prosdo.ru   1 ... 2 3 4 5

28. Особенности межбюджетных отношений в РФ.

Межбюд отношения – отнош м\уорганамигос власти РФ, субъекта РФ и органами местного самоуправлен.

Принципы межбюджетный отношений: *Распределен и закреплен дох и расход за определ уровнем БС; *Равенство бюджетн прав субъектов РФ и муниципал образования; *Единые нормативн отчислен от федер налогов и сборов; *Единая методика расчета предоставлен межбюджет трансфертов нижестоящим бюджетам; *Выравнивание уровней бюджетной обеспечен территории.

Формы межбюджетных трансфертов – это средства, которые поступают из бюджета одного уровня в бюджет другого безвозмездно и безвозвратно.

Формы трансфертов:1.Дотации.Они предназначены для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. / Уровень бюджетной обеспеченности определяется как расчетно-налоговые доходы соответствующего консолидированного бюджета на душу населения. При этом учитывается особенность данной территории, связанная со структурой населения, географическими, климатическими и другими условиями, которые могут повлиять на стоимость предоставления одного и того же объема государственных услуг. / Регионы, имеющие бюджетную обеспеченность ниже определенного установленного уровня, получают право на дотации. / Совокупность дотаций предоставляемых бюджетом субъектов РФ из федерального образуют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Аналогичные фонды создаются в бюджетах субъектов РФ и муниципальных районах.

2.Субвенции.Они предоставляются для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ или муниципальных образований, при выполнении ими полномочий другими уровнями власти. / Совокупность субвенции бюджетом субъектов РФ из федерального бюджета, образует федеральный фонд компенсаций. / Аналогичные фонды создаются в региональных бюджетах и в местах.3.Субсидии.Они предоставляются в целях софинансирования расходов региональных и местных бюджетов по вопросам совместного видения различных уровней власти. / Совокупность субсидий бюджета субъектов РФ из федерального бюджета образуют федеральный фонд софинансированиярасходов.Особенность межбюджетных отношений на местном уровне заключается в наличии отрицательных трансфертов.

29. Бюджетный процесс, характеристика его стадий.

В бюджетном процессе выделяют следующие стадии: 1. Составление проектов бюджетов – начинается с бюдж. послания Президента РФ к Фед. Собранию, в кот.опр-ся приоритеты нац эк-ки бюджетная политика. На его основе.а также др. экон. данных орагныисполн. власти составляют проект бюджета соотв. уровня. 2. Рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов – Правительство РФ рассматривает и утверждает проект ФЗ о ФБ для внесения его в ГсДуму для дальнейшего утвержд., а далее для утвержд. Президентом. 3. Исполнение бюджетов и контроль за исполнением бюджетов – орг-ция исполнения возлагается на соотв. фин. органы. В РФ исполнение бюджета осущ-ся на основе сводной бюджетной росписи (составляется в целях организации исполн. бюджета по расходам и источникам фин-ия дефицита бюджета) и кассового плана (прогноз поступлений и кассовых выплат из бюджета в текущ. фин. году). 4. Контроль за исполн. бюджетов, осущ-иебюдж. учета – осущ. ФК, в соотв. с инструкциями Минфина. 5. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюдж. отчетности – осущ. счетная палата.
31. Особенности финансов страхового рынка.

Страх рынок - особая с-ма организации страх отношений, при кот происходит купля - продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.

Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, платежеспособность страхователей, размер страхового тарифа, объем и структура предложения страховых услуг. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называется конъюнктурой страхового рынка, которая характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика так и для страхователя.


Развитый рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективная основа спроса на страховую услугу - потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя, принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом.

Объективно существующая потребность в страховании не обеспечивает автоматического превращения потенциального страхователя в страхователя реального. Потенциальный страхователь лишь тогда в страховые отношения, когда страховой интерес будет им осознан. Но и наличие страхового интереса не идентично спросу на страховую услугу, так как для ее приобретения потенциальный страхователь должен быть платежеспособным. Поэтому страховщик, предлагая свои услуги, должен показать ее экономическую целесообразность и выгодность для страхователя. Необходимость помощи страхователю в определении его страхового рынка России, поскольку существовавшие ранее страховые тенденции утрачены, а в ряде случаев они даже не успели оформиться.

46. Военные расходы государства.

Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны. / Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.

Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны Р.Ф., которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов- в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.). / Важной характерной чертой военных расходов является их тесная связь с политикой, причем очень трудно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические либо политические разногласия между странами, но на самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин – стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собой идеально привлекательную сферу деятельности для государства. Именно поэтому сторонники сохранения этого важнейшего комплекса экономики прилагают все усилия и влияют через определенные каналы на формирование и объем данного вида расходов бюджета государства. К тому же, до определенного времени Российская Федерация занимала одну из ведущих позиций на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военного рынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в обозримом будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной промышленности.
47. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент - формализованн на базе спец методологии процесс управлен финансов ресурсами конкретн субъекта хозяйствован.

Уровни управления финансами: а)Общегосударств:федеральн уровень; уровень субъекта Федерации; местный или муницип уровень; б) Негосударствен: уровень корпорации (концерна, холдинга); уровень предприят; внутрихозяйственный уровень.


Субъекты управления финансами: •коллегиальнгос орган представит власти соответств уровня, или собственник конкретн субъекта хозяйствован, определяющ общую финансов стратегию, приоритеты финансов полит и ключев финансов параметры управляем сист; •специализирован исполнит орган гос власти соответств уровня, или руководит финансов направлдеят-тиконкретн субъекта хозяйствован, формирующ финансов политик предприят, принимающ принцип решения в рамках финансов менеджмента и отвеч за его общую эффективность; •гос и негосуд финансов службы, осуществлоперативнуправленфинанс.

Объекты управления финансами: •финансов направлен деят-ти гос-ва и конкретн субъекта хозяйствован; •установл направления финансов полит; •укрупнен финансов категор и результдеят (оборотн и осн ср-ва, затраты, прибыль, инвестиц, обязат-ва, риски и т.п); •конкретн финансов показат; •органы (службы) управлен финансами и непосредственно их персонал.
33. Финансовый механизм в рыночной экономике.

Важной составной частью фин. политики явл. установление фин. механизма, при помощи кот.происходит осуществл. всей деят. гос-ва в области ф-сов. Фин. механизм представляет собой систему установл. гос-вом форм, видов и методов орг-ции фин. отношений. Это формы фин. ресурсов, методы их формирования, с-мазаконодат. норм и нормативов, кот.используются при опр-ии доходов и расходов гос-ва, орг-циибюдж. с-мы, ф-сов предприятий и рынка ЦБ. Фин. механизм делится на директивный (разрабатывается в основном для фин. отнош., в кот непосредственно участвует гос-во, в его сферу включаются налоги, гос. кредит, расходы бюджета и т.д.) и регулирующий (определяет осн. правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы гос-ва. Характерна для орг-циивнутрихоз. фин. отнош. на частн. предприят.).
32. Сущность и роль бюджетных отношений в современных условиях.

Финансов отношен, складывающ у гос-ва с предприят, организац, учрежден и населением, назыв бюджетными. Специфика этих отношений сост в том, что они, во-первых, возник в распределительн процессе, непремен участником которявл гос-во и, во-вторых, связаны с формирован и использова­н централизован фонда денежн ср-в, предназнач для удовлетворен общегосударств потребностей.


Бюджетн отношен характер большим многообра­зием, поскольку опосредуют разные направлен распределите­льн процесса (между секторами экономики, сферами общест­в деят-ти, отраслями народн хоз-ва) и охватыв все уровни хозяйствован (феде­ральн, республиканск, местный).

Бюджетным отношен присущ объективн характер. Он обусловлен тем, что в руках гос-ва ежегодно должна концентрир-ся определен доля национальн дохода, необходим для удовлетворен соц-культурн потреб­но граждан, решен оборон задач, покрытия общих издержек гос управления.

Конкрет­нвелич бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развит эконом; методов хозяйство­ван на предприят, в организациях, учреждениях; решаем общ-вомэкономичсоц задач и т.п.

39. Функции финансов.

Финансы обладают 3 функциями:

1.распределительная.Объектами распределения являются ВВП и НД в денежной Форме.Эта функция охватывает три этапа:а) формирование денежных фондов(-на микроуровне: создаются финансовые ресурсы домашних хозяйств и организаций.-на макроуровне: централизованные средства государства.); б) распределение денежных фондов через финансовые инструменты( -на микроуровне: образуются обособленные фонды организаций и домашних хозяйств.-на макроуровне: бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.); в) использование денежных фондов(-на микроуровне: обеспечивается расширенное воспроизводство и финансирование расходов населения.-на макроуровне: выполнение задач и функций государства.).

2.контрольная.Финансы обладают свойством количественно, через финансовые ресурсы, отображать воспроизводственный процесс.Назначение финансового контроля в том, что бы сообщать обществу обо всех проблемах в экономико-денежных отношениях.Контрольная функция реализуется на трех этапах:1.до наступления распределительных отношений.(На этом этапе составляются сметы, прогнозы, бюджеты и т.д.); 2.в процессе использования фондов денежных средств.(На этом этапе исполняются намеченные планы, бюджеты, сметы и т.д.); 3.при подведении итогов использования денежных фондов.(На этом этапе сравниваются плановые и фактические доходы и расходы, составляется оценка результатов использования денежных фондов.).


Контрольная функция реализуется через три вида контроля:1.финансово-хозяйственный контроль в определенных организациях.(Хозяйствующий субъект контролирует сохранность и эффективность использования своих средств.); 2.финансово-бюджетный контроль.(Это контроль за своевременной и полной уплатой налога в бюджет, а так же за целевым использованием средств и результативностью затрат.); 3.кредитно-банковский контроль кредитора (банка) за финансовым состоянием заемщика и своевременностью возврата кредита.

3.регулирующая.Она сваязана с вмешательством государства в процесс воспроизводства.НАПРИМЕР: За счет изменения налоговых ставок можно воздействовать на предпринимательскую активность.

За счет величины бюджетных расходов можно влиять на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

При помощи государственного кредита можно оказывать влияние на денежное обращение, инфляцию и т.д.
40. Бюджетное устройство и бюджетная система гос-ва.

Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют собой в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству она представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов административно - территориальных единиц.

Государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает:

республиканский (федеральный) бюджет;

21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и С.–П., 10 окружных бюджетов автоном­ных округов, бюджет автономной Еврейской области;

около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджета вышестоящих уровней.


Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

В законе дано определение консолидированного бюджета – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Бюджетный кодекс РФ, который был принят в 1998 году расширил бюджетную систему, включив туда б - ты внебюджетных фондов.
41. Экономическое содержание и значение налогов.

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль (в РФ примерно 70% всех доходов гос-ва). Ни одно гос-во не может существов. без налогов. Они отражают конкретные исотрико-экон. условия жизни людей и гос-ва. НК РФ опр-ет налог след.образом: Налог – это индивидуально безвозмездный платеж с орг-ций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления ден. ср-в в целях фин. обеспечения деят-сти гос-ва и (или) МО. Сущность налога состоит в отчуждении гос-вом в свою пользу принадлежащих частным лицам ден. ср-в. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов: 1) обязательность (уплата налога явл. констит.-правовой обяз-стью). 2) индивидуальная безвозмездность (уплата налога не влечет встречной обязанности гос-ва оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия). 3) денежная форма уплаты (НК РФ определяет налог как денежный платеж, какие-либо натуральные формы уплаты не предусмотрены). 4) публичные цели налогообложения (функциональное назначение налогов состоит в фин. обеспечении реализуемой гос-вом внешней и внутр. политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества).

<< предыдущая страница   следующая страница >>