prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 2 3 4

Принципы государственного управления

Реализация государственного управления базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой.

Принцип (от лат. – «principium» – первоначало, первооснова) отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления. Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.

Анри Файоль писал, что для того, чтобы осуществлять управленческую деятельность, надо опираться на принципы, т.е. на признанные истины, считающиеся доказанными» (Файоль А. Общее промышленное управление. М., 1923, с. 24-25).

Файоль А. сформулировал 14 общих принципов управления:


  1. Разделение труда, позволяющее повысить производительность труда.

  2. Власть, означающая право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности.

  3. Дисциплина – повиновение, усердие, деятельность. Манера держать себя, внешние знаки уважения, т.е. соблюдение установленных правил между служащими и организацией.

  4. Единство распорядительства – служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

  5. Единство руководства – один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

  6. Подчинение частных интересов общим – в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
  7. Справедливое вознаграждение персонала – по возможности должно удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие.


  8. Централизация, степень которой определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий конкретной организации, учреждения, предприятия.

  9. Иерархия руководящих должностей, предусматривающая неукоснительное соблюдение распоряжений вышестоящих должностных лиц нижестоящими.

  10. Порядок – определенное место каждого лица, его полномочий и функций.

  11. Справедливость, предусматривающая сочетание благожелательности с правосознанием и правосудием.

  12. Постоянство состава персонала, исключающее текучесть кадров.

  13. Инициатива работников, означающая свободу предложений и осуществления планов.

  14. Единение персонала, состоящее в использовании способностей всех, вознаграждении заслуг каждого.

Сформулированные Файолем принципы в течение нескольких десятилетий были общепринятыми, преподавались в школах по подготовке кадров, использовались на практике.

Ведущим принципом управления можно считать принцип системности. В зависимости от степени открытости общества, управление может осуществляться либо принципом директивного управления (для закрытых систем), либо принципом терминального управления (для открытых систем). Директивное управление было характерно для советской плановой системы. При использовании данного принципа цель задается произвольно (нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме), определяется направление движения, которое корректируется различными директивными указаниями. Несмотря на то, что планирование носило тотальный характер, субъект управления не обладал всей полнотой достоверной информации и, в результате, директивно-плановая экономика оказалась крайне неэффективной.

Принцип терминального управления предполагает свободное программирование движения к намеченной цели. В зависимости от изменяющейся ситуации и информации корректируется и курс. В случае использования этого принципа система самоорганизуется. В настоящее время, в зависимости от характера решаемых задач, умелое сочетание этих принципов повышает эффективность управления.


Принцип научности состоит в том, что в основе всех управленческих действий лежат научные подходы и методы.

Принцип гуманизма тесно связан с принципом социальной направленности управления. Суть принципа гуманизма состоит в том, что во всей деятельности органов государственной власти учитываются интересы человека. А если человек социально защищен, не нарушаются его права и свободы, то он активен, деятелен и эффективность управления неизмеримо возрастает. В ст. 1 Конституции Республики Беларусь указывается на социальную ориентированность нашего государства. Из этого следует, что и государственное управление должно иметь в своей основе такую направленность.

Принцип демократизма позволяет учитывать интересы граждан и объединять их усилия в достижении целей государственного управления.

Принцип законности предполагает, что государственное управление в процессе своего осуществления строго основывается на действующем законодательстве. Если для достижения целей государственного управления какая-либо правовая норма стала серьезным препятствием, она должна быть в законном порядке либо отменена, либо изменена. Применение на практике этого принципа требует от руководителей всех уровней всесторонней правовой подготовки.

Принцип гласности означает, что граждане должны быть информированы о целях и задачах органов государственного управления. С.34 Конституции Республики Беларусь гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.

Надежность системе государственного управления, гибкость и динамизм в кризисных ситуациях придает принцип разделения власти. С.6 Конституции Республики Беларусь закрепляет этот принцип.

Принцип объективности предполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом.

Принцип оптимальности направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах.

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы можно выделить принципы:


  • разделения труда;

  • иерархичности;

  • оптимального сочетания централизма и децентрализации;

  • субсидиарности;

  • сочетания единоначалия и коллегиальности.

Принцип разделения труда – это дифференциация трудовой деятельности, приводящая к наделению соответствующего органа или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями.

Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими структурами, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за вверенный ему участок работы и подчиненный ему коллектив.

Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализации позволяет, с одной стороны, избежать анархии, ибо определяет пределы самостоятельности органов власти на местах. Централизм означает, прежде всего, распространение государственного управления на территорию всего государства. Децентрализация в государственном управлении – это передача компетенции и полномочий из центра органам местного управления и самоуправления. К этому принципу тесно примыкает принцип субсидиарности (от лат. subsidiarius – резервный, вспомогательный.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разных уровней.

Частные принципы управления способствуют активизации человеческого фактора. Блок частных принципов можно разделить на 2 группы:
    1. Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества. Например, в экономической сфере используются три принципа маркетинга по Ф.Котлеру: отыщите потребности и удовлетворите их; производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете производить; любите клиента, а не товар.


    2. Принципы функционирования различных институтов, например, принципы государственной службы, принципы подбора кадров и т.д.
    1. Методы государственного управления


Государственное управление осуществляется с помощью разнообразных методов. Они обеспечивают реализацию функций и достижение целей государственного управления.

Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) государственного управления понимаются приемы, способы реализации управленческой деятельности. С помощью методов, осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Разнообразная деятельность органов государственного управления предполагает использование различных методов управления, которые можно классифицировать по самым различным критериям. Можно выделить общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и т.д.

Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д.

Методы государственного управления

Административно-распорядительные методы

Основа – сила власти:

запрещение, предупреждение, разрешение

Экономические методы

Основа – экономически интересы: экономическое поощрение, экономическая ответственность


Реализуются через законодательные и нормативно-правовые акты, квоты, лицензии, стандартизацию и т.д.

Реализуются через финансово-кредитную систему, нормы и нормативы, лимиты, индикаторы и т.д.

Социально-психологические методы

Основа – воздействие на коллективы и людей через их социальные интересы, психологическое воздействие

Схема 2.1. Методы государственного управления

Реализуются через формальное и неформальное общение, СМИ, агитация и т.д.


Административно-распорядительные методы государственного управления достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения. Однако, следует отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой масштабы применения административно-распорядительных методов достаточно ограничены, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль существенно возрастает.

Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов, воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами является налоговая, бюджетная, финансовая политика, материальное стимулирование, применение финансовых санкций, предоставление дотаций регионам, санация предприятий и т.д. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве образования. При этом важно, чтобы экономические методы применялись гибко и не являлись тормозом в реализации целей и функций государственного управления.


Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей. Это такие средства воздействия, как:


  • политическая агитация, пропаганда;

  • разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;

  • личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;

  • различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т.д.;

  • нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.

С помощью социально-психологических методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация на лидера.

Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Использование тех или иных методов зависит от формы собственности объекта управления. Прямые и административно-распорядительные методы, чаще всего, используются в управлении объектами государственной и коммунальной форм собственности. По отношению к объектам негосударственной формы собственности применяются в основном косвенные и экономические методы управления.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг друга.


1 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций  2-е изд., дополн. – М.: Омега-Л, 2004.




<< предыдущая страница