prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
1. Сущность и необходимость финансов.


Финансы - один из базовых элементов экономичотнош ,предметн областью котор выступ процесс формирован, распределен и использован фондов денежн ср-в в целях выполнен ф-ий и задач гос-ва , а также конкретн субъектов хозяйствован. Финансовые отношенияклассифицирследующ образом:•финансов отношен на уровне отдельн субъектов хозяйствован, т е ЮЛ, определяем чаще как финансы предприят;•финансов отношен, осуществляем при непосредствен участ и в интерес гос-ва , определяем чаще как гос финансы ;•международнфинанс отношен, реализуем с участием межнациональн финансов институтов (Международнвалютн фонд, Европейсквалютн конференция и др), гос-в и отдельн ЮЛ.

Функции финансов:

Аккумулирующая (или накопительн). Выраж через процесс образован (накоплен) денежн ср-в, необходим для функционир любой хоз системы. •Распределительная ф-ия. Выраж через процесс использован ранее мобилизован денежн ср-в, для удовлетворен соответств целевых потребностхоз системы в финансов ресурсах. •Контрольная ф-ия.Выраж через целевой финансов контроль использован финансов ресурсов. Контроль за движен собственно денежн средств, анализ многдр аспектов деят объекта управлен, напр - на уровне отдельнпредприят оценив эффективн его инвестицдеятельн, используем технолог и т п, а на уровне гос-ва - результативнсоц политики, экологичпрог и т .п .
2. Государственный кредит, его сущность и роль в финансировании бюджетного дефицита.

Гос кредит, одна из форм кредитных отношен в экономике, непременным участником котор выступает гос-во, действующ в роли кредитора , заемщика или гаранта .

•В роли кредитора гос-во выступ в процессе централизован кредитования отраслей, регионов и отдельных.

•В роли заемщика гос-во выступ в процессе размещения госвнешн и внутрен.

•В роли финансового гаранта гос-в , в лице конкретн органов исполнит власти различного уровня, выступает в процессе предоставленбанковских ссуд различным категор заемщиков из числа ЮЛ, а также в процессе привлечения в страну иностран инвестиций.


Гос кредит функционирует одновременно в двух сферах денежных отношений -финансов и кредита , отражая характерные признаки каждой из них. В качестве элемента финансовой системы он обеспечивает удовлетворение потребностей гос-ва в привлечен дополнительных финансовых ресурсов.

Гос кредит выполняет две базовых функции :

•фискальную, реализуемую в процессе привлечен необходим денежн средств в централизованные финансовые фонды;•регулирующую, реализуемую в процессе установления ЦБ ставки рефинансирования по его кредитам коммерческим банкам, а также в процессе операций на рынке госценных бумаг, позволяющ эффективно обеспечантиинфляцион регулирован национальнденежн системы
3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

Движение финансовых потоков в экономике России в обобщенном виде отражается в источниках формирования и основных направлениях использования валового внутреннего продукта (ВВП) как основного показателя итогов экономической деятельности государства. При распределении и перераспределении стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства ВВП как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию, которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств. В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов и другие поступления). Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит через: 1) бюджетную систему: поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.). 2) финансовый рынок: привлечение средств путем выпуска ценных бумаг; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).


14. Налоговая система государства.

Налогов сист - это совокупно налогов, установлзаконодат властью и взимаемых исполнит властью, а также методы и принципы ее построения.

Классификация налогов:

1. По использованию налогов:

*Общие. Поступ в бюджет и не закрепл за определен видом расходов; *Целевые или специальн.

2. В зависимости от взимающего органа: *Федеральные; *Региональные(-Налог на имущество ЮЛ, -Налог с продаж); *Местные(-Налог на землю, -На имущество ЮЛ,-На рекламу и т.д.)

Все налоги введены либо налогов кодексом, либо законом, котор включен в налог кодекс.

3. По механизму уплаты: *Прямые; *Косвенн

Принципы российск налоговой системы:


  1. Кажддолженуплачив законно установл налоги.

  2. Налогооблож должно быть всеобщ и равным (по доходам).

  3. Налоги должны иметь экономичобоснован и не могут быть произвольн.

  4. Налги должны быть сформулиров в законе так, чтобы кажд точно знал, какие налоги платить, сколько и когда.

  5. Налог не должен иметь дискриминационхар-ра, исходя из соц, расовых и национальн критериев.

  6. Нельзя допускать, чтобы налоги нарушэкономич пространство РФ (разн ставки налога в разн регионах).

Налоги уплач только те, которпредусмотр налогов кодексом.

4. Расходы государства на социальные цели и источники их финансирования.

Расходы бюджетов – это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством и физическими и юридическими лицами. / Включ затраты на образован, здравоохран и физ культуру, соцобеспеч, соц помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, инвестиционные программы в соц сфере (строит-во жилья, создан соц инфраструктуры). Наибольш суммы направл на финансировобразован. Крупн расходы на оборону. / Внебюджетные фонды – это целевые денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства и не получаемые в государство бюджет.


В настоящее время в РФ действуют:1) Пенсионный фонд РФ

Он отвечает за выплату пенсий установленных Российским законодательством. Основной вид пенсий:- пенсия по старости; - пенсия по инвалидности (ограничение трудоспособности); - пенсия за выслугу лет (тяжелый или вредный труд); - пенсия по потере кормильца (назначается детям погибшего лица до 18л.).

Социальная пенсия (фиксированная)

Наибольший объем средств пенсионного фонда направляется на выплату пенсий по старости.

2) Фонд социального страхования

Он отвечает за выплату пособий по временной нетрудоспособности (больничные листы) по беременности и родам, при рождении ребенка по уходу за ребенком до 1,5 лет.

3) Фонды обязательного страхования медицинского страхования (ОМС)

В РФ действует федеральный фонд ОМС (ФФОМС), а также территориальные фонды ОМС (ТФОМС) формируемые в каждом субъекте РФ территориальные фонды не является частью федерального.

Федеральный фонд разработан программой государственной комиссии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Также он оказывает финансовую поддержку территориальным фондам на реализацию этой программы

Территориальные фонды ОМС отвечают за организацию системы ОМС в рамках региона

Территориальный фонд вправе передать часть своих функций страховым компаниям.

На муниципальном уровне внебюджетные фонды создаваться не будут.
6. Элементы налога и их характеристика.

Налоги - обязат платежи юридич и физич лиц в установл законом порядке, взимаем гос-вом для обеспеч ресурсной поддержки установл ему ф-ий .

Основн элементы налога :

•субъект налога - налогоплательщик в лице физич лица или ЮЛ;

•объект налога - результат или элемент деятельн налогоплательщика, подлежащналогообложен;

•источник налога - конкретн объект налога для конкретн налогоплательщика;


•единица обложения - един измерен объекта налогообложен;

•налогов ставка - сумма налога на един обложен, выраж в % или в абсолютн виде;

•налогов оклад - сумма налога, уплачиваем субъектом с одного объекта за расчетн период;

•налогов период - времен период за которуплач налог;

•налогов срок - времен период, в теченкотор должно быть осуществлфактичперечисл налога;

•налогов льгота - полное или частичносвобожд от уплаты налога;

•налогов каникулы - временносвобожденконкретн субъекта от уплаты налога;

•налогов кредит - отсрочка, предоставл субъекту в части выплаты причитающ с него налога;

•налоговое правонарушен - прямые нарушен действующ налогов законодат-ва , выявлен котор связано с применен к налогоплательщустановл штрафных и иных санкций;

•обход налога – деятельнналогоплательщпо сокращен причитающ с него налогов выплат без прямых нарушен законодат-ва, и не связан с возможн применен к нему штрафн санкций.

7. Профицит бюджета: его формирование и распределение.

Типовая структура федерального бюджета:

а ) Доходная часть бюджета: налоговые доходы; поступления от федеральных займов; доходы от госимущ-ва, приватизац, прочненалог доходы.

б ) Расходная часть бюджета :

•расходы по регулированию и прямому финансированию национальн эконом;•расходы на международную деятельность;•расходы на оборону, судебнсист, правоохранительндеятельн и обеспечение безопасн гос-ва;•расходы на науку, культуру, образован, здравоохран, искусство, ср-вамассовинформац;•расходы соцхар-ра; •расходы на обслуживание внешн и внутрен долга;•расходы на пополнение гос запасов и резервов;

•расходы целевых бюджетных фондо;•расходы на гос управление;•расходы на целевые программы федеральн уровня.
5. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Расширеннвоспр-во определ как совокупн процессов возобновлен, расширен и роста: •производств фондов, используем в рамках конкретнхозсист; •валового внутреннего продукта (ВВП ), отражающ стоим всей продукц и услуг, произведен общ-вом; •рабочей силы, затраты на воспроизводство которвключ в себя все виды денежн доходов населен, включ выплаты из гос и частнсоц фондов; •производственных отношен, как совокупн отношен м/у всеми участник процесса обществен воспроизв-ва , в лице гос-ва, юридич и физич лиц.


Используя такие финансовые инструменты, как налоги и бюджетн ассигнования, гос-во осуществл регулирован эконом на отраслевом и региональн уровнях. Внебюджетные финансов фонды (Пенсион, Соц страхован и др) явлосновнэкономич предпосылкой проведен госсоц полит. На уровне отдельнпредприят финансов показат (напр, затраты, прибыль) окончательно утвержд в роли основн критерия эффективн производственно -хоздеятельн. Макроэкономическ роль финансов наиболее наглядно иллюстрирует процесс формирован и распределен финансов ресурсов, отражающ наиболее значим аспекты финансов отношен на всех уровнях управлен.
8. Прямые налоги и их характеристика.

Прям налогии – взим непосредственно с н\плат-ка за счет его дох-в. Они обчеспеч-т лучшие рез-ты с т.зр. регулирования и они более соц-но справедливы, т.к. их размер зависит от дох-в и имущ положения н\плат-ка. Сущреальные (взим с им-ва и отд видов деят-ти план-ка), кот дел-ся на частные (взим с кажд вида им-ва отдельно) и глобальные (взим-ся с общ объема им-ва),

личные – подоходные налоги, кот м.б. глобалиными и шедулярными (дох-д разбив-ся на неск частей в зав-ти от источн получения, и каждпримен отдельная ставка).

В основном это налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль предприятий

подоходный налог с физических лиц Объектом налогообложения является доход полученный: а) для налоговых резидентов РФ – доход как от источников в РФ, так и за ее пределами. б) для иностранных граждан – это доход от источников в РФ. Налоговая ставка составляет 13%. Для стоимости выигрышей, призов – 35%; для доходов получаемых иностранными гражданами в РФ – 30%; для доходов полученных в виде дивидендов – 9%.

налог на прибыль предприятий - Объектом налогообложения является прибыль в денежном выражении, т.е. доход организации, уменьшенный на величину расходов.

Также к прямым налогам относятся: налоги на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу , поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж.


Прямые налоги бывают реальными (уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров, деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика) и личными (учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода.

Налог на имущество физических лиц включает: налог с владельцев транспортных средств, налог на имущество после дарения и наследования (федеральные), налоги на имущество физических лиц и земельный налог (местные). Объекты обложения - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи (0, 1 % от инвентарной стоимости), моторные лодки, вертолеты, самолеты (от 3 - 13, 6 % от ММОТ).

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену с/х продукции.
9. Роль финансов в кругообороте основного капитала предприятия.

Предприят - это самостхозяйствующ субъект, котор связан с производством продукц, выполнен работ, оказан услуг, в целях удовлетворен обществен потребн и получен приб. Предприятосущпредпринимдеят-ть, котор направленна на получ прибыли или личного дохода. / Финансы предприят определяют состоян бюджетов, поступлен налогов, финансирован инвестиций и осуществлен соц программ. / Финансы предприятобеспечдвижен финансов потоков и формирплатежн ср-ва: *Деньги на банковских счетах; *Денежные средства в кассе; *Чеки; *Дебиторскую задолженность;*Кредиты, полученные предприятием; *Векселя. / Группы финансовых отношений: 1.Отношен по формирован уставнкапит хозяйств субъекта. Эти отношен возник м/у учредит в момент создпредприят; 2.М/у предприят, связан с производством и реализац продукции; 3.М/у предприят и его структурн подразделен по поводу финансирован расходов и распределен доходов; 4.М/у предприят и работник при распределен и использован доходов;5.М/у предприятиями и вышестоящорганизац внутри финансово-промышл групп. Возник при формирован и использован централизован целевых фондов и резервов; 6.М/у предприят и финанс системой при уплате налогов и сборов в бюджет и получен средств из бюджета при финансирова; 7.Отношен предприят с банковской системой при получен и погашен кредита, уплаты % за кредит, а также в процессе хранен денег на счетах; 8.Отношенпредприят со страхов компан при страхован различнкоммерч рисков.

Главн особ-ти финансов предприятия:1.Финансы предприятподдерживнепрерывн производств процесса и кругооборота основноборотн капитала; 2.Многообраз видов финансотношен.

Гл задача финанс отношен - получен прибыли, достаточндля развит произв-ва.
10. Федеральный бюджет РФ на текущий год.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения. / В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного посланияПрезидента РФ.


02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:2010 Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей; 2011 Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей; 2012 Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.




следующая страница >>