prosdo.ru
добавить свой файл
1 2
29. Расходы бюджета на отрасли национальной экономики, их характеристика


Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам:

1-общеэк вопр, 2-с/х, рыбхоз, 3-лесхоз, 4-промышл-ть строит. и архит, 5-трансп, 6-дорожн.хоз, 7-трансп, 8-топливо и энерг., 9-прикл научн исслед и НТпрогр. И проекты, связанные с научной экономикой, 10-др. дея-ть в обл. НЭ.

В 2011 на отр. НЭ 12,3 трлн.р. С/х и рыбхоз – 6,6 Лес – 0,3 пром-сть и арх – 1, трансп., дор хоз и связь – 3,3 топливо и эн-ка 0,6 охр. окр среды 0,6

С/х: сезонность, фондоёмк., зависит от прир.усл., риск, ценовая неэласт спроса,большой разрыв м/у затр. и получ приб. Фин. методы:план, прогн, контроль. Фин-ие – бюдж., льготн.кредит, гос.страх. Фин. рычаги: госгарантии, госзаказ, поддержка рын цен, налогообл.. Бюдж.прямое финн-ие: адресн. субс, бюдж. ассигн., субв(до недавнего времени) Косв финн-ие – льготы, спис. долгов, низк ставки по кред.

Лес.х - разв лесхоз-ва, стр-во лесных дорог;

Пром-сть и стр-во – из консолид. Бюджета 1 трл руб; из республиканского – 0,98 трл руб: будет продолжена гос. подд. юр лиц в виде возм части % по кред (примерно 0,4 трл руб, 40%)

Трансп.: 3,3 трл из консолидированного, 1,8 трл из республиканскогосредства направляются на компенс потерь от льгот, на субсидии, на содерж трансп инспекции, на част. покрытие расх инновац. фонда.

Дорхоз упразднён дор. фонд, ср-ва на дороги , прогр. Дороги Беларуси 2006-2015гг

Топливо и энерг.: новые расх, связ с АЭС; возмещение %в за пользование кредитами, полученными на приобритение машин. Необходимых для строительства объектов, связанных с эксплуатацией АЭС; и прочее.

30. Содержание, состав, структура и динамика расходов на отрасли социальной сферы. Методы их планирования

В переходный период., связ-й с обострением эк-й и соц-й сторон жизни, гос-во принимает ряд мер по поддержанию соц-го уровня жизни населения. В этих условиях приобретают важное значение отрасли непр-й сферы по обеспечению воспроизводства рабочей силы общества. Соц-я политика РБ в последнее 10-летие была ориентирована на увелич соц-х расходов в совокупных расходах гос-ва.


Рост соц-х расходов был обусловлен не только соц-й политикой гос-ва, но и возможностью доп-го фин-я в связи со значительным уменьшением расходов нар-го хоз-ва.

Нагрузку по фин-ю соц-культ мероприятий несут как респ-й Б-т, так и местные. Однако, в виду сложной ситуации в стране гос-во иногда усиливет нагрузку на местные Б-ты при необходимости увелич-я з/п в Б-тной сфере. Пенсий пособий и для реализации др-х общественных соц-х программ. В последнем 10-летии произошли изменения в стр-ре расходов, в частности несколько увеличились расходы на здравоохранение и сократ-сь доля расходов на соцкультмер-я. Тем не менее, в наст-е время сохранилась соц-я направленность расходов Б-та. Не смотря на некоторое снижение их доли в общих расходах.

Расх. дел. на капитальные и текущие.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают в себя: расходы на просвещение, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру, СМИ и социальное обеспечение. Основными источниками финансирования расходов на социально-культурные мероприятия являются: государственный бюджет, средства предприятий, учреждений и организаций, а также средства, полученные социально-культурными учреждениями от оказания платных услуг и добровольные пожертвования. Около половины расходов консолидированного бюджета (вместе с ФСЗН) отправляются на эти цели. Если рассматривать структуру расходов, то на первом месте стоят расходы на образование, на втором – расходы на здравоохранение, на третьем – на социальное обеспечение, на четвертом – спорт, культура.
32. Механизм хозяйствования учреждений социальной сферы, источники их финансиров-я.

Все учреждения непроизводственной сферы в зависимости от характера их деятельности можно подразделить на следующие группы:


  1. Учреждения, которые оказывают услуги необходимые в первую очередь какому-то определенному гражданину (бытовое обслуживание).
  2. Учреждения, которые оказывают услуги в первую очередь необходимые обществу (среднее образование, здравоохранение).


  3. Учреждения, услуги которых нужны и обществу и конкретному гражданину (дошкольное образование, высшее образование). Финансирование этих учреждений осуществляется как за счет бюджета, так и за счет граждан.

Особенности финансирования и планирования непроизводственной сферы:

  1. Финансирование осуществляется по мере выполнения плана по оперативным показателям.

  2. Находятся в коммунальной собственности, поэтому планирование этих расходов осуществляется одновременно по двум направлениям: а) по вертикали; б) по горизонтали.

  3. Производится детализированное планирование в разрезе статей, подстатей в соответствии с экономической классификацией и с использованием единых норм и нормативов.

  4. Объединение в непроизводственной сфере различных по функциональному назначению отраслей и учреждений требует учета отраслевых особенностей.

  5. Поскольку расположение этих учреждений ставит их в не совсем равных условиях, то при планировании расходов в обязательном порядке должны учитываться эти отличия.


33. Сметы бюджетных учреждений, их виды и содержание.

Финансирование организаций, состоящих на бюджете, и централизованных мероприятий, осуществляющихся за счет средств бюджета, производится по утвержденным для них сметам расходов.

Смета расходов является основным финансовым планом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание организаций и на осуществление централизованных мероприятий. Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено.

Сметы расходов на содержание организаций составляются по экономической (предметной) классификации расходов. В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных организаций, приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт. Расходы на капитальные вложения в этих сметах не отражаются и устанавливаются по отдельной смете. Сметы состоят из статей. Несмотря на различные сметы, везде статьи, имеющие одинаковые цифровые обозначения, отражают одни и те же расходы.


Утверждение сметы расходов оформляется подписью руководителя организации или его заместителя с одновременным указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете. В случае увеличения или уменьшения ассигнований в процессе исполнения бюджета в сметы организаций вносятся соответствующие изменения, а при необходимости составляются дополнительные сметы расходов, утверждаемые в таком же порядке, как и основные сметы.

В завис. от уровней планирования составляются следующие виды смет:

1. Индивидуальные и сводные бюджетные сметы.

2. Индивидуальные и сводные бюджетные сметы на капитальное строительство.

3. сметы расх на централ меропр

Существует также смета расходов на централизованые мероприятия. Они составляются по учреждениям одного ведомства для обоснования затрат одного типа соотв. учрежден. (смета расходов на текущий или кап. ремонт, закупка оборудования и т.д.).

В смете отражаются сведения по по названию организации и месту положения, указывается вид сметы, а также Б-т, из которого финансируются расходы по смете и раздел, глава или подраздел и параграф к которым относят расходы в соответствии с Б-тной классификацией

\
34. Порядок составления, расмотрения и утверждения смет расходов бюджетных организаций

Порядок составления сметы расходов указан в Инструкции «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств».

Распорядители бюджетных средств:

1. распределяют бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств;

2. разрабатывают на основании плана деятельности сводные бюджетные сметы, сводные сметы доходов и расходов внебюджетных средств, рассматривают проекты бюджетных смет получателей бюджетных средств, для бюджетных организаций, получающих средства от осуществления приносящей доходы деятельности, – сметы доходов и расходов внебюджетных средств;

3. утверждают бюджетные сметы получателей бюджетных средств, а также сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций в соответствии с требованиями законодательства и настоящей Инструкции.


При получении бюджетной организацией средств от осуществления приносящей доходы деятельности составляется смета доходов и расходов внебюджетных средств.

Под составлением бюджетных смет получателей бюджетных средств понимается установление объемов, целевого направления и поквартального распределения бюджетных средств на основании бюджетных ассигнований, доведенных распорядителями бюджетных средств до получателей бюджетных средств для выполнения ими своих функций.

Различаются следующие бюджетные сметы:

-индивидуальные и сводные бюджетные сметы;

-индивидуальные и сводные бюджетные сметы на капитальное строительство.

Бюджетные сметы составляются получателями бюджетных средств в разрезе функциональной классификации расходов бюджета (далее – ФК), программной классификации расходов бюджета (далее – ПК), экономической классификации расходов бюджета (далее – ЭК), ведомственной классификации расходов бюджета (далее – ВК) бюджетной классификации Республики Беларусь.

Бюджетные сметы составляются по каждому получателю бюджетных средств независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются централизованными бухгалтериями.

Получатель бюджетных средств составляет также сводную бюджетную смету в целом по получателю бюджетных средств.

После утверждения республиканского и местных бюджетов Министерство финансов Республики Беларусь (далее – Министерство финансов) и местные финансовые органы доводят до распорядителей бюджетных средств годовые объемы бюджетных назначений, установленные законом о республиканском бюджете и решениями местных Советов депутатов, с поквартальным распределением, определяемым Министерством финансов, местными финансовыми органами с учетом поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета и местных бюджетов соответственно.

Проекты бюджетных смет и сводных бюджетных смет, составленные получателями бюджетных средств, представляются на рассмотрение соответствующим распорядителям бюджетных средств в установленные ими сроки. К проекту бюджетной сметы получателя бюджетных средств прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, штатные расписания, а также расчеты расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам ЭК, включаемых в бюджетную смету получателя бюджетных средств.


Распорядители бюджетных средств обеспечивают рассмотрение и проверку проектов бюджетных смет, представленных подведомственными получателями бюджетных средств.Утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств осуществляется в течение месячного срока после утверждения бюджетной росписи республиканского бюджета и местных бюджетов.

После утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств один экземпляр возвращается получателю бюджетных средств, второй – остается у распорядителя бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств республиканского бюджета и местных бюджетов на основании утвержденных бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, а также бюджетных смет по самому распорядителю бюджетных средств составляют в двух экземплярах сводные бюджетные сметы распорядителей бюджетных средств, утверждают их и один экземпляр сводных бюджетных смет распорядителей бюджетных средств представляют соответственно Министерству финансов, местным финансовым органам.

35. Особенности составления смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций

В случае оказания дополнительных услуг за плату составляются сметы доходов и расходов внебюджетных средств.

Эти сметы составляются отдельно по группе однотипных видов внебюджетной деятельности, например: платное обучение студентов и платное обучение слушателей на подготовительных слушаниях.

А по разнотипным видам будут составляться разные сметы. Категорически не допускается, чтобы расходы по смете доходов и расходов внебюджетных средств превышали доходы (безубыточная деятельность). С доходов от внебюджетной деятельности уплачиваются в установленном порядке налоги. Поэтому смета доходов и расходов внебюджетных средств состоит из следующих частей:

1. Доходная часть. 2.Расходная часть. 3. Налоги и отчисления.

4. Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении организации. Это превышение должно направляться организацией на формирование двух фондов: фонд производственного и социального развития (60% средств) и фонд материального поощрения (40% средств).


Средства фонда мат поощр могут использоваться на премирование и оказание мат помощи работникам, учащимся, студентам и воспитанникам.

Средства фонда производств и соц развития направл на укрепл мат- техн базы, на текущие расходы по содерж организации (оплата коммунальных услуг, услуг транспорта и связи), связанные с его осн деятельностью при отсутствии, либо недостаточности бюдж ассигнований; прочее.

Расходы в смете по внебюдж средствам планируются с использованием норм и нормативов, соответствующих аналогичным расходам по бюджету, а в случае их отсутствия – аналогично норм и нормативов учреждений, используемых другими учреждениями, оказывающими такую деятельность.

К смете доходов и расходов внебюджетных средств прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, показатели работы организации и др.

Доходная и расходная часть сметы предусматривает доходы и расходы с поквартальным распределением.

Утверждение смет доходов и расходов внебюджетных средств происходит в сроки установленные для утверждения бюджетных смет и оформляется подписью руководителя и оттиском печати вышестоящего руководителя с датой утверждения. После чего один экземпляр возвращается в бюджетные организации, а второй остается у вышестоящего распорядителя.

36. Общая характеристика расходов бюджетных учреждений

В смете все расходы отражаются в разрезе категорий расходов:

1-я Текущие расходы.

В каждой категории выдел. статьи расходов (закупки товаров, оплата услуг).

1) з/п рабочих и служащих:

- оплата труда осн. и дополнит.

- оплата за сверхурочные, за работу в ночное время

- надбавки к з/п за выслугу лет, за сложность работ…

- все виды дополнит. оплаты за особые условия работы

- оплата труда внештатных сотрудников

- могут включ. выплаты премий, оказание мат помощи и др.

2) Начисления на з/п, включ. в расходы, кот. исчисл. В установленных размерах к фактически начисленной з/п.


3) Приобретение предметов снабжения и расходных материалов, включая расходы на покупку канц. и хоз. принадлежностей, различных передметов для хоз. целей в учрежд., З/О: медикаменты и перевяз. ср-ва, расходы на приобретение инвентаря и обмундирования, на приобретение продуктов питания и прочие связанные с текущей деятельностью учреждения затраты.

В состав хоз. расх. включ. расходы на освещение, отопление, водоснабжение, оплата услуг связи, содерж. помещения в чистоте.

В настоящее время в индивидуальных сметах как правило кап. расходы не планируются.

Отдельно в смете расходов отражаются субсидии, трансферты населению (выплаты пособий, пенсий, стипендий, субсидий). В числе заключит. показ. в смете отражаются расходы, покрываемые за счёт прочих источников, приравненых к финансированию (плата за питание в дошкольн. учр-ях, за санаторные путёвки…)

В смете расходов не отражаются внеб-тж. источники от оказания услуг и др. внеб-т. поступ.

37. Принципы финансирования бюджетных учреждений, порядок внесения изменений в бюджетные назначения

Принципы:

-плановости(предост б-тных ср-в в меру вып-ия плановых пок-лей с учётом использования ранее отпущ ассигн-ий),

-эф-ти (БС пред-ся при усл-ии наиб.эф-ти их исп-ия),

целевой хар-р( ПБС использ получ ДС только на цели, утв-е в б-те), -безвозвратности.

Внесение измен-ий в б-тные назн-ия:

1.В случ недовып/перевып плана по осн б-тным пок-лям

2. в случ нецел исп-ия ср-в

3. При перевып дох-ой базы б-та могут выдел-ся доп ассигн-ия

4.В случ изменения в теч года профиля деят-ти, режима работы учреждения

38. Расходы на образование, их роль и источники финансирования в контексте мирового опыта.

Система образования – целостная сов-ть функц-х в гос-ве образоват.-воспитат.учр-ий, слож-ая связь м/у ними, общ.принципы их работы.

Принципы:приоритетность обр-ия, осущ перех к обязат общ среднему обр-ию,преемств и непрерывность, научность, светский хар-р, обязат-ть общ базового обр-ия, нац-культ основы обр-ия


Нац. система в РБ включает основное и дополн.:

Основное:

дошкольное образование;

– общее базовое образование;

– общее среднее образование;

– профессионально-техническое образование;

– средне-специальное образование;

– высшее образование;

– послевузовское образование.

Доп. – напр-но на дальн-ее расширение возм-й личности (внешкольн.воспит., повыш.квалифик., перепод-ка кадров)

Задачи:

- повыш. кадров.потенциала

- увелич.обесп-я студ-в днев.ф-мы общежит.

-интеграция нац.сист.образ. в общеевроп

- присоединение к Болонскому процессу

Ист-ки финн-ия обр-ия: респ и местн б-ты, ср-ва от платных услуг, ср-ва предприятий и попечит советов, ср-ва меценатов и благотворителей.

Реформа образ-ия в РБ предполаг усиление роли альтернат б-тным источников финн-ия. К внебюдж ист относ: дох от сдачи в аренду имущества, оборудования, зем участков.
39. Составление сметы раасходов общеобразовательной школы.

Школы составляют смету расходов по форме, утверждённой МинФином. Она явл-ся фин.планом д/школы. Наиб.уд.вес – р-ды на ОТР и к/у.В основе планирования расходов – производств.показатели, к ним относятся: число учащихся и кол-во классов. Они планируются на начало и конец планового года, а также среднегодовые. Число учащихся и классов на начало планового года будет определяться по переходящему контенгенту сформированному по состоянию на 1.09 прошлого года. Число учащихся в 1-х классах на 1.09 планового года определяется на основании переписи, а других классов – на основании данных по переводу (с учётом отсева и вновь прибывших). Число классов расчитывается путём деления числа учащихся на плановую наполняемость класса. Среднегодовое количество классов = (Кн.г*8+Кк.г*4)/12

ФЗП планируется отдельно для каждой категории работников. Для планирования фонда педагогической зарплаты необходимо расчитать:


1) среднюю педагогическую ставку (по гр. классов)

2) кол-во педагогич. ставок на все классы (по соотв. группе классов)

Ставка з/п выплачивается учителю за выполнение им установл. учебной нагрузки 18 часов в неделю. Фактически з/п будет зависеть от стоимости часа учителя и фактической/недельной нагрузки.

з/п в месяц = стоим-ть 1 часа * кол-во уч. часов;

Стоим-ть 1 часа = ставка / планов. нагруз 18 часов

Т.о. опред. ставка для каждого учителя и фиксируется в тарификационной ведомости.

Для определения ФЗП по школе необходимо сложить результаты ФЗП по группам классов, т.о. расчитывается осн. нед. з/п. Кроме того планируется дополнит. з/п. Она включает различные виды доплат за классное руководство., заведование кабинетами и др.

Фонд з/п хоз.обслуж-го персонала расчитыватся в соотв с должностными окладами по штатному расписанию и среднегодовым числом штатнцых единиц.
40. Особенности планирования расходов на ДДУ и школы-интернаты.

В школах-интернатах м. устанавливаются пониженная величина наполняемости классов. В этих школах вводятся новые должности воспитателя, медработника. Вводятся доплаты за дежурство в ночное время, за работу в особых условиях труда. Дополнительно формируются фонд на замену отпусков. Норма расходов на питание устанавливается в повышенном размере, а в выходные и праздничные дни и во время каникул увеличивается на 10%. За содержание детей в школе-интернате может взиматься плата. Не оплачивается, если дети-сироты, санаторные школы, школы для одаренных детей. В школе-интернате для детей, оставшихся без попечения родителей планируются расходы на покупку одежды. Планируются расходы на медикаменты.

В ДДУ основные показатели: число детей и среднегодовое количество детодней. Кол-во детодней = среднегодовое число детей * число дней посещения ребенком ДДУ. Число групп в дет саду определяется с учетом предварительной наполняемости, кот устанавливается для детей с 2мес до 1года- 7чел, с года до 2 – 10 чел, с 2 до 3-15 чел, свыше 3- 20 чел. Общий объем нагрузки на воспитателя 36часов, на помощника воспитателя 48 часов. Фонд заработной платы работников детского дошкольного учреждения включает заработную плату педагогического, медицинского административно-обслуживающего персонала. Рассчитывается исходя из типовых штатов и должностных окладов (ставок) отдельных категорий работников.

Расх на пит=норм расх на 1 реб*кол детей*число дней функц-ия

расх на медик=норма расх*кол дет среднегод
42.Состав расходов на культуру. Планирование расходов на библиотеки и клубные учреждения

К культурно-просветительным учреждениям относятся библиотеки, дворцы и дома культуры, клубы, музеи, театры и т. д. В зависимости от их ведомственной принадлежности (Министерство культуры и печати, профсоюзы, колхозы, общественные и другие организации) они имеют различные источники финансирования: ассигнования Государственною бюджет», средства предприятий, организаций, а также собственные ресурсы. В настоящее время около 80 % культурно-просветительных учреждений находятся в ведении Мин. культуры и печати. Наиболее многочисленными являются библиотеки и клубные учреждения. На их содержание расходуется более 80 % бюджетных ассигнований. Собственные, внебюджетные доходы библиотеки могут получать от оказания дополнительны услуг населения плату (например, доставка книг на дом, копирование текста, переплет книг, журналов и др.), а также от обслуживания дополнительного контингента читателей — работников "учреждений, предприятий на основании заключенных с ними договоров, сдачи в аренду помещений и др. Расходы планируются в целом на библиотечную. По фонду заработной платы (фонду оплаты труда) планируются расходы на заработную плату: а) библиотекарей и библиографов; б) руководящих работников и специалистов; в) прочего хозяйственно-обслуживающего персонала. Расходы на заработную плату библиотечных работников определяются исходя из средней ставки отдельных категорий работников и среднегодового числа единиц персонала. Размер ставки библиотекарей и библиографов устанавливается на основании тарификации и зависит от занимаемой должности и образования. Ставки заработной платы руководящих работников и специалистов зависят от занимаемой должности и от группы по оплате труда, к которой отнесена библиотека.

Объем работы определяется такими показателями, как среднегодовое число книговыдач и среднегодовое количество читателей. Почти 1/3 затрат по текущему содержанию библиотек приходится на приобретение книг и выписку периодических изданий.


В отличие от других учреждений клубы имеют реальную возможность формировать дополнительные финансовые ресурсы для своей деятельности (киносеансы, вечера, лекции, концерты и т.д.). в РБ почти 68% расходов на содержание клубных учреждений приходится на зарплату. Зарплата определяется также как и в библиотеках. Важным направлением является обоснованное определение затрат на укрепление материально-технической базы.

43.Планирование доходов и расходов на театральные и концертные организации

Доходы ТЗО состоят из:

1) выручки (валового сбора) от продажи билетов, абонементов за выступления своих или сторонних коллективов и исполнителей на стационаре, выездах и на гастролях;

2) средств, поступивших от других организаций за предоставление артистической силы на сторону;

3) средств, поступающих из бюджета в виде субсидий;

4) средств, поступающих от организаций в качестве возмещения (компенсации) потерь в доходах за отмену плановых мероприятий на стационаре или арендованных площадках в соответствии с заключенными долевыми договорами;

5) средств, поступающих за показ по телевидению и трансляцию по радио спектаклей, концертов, представлений из текущего репертуара или специально подготовленных по договорам со студиями телевизионных и радиоустановок выступлений своих коллективов, участие в съемках кинофильмов и т.п.;

6) прочих доходов от эксплуатационной деятельности в виде доходов от реализации программ, буклетов, либретто и т.п., арендной платы, поступлений от сдачи в прокат сценично-постановочных средств, инструментов и т.п.;

других источников.

Планирование расходов ТЗО

Структура расходов:

1) заработная плата;

2) исходный реквизит, грим, билеты и другие материальные расходы по текущему репертуару;

3) амортизация; реклама;

4) комиссионное вознаграждение организациям и уполномоченным за реализацию билетов;

5) оплата суточных, квартирных, транспортных расходов и аренды помещений на гастролях и выездах;

6) содержание транспорта;

7) оплата за услуги сторонних организаций;

8) содержание, текущий ремонт зданий, оборудования и возмещение износа МБП;

9) новые и капитально возобновляемые постановки;

10) прочие расходы.

Расходы планируются на основе анализа отчетных данных за предшествующий год с учетом изменений по показателям на основании Бюджетной классификации Республики Беларусь.

45. Состав расходов на здравоохранение, источники финан-ия.

Расходы на здрхр-ие по эк. содержанию делятся на 3 гр:

1. Расходы на лечебно-профил. учреж-я и мероприятия (более 90% всех расходов).Сюда относ-ся: больницы, госпитали, клиники при ВУЗах; расходы на содерж-е поликлиник, диагноз.центров, станций скорой и мед.помощи, станций переливания крови, санаториев.

2. Расходы на санит-профил учреж-я и мероприятия(сан-эпидем станции, дезинфекц.станции, противоэпидем.отряды, центры гтгиены и эпидем-логии).

3. проч.расходы (Р. на бюро судмедэкспертизы, содерж-ие централиз.бухгалтерии, науч.исслед-ия).

Осн. источник финан-я – бюджет, но в послед время увели-ся платные услуги. Доп. ист-ки: собств. (внебюдж.) ср-ва от оказ.платных услуг.

Величина норматива бюджетного финансирования определяется с

учетом обоснованных норм и нормативов потребности населения

Республики Беларусь в медицинской помощи и должна обеспечивать

возмещение материальных и приравненных к ним затрат учреждений

здравоохранения, в том числе на оказание медицинской помощи,

формирование средств на оплату труда работников здравоохранения и

создание необходимой материально-технической базы в следующем

порядке.

Средний норматив по Республике Беларусь определяется путем

деления объема расходов на здравоохранение по Республике Беларусь


на среднегодовую численность населения.

46. Составление сметы больницы. Порядок расчетов произв-ых показателей и расходов по смете.

Кол-во коек-осн. показатель, испол-ый при планир-ии расходов, еще кол-во койко-дней, число штатных должностей медперсонала. пок-ль «кол-во коек» на нач год проед-ся исходя из налич-я на послед. дату и учета коек на в оставшийся период времени до конца года в пределах, предусм-ых планом. Планир-ое число коек на кон. года опред-ся вышестоящим органом здрхр-я, исходя из возможности их размещения в соот-ии с показ-мя плана. Ср.год.кол-во.коек=Кнач+((Ккон-Кнач)*Кмес до к.г./12)

Ср.год кол-во коек=Кнач+(прирост*n)/12-(выбытие*m/12).(n,m-кол-во месс с момента изм-я до конца года).

Число койко-дней=ср.год.кол-во*число дней функ-ия 1 койки в году. Эти показ-ли рассчит-ся для кажд. типа коек и испол-ся при планир-ии расходов на питание и медпрепараты.

Должности медперсонала: врачи, медсестры, санитары.

1.Число должностей опред-ся путем деления кол-ва коек опред. типа на норму обслуж-я.

2. Кол-во рабчасов=(365/366-воскресения-др.праздн.дни-отпуск)*продол-ть рабдня.

3. Число работы учр-я=365/366*24ч.

Ставки медсестер для 1 круглосут.поста=3пок-ль/2пок-ль.

Фонд З/П для расчета ср з/п составл. тарификац.ведомость.

Расходы на питание(медпрепараты)=норма расходов*число койко-дней. Расходы на мягк.инвентарь= Н *к-во коек


47. Особенности планирования расходов амбулаторных учр-й.

Поликлиники, обслуж-ие насел-ие, осущ-ют его по участково-террит. принципу.

Осн.пок-ли: 1. число врачебн. посещ-й поликлиники и на дому = число жит-ей на этой терр-ии*1 житель, посещ. поликлинику.

2. продолжит-ть рабдня врачей.

3. время приема врача в часах.

Остальные должности привязываюся к числу врачей. Особенность: не планир-ся расходы на питание; а расходы на медпрепараты зависят от расходов по посещению и расходов по льготным рецептам.


В качестве источников финансирования деятельности поликлиник выступают средства бюджета, собственные ресурсы от оказания услуг населению, выполнения работ по договорам, привлеченные средства в виде денежных средств и материальных ценностей др. предпр-ий и организ-ий, средств, поступающих из благотворительных фондов, добровольных взносов насел-я, а также заемные ср-ва банка и пр. источники. Сумма расходов устанавливается умножением нормы расходов на одно посещение врача на число врачебных посещений в год.


48. Расходы на НИОКР и источники их финансирования. Механизм бюджетного финансирования НИОКР.

Наука-сфера деят-ти, напр на выраб-ку объект. знаний о мире.

Пок-ли: затр на науку в % от общ объёма расх б-та, наукоёмкость ВВП, числ и структ научных орг-ий, затр на науку и структура затрат, число зарег открытий, мат-техн база науки.

Сист кач пок-лей: квалиф, число лауреатов ноб премии, доля научно-техн разраб, доля наукоёмк продукции, числ безраб учёных, числ выехавшиз за рубеж

Отвечают за развитие науки:НАН, гос ком по науке и технол, Высш аттест комиссия РБ

НАН-орг, провед и координ фунд и прикл НИР. Научн обеспеч, экон, соц развитие РБ

Гос комит явл органом гос упр, пров гос политику в сфере науки

комиссия –госрег в обл аттест

Внутр затр на НИОКР собств ср-ва орг , ср-ва б-та, б-та СГ и гос цел б-тных ф-дов.

Расх на науку осущ-ся в рамках прямого б-тного финн-ия,в рамках финн-ия гос программ, в рамках грантов из целевых фондов.

кроме прямого финн-ия – косв:налог льготы, тамож льготы. гос гарантии.

Форма смет общая. Грантовое финн-ие в форме конкурса

Ежегодно фин-ие научной, научно-техн. и инновац.д-ти имеет тендегцию к увеличению. В 2011 на их развитие - 865 млрд. руб.

52.Составление проектов респуб. бюджета

Республ. бюждет. Составление бюджета находится в исключит. компетенции Совета Мин-в. Он сост-ся с учетом данных о соц-эк. развития РБ, осн. направления бюдж-фин и денежно-кред. политики, разраб-х НБРБ и Минфином. Непосредственная работа по составлению республ. бюджета проводится Минфином.


В устан-ные Совмином сроки по сообщенным Минфином нормам республ. министерства, ведомства, концерны, союзы, облисполкомы устанавливают фин прогнозные пок-ли по дох-м и расх-м для разработки проекта республ. бюджета.

После анализа и необходимости корректировки этих данных Минфин разрабатывает проект республ бюджета, нормативы отчислений от обществ. налогов и дох-в в местные бюджеты областей и г. Минска, и на основе них – проект консолид. бюджета Республики. Рассм-ные и одобренные правительством проекты республ. и консол. бюджета республики на очередной год представляются на рассмотрение президенту.

Рассм-ные и одобренные правительством проекты республ. и консол. бюджета республики на очередной год представляются на рассмотрение президенту.

Пакет док-тов, представляемых президенту: пояснительная записка; осн направления бюдж. и налог. пол-ки на очередной год; проект консол. бюджета РБ; прогнозные расчеты по дох-м и расх-м республ. бюджета на план-й год.

После одобрения этих материалов президентом они направляются Палату представителей (организует рассм-е мат-лов по бюджету постоянными комиссиями).

Принятый палатой представителей проект республ. бюджета выносится на одобрение совета республики. После его одобрения – Президенту на подпись.

53Местные бюджеты. Проекты местных бюджетов составляются местными финансовыми органами, а бюджетов первичного уровня исполнительными и распорядительными органами. И представляются сперва на рассмотрение исполнительным комитетам, а затем на утверждение местным советам депутатов. Документы и материалы прилагаемые к проектам решения советов депутатов о бюджете, а также показатели, утверждаемые решением местных советов депутатов о бюджете, аналогичны республиканским. Окончательное составление местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется только после принятия вышестоящего бюджета и утверждения в нем нормативов отчислений от регулирующих доходов и сумм межбюджетных трансфертов.


Составл-ые проекты местных б-тов - > д/рассмотр. в местн.исполн.и распоряд.органы. Они рассм-т проекты мест.б-в и предложенные нормативы отчисл-й от респ.налогов и доходов. Затем -> на утв-ие местн.Советов депутатов. В б-те устан-ся:

-д-ды, р-ды, рез.ф-д и цел.ф-д, дефицит нижест.б-та, утвержд-ые норматтвы отч-ий от респ. налогов и др.платежей

55. Необходимость создания госказначейства в РБ. его задачи и роль на соврем. этапе.

В 1993 г. приказ Мин фин «О гос. казначействе РБ», 1998г – постан-ие «О переходе на казнач.систему исполн-я респ.б-та и создания террит.органов гос.казн-ва»

Осн. задача Главного гос. казначейства – сконц-ть бюдж.рес-сы на едином бюдж.счете (ЕКС)

Причина создания казн-ва: недост-ки сущест-й системы упр-ия финансами.

Возникла необх-ть дальн-го разв-ия макроэк.анализа, прогнозир. и фин-ие операций по испол-ию респ.б-та

Казн-во коорд-т работу с бан-ми, уполномоч-ми осущ-ть операции по счетам Казн-ва.

Территориальные органы казначейства осуществляют исполнение респ. бюджета, учет операций по движению средств респ. бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соотв-щий регион, передают вышест. органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов респ. бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность совершения операций со средствами респ. бюджета и их целевое направление использования.

ГГК –структурное подразделение Минфина.

Функции:-краткосрочное прогнозирование респ.бюдж.; -изыскание источников фин-ния дефицита, анализ и корректировка программ респ.бюдж.; -централизация бюджетных ресурсов на ЕКС; -составление отчета об исполнении об респ.и консолидир.бюдж.


57. Механизм исполнения доходной части бюджета
1. Исполнение республиканского бюджета по доходам предусматривает:

1.1. зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;

1.2. проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);


1.3. распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;

1.31. завершение операций по распределению поступлений регулирующих доходов республиканского бюджета отчетного финансового года, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов. Указанные действия производятся в течение первых 10 календарных дней текущего финансового года;

1.4. возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета, в том числе путем взаимозачета задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь и другим обязательным платежам в бюджет;

1.5. учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;

1.6. анализ выполнения доходов;

1.7. распределение в установленных порядке и размерах ввозных таможенных пошлин, перечисление сумм распределенных ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств – членов таможенного союза.

2. Организации, кроме налоговых и таможенных органов, уполномоченные в соответствии с законодательством осуществлять сбор доходов в республиканский бюджет, обязаны осуществлять контроль за правильным исчислением, полной и своевременной их уплатой, если иное не предусмотрено законодательством.

3. Распределение регулирующих доходов, расчеты с местными бюджетами и плательщиками по возврату (зачету) излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших сумм в доход республиканского бюджета осуществляются органами государственного казначейства.

4. Учет операций по доходам республиканского бюджета осуществляется по лицевым счетам, открываемым для каждого налогового, таможенного органа и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять сбор доходов в республиканский бюджет, на едином казначейском счете.

60. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Республики Беларусь;

Парламент Республики Беларусь;

Правительство Республики Беларусь;

местные Советы депутатов;

местные исполнительные и распорядительные органы;

органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

Национальный банк Республики Беларусь;

иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

распорядители и получатели бюджетных средств;

банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.
Статья 79. Бюджетные организации
1. Бюджетные организации в соответствии с закрепленными за ними функциями и задачами:

1.1. разрабатывают планы своей деятельности, бюджетные сметы, сметы доходов и расходов внебюджетных средств, увязанные с этими планами деятельности;

1.2. обеспечивают исполнение бюджета по выделенным бюджетным средствам;

1.3. составляют и представляют распорядителю бюджетных средств бухгалтерскую отчетность в составе, определенном Министерством финансов, за исключением государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций, которые ведут учет активов и обязательств и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

2. Бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.


3. По внебюджетным средствам бюджетные организации составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций устанавливается Министерством финансов.

Средства, получаемые бюджетными организациями от приносящей доходы деятельности, после налогообложения используются на обеспечение функционирования этих организаций и развитие их материально-технической базы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Направления и порядок использования данных средств определяются Правительством Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчетность по внебюджетным средствам составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь в порядке и по формам, установленным Министерством финансов.

Контроль за использованием внебюджетных средств бюджетных организаций осуществляется вышестоящим органом, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Незаконное, нецелевое использование внебюджетных средств, а также использование внебюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства влекут применение ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом за незаконное, нецелевое использование средств бюджета, а также использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

4. Бюджетные организации не имеют права осуществлять заимствования в любой форме и предоставлять за счет бюджетных средств займы организациям и физическим лицам.
Нарушение бюджетного законодательства

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств, признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 134. Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства, и органы, имеющие право на их применение
1. За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

1.1. приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

1.2. взыскание бюджетных средств;

1.3. приостановление расчетов по банковским счетам;

1.4. начисление и взыскание пени;

1.5.иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

2. Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются:

2.1. Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы;

2.2. органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

2.3 иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами.

3. Действия уполномоченных органов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их должностных лиц при применении мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства могут быть обжалованы в судебном порядке.

61. Бюджет союзного гос-ва РБ и РФ. Правовая и эк-кая основа функционирования. Принципы построения.

Бюджет союзного государства является эффективным инструментом использования бюджетных средств, направляемых на реализацию наиболее важных совместных социально-экономических программ. Бюджет союзного государства основан на следующих принципах:


  1. Принцип полноты

  2. Принцип сбалансированности

  3. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета

  4. Принцип эффективности и экономичности

  5. Принцип адресности и целевого характера

  6. Принцип гласности

  7. Принцип достоверности.

Первый бюджет союза был принят на 1998 года.

Бюджет формируется без дефицита и не предусматривает никаких внешних и внутренних заимствований на возвратной основе.

65. Доходы и расходы Союзного гос-ва. Доходы могут формироваться за счет всех неналоговых доходов:

  1. Отчисление стран участников

  2. Доходы от находящегося в собственности союза имущества.




следующая страница >>