prosdo.ru   1 2 3 4
трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.


Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован из-за вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

После 2011 года квалификационный аттестат аудитора будет выдаваться при условии:

1) сдачи квалификационного экзамена;

2) наличию стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом.

К квалификационному экзамену будет допускаться претендент, получивший высшее образование ( не обязательно экономическое или юридическое, как было ранее) в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен будет проводиться единой аттестационной комиссией, которая будет создана совместно всеми СРО аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента будет взиматься плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.


Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора будет приниматься в случае, если не сдан квалификационный экзамен и не имеет необходимого стажа работы.

Квалификационный аттестат аудитора будет выдаваться без ограничения срока его действия в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

2.11 Аудиторские стандарты: федеральные, саморегулируемых организаций, международные

Стандарты аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяется на федеральные стандарты и стандарты саморегулируемых организаций.

Федеральные стандарты утверждаются Правительством РФ. Они являются, как правило, обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц. Исключение составляют положения, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций устанавливаются СРО для своих членов. Они не могут противоречить федеральным правилам и их требования не могут быть ниже требований, установленных федеральными стандартами аудиторской деятельности.

В соответствии со статьей 7 ФЗ от 30.12.2008 года № 307-ФЗ федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСА):

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.


Стандарты СРО аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
В условиях активной интеграции России в мировую экономику и притока иностранного капитала, все большее значение приобретают также и общепринятые в мире международные стандарты аудита (далее - МСА). Данные стандарты отражают признанные и проверенные временем принципы организации аудита в развитых странах, что объективно требует использования их положений в практике деятельности аудиторских организаций и на территории Российской Федерации. Между тем Закон N 307-ФЗ не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов аудита в системе источников правового регулирования аудиторской деятельности в России.

Международные стандарты аудита

Роль МСА как источника правового регулирования аудиторской деятельности определяется следующими факторами: процесс интернационализации российского рынка аудита; повышение требований к отечественным аудиторским фирмам при их выходе на качественно иной уровень оказания услуг; объективные тенденции развития данного сектора отношений.

В зависимости от особенностей национальной правовой системы МСА действуют либо непосредственно, являясь обязательными без какой-либо их конкретизации (в 34 странах), либо практически без изменений (в 35 странах). В российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования; формально данные стандарты не только не имеют какой-либо юридической силы, но даже и не обозначены в законодательстве. Сегодня существование МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, государство прямо не требует, чтобы соблюдались положения МСА, при этом выдвигая требования в виде национальных стандартов; с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.


МСА имеют своей целью обеспечить унификацию аудиторской деятельности и увеличить доверие к ее результатам. МСА определяют основополагающие методы аудита, призваны способствовать повышению качества аудиторской деятельности, обеспечению ее соответствия возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности, а также задают директивы по специальным вопросам аудита.

Следует отметить, что международная унификация аудиторской деятельности также является составной частью активно развивающихся в настоящее время процессов глобализации мировой экономики. Европейская федерация бухгалтеров рекомендовала соответствующей комиссии ЕС ввести МСА в ЕС с 2005 года, и такое решение уже принято.

МСА разрабатываются Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. В настоящее время действует около 50 стандартов. МСА, предназначенные для применения при аудите финансовой отчетности, а при их адаптации могут применяться и при аудите другой информации. МСА содержат основные принципы и процедуры, необходимые для проведения аудита, но в исключительных случаях (при наличии обоснования) аудитор может отступить от них. МСА не отменяют нормативные и методические документы, принятые в различных странах. Если национальные акты соответствуют МСА, то применяются национальные стандарты. Если национальные стандарты отличаются от МСА, то членам Международной федерации бухгалтеров необходимо придерживаться МСА.

При разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности в России за основу были взяты положения МСА. Целью реализации подобного подхода является создание эффективно функционирующей системы стандартов, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям к организации аудита в большинстве развитых стран, а с другой - учитывала бы особенности национальной российской экономики. Аналогичный подход был осуществлен в Австралии, Бразилии, Голландии, Индии.

Виды МСА и их содержание. Действующие в настоящее время МСА структурированы и сгруппированы по следующим темам:


  1. Стандарты по вводным положениям (ISA 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.

  2. Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISA 200-299), определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг (в договоре должен быть обязательно предусмотрен неограниченный доступ аудиторов ко всей информации клиента, без каких-либо исключений, поскольку обоснованный результат проверки возможен только в этом случае), а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.

  3. Стандарты по планированию аудиторской деятельности (ISA 300-399) требуют, что при планировании аудиторской проверки следует четко определить круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм. При этом обязательно должны учитываться результаты работы внутренних контрольных органов клиента.
  4. Стандарты по использованию результатов внутреннего контроля (ISA 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля. Поскольку благоприятная среда внутреннего контроля является предпосылкой для работоспособной системы внутреннего контроля, оценка контрольной среды в серьезной степени влияет на выбор стратегии аудита. Эффективный внутренний контроль снижает контрольный риск. Изучив корпоративную культуру в отношении внутренней проверки, формализованный ход процесса внутреннего контроля и убедившись, что механизм внутреннего контроля действует эффективно и надежно, аудитор может скорректировать внешнюю проверку в сторону упрощения. Таким образом, эффективный внутренний контроль позволяет упростить контроль внешний, и, соответственно, снизить затраты на его проведение. После оценки риска ошибок аудитор должен определить стратегию аудита. При низком контрольном риске необходимы обширные системные и функциональные тесты, а при отдельных проверках – преимущественно операции аналитического характера, в то время как при высоком контрольном риске следует отказаться от системных и функциональных проверок и выполнить обширные отдельные проверки при незначительном объеме операций аналитического характера.


  5. Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISA 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение, при этом для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки. В ходе проверок необходимо особенно обратить внимание на оценку:

  • обоснованности допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (поскольку если при проверке не исходить из непрерывности деятельности предприятия (например, компания близка к банкротству, создана для реализации конкретного проекта, готовится к продаже и т.д.), то необходимо применить совершенно иные методы проверки);

  • событий после отчетной даты и их влияние на финансовую отчетность;

  • влияния операций между связанными сторонами на отчетность.

На основании оригинальных материалов, бухгалтерских документов и прочих материалов получают аудиторские доказательства, их которых после сравнения с отдельными положениями в бухгалтерской отчетности делаются аудиторские выводы, достаточный объем которых позволяет выработать мнение аудитора, являющиеся основанием для аудиторского отчета и заключения о достоверности финансовой отчетности клиента.

  1. Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISA 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов.
  2. Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям и отчетности (ISA 700-799), устанавливают, что заключения могут быть безусловно положительными (ошибок нет или все они скорректированы); условно положительными (незначительные недоработки в отчетности, например, недостаточная информация о связанных сторонах); отрицательными (например, если клиент заявил о непрерывности деятельности фирмы, а проверка показала иное и, соответственно, следует применять принципиально иные методы проверки). МСА также предусматривают возможность отказа от составления аудиторского заключения (например, в случае, если клиент не представляет затребованную аудитором информации или препятствует ее получению).


  3. Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISA 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем).

  4. Стандарты, регулирующие сопутствующие аудиту услуги (ISA 900-999).

  5. Стандарты, дополняющие положения по вопросам международной практики аудита (IAPS 1000-1100).


2.12. Этика аудиторов

В соответствии с требованиями 307-ФЗ кодекс профессиональной этики аудиторов – это свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Каждая СРО аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. СРО аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Задолго до появления аудита в России сложились определенные признаки того, что обычно называют этикой профессии. Два века тому назад подтвердить бухгалтерскую отчетность шотландских коммерсантов было под силу лишь очень опытным бухгалтерам. Высокая результативность проверки дала толчок к становлению аудита как профессии. На начальном этапе аудитор был синонимом высококвалифицированного и независимого бухгалтера. В основе профессии лежали высокий профессионализм и независимость.

Становление аудита и рыночное реформирование экономики, с присущим последнему первоначальным накоплением капитала, происходят в России параллельно. Поэтому требования к российским аудиторам выходят далеко за рамки, привычные для стран Запада. Отечественные аудиторы сталкиваются с проблемами, разрешение которых, помимо высокого профессионализма, требует не менее высокой нравственности. Постепенно складываются незыблемые правила, предназначенные для группы людей, избравших профессию аудитора. Такие правила называют нормами и принципами и в совокупности они составляют основу этики аудитора.


<< предыдущая страница   следующая страница >>