prosdo.ru
добавить свой файл
1
Экономическая теория


1. Деньги, необходимость и предпосылки возникновения, сущность и функции.

Сущность денег заключ-ся в том, что они служат необх-мым активным эл-том и составной частью эк.деят-ти общества.. сущность денег хар-ся их участием в осущ-нии разл.видов обществ.отнош-й, распределении ВНП, в приобретении недвиж-ти, земли, определении цен, выражающих ст-ть товаров. Сущность денег хар-ся тем, что они служат ср-вом обмениваемости на товары, недвиж-ть, произведения искусства, драгоценности и т.п. вещи, а также улучшают условия сохранения ст-ти. при сохранении ст-ти в деньгах, а не в товарах, уменьш-ся издержки хранения и предотвращ-ся порча. Данное преимущ-во утрачивается только в период инфляции.

Деньги выполняют 5 осн.ф-ий: 1. Деньги как мера ст-ти. выполнение деньгами ф-ии меры ст-ти заключ-ся в оценке ст-ти тов-в путем установления цен. Основой установления цен тов-в явл.величина их ст-ти, зависящая от величины затрат общественно необх-го труда на изготовление тов-в. Ориентиром при установл-ии цен с использ-ем денег служит гл.обр.величина ст-ти тов-в, потребительная ст-ть тов-в, а также ст-ть и цена взаимозаменяемых тов-в, платежеспос-ть насел и гос.вмешат-во. 2. Деньги как ср-во обращения. Использ-ся для оплаты приобретаемых тов-в. При этом особ-тью явл.то, что передача товара покупателю и его оплата происх.одновременно. в этой ф-ии денег использ-ся только наличные денеж.знаки. В РФ эту ф-ию м/выполнять лишь росс.валюта (рубли). Одни и те же денеж.знаки м/применяться многократно и в разл.сделках перемещ-ся от одних участников сделок к другим. Здесь большое значение приобретает скорость обращения денег: чем быстрее соверш-ся оборот, тем меньше нужно денег для обращения тов-в. Соотв-но, скорость обращения денег важна для регулир-ия массы денег, необх-х для обращения. 3. Деньги как ср-во платежа. Деньги выполняют данную ф-ию при предоставлении и погашении денеж.ссуд, при денеж.взаимоотнош-х с фин.органами, а также при погашении задолж-тей. Ф-ию ср-ва платежа выполняют наличные и безналичные деньги. 4. Деньги как ср-во накопления, т.е. как ср-во образования сокровищ, накоплений и сбережений. В состав денеж.накоплений входят: остатки наличных денег, хранящихся у отд.граждан, а также остатки денег на счетах в банках. Образование денеж.накоплений обусловлено превышением доходов граждан над расходами, необх-тью создания резервов для предстоящих крупных и сезонных расходов. 5. Деньги как мировые деньги. Проявляется во взаимоотнош-х м/д странами или м/д юр.и физ.лицами в разных странах. В совр.усл-х расчеты м/д странами ведутся с пом.свободно конвертируемых валют (доллар, евро, йена). В таких взаимоотнош-х деньги использ-ся для оплаты приобретаемых тов-в, при совершении кредитных операций.


2. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления, регулирование инфляции.

Инфляция – это обесценение денег, падение их покупательной спос-ти, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением кач-ва тов-в и услуг.

Глубинные причины инфляции нах.в сфере обращения и сфере произ-ва и , как правило, определ-ся эк.и политич.отнош-ми в стране. Факторы развития инфляц.процессов м/условно разделить на след.группы: 1. Денежные факторы. 2. Факторы, кот.вызывают превышение денеж.спроса над товарным предложением. 3. Факторы, кот.обуславливают рост издержек и цен тов-в, поддерживаемые ростом денеж.массы.

К факторам денеж.обращения относ-ся: 1. Переполнение сферы обращения избыточной массой денеж.ср-в за счет чрезмерной эмиссии денег, использ-мой на покрытие бюдж.дефицита. 2. Перенасыщение кредитом отраслей нар.хоз-ва. 3. Поддержание Правит-вом курса нац.валюты. К факторам неденежным относ-ся: 1. Факторы, связ.со структурными диспропорциями в обществ.произ-ве. 2. С затратным мех-мом хозяйствования. 3. Факторы, связ.с гос.эк.пол-кой.

Типичными проявлениями инфляции выступают: -общее повышение цен на товары; -понижение курса нац.валюты.

Виды инфляции подраздел-ся в завис-ти от величины роста цен: 1. Ползучая – если среднегодовой темп прироста цен не выше 5-10%. 2. галопирующая – при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда до 100%). 3. Гиперинфляция – более 100%.
3. Сущность, принципы, функции, формы и виды кредита..

Кредит можно охарактеризовать как организационную форму приращения ссудного капитала. Т.е. кредит-это ссуда в денежной форме на условии срочности, платности и возвратности.

Кредит это такое общественное отношение, которое выражает экономические связи и движение стоимости. Субъектами кредитных отношений являются: кредитор- юридич. или физич. лицо, выдавшее ссуду и заёмщик-лицо, получившее ссуду.

Принципы кредита: возвратность, платность, срочность, обеспеченность и целенаправленность. Можно выделить 2 осн. формы кредита: коммерческий (предоставляется в форме тов-ов и услуг, полчатель к-х оплачивает их позднее в будущем. Он охватывает как сферу произ-ва, так оптовую и розничную торговлю. Осн его плюс - удобство, минус-ограниченность и сама его товарн. форма) и банковский (именно эта форма явл. основной. .Эта форма не содержит отраслевых ограничений,т.к. предоставл. в ден. форме. Имеет множество подформ, видов в зав-ти от хар-ра обеспечения:вексельный, подтоварный, банк. фонд. кредит, бланковый кр-т под честн. слово). Сущ-т и др. формы кредита: коммерческий, госуд-ый, банк-ий, потреб-ий, международный.


Коммерческий предоставл-ся в товарной форме одним пред-ем другому в виде отсрочки платежа за предоставленные ТМЦ или оказанные услуги.

Самый распространенный документ коммерческого предприятия –вексель.

Госуд-ый-совокупность денежных отношений, при которых заемщикам, кредитором или гарантом выступает гос-во.

Банковский предост-ся только в денежной форме коммерческими банками и др. кредитно- фин-ми институтами, имеющими лицензии Центр.Банка юрид-им, физ-им лицам, гос-ву иностр-ым клиентам в виде денежных ссуд.

Потребительский предост-ся пред-ми, банками и специализ-ми кредитно-фин-ми институтами населению для приобретения товаров длит-го пользования.
Международный-совокупность кред-ых отношений, функционирующих на международном уровне, участниками которых явл-ся межнац-ые финансово-кредитные институты, правит-во различных гос-в и отдельные юр.лица.

Кредиту присущи две основные функции:

1.-Перераспределительная. Т.е. с помощью кредита временно свободные денежные ср-ва аккумулируются в банках и распределяются в соответствии с потребностью в них хоз. субъектов.

2.-Замещение наличных денег кредитными операциями, безналичными расчётами.

Таким образом, роль кредита в инвест. деят-ти заключается в след-ем: 1-он используется как доп. источник фин. рес-ов для воспроизводства основных и оборотных ср-в. 2-кредит способствует внедрению достижений научно-технического прогресса в инвест. деят-ть. 3-способствует развитию стабильного производства и ускорению ввода в деят-ть основных средств. 4-способствует решению социальных проблем в области образования, здравохранения.

4. Прибыль как чистый доход предприятия.

В рыночн. эк-ке целью предпр. деят-ти явл-ся получение дохода в виде прибыли. Экономическая сущность прибыли является одной из сложных проблем экономики. Прибыль-это условие нормальной работы предприятия, его существования.

Прибыль (как экономич. катег.)- ден. форма прибав-го прод-та, или реализ. прибав. прод-т (Выручка-внешн.- внутр. изд-ки)


Прибыль (бухг. опред-е, количественное) - разница между выручкой от реализован. прод-ии минус полная себест-ть(Выручка-общ.ден. затраты-внешн. изд-ки). Прибыль - важная эконом. категория. Прибыль как важнейшая категория выполняет ряд функций 1она является критерием и показателем эффективности деятельности любого предприятия. 2 обладает стимулирующей функцией, за счет прибыли предприятие имеет возможность создавать различные фонды и резервы. 3 прибыль является основным источником прироста собственного капитала. 4 прибыль является источником соц-х благ для членов трудового коллектива.

В зависимости от характера, условий получения доходов(расходов) и направлений деятельности предприятия доходы (расходы) предприятий делятся на 4 группы:

1доходы(расходы) по обычным видам деятельности (выручка от основной деятельности, затраты на производство)

2 операционные доходы(расходы)

3внереализационные доходы(расходы)

4чрезвычайные доходы(расходы)

С налоговой точки зрения доходы(расходы) предприятия классифицируются на 2 группы:

1 доходы(расходы) от реализации продукции, товаров, услуг.

2внереализационные доходы (расходы)

Анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующие определение прибылью можно считаться только та часть добавочной стоимости которая создается в результате реализации продукции, работ, услуг.

Различают следующие виды прибыли:

1валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции,

товаров услуг и затратами на его производство.

2прибыль от продаж представляет собой разницу между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов.

3прибыль до налогообложения(бух.прибыль)-представляет собой сумму прибыли от продаж операционных и внереа-х доходов за минусом суммы операционных и внереа-х расходов.

4чистая прибыль-это прибыль остающаяся на предприятии после уплаты налога на прибыль. В настоящее время эта прибыль отражается в составе собственного капитала в 3 разделе пассива баланса, который называется капит. резерв.


5.Основные фонды как часть имущества предприятия. Амортизация ОПФ.

Основные фонды - это часть имущества которая используется в нескольких производственных циклах постепенно перенося свою стоимость на производимую продукцию не меняя при этом своей натурально-вещественной формы. Их можно разделить на ОПФ производственного назначения (основн. часть-здания, машины, механизмы) и ОПФ непроизв. назнач-я (права, лицензии, патенты и др.). ОПФ отличаются от оборотных по скорости и характеру оборота капитала. (оборотн. кап-л=Предм. труда+Зарплата). Основные показатели оснащённости основными средствами: 1.фондовооружённость = среднегодовая стоимость осн. средств/ среднегодовую численность работников 2.фондообеспеченность=объём произв. прод-ии/ основн. кап-л*100% Главные стоимостные пок-ли эфф-ти использ осн. ср-в: фондоотдача и фондоёмкость продукции. Экономическая эффективность основных и оборотных средств хар-ся показателем их рентабельности, т.е. нормой прибыли. Она рассчитывается как %-ое отношение прибыли от реализации с.-х. продукции к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. С течением времени основные фонды претерпевают износ: физический, моральный, стоимостной. Поэтому в период использования нематериал. активов их ст-ть погашается путем начисления амортизации в зависимости от срока их полезного использования. Величина амортиз-ых отчислений исчисляется ежемесячно по нормам установленным самой организацией исходя из первоначальной или остаточной ст-ти нематериал.активов. Срок полезного использования нематер.активов определяется самой организ-ей при затруднениях в установлении этого срока он принимается за 10 лет. По окончании полезного использования нематериал.активов амортизация по ним не начисляется. Амортизация начисляется одним из следующих способов.

- линейный – исходя из норм начисленных предприятием на основе срока их полезного использования

- способ уменьшаемого остатка

- способ списания ст-ти пропорционально объему продукции (работ, услуг) – срок полезного использования нематериальн.активов определяется не в годах , а в часах эксплуатации или в объеме выпущенной продукции.

6 Сущность, функции и классификация налогов.

.Под налогами понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности хоз. ведения или оперативного управления денежными средствами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.. Функции: 1. фискальная позволяет государству формировать централизованный денежный фонд - бюджет. 2.Регул-щая- путем увеличения или уменьшения налогового бремени можно воздействовать на темпы накопления капитала, воспроизводственные цели, платежеспособность населения. 3.контрольная позволяет учитывать доходы юридич. и физ. лиц, движение фин потоков, и на основе этого разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной и несвоевременной уплаты налогов. Классификация налогов: 1.исходя из устройства бюджетной системы 1.1федеральные(установлены НК РФ к уплате на всей территории страны) 1.2 региональные (уплата на территории соответствующих субъектов, устанавливается НК и вводятся в действие законами субъектов федерации) 1.3 местные (установлены НК и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления и обязаны к уплате на территор. соответ. муниципальных предприятий).2 по форме взимания:2.1прямые устанавливаются на доходы или имущество плательщика, в связи с этим при прямом налогообложении денеж. отношения возникают м\д налогоплательщ. и гос-вом 2.2 косвенный взимается в процессе движения доходов или оборота товаров. Плательщиком является потребитель. Налог включается в цену товара.. При косвен. налогообложении плательщиком является продавец товара, который выступает посредником м/д гос-ом и фактическим носителем налога-потребителем товаров.3. по плательщикам: 3.1 физ. лица (налог на доходы, на имущество физ.лиц) 3.2 организации (налог на прибыль, на пользователей автодорог) 3.3.органнзации и физ. лица(земсльный, гос. пошлина, с владельцев автогрансп. средств) 4. по источникам их уплаты4.1 налоги включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые потребителями (косвенные) 4.2 налоги включаемые в себестоимость продукции (таможенная пошлина, земельный налог) 5.по времени уплаты: 5.1 текущие (взимаются с определенной периодичностью(н-г на им-во)) 8.2 единовременные ( связано с совершением каких либо не регулярных событий)8.3 чрезвычайные ( в особых случаях(начало воен-х действий, эколог-е катаст-фы)).


7.Денежная масса и ее структура.

Денежная масса - общее количество денег в обращении, т.е. совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота.

- это совокупность ликвидных активов, которые выполняют функции денег.

- это совокупность денежных агрегатов.

Денежный агрегат совокупность активов, одинаковой ликвидности.

Принцип построения денежной массы убывание ликвидности активов, входящих в денежный агрегат.

М0 наличные деньги, денежная база . Денежная база наличные деньги в кассе банков, средства КБ на корр. счете в ЦБ и средства ФОРа (фонд обязательного резервирования) М1 = М0 + средства на счетах трансакционных и до востребования, не приносящих %.

Владельцы этих счетов имеют право на электронные чековые переводыМ1 = М0 + средства на счетах (расчетных, текущих и до востребования) М2= М1 + срочные вклады до 1 года М3 = М2 +ценные бумаги.

Денежный агрегат М2 является основным оценочным показателем состояния денежного оборота. Отношение М2 к объему ВВП показывает уровень монетизации экономики (обеспеченность экономики деньгами) (Денежный оборот это движение денег в наличной и безналичной форме, в процессе которого деньги выполняют функции средства обращения и средства платежа.)
8. Финансовая политика государства, ее цели и принципы.

Финансовая политика (ФП) - совокупность финансовых мероприятий правительства, включая денежно-кредитные элементы, через звенья и системы финансово-кредитной политики. Основные направления ФП: а) разработка финансового механизма и основных направлений использования финансовых ресурсов; б) определение практических действий, направленных на достижение поставленных целей или задач. Цель ФП - повышение объема эффективности использования финансовых ресурсов. Задачи ФП: 1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов. 2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов. 3. Организация регулир. и стимулир. экономич. и соц. процессов финансовыми методами. 4. Выработка фин. механизма и его развития в соответ. с измен. целями и задачами стратегии. 5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами

Основные принципы ФП: - единство законодательной и нормативной базы; - открытость и прозрачность; - разграничение полномочий и предметов ведения; - целевая ориентированность; - научный подход к реализации намеченных целей; - экономичность и рациональность; - управляемость финансовыми потоками на централизованной основе. Направления финансовой политики: 1. Налоговая политика. Должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. 2. Бюджетная политика. 3. Денежно-кредитная политика. Повышение эффективности банковской системы и стимулирование организационных сбережений населения. 4. Институциональные преобразования. Вытекают из основных задач государства в области управления, а именно: усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом; совершенствование системы и механизмов тарифного и ценового регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования ТЭК, ж/д транспорта, ЖКХ. 5. Социальная политика. ФП государства имеет социальную направленность: выплата в полном объеме з/пл. работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим; разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения; сдерживание роста безработицы и создания условий для расширения занятости. 6. Инвестиционная политика. Заключается в: повышении роли Бюджета РФ как источника финансового обеспечения госуд. инвестиц. политики; создании условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развития ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций.

9 Финансовая система: ее структура и функции

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.


Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:

• Бюджеты различных уровней;

•Фонды социального, имущественного и личного страхования;

• Валютные резервы государства;

• Денежные фонды предприятий, организаций и фирм;

• Прочие специальные денежные фонды.

Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

В системе произведённых отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

Финансы, как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Финансы выполняют две основные функции: перераспределительную и контрольную.

Перераспределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного производства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируется и используется целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходив населения.

Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающихся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.). эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективных экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.


10. Ссудный капитал и ссудный процент. Ссудный капитал представляет собой капитал в денежной форме, который выдается предпринимателям на определенный срок и за определенную плату в виде процента. Ссудный % - это цена, выплачиваемая за использование денег. Уровень ссудного % (ставка) выражает величину спроса на рынке капиталов. Ссудный % отражает спрос на деньги в эк-ке, поэтому в рын.мех-ме регулир-ся гос-вом через ставку рефинансирования ЦБ. Ссудный % сущ.в разл.формах, его м/классиф-ть по признакам: 1. По формам кредита: -коммерческий %; -банковский %; межбанковский %; -% по гос.кредиту; -ставка рефинансирования ЦБ. 2. По видам операций: -депозитный %; -кредитный %; -% по фин.операциям (факторинг, лизинг). 3. По срокам кредитования: -% по краткосроч.ссудам; -% по долгосроч.ссудам; -% по срочным ссудам.

В наст.вр. ссудный % выполняет след.ф-ии: 1. Распределительная – уровень ссудного % определяет перераспределение капитала в эк-ке. 2. Стимулирующая – т.к. капитал движется в направлении более высокого процента. Для того, чтобы привлечь кредит, заемщику необх-мо обеспечить более высокий уровень процентов на привлекаемые ср-ва. 3. Регулирующая – т.е. при пом.ссудного % регулир-ся отношения на рынке м/д эк.субъектами.

ЦБ регулирует уровень ссудного % 2 способами: 1. Через фиксацию ставки рефинансирования. При изменении ставки рефинансирования ЦБ преследует след.цели: -при снижении % - все % на кредитном рынке снижаются, кредиты становятся дешевле, денеж.масса в обращении увеличив-ся. При увеличении денеж.массы и вложении в произ-во происх.увеличение темпов произ-ва; -при повышении % - все наоборот, но также м/достигнуть цели снижения темпов инфляции. 2. Через контроль над ставками ЦБ. ЦБ (Правит-во) фиксирует ставки по отдельным видам кредитов и по отдельным операциям коммерч.банков (целевым кредитам). Для предотвращения монополизации рынка ЦБ вводит минимальную % ставку, ниже кот-й ни один банк не имеет права предоставлять кредит.