prosdo.ru   1 2 3 4 5

11. Косвенные налоги и их характеристика.

Косвен налоги - это налоги на товары и услуги, кот входят в цену товара или тарифа и оплачив потребителем. Они не прямо поступ в казну от плательщика, а через товар или услугу.

–НДС; –Акциз;-Таможенные пошлины;-Налог с продаж

Отличительные черты: 1.Не учитывает доходность плательщика и его семейн положение; 2.Явл регрессивным, с ростом дохода семьи доля косвен налогов в бюджете этой семьи уменьш; 3.Просты при обложении; 4.Очень выгодны для бюджета; 5.От косвен налогов нельзя уклониться.

Использ длявоздейств на процесс произв-ва(тамож. пошлины).
12. Инвестиции и источники их финансирования.

Инвестиц - это долгосроч вложен капитала в промышл-ть, с/х, транспорт, строит-во. Цель такого инвестирован - создновых и модернизация действующпредприят. 2-я цель инвестиц - освоен новейш технолог и новейш техники. / Инвестиц делятся на реальныеинвестиц и финансов инвестиц. Реальн - это вложен в осн капитал и прирост материальнпроизводствен запасов. Финансов - это вложен капитала в ценн бумаги, котор выпуск предприят или гос-вом. / В наст время, когда гос-во приним бюджет, то одновременно принимфедеральнадреснаяинвестиционпрога.
13. Местные финансы и их особенности.

Местные бюджеты - один из главн каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются м/уотдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, местной и пищевой промышленности, коммунальные хозяйства, объем продукции и услуги которые являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Особенности местных бюджетов: 1)Они двух уровневые: -муниципального района; - сельского поселения; 2) Основная масса их – дефицитна; 3)Расходы в основном направляются на социальные цели (дошкольные начальные образования, муниципал. поликлиники).


Местные кредиты. Их особенности: 1)Муниципалитеты не имеют права занимать средства за переделами РФ; 2)В основном занимают у коммерческих банков (а не выпускают ц.б.), а так же у выше стоящих бюджетов.

Местные унитарные предприятия. Их особенности: 1)Занимаются благоустройством территории (уборка, озеленение); 2) Низко прибыльные или убыточные, поэтому в значительной степени финансируются из бюджета.

Общая особенность: Нет внебюджетных фондов.
15. Финансовые ресурсы и их состав.

Финансовые ресурсы образуются в процессе производства материальных ценностей, т.е. когда создается новая стоимость и возникает ВВП и национальный доход. Этот процесс образования финансовых ресурсов характеризуется движением товаров и денег. Финансовые ресурсы характеризуются субъектами и объектами. Субъектами выступают три субъекта финансовых отношений (хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства, государство). Соотношения между этими субъектами по объему финансовых ресурсов различны и размер финансовых ресурсов каждого субъекта определяется развитием рыночных отношений. Чем больше самостоятельности у юридических лиц, тем больше объем их финансовых ресурсов. Объектами финансовых ресурсов выступают финансовые отношения. В результате действия этих финансовых отношений создаются денежные целевые фонды. Эти фонды концентрируются в двух блоках – децентрализованные финансовые ресурсы и централизованные финансовые ресурсы. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются и функционируют на микро уровне, а централизованные финансовые ресурсы создаются на макро уровне и концентрируются в бюджетных фондах и фондах государственных предприятий. Состав финансовых ресурсов: 1.Собственные средства. На уровне предприятий это прибыль и зарплата, а на уровне государства – доходы от предприятий, от внешней экономической деятельности и от приватизации. 2.Средства, мобилизованные на рынке. На уровне предприятий это продажа акций, банковский кредит. На уровне государства – эмиссия государственных ценных бумаг, эмиссия денег и государственный кредит. 3.Средства, которые поступают в тот или иной блок в результате перераспределения. На уровне предприятий это проценты и дивиденды по ценным бумагам предприятия. На уровне государства это налоги. Финансовые ресурсы, хотя и взаимосвязаны с финансовыми отношениями, но финансами не являются.

24. Расходы бюдж-ой системы:их классификация и хар-ка.

Расходы бюджетов – это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством и физическими и юридическими лицами.

В бюджетной классификации выделяют следующие разделы бюджетных расходов:1.общегосударственные вопросы; 2.национальная оборона (этого раздела нет в местных бюджетах); 3.национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4.национальная экономика (транспорт, сельское хозяйство); 5.ЖКХ; 6.охрана окружающей среды; 7.образование; 8.культура, кинематография, СМИ; 9.здравоохранение, физкультура и спорт; 10.социальная политика;11.межбюджетные трансферты.

В настоящее время в законах о бюджетах разделяются: действующие и вновь принимаемые расходные обязательства в пределах общей суммы доходов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:1.осигнование на содержание бюджетных учреждений; 2.средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по гос-ым и муниципальным контрактам; 3.транферты населению; 4.бюджетные кредиты юридическим лицам; 5.инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 6.межбюджетные трансферты.

В настоящее время из бюджета каждого уровня осуществляется финансирование тех вопросов, которые находятся в компетенции соответствующего уровня власти.

Компетенция органов власти разных уровней определяется конституцией РФ, а так же ФЗ №184-ФЗ и №131-ФЗ. / Расходы могут быть переданы с одного уровня бюджетной системы на другой, но при обязательной передаче соответствующей суммы доходов. / В федеральном бюджете наибольший удельный вес имеют расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону и безопасность. / В региональных и местных бюджетах преобладают расходы на социальную сферу.

16. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы финансирования.Дефицит – это превышение расходов над доходами. Источники финансирования дефицита делятся на 2 большие группы: 1. внутренние источники, т.е. источники, задействованные внутри страны; 2. внешние источники, т.е. источники в не страны. Внутренние источники включают в себя: 1) кредиты, предоставленные кредитными организациями. Кредиты на финансирование бюджетного дефицита могут давать все кредитные организации, кроме Центрального Банка. Ему запрещено кредитовать Мин. Фин. для покрытия бюджетного дефицита (обратное может привести к инфляции); 2) займы, полученные путем выпуска ценных бумаг – гос. облигаций. И первый и второй источники – кредитные, т.е. полученные средства надо будет вернуть с %. 3) поступления от продажи гос. имущества (не кредитный); 4) средства, передаваемые на покрытие бюджетного дефицита из вышестоящего бюджета. Этот источник может быть кредитным, если средства передаются в виде бюджетного кредита и не кредитным, если средства передаются в виде дотаций. Внешние источники: 1. кредиты иностранных банков; 2. кредиты международных финансовых институтов (международный валютный фонд, банк реконструкции); 3. выпуск облигаций на мировом рынке. В 90-х годах федеральный бюджет РФ сводился с дефицитом. Последствия: 1) Для снижения дефицита взимались налоги на высокие % ставки (хотя далеко не все эти налоги платили, т.к. большое число налогоплательщиков уклонялось от их уплаты, но для добросовестных плательщиков налоговое бремя было очень тяжелым); 2)Поскольку для финансирования бюджетного дефицита Мин. ФИН. прибегал к кредитам Центрального Банка была высока инфляция; 3)Поскольку часть расходов заложенных в бюджет не обеспечивалось источниками финансирования – имело место массовое недофинансирование расходов, кот. порождало не платежи в экономике; 4)Низкие размеры з/п гос. служащим, низкие пенсии, низкие расходы на медицину и т.д. В 90-е гг. в РФ возникла ситуация, когда дефицит бюджета порождал дефицит

17. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев.

Фин. с-ма РФ делится на 2 сферы: централиз. и децентрализ. ф-сы. В сферу централиз. ф-сов входят гос. и муп. ф-сы,. Такая структура отражает федеративное устройство РФ в соотв. с Конст. РФ. Централиз. ф-сы включают 2 осн. звена: Бюдж. с-ма РФ и гос. и муп. кредит. Бюджетная с-ма РФ.представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов гос. внебюдж. фондов, кот. регулируется нормами права и основывается на экон. отношениях. Гос. и муп. кредит представляет собой кредитные отношения.в кот. одной стороной обязательно является гос-во. Сфера децентрализ. ф-сов состоит из ф-сов домох-в и ф-сов орг-ции. Ф-сыдомох-в – ден. отношения по поводу распределения сто-сти ВВП и формирования доходов и расходов населения. Ф-сыорг-ции представлены ф-сами коммерч. орг., некоммерч. орг. и ф-сами финн.посредников. Ф-сы ком.орг. составляют основу финн. системы любого гос-ва, т.к. здесь произ-ся большая часть сто-сти ВВП. К фин. посредникам относятся коммерч. банки, кредитные союзы, страх.орг., ПФ и др. орг-ции, преобретающие и продающие различные фин. продукты, обеспечивая тем самым эффективное перемещение фин. ресурсов к их конечным потребителям.

48. Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.Бюджет как финансовый план имеет форму баланса, в котором с одной указывается источник средств, а с другой стороны направление их расходования. Источники средств бюджета по форме мобилизации делятся на две больших группы:1)Доходы Бюджета; 2)Заимствования (источники финансирования бюджетного дефицита). / Доходы-это средства поступающие в собственность безвозмездно и безвозвратном порядке. По методу мобилизации доходы делятся на:1)Налоги; 2)Налоговые доходы; 3)Безвозмездные перечисления.Налоги можно классифицировать по ряду признаков:1)по плательщикам: а)Юр. Лица, б)Физ. Лица. / Формально юр.лица обеспечивают основную часть налогов. Физ. Лица уплачивают НДФЛ(13%), платят налог на имущество, земельный налог. Но кроме этого физ.лица являются конечным плательщиком НДС (18%) и акцизов, а так же таможенных пошлин за ввоз продукции в РФ. Юр.лица официально платят НДС и акцизы, налог на прибыль, на имущество, на добычу полезных ископаемых, земельный налог и ЕСН (идет во внебюджетные фонды). 2)По объектам обложения: Прибыль - юр.лица (налог на прибыль). Доход-физ.лица (налог на доходы). Фонд оплаты труда (ЕСН, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Имущество (на имущество физ и юр лиц). Налог на товары и услуги (НДС и акцизы). Природные ресурсы (Налог на использование природных ресурсов).3)Метод взимания все налоги делятся на две группы: а)прямые, б)косвенные. / Прямые- это налоги на доходы и имущество. / Косвенные- автоматически увеличивают цену товара, т.е. производитель к своей цене прибавляет косвенный налог (НДС и акцизы).4)В зависимости от того чье законодательство устанавливает этот налог (общее кол-во налогов, порядок их взимания, исчисления зафиксирован в налоговом кодексе, но субъект и муниципалитет может налоги относящиеся к его юрисдикции вводить или не вводить. а)Федер.налоги- они водятся федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РФ, б)региональные налоги- они водятся с субъектами федерации и обязательны к уплате на всей территории данного субъекта РФ, в)местные налоги- они водятся региональным муниципалитетом и обязательны к уплате на всей территории муниципалитета.


Определение налога конфедерального не означает, что этот налог обязательно поступает в федербюджет. В качестве примера можно привести НДФЛ – налог федеральный, но поступает в бюджет субъекта федерации. Налог на прибыль – федеральный, но делится между субъектом федерации и федерацией. К федеральным налогам относятся самые крупные налоги – НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых. К региональным относятся более мелкие налоги.

Неналоговые доходы- складываются из двух основных групп: 1)Это доходы от использования гос.имущества (дивиденды по акциям принадлежащим гос-ву, прибыль унитарных предприятий, прибыль ЦБ в доли передаваемой в бюджет). 2)Доходы от оказания услуг бюджетным учреждениям (Плата за оформление паспортов, плата за обучение студентов). 3)Административные платежи – различные штрафы неналогового характера ( нарушение ПДД).

Таможенные пошлины по Российскому законодательству не относятся к налогам, но по сути они являются налогами.

18. Государственный долг и организация управления им.

Долг появляется в результате деятельности государства как заемщика.

Государственный долг это сумма задолженностей государства по ранее выпущенному и непогашенному государственному кредиту, включая проценты по этой задолженности. Величина государственного долга, его динамика отражают состояние экономики и финансов страны. Государственный долг возникает из государственных займов, которые выпускаются центральным правительством, субъектами РФ или местными властями. Во-вторых, гос. Долг возникает из договорных соглашений о предоставлении бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. В-третьих, из соглашений пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. / Займы РФ в зависимости от того, в какой валюте они получены, делятся на 2 группы: 1) в рублях – внутренние займы; 2) в иностранной валюте – внешние займы. Внутренние займы РФ. Рыночные займы появились в РФ в 93 г. в виде государственных краткосрочных облигаций ГКО, которые не играли важной роли, поскольку основным кредитором был Центральный Банк (это приводило к инфляции). В 95 году было принято решение запретить ЦБ кредитовать бюджетный дефицит и для его покрытия стали использовать (только на внутреннем рынке) облигации. ОФЗ – облигации федерального займа. В широком смысле слова управление государственным долгом означает механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, которая связана с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В узком смысле под этим понятием подразумевается совокупность мероприятий государства, которые направлены на погашение государственного долго. К погашениям государственного долга относятся: Выплата сумм кредиторам Погашение внутренних и внешних займов Предоставление гарантий Изменение условий ранее выпущенных займов и определение условий нового выпуска и размещение долговых обязательств. В управлении гос.долгом используются след. методы: *рефинансирование – погашение части гос.долга за счет новых заимствований; *консолидация – объединение ранее выпущенных займов в новый займ с более длительным сроком погашения; *дефолд – отказ гос-ва от выплаты гос.долга.


Задачи в процессе управления внешним долгом:1.сохранение объема внешнего долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны (60%); 2.контроль за графиком долговых выплат, своевременное и полное исполнение обяз-в с целью избежания штрафов и поддержание репутации; 3.обеспечение эффективного целевого исполнения обязательств.
22. Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в России федеральных социальных внебюджетных фондов.

1. Сущность внебюджетных фондов и причина их создания

Внебюджетные фонды – это целевые денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства и не получаемые в государство бюджет. / В РФ внебюджетные фонды появились в начале 90 годов. Причинами их создания был экономический и финансовый кризис, при котором было необходимо защитить от недофинансирования важнейшие социальные расходы. / В этот период (90 годы) расходы на ряд целей были выделены из федерального бюджета, эти расходы передали пенсионному фонду, фонду социального страхования и фонду обязательного медицинского страхования. / Внебюджетные фонды позволяли более эффективно отслеживать соответствия между расходами на определенную среду и источники их формирования. / Внебюджетные фонды выполняют все три функции финансов (распределение, контроль, регулирование).

Источники финансирования расходов фонда являются:1) специальные налоги и сборы (ЕСН); 2) отчисления от иных видов государственных доходов (единый сельскохозяйственный налог); 3) средства бюджета; 4) средства от размещения временно свободных ресурсов.

В РФ система внебюджетных фондов прошла в своем развитии 3 этапа:I.)с 1991-1994 гг.В этот период был сформировано большое количество внебюджетных фондов на всех уровнях власти; II.)с 1995-1999гг.В этот период количество внебюджетных фондов сократилось, они были включены в бюджеты и получили статус целевых бюджетных фондов; III.)с 2000 г. по настоящее время. В это период были ликвидированы все внебюджетные фонды кроме действующих в настоящее время (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). Исполнение бюджетов фондов было передано федеральному казначейству, а целевые бюджетные фонды – потеряли свои способности (только на федеральном и региональном уровне).


Каждый внебюджетный фонд формирует свой бюджет, который утверждается в форме федерального закона, либо закона субъекта РФ в сроки утвержденные соответствующего бюджета.

2. Современная система внебюджетных фондов в РФ (бюджетный кодекс)

В настоящее время в РФ действуют:

1) Пенсионный фонд РФ.Он отвечает за выплату пенсий установленных Российским законодательством Основной вид пенсий: -пенсия по старости; -пенсия по инвалидности (ограничение трудоспособности); -пенсия за выслугу лет (тяжелый или вредный труд); -пенсия по потере кормильца (назначается детям погибшего лица до 18 лет).

Наибольший объем средств пенсионного фонда направляется на выплату пенсий по старости.

В мировой практике есть 2 вида пенсионных систем: 1- распределительная; 2- накопительная система.

В настоящее время пенсионная система РФ содержит элементы и распорядительной и накопительной системы.

2) Фонд социального страхования. Он отвечает за выплату пособий по временной нетрудоспособности (больничные листы) по беременности и родам, при рождении ребенка по уходу за ребенком до 1,5 лет. Также за счет средств фонда частично оплачивается санаторно-курортное лечение работников организации и членов их семей.

3) Фонды обязательного страхования медицинского страхования (ОМС). В РФ действует федеральный фонд ОМС (ФФОМС), а также территориальные фонды ОМС (ТФОМС) формируемые в каждом субъекте РФ территориальные фонды не является частью федерального. / Федеральный фонд разработан программой государственной комиссии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. / Также он оказывает финансовую поддержку территориальным фондам на реализацию этой программы.

<< предыдущая страница   следующая страница >>