prosdo.ru 1 2 3 4


Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности



2.1. Государственное регулирование аудиторской деятельности
В мировой практике сложилось две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них основана на том, что регулирование по сути сводится к государственному регулированию аудиторской деятельности. Такая концепция получила распространение в Австрии, Испании, Франции, ФРГ. Вторая концепция состоит в том, что аудиторская деятельность саморегулируется. Такой подход получил распространение в США, Великобритании и других англоязычных странах.

Система регулирования аудиторской деятельности в России находится в развитии. В первые годы наблюдалось регулирование через комиссию при президенте РФ. С 2001 по 2009 гг. в России уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2002г. № 80 был определен Министерство финансов России. В настоящее время наблюдается тенденция к доминированию саморегулирования через СРО. Если исходить из исторической роли и уровня развития России, то можно поспорить о своевременности перехода к саморегулированию. В то же время жесткое государственное регулирование в режиме буржуазного бюрократизма также не способствует становлению аудита как института независимого контроля.

Государственное регулирование аудиторской деятельности в основном заключается в выработке государственной политики в сфере аудита, в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), в ведении государственного реестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, в анализе состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. Представители федерального органа входят в Совет по аудиторской деятельности. Государство сужает круг субъектов, которые подвергаются контролю переходя на двухзвенная система контроля. Федеральные органы ряд функций передают СРО, оставляя за собой следующие:


1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.
2.2. Совет по аудиторской деятельности

В соответствии со ст.16 федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307-ФЗ с 2010 года в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности, который призван выполнять следующие функции:

1) рассматривать вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобрять порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивать деятельность СРО аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;


5) вносить на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривать обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Для осуществления своих функций совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 процентов их общего числа;

2) два представителя уполномоченного федерального органа;

3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя от СРО аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми СРО аудиторов. Представители СРО аудиторов подлежат ротации один раз в год.

Членами совета по аудиторской деятельности не могут быть члены рабочего органа совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа.


Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета.

Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание совета по аудиторской деятельности считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган.

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.

В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех СРО аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, представители уполномоченного федерального органа, а также представители научной и педагогической общественности.

Число представителей СРО аудиторов в рабочем органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70 процентов общего числа членов рабочего органа совета.

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности (за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления СРО аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом) подлежит ротации один раз в три года не менее чем на 30 процентов общего числа членов рабочего органа совета, за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления СРО аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

Положение о совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждаются советом по аудиторской деятельности.
2.3. Саморегулируемая организация аудиторов

Функции СРО.

СРО аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности и включенная в в государственный реестр СРО аудиторов.

Для включения в реестр СРО аудиторов необходимо соответствовать следующим требованиям:

- в составе СРО в качестве ее членов должно быть не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

- наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов и кодекса профессиональной этики аудиторов;

- обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда СРО аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве СРО аудиторов должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за:


  • соблюдением членами СРО аудиторов требований 307-ФЗ;

  • соблюдением стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

  • рассмотрением дел о применении в отношении членов СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

СРО аудиторов имеет следующие функции:


В соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные 315-ФЗ и внутренними документами СРО в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между СРО и потребителями услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СРО;

5) представляет интересы членов СРО с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил и условий членства в СРО;

9) рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил, условий членства в СРО.

Наряду с функциями, установленными Федеральным законом № 315-ФЗ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:


  • разрабатывает и утверждает стандарты СРО аудиторов;

  • принимает кодекс профессиональной этики аудиторов;

  • разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;


  • организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.


Права СРО.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007г. № 315-ФЗ СРО имеет право:

- от своего имени оспаривать любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

- участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

- вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

- запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

СРО аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» имеет право:
  • устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов своих членов дополнительные к требованиям, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;


  • разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на своих членов за нарушение ими требований законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

  • организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Обязанности СРО

СРО обязана осуществлять установленные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» функции СРО. Наряду с этим:

- участвовать в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии;

- сообщать в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о СРО аудиторов для внесения в государственный реестр;

- сообщать в уполномоченный федеральный орган о возникшем несоответствии СРО аудиторов требованиям, установленным законом не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;

- сообщать в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

- представлять в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении СРО аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

- подтверждать соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СРО аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;

- представлять в уполномоченный федеральный орган и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов ( не позднее 10 дней);


  • оказывать содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью СРО аудиторов.


2.4. Государственный контроль за деятельностью СРО
Государственный контроль за деятельностью СРО осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Предметом государственного контроля является соблюдение СРО аудиторов требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Государственный контроль за деятельностью СРО аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка СРО аудиторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Основанием для осуществления внеплановой проверки СРО аудиторов может являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) СРО аудиторов, нарушающие требования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в уполномоченный федеральный орган аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими СРО аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки уполномоченным федеральным органом СРО аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Руководитель проверяемой СРО аудиторов вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю уполномоченного федерального органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем совершения действия (бездействия).


В случае выявления нарушений СРО аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;

3) вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО аудиторов.

4) обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения по результатам проверки СРО аудиторов, обязан сообщить ей в письменной форме о принятом в отношении ее решении. О результатах проведенной уполномоченным федеральным органом проверки СРО аудиторов и о принятом решении уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать совет по аудиторской деятельности на его ближайшем заседании.

СРО в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган, а также совет по аудиторской деятельности об устранении выявленных нарушений на его ближайшем заседании.
2.5 Аудитор и аудиторская организация.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность

следующая страница >>