общинные отношения разлагались, усиливалась имущественная дифференциация т.е. появились богатые и бедные. Были выделены три сословные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники. Люди поклонялись небу, солнцу, огню, верили в загробную жизнь.



7) Политическая история саков. Саки в истории Евразии.

Конец 1тыс. до н.э. и начало нашей эры являются переломным моментом в истории Казахстана. В хозяйственной жизни населения Центральной Азии и Казахстана произошли серьезные изменения, связанные с изобретением железа и переходом на кочевой способ производства. В обществе произошло имущественная дифференциация, это привело к появлению различных социальных групп. Социальное расслоение всего общества требовало появление силы, способной регулировать отношения между социальными группами. Такой силой стало государство. Первые государственные объединения на территории Казахстана образовались в 1тыс. до н.э. В Семиречье складывается саксо-усуньское объединение, в Приаралье – Каньгюйское, в северо-восточной части Казахстана – гуннское государственное объединение. В 8-6 вв. до н.э. вся территория от Чёрного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами – саков. У саков общественные отношения были патриархально – родовые отношения. В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Но с начала сакской эпохи у обитателей Казахских степей появляются монголоидные черты азиатского происхождения.

8) Социальное устройство, хозяйство и быт саков.

В 1 тыс. до н.э. племена саков живших на территории Казахстана перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племён. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец. Чтобы решать важные вопросы (внешние и внутренние) все полноправные члены общества периодически собирались – народное Вече. Такой политический строй можно назвать прямой демократизацией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решения. Политический строй саков можно назвать военно-кочевой демократизацией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е. поставленные царём управители племени, после сатрапов шли военно-племенная аристократия. Основное население страны – рядовые общинники. Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Разводили овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами. Изготовляли колёсный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножи. Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах, защищали от различных осадков. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнём, узкие штаны и бескаблучную обувь.


9) Материальная и духовная культура саков.

В ходе объединения отдельных племён в племенные союзы складывались для всего союза племён культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов. Саки создавали высокую культуру для того времени. Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племён саков особое место занимает прикладное искусство. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль» сложившийся в 7-6 вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформляли предметы быта: одежду, посуду, оружие. Из Казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра, дикого кабана, марала, верблюда, степного орла. Материалом для изготовления изделий служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и резьба по кости, рогу, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи. Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойником они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп саки применяли бальзамирование. Приклонялись солнцу и огню. Племена саков на территории Казахстана смешались с усунями, канглами, аланами. С этого времени (3 в. До н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.


10) Письменные источники о саках.

Наиболее ранние источники о населении Казахстана относятся к середине 1-го тыс. до н.э., из которых мы узнали названия степных кочевников Средней Азии – саки. Геродот писал, что «саки-скифское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо, одеты были в штаны, имели туземные луки, короткие мечи и секиры». Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царём Крезом. При Дарии 1-м саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марадоне боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480году до н.э. саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.


11) Государство Усуней и Кангюй.

В 3 веке до н.э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы – усуни, канглы (кангюй). Усуни обитали первоначально в районе реки Денхэ, но в 3 веке до н.э. под натиском племён юечжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после поражения нанесенных им хуннами – в Семиречье и Джунгарию. Государство усуней было зависимо от хуннов, но в середине 2-го века до н.э. они отделились от империи хуннов и начали сближаться с Китаем. В 53 году до н.э. Усунь распалась на 2 части. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, а ставка находилась в городе Чигучене (г. Красной долины) на берегу озера Иссык-Куль. Усуни – этнокультурные преемники саков. Кангюй – государство в Средней Азии (около 2-го века до н.э. – 4-го века н.э.) в районе нижней и средней Сырдарьи (ферганская долина). Кангюй крупное государство, населённое кочевыми племенами. По облику были европеоидами, вели осёдлый образ жизни, занимались земледелием и отгонным скотоводством.


12) Политическая история хунну.

Гунны во главе с Алиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Азиатские племена гуннов, обитавших на территории Казахстана в последнее века до н.э. – первые века н.э. – мало известны. Но на рубеже нашей эры гунны диктовали ход исторических событий на Евразийском континенте. Именно с ними связанно образование новых государств, этнических структур и культурных тенденций. Особенно значительна роль гуннов в этногенезе казахского народа. Именно с широким заселением территории Казахстана гуннский период связывается господство здесь тюркского языка, смешанного антропологического типа и сложения традиционных основ кочевой культуры. В гуннскую эпоху имел место сдвиг в сторону к монголоидности у населения Казахстана. Часть северных хунну в 1 веке н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшой территории хунну, аланы и кангары в течении трёх веков кочевали, вступая в политический отношения (как мирные, так и военные). Гунны заняли земли канглы и усуней и основали в Центральном и части Южного Казахстана государство Юлбань, которое было разгромлено в 490 году телескими племенами, которые основали в Восточным Казахстане государство Гаотюй.

13) Социальное устройство, хозяйство и быт хунну(гунну)

Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально – родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета. Существовала частная семейная собственность на скот. Было имущественное неравенство. В праве собственности были черты характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вёл хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «царские» земли. Хунну, как и другие кочевники жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах имелась система отопления – дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен. Над дымоходами устраивали лежаки или нары. Одежда изготавливалась в основном из кожи и шерсти. Так же применялся китайский шёлк и хлопчато бумажная материя. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти всё поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны осёдлые племена земледельцев.



следующая страница >>