prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 4 5 6 7

Конкретизация политического и психологического стереотипа восприятия избирателями образа отдельных кандидатов (имиджевые характеристики)

Определение степени и характера влияния на избирателей поддержки кандидатов со стороны определенных общественных структур, политических лидеров, руководителей районов и предприятий.

Выявление самоидентификации граждан по территориальному и иным признакам

Проективный опрос является неотъемлемой частью любой избирательной кампании, ее определяющим и позиционирующим фактором. Отсутствие проективного опроса, в начале выборов (проведение зондажного или обычного мониторингового опроса), не позволяет решить не только большинство изложенных выше задач, но и выстроить профессиональную избирательную кампанию. Особо необходимо отметить жесткие требования, которые предъявляются к презентации результатов проективного социологического исследования. В данных требованиях заложена система защиты от манипулятивного воздействия на кандидата.

Защита от манипуляций: о жестких требованиях, предъявляемых к проективному социологическому исследованию

Проективное социологическое исследование отличается от других типов социологических исследований тем, что данное исследование непосредственно связано с разработкой стратегического и иных планов избирательных кампаний. Именно это накладывает жесткие требования на презентацию результатов социологического исследования.

В первую очередь жесткие требования касаются рекомендаций социологов. Эти рекомендации не могут носить абстрактно – теоретический характер. Презентация проективного социологического исследования - это не презентация "карты реальности" или "среза электоральных настроений" на день проведения социологического опроса. Проективный социологический опрос – это база для построения стратегического, медийного и других планов избирательных кампаний. Если говорить упрощенно, то в рекомендациях должно быть четко написано, что должен делать кандидат для победы в избирательной кампании, какие ресурсы должны быть привлечены дополнительно, на какие конкретно целевые группы должна быть ориентирована агитация кандидата. В рекомендации должны входить и мониторинг основных параметров избирательной кампании, а также прогноз итогов предстоящих выборов. Если кандидат по итогам презентации проективного социологического исследования не получил необходимую для построения профессиональной избирательной кампании информацию, то средства, потраченные на проведение данного проективного социологического исследования необходимо признать "выброшенными на ветер".


Наиболее распространенной формой манипуляции кандидатом в депутаты является презентация огромных фолиантов с бессистемно выбранными набором таблиц и единиц информации, которые служат лишь одной цели: продемонстрировать заказчику, что проведена огромная работа. Отчет о проективном социологическом исследовании с объемом более 100 страниц – это признак манипуляции кандидатом в депутаты.

Простейший метод определения правдивости проведенного социологического опроса в аспекте электоральных предпочтений граждан заключается в вычислении коэффициента корреляции между уровнями узнаваемости всех кандидатов и уровнем граждан, готовых проголосовать за каждого из кандидатов (процент граждан, готовых проголосовать за кандидата). Если коэффициент корреляции у кандидата в депутаты - заказчика социологического исследования значительно превышает соответствующие коэффициенты его конкурентов, то это является доказанным признаком манипулятивного воздействия социологов на заказчика социологических исследований. Особо обращаем внимание на то, что данный коэффициент корреляции высчитывается не в целом по избирательному округу а отдельно по избирательным участкам (в отдельных случаях по районам или территориальным анклавам).

В официальном отчете о результатах проведенного проективного социологического исследования должны обязательно присутствовать и те показатели, по которым в ходе избирательной кампании будет осуществляться мониторинг эффективности действий как самого кандидата в депутаты, так и его основных конкурентов. Отсутствие соответствующих рекомендаций также демонстрирует, что заказчик социологического исследования находится под манипулятивным воздействием.

Проективное социологическое исследование – это то, что дает кандидату в депутаты и политтехнологам, сопровождающим избирательную кампанию кандидата в депутаты исчерпывающую информацию для ведения избирательной кампании. Если после презентации результатов проективного социологического исследования у кандидата в депутаты и у работников его штаба остались открытые вопросы, на которых нет ответа в официальном отчете, то это также является признаком того, что проективное социологическое исследование проведено не профессионально.


Официальный отчет о результатах проективного социологического исследования должен быть написан простым понятным языком с минимальным количеством научных терминов. Текст должен быть максимально адаптирован к восприятию кандидата в депутаты и политтехнологов, сопровождающих избирательную кампанию кандидата в депутаты. Нагромождение научных терминов и наукообразной лексики также является признаком того, что кандидат в депутаты находится под манипулятивным воздействием социологов.

Проективное социологическое исследование задает все основные форматы избирательной кампании и этим проективное исследование отличается от других социологических исследований.

Зондажное (зондажно – контрольное) социологическое исследование

Зондажное социологическое исследование по своей информационной емкости занимает положение между проективным социологическим исследованием, предоставляющим заказчику всю необходимую информацию для проведения профессиональной избирательной кампании, и мониторинговым социологическим исследованием, предоставляющим заказчику информацию лишь по наиболее важным точкам, по которым ведется диагностика (мониторинг) хода избирательной кампании. Зондажное социологическое исследование наиболее часто применяется до начала "горячей фазы" избирательной кампании. Данное исследование дает информацию не столько о реальном раскладе сил перед избирательной кампанией, сколько о потенциальных возможностях всех наиболее вероятных участников предстоящей избирательной кампании, а главное о точках роста, на которые необходимо воздействовать потенциальному кандидату до начала избирательной кампании.

Зондажное социологическое исследование, в данном варианте использования, выполняет роль своеобразного "ключа", открывающего дополнительные возможности для кандидата в "холодную фазу" выборов. Результаты зондажного социологического исследования позволяют, как вербовать потенциальных союзников, так и снижать перспективы потенциальных конкурентов. Набор информации, предоставляемой зондажным социологическим исследованием, позволяет гарантированно позиционировать потенциального кандидата в более выигрышном формате Гарантией этому является критическая масса интерпретационных методик, которые обычно используются при написании аналитической части зондажного социологического исследования (рекомендации).


Презентация зондажного социологического исследования обычно производится в безличностной форме, то есть аналитика позиционирует заказчика в общей массе кандидатов, не выделяя его ни по объему информации, ни по каким либо иным позициям (персонально – ориентированная информация предоставляется отдельно) Это позволяет заказчику использовать данные зондажного социологического исследования как средство воздействия на властную элиту, с целью получения дополнительных ресурсов на ведение избирательной кампании. Как вариант, самостоятельная презентация результатов зондажного социологического исследования может осуществляться кандидатом, как презентация данных одного из московских (не региональных) центров влияния. Это качественно усиливает степень влияния цифр социологического исследования.

Максимальная эффективность зондажного социологического исследования достигается за счет критической массы адресной презентации результатов социсследования, переданных в большинство центров влияния в регионе. Список VIP-персон, которым будут на эксклюзивной основе предоставлены результаты данного социологического исследования, должен быть подготовлен заказчиком до даты проведения социологического исследования.

Для усиления эффективности зондажного социологического исследования в опросный лист обычно вставляются вопросы, которые не позволяют ни анкетерам, ни анкетируемым высчитать реального заказчика зондажного социологического исследования. Эти вопросы призваны отвлечь внимание аналитиков на ложные цели: будь то рейтинг влиятельности первых лиц региона или рейтинг популярности партий. Обычно эти данные "сливают" через сеть Интернет в местные СМИ, что снижает внимание аналитиков к реально проведенному социологическому исследованию. Более того, в аналитической части "отвлекающих материалов" могут быть сделаны вполне определенные ссылки и установки, позиционирующие ситуацию в исследуемом ареале с нужной для заказчика точки зрения.

Зондажное социологическое исследование обычно выполняет для заказчика роль "щита и меча". Заказчик получает критическую массу информации, которая позволяет увидеть наиболее уязвимые места в предстоящей избирательной кампании. Кандидат не будет вести свою избирательную кампанию вслепую, а также получит ряд "козырей" для того, чтобы по возможности, "убрать" из избирательной кампании своих наиболее сильных конкурентов, а может быть "перековать" их в своих союзников. Зондажное социологическое исследование, в данном варианте использования, безусловно, уступает по эффективности проективному социологическому исследованию, поскольку решает другие задачи, но является необходимым условием для выявления наиболее эффективных шагов в "холодную фазу" избирательной кампании.


Зондажное социологическое исследование иногда называют зондажно – контрольным социологическим исследованием из-за использования данного вида исследования для независимого контроля за ходом избирательной кампании. Кандидаты в депутаты часто подвергаются манипуляциям со стороны специалистов из собственных штабов. Их задача заключается в поддержании у кандидата уверенности в победе за счет сокрытия реальной картины избирательной кампании. Они не доносят до кандидата негативную информацию об эффективности действий противников, а главное о собственных ошибках и провалах и именно это закладывает фундамент для поражения кандидата в избирательной кампании.

Зондажно – контрольное социологическое исследование предоставляет заказчику информацию по согласованному списку параметров, которые гарантированно демонстрируют кандидату не только реальный расклад сил, но и презентует все потенциальные точки роста. Инструментарий данного социологического исследования позволяет выявить факт сокрытия от кандидата объективной информации. Презентация данного социологического исследования, начиная с простейших показателей об уровне узнаваемости (известности) кандидата в различных территориальных анклавах, позволяет качественно увеличить эффективность вложенных в избирательную кампанию финансовых средств. Зондажно – контрольное социологическое исследование, применяемое для контроля за ходом избирательной кампании является необходимым в плане и защиты от манипуляций и повышения эффективности собственной избирательной кампании.


<< предыдущая страница