prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9

3. Сословно-представительная монархия в Польше в 16-18вв.причины кризиса РП.

Смерть Стефана Батория в 1586 г. - политический кризис. претендентом на престол был Сигизмунд III Ваза. В 1606 году в Речи Посполитой вспыхнула гражданская война: значительная часть шляхты образовала антикоролевскую конфедерацию (рокош) в ответ на предложения Сигизмунда III ввести в сеймовой практике принцип голосования большинством вместо liberum veto, увеличить армию и пополнить казну. Правление преемника Сигизмунда III короля Владислава прошло под знаком тех же противоречий. Очередные попытки усилить королевскую власть окончились ничем. Украина взорвалась и казачьи полки под руководством Б. Хмельницкого нанесли ряд поражений польской армии. Шляхта взяла реванш под Берестечком в 1651 году, но война затянулась на долгие годы. Богдан Хмельницкий обратился за помощью к России, и та начала военные действия против Польши. В 1655 году в войну вступила Швеция, Впервые был поставлен вопрос о разделах Речи Посполитой, которая из субъекта международной политики стала преврщаться в ее объект. Пик внутренних политических раздоров пришелся на правление Михаила Корибута Вишневецкого (1669-1674). Его преемник Ян Собеский (1674-1696) пытался осуществить ряд реформ, направленных на усиление королевской власти, но и  ему не удалось остановить нарастание политичекой анархии в Речи Посполитой. Сеймы срывались один за другим, центральная власть оказалась почти парализованной. В то же время польская армия под руководством Яна Собеского разбила турок-османов под Веной, После смерти Яна Собескогона трон был избран Август II (1697- 1733), при котором  Польша потерпела сокрушительное поражение в Северной войне. Во второй период правления Августа II  и при его преемнике Августе III (1733-1763) в Речи Посполитой стали складываться два политических лагеря, которые возглавлялись магнатскими семьями  Чарторыйских и Потоцких. Первая группировка объединяла сторонников реформ и вошла в историю под названием “Фамилия”. Вторая представляла интересы той части магнатерии и шляхты, которая стремилась сохранить в неприкосновенности политические и культурные устои Речи Посполитой.==== Вплоть до потрясений 1648-1668 гг. польская политическая система сохраняла дееспособность. Анархизация политической жизни начинается с середины XVII века. “Шляхетская демократия” становится  лишь прикрытием магнатской олигархии, а магнатские группировки действуют уже в интересах не Речи Посполитой, а своих собственных. Власть короля растворяются в полномочиях сейма, сената, сеймиков, центрального и местного административного аппарата (канцлер, гетман, подскарбий, воеводы, старосты и каштеляны). Начало этому процессу  было положено в 1570-е годы Генриховыми артикулами, введением института сенаторов-резидентов, подписанием “пакта конвента” при вступлении на престол очередного монарха, созданием коронного трибунала, который лишил короля права быть верховной апелляционной инстанцией в судебных спорах. По мере ограничения полномочий короля, все более обширными и многочисленными становились функции сейма. Постепенно складывалось убеждение ( и соответствующая практика), что шляхетская посольская изба есть наивысший орган власти, стоящий и над королем, и над сенатом. в Польше сенат был постепенно подчинен котролю нижней палаты парламента и стал рассматриваться как посредник между шляхтой и королем, осуществляющий решения сейма, следящий за их исполнением королем, но не претендующий на подлинно самостоятельную роль. в Речи Посполитой центральная администрация становилась все более бессильной. Главные государственные должности, будучи пожизненными, фактически обеспечивают независимость и неподконтрольность их обладателям. Институт старост становится институтом земского самоуправления. Власть канцлера и подканцлера становится все более призрачной, финансовое ведомство выходит из под контроля короля, гетманы становятся все более и более независимы от кого бы то ни было. Суд слыл своей продажностью, а исполнять судебные решения было некому.

15. южные славяне Австрийской империи в революции 1848-1849гг. В 1848 г. в Австрийской империи произошли революционные выступления. Задачами революции было установление гражданских прав и свобод, ликвидация феодальных пережитков. В апреле 1848 г., вскоре после начала антимонархических выступлений, император Фердинанд I был вынужден ввести первую для страны Конституцию. Согласно ст. 1 Конституции все земли Австрийской империи составляли нераздельную конституционную монархию. В качестве парламента Конституция 1848 г. предусматривала двухпалатный Рейхстаг, однако его верхняя палата — Сенат — так и не была создана, а нижняя палата получила статус временного «Учредительного Рейхстага», который должен был подготовить проект новой конституции. Венгрия получила свою Конституцию, предусматривавшую широкую автономию. Новый император Франц Иосиф I распустил Рейхстаг и вместо подготовленного последним проекта обнародовал 4 марта 1849 г. собственный вариант Конституции. В этой так называемой Мартовской Конституции также провозглашалась незыблемость и нераздельность империи, но в состав последней на этот раз были включены все земли (Венгрия в их числе). Включение Венгрии в состав Австрийской империи противоречило «Прагматической санкции», связывавшей унию исключительно с династией Габсбургов, и в ответ венгерский сейм объявил о лишении габсбургской династии венгерской короны и провозгласил республику. После подавления революции Венгрия была лишена парламента, во главе Венгрии был поставлен назначенный императором губернатор, а в Трансильвании было введено военное управление. Из областей Банат и Бачка и части венгерских и славонских земель в 1848 г. было образовано Сербское воеводство (с 1849 г. — воеводство Сербия и Тамиш-Банат) в ранге коронной земли. Согласно императорскому декрету от 31 декабря 1851 г. Конституция была признана недействительной, а ландтаги были заменены на совещательные комитеты из дворян и крупных землевладельцев. волнения крестьянские.поддержали революцию. За собственную автономию. хорваты участвовали в подавлении революции. Двойственный характер на хорв. Землях.


25.эноном. и пол. Разв. Чешск. Нар. Во 2 п. – н. 20 в. С 60 — 70-х г. XIX в. чешские земли стали экономически самыми развитыми среди областей Австро-Венгрии. Они заняли ведущее положение в экономике Австрийской империи. Вплоть до первой мировой войны чешские земли оставались «промышленной мастерской» габсбургской монархии. Национальная программа чешской буржуазии. Старочехи и младочехи. В начале 60-х гг. Австрия потерпела поражение в войне с Францией и Пьемонтом. Это вызвало политический и экономический кризис в империи. В стране усилилось национально-освободительное движение. В 1860 г. была образована буржуазно-консервативная Чешская национальная партия (1860 — 1918), лидерами которой стали Франтишек Палацкий и Ладислав Ригер. В основу ее деятельности легла сформулированная Ф. Палацким программа так называемого исторического государственного права чешского королевства. Основываясь на правах, оговоренных при вхождении Чехии в империю Габсбургов, программа выдвигала требование предоставления Чехии, Моравии и Силезии автономии при сохранении верховной власти императора.В 1874 г. члены оппозиционного течения во главе с К. Сладковским й Э. Грегром образовали Национальную свободомыслящую партию (1874 — 1918), члены ее получили название младочехов. Выражая интересы чешской промышленной буржуазии и зажиточных крестьян, младочехи выступили с требованиями преобразования легальными средствами двуединой, образованной в 1867 г. Австро-Венгрии в триединую австро-венгро-чешскую монархию с Габсбургами во главе.
В 1890 г. старочехи согласились на создание «ограниченной немецкой территории» в Чехии. Это означало фактическое расчленение Чехии на чешско-немецкую смешанную и чешскую части. Соглашательская политика старочехов была воспринята как предательство национальных интересов. Поэтому в 1891 г. они потерпели полное поражение на выборах в парламент.

С начала 90-х гг. XIX в. руководство политической жизнью в чешских землях перешло к либеральной партии младочехов, которые возглавили здесь борьбу за всеобщее избирательное право. В 1896 г. правительство было вынуждено провести реформу избирательного права Австро-Венгерской империи. Реформа впервые предоставила право участия в выборах рабочим и крестьянам, но сохраняла преимущества помещиков и крупной буржуазии. В годы первой мировой войны в чешских землях развернулось национально-освободительное, антивоенное и рабочее движение, чему способствовало резкое ухудшение экономического положения. В эмиграции деятели чешской (Масарик, Э. Бенеш) и словацкой (М. Штефаник) буржуазии основали в 1916 г. единый политический центр — Чехословацкий национальный совет, начали переговоры с представителями держав Антанты о признании после окончания войны независимого Чехословацкого государства. 28 октября 1918 г. в условиях распада австро-венгерской монархии Национальный комитет, который возглавляли представители чешской промышленно-фи-нансовой и аграрной буржуазии, взял на себя функции высшей государственной власти и объявил о создании самостоятельного Чехословацкого государства.

36. Польша в сер.40-к.80х. Важнейшей задачей в области внутренней политики Польского комитета национального освобождения было расширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприации подлежали земли немцев и предателей. Вновь формируемый государственный аппарат состоял в основном из членов политических партий, входивших в состав КРН. В конце 1944 г. Польский комитет национального освобождения по согласованию с СССР был преобразован во Временное правительство Республики Польша. В июне 1945 г. было создано Временное правительство национального единства. Его премьером стал левый социалист Эдвард Осубка-Моравский, , заместителями — Владислав Гомулка (ППР) и С. Миколайчик, С. Миколайчиком была создана собственная партия – Польское стронництво людовое/ С. Миколайчик и блокировавшиеся вокруг него силы были сторонниками либерально-демократического общественного устройства, основанного на частной собственности на средства производства и свободной игре политических сил. в Польше продолжало действовать политическое и вооруженное подполье. Противостояние режима и подполья приобрело характер гражданской войны. В январе 1946 г. была проведена национализация промышленных предприятий/ В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. ППР и ее союзники получили 80% депутатских мандатов. Президентом страны сейм избрал члена ППР Болеслава Берута (1892-1956), до этого возглавлявшего КРН, премьер-министром стал социалист Юзеф Циранкевич. В 1948 г. с поста генерального секретаря ЦК ППР был смещен В. Гомулка, обвиненный в «правонационалистическом уклоне». Этот пост занял Б. Берут. Он же возглавил ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), образованной в декабре 1948 г. в результате объединения ППР и Польской социалистической партии на платформе коммунистов. ......//////////необходимыми условиями успешного построения социализма были: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства; культурная революция. На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Ее центральным звеном являлась Польская объединенная рабочая партия, Тоталитарная по существу политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР) В 1950 г.  самороспустилась партия труда, часть ее членов вступила в Демократическую партию (ДП) В 1948 г. было унифицировано молодежное движение. Упор был сделан на развитие прежде всего тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения и др.  современных отраслей промышленности. К концу шестилетки производство в них возросло в 2,5 раза по сравнению с 1949 г.  В развитии сельского хозяйства был взят курс на производственную кооперацию. Сельское хозяйство рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силы Первые попытки скорректировать курс были предприняты после смерти Сталина в 1953 г., но они были робкими и непоследовательными. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личности нанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше.  Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г. Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д. Доминирующей формой хозяйствования в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, разработаны основы новой аграрной политикиВ 1956-1957 По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, потому что кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП. после 1956 г. сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность и увеличения производства в сельском хозяйстве, В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Однако в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта в капиталистические страны В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций. В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность” предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военнополитического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В,Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны. в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки.----- решили провести круглый стол. “Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме. 89г. – президент Ярузельский.

42.чешская респ. С нач. 90-х-2006. Чехия является членом ОБСЕ. На Мадридском саммите Северо-атлантического альянса, состоявшемся в июле 1997 г., Чешской республике последовало от лица Х. Соланы приглашение вступить в НАТО. я в 1999 г., когда Чешская Республика принята в члены альянса по случаю 50-й годовщины его создания. По данным на 1996 г., во внешнеэкономических связях ЧР доминируют страны с развитой рыночной экономикой как в сфере чешского экспорта (63,6 %), так и импорта (70,4%). ФРГ является ее крупнейшим торговым партнером. На парламентских выборах в конце мая — начале июня 1996 г. Гражданская демократическая партия (ГДП) получила 29,6 % голосов, Вопреки результатам выборов была сформирована правящая коалиция из трех правоцентристских партий — ГДП, христианских демократов и ГДА. Лидер ГДП В. Клаус вновь стал премьер-министром коалиционного правительства. Это было правительство практически парламентского меньшинства, В конце ноября 1997 г. по настоянию президента В. Гавела ему пришлось уйти в отставку из-за допущенных нарушений в финансировании ГДП и в ходе приватизации. Было сформировано полупарламентское правительство Й. Тошовского. В январе 1998 г. его состав был, наконец, одобрен парламентом при поддержке ГДА, христианских демократов, вышедшей из ГДП Унии свободы и социал-демократов. Ранее ведущая партия Клауса — ГДП, переживающая ныне раскол, коммунисты и республиканцы отказали правительству в поддержке.Тогда же последовало решение о назначении на июнь 1998 г. досрочных выборов в парламент.В январе 1998 г. В. Гавел вновь был избран (во втором туре) президентом Чешской республики, 2 февраля 2003 г. истекали  полномочия В. Гавела как главы государства. В связи с этим парламент в январе 2003 г. приступил к избранию его  преемника. 28 февраля 2003 г. президентом был избран В. Клаус. Другим важным событием в политической жизни ЧР стала подготовка к ее вступлению в Европейский союз 1 мая 2004 г. Среди главных итогов внутриполитического развития Чешской Республики в годы ее независимого существования следует назвать следующие. Стабилизировалась партийно-политическая система, определились три ведущие политические партии – ЧСДП, ГДП и КПЧМ.  «Чешское экономическое чудо» было прервано экономическим кризисом, давшем о себе знать уже в 1997 г. В 1998 г. ВВП сократился на 2,5%. Сложная задача выведения чешской экономики из кризиса выпала на долю социал-демократического правительства М. Земана. Антикризисная программа правительства была представлена только в марте 1999 г. Она предусматривала ускоренную приватизацию банков, отказ от политики жесткого монетаризма, привлечение иностранных капиталов в экономику, сокращение минимальных резервов Чешским национальным банком, «ревитализацию» (оздоровление) и реприватизацию отдельных предприятий и их частей с последующей продажей крупных акционерных долей. Вступление Чешской Республики в Европейский союз в мае 2004 г. позволило ей шире использовать все те выгоды, которые приносит национальным экономикам доступ на общеевропейский рынок товаров, капиталов и услуг. Визиты премьера М.М. Касьянова в 2001 г. и президента В.В. Путина в 2006 г. в Прагу. Нормализации отношений, вне всякого сомнения, способствовало решение вопроса о порядке погашении российского долга Чехии, первоначально оцениваемого в 3,6 млрд долларов. В 2001 г. была достигнута удовлетворившая обе стороны договоренность, в соответствии с которой  были осуществлены перерасчет долга в сторону уменьшения (на 1,6 млрд) и  реструктуризация оставшихся 2 млрд долларов до 2020 г.

51. Югославянское государство между 1 и2 мир. в. Экономика: разные уровни развития отдельных регионов.! Перерабатывающие отрасли. Тяж.пром. в незнач.степени. исключение горнорудная.франц.и итал.капитал. аграрная страна.ограмное число мелких крестьянских хозяйств. Экономический кризис. 20год оформление компартии. Усилия для больбы с КПЮ. В ноябре 1925 было образовано правительство пашича-радича. После убийства С. Радича на заседании в скупщине начались демонстрации, столкновения с полицией и пр. Этот момент использовал король Александр для гос переворота. 6 янв 1929 королевский манифест запрет деят-ти всех партий. Одновременно издан Закон о королевской власти и верховном гос управлении. Гос-во провозглашалось наследной монархией с неогранич властью короля. Новый премьер-Живкович-команд корол гвардией, прежний-Корошец-мин путей сообщения, а его партия- словенская народная-единственная одобрила режим. У остальных раскол. Некот вошли в состав правит-ва, но большинство не признало. Новый лидер ХКП(Хорв крест партия) Мачек, заменивший Радича, как и Прибичевич оказывали сопротивление диктаруре. Первого арест, потом выпустили, второй за границу. 3 сент 1931-Октроированная Конст (дарованная сверху)-не меняла сути режима, все закрепила, хоть и предусматривала созд 2хпалатн парламента (скупщина и сенат), правит-во ответственно перед королем. Офиц именуется Королевство Югославия (еще до Конст), террит поделена на 5 бановин без учета нац-регион специфики. Один народ-югославы. Выборы в скупщину в 1931-открытые, под контролем. Дек 1932-встреча 10 членов крест-демокр коалиции(КДК). Они осудили диктатуру и приняли резолюцию («Загребские пунктуации»)-о необходимости реорг. Гос-во на федеративн основе. Король в ответ Мачека в тюрьму. Окт. 1934 король едет с офиц ыизитом во Фр. 9апр он убит террористом-националистом Георгиевым (член внутренней македонской революц орг-ции. С этой орг-цей в контакте Павелич, его сторонники (усташи) в Венгрии и Италии создали лагеря, где учились террору. Они за независимую Хорватию, путем террора. 1935-1939гг.: после убийства короля при его наследнике Петре 2м-регентский совет, во главе с принцем Павлом (2юр брат Александра). Полит жизнь активизировалась, несмотря на Конст. Оппозиц партии решили вместе участвовать в выборах 1935. Маленький перевес в сторону правит-ва-это его неудача, правит-во в отставку (Ефтич). Новое правит-во возглавил радикал Стоядинович, он создал новую партию-Югославск радикальный союз (ЮРС), куда вошли сербск радикалы и др оппозиция). Переговоры Мачека и Стоядиновича безуспешны. Мачек хочет новую Конст-цию, принц Павел, считает, что хорватск вопрос можно решить по старой Конст. Сербы с недоверием к переговорам. Компромисс: окт 1937 соглашение в г. Форкашич-признало приоритет гос-правового вопроса с оговоркой, что новая Конст не может быть принята без одобрения большинством сербов, хорватов и словенцев.Вопрос об отношении гос-ва с католич церковью. В 1931- в Югославии 48,7% насел-православные, 37,5% католики, 11,2%-мусульмане. Отн с правосл церковью урегул сразу после войны. Июль 1937-проект конкордата (соглашения) вынесен на обсужд скупщины. Сербск правосл церковь против, считая, что он дает больше прав католикам. Скупщина одобрила.Правосл церковь предала анафеме тех, кто голосовал за конкордат, включая Стоядиновича, а глава правит-ва исключил из него всех, кто голосовал против. Демонстрации. Но конкордат не был послан в сенат и не получил силу закона. Католич церковь осталась конфессией, не имевшей соглашения с гос-вом. По итогам выборов  1938г  минимальный перевес Стоядиновича и сторонников, фактически это поражение и он в отставку. Обострение междун обстановки-принц Павел ищет пути смягчения противоречий Сербии и Хорватии. Новый глава правит-ва Драгиша Цветкович после встречи с Мачеком а апр 1939 подписал с ним соглашение о создании бановины Хорватия. Туда исторически сложившиеся регионы Хорватии, открыт ? о Боснии и Герцеговине и Воеводине, ? о степени автономии.  Переговоры на время в тупик. А Мачек ведет переговоры с Италией, чтобы была автономн Хорватия под итал протекторатом. 26 авг. 1939-соглашение м\у правит-вом и КДК. Предусматривалось создание нового правит-ва, утверждена Хорватская бановина, где исполнит власть контролировалась банном, назначенным королем. Образовано правит-во Цветковича-Мачека. Мачек-премьер.  С начала войны Югославия заявила о нейтралитете. Но после пораж Фр в 1940 изменились симпатии верхних полит кругов. Но США сказали, что прекратят помощь, если Югосл присоед к Тройств союзу. Но после присоед к нему Болгарии, Югосл оказалась со всех сторон окружена войсками Гитлера и его союзников. Прямы угрозы вынудили присоед к Тройственному союзу. Массовые демонстрации в ответ на профашистский курс правит-ва. Это пробудило к действиям часть высшего офицерского состава, ориентированного на Англию и США. 27 марта 1941 военные совершили госпереворот, свергли принца-регента Павла и правит-во Цветкова –Мачека. Престолонаследник Петр был провозглашен королем. Новое правит-во возглавил Душан Симович, командующий ВВС. В правит-во вошли те же, что и в предыдущее, даже Мачек потом вошел-зам премьера. Переворот предопределил судьбу Югославии. Гитлер решил оккупировать и разделить. Действия правит-ва непоследовательны. Заверил в верности Тройств союз, но закрыл все концлагеря и амнистировал полит заключ. 5 марта в Москве подписан договор о дружбе и ненападении м\у Югосл и СССР, а 6 апр началось вторжение войск Тройственного союза в Югославию.

57. Словения в период с 91-2006 год. Первые многопартийные выборы в Словении состоялись в апреле 1990 г. победу одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении –ДЕМОС. Словенское руководство последовательно проводило курс на обретение республикой полной самостоятельности. парламент принял декларацию о суверенитете и независимости Словении, затем был проведен плебисцит, 88% участников которого заявили о желании  выйти из федерации. 25 июня 1991 г. парламент провозгласил независимость Словении. На следующий день правительство Югославии признало эти действия незаконными и приказало частям Югославской народной армии взять ситуацию в Словении под контроль. Однако эта акция федеральных властей потерпела неудачу. 3 июля было заключено перемирие. Словенцы обязались на три месяца отложить реализацию декларации о независимости, а федеральные власти обязались вывести свои войска  с территории республики, что они и сделали 29 июля. Согласно конституции 1991 г., Словения – парламентская республика. Парламент состоит из двух палат: государственного собрания и государственного совета. Они различаются компетенциями и сроком полномочий. Законодательным органом является государственное собрание в составе 90 депутатов, избираемых от политических партий в ходе  всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Государственный совет состоит из 40 депутатов, избираемых на 5 лет. В его обязанности входит выражение социальных, экономических, профессиональных и локальных интересов всех членов словенского общества. Право законодательной инициативы принадлежит правительству. Глава государства - президент, избираемый в результате прямых, всеобщих выборов сроком на пять лет, не более двух раз подряд. На первых парламентских выборах в независимой Словении в декабре 1992 г. относительное большинство голосов получила Либерально-демократическая партия. С небольшим перерывом в 2000 г., когда у власти находилась правоцентристская коалиция, Я. Дрновшек и президент страны М. Кучан сохраняли за собой главные государственные посты на протяжении всего первого десятилетия независимости Словении. В конце 2002 г., в связи с тем, что М. Кучан согласно конституции уже не мог баллотироваться, новым президентом страны был избран Я. Дрновшек. Правительство возглавил член Либерально-демократической партии Антон Роп. На парламентских выборах в октябре 2004 г. относительное большинство голосов избирателей завоевала Словенская демократическая партия Янеза Янши. ///// По уровню своего развития страна достигла уровня многих западноевропейских государств. В марте 2004 г. Всемирный банк признал Словению первой на бывшем



6.освободительгая борьба польского народа в 1.п. 19в.

Политическая деятельность - тайный характер. Цель - завоевание свободы вооруженным путем. Тайная деятельность берет свое начало еще в конце XVIII в. После 1815 г. члены польских тайных обществ были связаны с движением карбонариев, направленным против Священного союза и пропагандировавшим идеи демократии, независимости. Наиболее известными были Общества филоматов и филаретов в Виленском университете. тайное общество “Заговор подхорунжих” в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г. поднимает восстание в Варшаве. Принятие решения о начале восстания ускорили слухи о намерении Николая I провести мобилизацию в Царстве Польском, чтобы использовать польских солдат в подавлении революционного выступления в Бельгии. Царские чиновники покинули город. При содействии высших кругов, образовавших временное правительство, диктаторскую власть в Царстве получил генерал Ю.Хлопицкий. 20 декабря 1830 г. сейм провозгласил восстание общенациональным. Видя безрезультатность своих действий, в январе 1831 г. Хлопицкий был вынужден уйти в отставку. На смену ему пришло консервативное правительство во главе с А.Чарторыйским. Царство Польское лишилось автономии. Конституция 1815 г. была отменена, а Царству был дарован в 1832 г. т.н. Органический статут, лишивший его сейма и резко ограничивший его самостоятельность. Было введено чрезвычайное положение. Краковское восстание 1846 г. австрийские войска отступили за пределы города. Власть здесь перешла в руки Национального правительства, которое призвало народ к участию в восстании, пообещало ликвидировать сословные различия и дать землю крестьянам. Фактором, определившим исход восстания, была позиция крестьянства. В Краковской республике оно присоединилось к восставшим, но на территории остальной Галиции под влиянием австрийской пропаганды отнеслось к восстанию враждебно. Восстание 1863-64: Поводом для восстания послужило проведение рекрутского набора по заранее составленным спискам “политически неблагонадежных” лиц. В создавшейся обстановке ЦНК принял решение начать восстание раньше, чем планировалось, и 22 января 1863 г. провозгласил себя Временным Национальным правительством. В первый же день восстания был опубликован манифест, провозгласивший независимость Польши, уравнение всех граждан в правах. Левые прекрасно понимали необходимость аграрной реформы. Выражением этого был декрет Временного национального правительства, оглашенный в ночь с 22 на 23 января 1863 г., который освобождал всех крестьян-землепользователей без выкупа. Шляхта должна была получить компенсацию от будущего независимого государства. Предусматривалось также наделение трехморговым участком безземельных крестьян. В феврале 1863 г. к восстанию примкнули “белые”, до этого бывшие его принципиальными противниками. Используя разногласия среди “красных”, им удалось взять в свои руки руководство внешней политикой повстанческого правительства.Положение усугублялось ожесточенной борьбой за руководство восстанием. В этих условиях в октябре 1863 г. члены Национального правительства (так с мая стало называться Временное Национальное правительство) передали всю полноту власти Р.Траугуту, бывшему офицеру русской армии. Движение ослаблялось отсутствием единства среди повстанцев. Не оказали реальной  помощи восставшим и западные державы. В апреле 1864 г. Траугут был арестован, а летом и осенью были разгромлены последние партизанские отряды.


16. особенности национального освобождения у хорватов. Основной идеей «иллиристов» была мысль о «Великой Иллирии», которая, по представлению хорватских национальных деятелей, занимала все югославянские и некоторые неславянские территории. Рассматривая их население как один народ, произошедший от коренного населения Древней Иллирии - иллирийцев, идеологи «иллиризма» говорили литературно-языковом объединениии южных славян, считая это основой для будущего их политического единства. Идеи «Великой Иллирии» говорили о том, что в среде южнославянской элиты на тот период уже сформировалось сознание об языковой и культурной близости этих народов. С другой стороны, идеи «иллиризма» объективно служили сплочению балканских славян вокруг империи Габсбургов1835 году Гай сформулировал ближайшие задачи иллирийского движения. Вначале это было развитие хорватской национальной культуры и языка, которые идеологи «иллиризма» представляли общими для всех южных славян. Осуществление этих задач «иллиристы» начали с создания новой хорватской орфографии. Организованная национальная борьба началась в 1835 году, когда Людевит Гай выпустил в свет первую политическую газету на хорватском языке. Представители «иллиризма» открыли в Хорватии и Славонии славянскую типографию(в 1837 г.), в нескольких городах организовали читальни, создали в 1841 году Экономическое общество; основали Национальный музей; добились открытия при Загребской академии кафедры хорватского языка и литературы в 1845 году. С начала 40-х годов XIX столетия «иллиризм» приобретает сильное политическое значение, хотя продолжает также осуществлять и культурно-идеологические функции. В это время внутри движения наметились 2 направления. Правое, консервативное крыло, возглавляемое графом Я.Драшковичем, видело будущее Хорватии внутри империи Габсбургов, однако признавало необходимость проведения различных реформ. Левое, либеральное крыло, которое возглавляли Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский, И. Л. Вукотинович и другие, добивались обеспечения автономии Хорватии и Славонии внутри Венгерского королевства, требовали сделать хорватский язык официальным, стремились к политическому воссоединению хорватских земель — Хорватии, Славонии, Военной границы, Далмации.

26. эк. И пол. Разв. Хорватов во 2.п. 19 –н. 20вв. Австрийская империя с большим опозданием по сравнению с другими европейскими странами вступила в период промышленной революции. Можно выделить два этапа в проведении реформ на хорватских землях: Первый этап приходится на 1852-1859 гг. - период т.н. неоабсолютизма, когда функции представительных органов власти были значительно ограничены, и законодательная и исполнительная власть перешла к императору и правительству. Принятые в это время постановления были направленына ликвидацию феодальных пережитков в системе землепользования. К их числу в первую очередь принадлежит патент от 2 марта 1853 года,  определяющий условия  землепользования и передела непахотных земель. У крестьян скопились недоимки по налогам за 1848-1853 гг., что способствовало их обнищанию. Помещики также находились в тяжелом положении. Второй этап реформ 50-60-х гг. как раз и приходится на период конституционных экспериментов 60-х гг. Первым конституционным актом был Октябрьский диплом  1860 г. Венгерское государственное собрание и хорватский сабор наделялись законодательными функциями. В  конце 1860 г. была упразднена автономия Воеводины, ее территория была разделена между Венгрией и Хорватией на заседания хорватского сабора, проходившего летом 1861 г. Здесь определились три основные позиции. Первая, доминирующая принадлежала либеральному крылу хорватской политической элиты, представителям народной партии, возглавляемой католическими священниками Йосипом Штроссмаером и Франьо Рачки. Они стали идеологами нового направления в хорватском интеграционном движении - югославизма. Последователи иллиризма, они предложили новую концепцию - воссоздание Хорватии в союзе с югославянскими народами империи - сербами и словенцами и возможность создания особой, югославянской единицы в рамках империи. Немногочисленная группа хорватских патриотов, возглавляемая Анте Старчевичем и Эугеном Кватерником выступила в саборе с требованием полной государственной независимости Хорватии. Большинство депутатов собора проголосовали за то чтобы признать возможность союза с Венгрией только при условии самостоятельности и территориальной целостности Хорватии. Австрийское правительство отклонило в январе 1866 г. требование Хорватского сабора о предоставлении автономного статуса Хорватии и Славонии, а в сентябре того же года решительно отказалось присоединить Далмацию к Хорватии и Славонии. В январе 1868 г. начались переговоры депутации хорватского сабора и венгерского государственного собрания о будущем соглашении. Главными были вопросы, возможности автономного бюджета Хорватии и степени зависимости органов исполнительной власти Хорватии и  бана от  венгерского правительства. Хорвато-Венгерское соглашение знаменовало собой предоставление Хорватии усеченной формы автономии в составе Венгерского королевства. В финансовом, политическом, экономическом положении Хорватия зависела от венгерского центра и ему подчинялась. Пришедшие к власти представители либерального крыла хорватской политической элиты во главе с баном Иваном Мажураничем провели ряд важных реформ. Окончательно урегулированы отношения землепользования между крестьянами и помещиками: было разработано законодательство о сервитутах Самыми широкими и успешными были реформы  в области просвещения и культуры. «Закон о народном образовании» освобождал начальные 4-х классные школы из-под надзора церковных властей. Славонский помещик, граф Кароль Куэн-Хедервари на посту бана Хорватии - 1883-1903 гг. - характеризуется свертыванием национальных  политических институтов, строгим следованием указаниям венгерского центра, усилением авторитаризма. C 1883 г. по 1887 г. он провел ряд законов, позволяющих ему полностью контролировать политическую ситуацию в Хорватии. Прежде всего, это закон о реорганизации судопроизводства, Медленно, но внедряются новые орудия производства в сельском хозяйстве, от экстенсивных методов начинается переход к интенсификации сельского хозяйства. Этот процесс требовал инвестиций, получить которые от венгерского центра не удавалось. До некоторой степени задача решалась за счет создающихся в крае банков. 90-е гг. Х1Х века характеризуются кризисом системы дуализма. Усиливается стремление к централизму в австрийской части империи, в венгерских политических кругах также выражается недовольство дуализмом. Конец 90-х гг. - ознаменовался рядом острых межнациональных конфликтов том числе хорвато-сербских. Хорватская патриотическая молодежь выступала с антивенгерскими манифестациями во время посещения Загреба императором Францем-Иосифом в 1895 г., а в 1903 г. антивенгерские выступления приняли общехорватский характер. Была задействована армия, имелись жертвы. Для успокоения края Куэн-Хедервари был перемещен с поста бана на более высокий пост - премьер-министра Венгерского королевства. В политической жизни Хорватии на арену выходит в 1904-1905 гг. новая партия - Хорватская народная крестьянская партия (ХНКП).  Ее  возглавили уже хорошо известные в крестьянском движении основатели газеты «Дом» (1890г.) братья Антун (1869-1919 гг.) и Степан (1871-1928гг.) Радичи. Программа партии предусматривала не только создание крестьянских финансово-экономических организаций, просвещение и модернизацию села, но и выдвигала общедемократические требования Последние пять лет накануне первой мировой войны в Хорватии и Славонии прошли неспокойно. Широкое участие в политической борьбе молодежи и создание молодежных террористических организаций, охватившее Европу,  не обошло и Хорватию. Здесь наряду с хорватскими национально-патриотическими организациями «Соколов», создавались и подпольные террористические анархистские группы студентов и школьников. В 1912 г. такая группа подготовила окончившееся неудачей покушение на бана Хорватии Цувая.

37. польская республика в к.80-2006гг. 17 апреля 1989 г. состоялась повторная  регистрация “Солидарности”.     19 июля президентом страны был избран В.Ярузельский. премьер-министр- Мазовецкий. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Правопреемницей ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша. Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона. принят план стабилизации(план Бальцеровича), предусматривавший введение жесткого контроля за финансовой сферой, снижение государственных дотаций предприятиям, обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а также сокращение занятости и появление безработицы В 1990 г. состоялись всеобщие президентские выборы, победу в которых во втором туре одержал Л.Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, Абсолютное преобладание получили правые и центристские партии и движения, В 1993 г. президент Л.Валенса, воспользовавшись конституционными полномочиями, досрочно распустил парламент. Итоги парламентских выборов 1993 г. оказались благоприятными для левых, объединившихся в Союз демократических левых сил, и ПСЛ, получивших большинство мест в сейме и право формирования кабинета министров. В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. А.Квасьневский. Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республики Польша, в соответствии с которой в ней устанавливается парламентская форма правления. Выборы 1997 г. дали относительное большинство мандатов правым силам, сумевшим сплотиться в Избирательной акции “Солидарности”. По итогам выборов было сформировано. коалиционное правительство во главе с Ю.Бузеком, в состав которого помимо победившего блока вошла центристская Уния свободы. В 1992-1993 гг. положительные сдвиги наметились в экономике, прежде всего в промышленности, в которой после многих лет спада начался подъем. Эта тенденция сохранялась и в последующее пятилетие. Существенно снизились темпы инфляции. Польша принимала самое активное участие в создании в начале 90-х гг. таких субрегиональных структур, как “Вышеградская группа” (совместно с Венгрией и Чехо-Словакией), Совет государств Балтийского моря, Центральноевропейская зона свободной торговли (ЦЕФТА). Она полностью поддержала объединение Германии.  В первой половине 90-х гг. приоритетной внешнеполитической целью основных политических сил страны стало участие в Европейском союзе и в НАТО. Настойчивые усилия Варшавы по приему в Северо-Атлантический союз, несмотря на противодействие России, дали свои результаты. В конце 1997 г. в Мадриде всеми членами НАТО было принято единогласное решение о начале процедуры приема Польши в этот блок с условием, что на ее территории не будет размещаться ядерное оружие. Польша является полноправным членом или тесно сотрудничает со многими влиятельными международными экономическими и политическими организациями регионального и глобального характера. Среди них: Совет Европы, Европейский союз, Западноевропейский союз, Совет североатлантического сотрудничества, Всемирная торговая организация, Организация экономического и социального развития и др. С 2005 года – президент Качиньский.

43. Словацкая респулика в н.90-2006.



следующая страница >>