prosdo.ru   1 ... 6 7 8 9

56. Югославия в системе междунар.отнош. 40-х-90ее. В 1945 Югославия вступила в ООН. Послевоенное руководство страны во главе с Тито вначале поддерживало тесные связи с СССР. В апреле 1945 был заключен советско-югославский договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве, страна отклонила участие в «плане Маршалла». Однако в 1948 отношения между СССР и Югославией были прерваны, и в последующие годы укрепились контакты с США, Великобританией и Францией, заключен ряд торговых договоров с западными странами, предоставившими займы. В 1951 было достигнуто соглашение о предоставлении Югославии американской военной помощи, в 1953–1954 подписаны военно-политические соглашения с Турцией и Грецией.В 1955 советско-югославские отношения были восстановлены, а затем установились связи и с государствами-союзниками СССР. В последующие десятилетия Югославия стремилась проводить внешнюю политику, основанную на принципах мирного сосуществования, мирного урегулирования конфликтов, невмешательства и неприсоединения к военно-политическим блокам. Она поддерживала международные соглашения о разоружении, выступила одним из инициаторов создания в 1961 Движения неприсоединившихся государств и играла в нем ведущую роль. С 1964 страна участвовала в работе ряда органов СЭВ, но одновременно развивала экономические отношения с западными государствами и странами т.н. «третьего мира». Югославия осудила ввод американских войск в Индокитай, ввод вооруженных сил Организации Варшавского договора в Чехословакию в 1968, а также ввод советских войск в Афганистан (1979). Искусный политик, президент Тито умело пользовался преимуществом экономических связей с СССР и СЭВ и стремлением Запада путем различных уступок привлечь ее на свою сторону, что обеспечивало ускоренное развитие национальной экономики в 1970– нач. 1980-х. Время, последовавшее за распадом СФРЮ, оказалось тяжелейшим испытанием для внешней политики Белграда. Сербское руководство не могло безучастно относиться к тому факту, что во все конфликты на постюгославском пространстве оказались вовлеченными местные сербские общины. Оказывавшаяся им политическая, моральная и военная помощь, масштабы которой нередко завышались антисербской пропагандой на Западе, привели СРЮ к международной изоляции. Было приостановлено ее членство в ООН, Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совете Европы и других международных и региональных организациях, против сербского руководства выдвигались обвинения в причастности к геноциду. Эпизодические попытки переориентации на Россию носили скорее демонстративный характер, как это было, например, с решением югославского парламента в 1999 г. о присоединении СРЮ к Союзу России и Белоруссии. К тому же усилия Белграда не находили соответствующего отклика в Москве. Российское руководство, не будучи в состоянии эффективно контролировать развитие ситуации даже в странах ближнего зарубежья, проявляло все меньше интереса к традиционным сферам влияния России на Балканах. Позже черногорское руководство, а после «октябрьской революции» 2000 г. и сербское, приступили к изменению вектора своей внешней политики, пользуясь тем, что западные страны активно поддерживали оппозицию режиму Милошевича. Ими был взят курс на интеграцию в европейские и трансатлантические структуры, прежде всего на присоединение к натовской программе «Партнерство ради мира» и достижение соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Отношения с Россией по-прежнему далеки от того достаточно высокого уровня, который они традиционно имели во внешней политике как Сербии, так и Черногории.


59. Босния и Герцеговина 90-2006гг. Первые многопартийные выборы в Боснии и Герцеговине прошли в ноябре 1990 г. На них победила хрупкая коалиция оппозиционных национальных партий – представлявшая боснийских мусульман Партия демократического действия (ПДД), Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС). После выборов лидеры этих партий сформировали правительство во главе с хорватом Юре Пеливаном. Парламент возглавил серб Момчило Краишник. В октябре 1991 г. мусульманские депутаты республиканского парламента обвинили югославские власти в развале федерации и провозгласили независимость Боснии и Герцеговины. 9 января 1992 г. боснийские сербы провозгласили создание собственного государственного образования ― Республики Сербской (РС). Ее президентом был избран Караджич. В феврале 1992 г. на конференции под патронатом Европейского сообщества в Лиссабоне лидеры всех трех боснийских общин начали переговоры, завершившиеся 18 марта 1992 г. подписанием «Основных принципов конституционного устройства БиГ». Предполагалось, что Босния останется единым государством с тремя административными единицами, созданными по национальному признаку. Однако 6 апреля 1992 г. последовало неожиданное признание странами ЕС Боснии и Герцеговины. В начале июля 1992 г. хорватское население республики (концентрировавшееся главным образом в Западной Герцеговине) также провозгласило создание своего государственного образования – Хорватской республики Герцег-Босна. Ее президентом стал лидер хорватской общины Крешимир Зубак. Боевые действия в Боснии и Герцеговине велись между боснийскими сербами и мусульманами, Первый период боснийской войны, пришедшийся на 1992-1993 гг., характеризовался крупномасштабными боевыми действиями- соединение национальных районов и насильственное изгнание с контролируемых территорий представителей других национальностей. На Босния и Герцеговина первоначально не распространялся мандат миротворческих сил ООН. 18 марта 1994 г. в Вашингтоне при непосредственном участии американцев было провозглашено создание Федерации Босния и Герцеговина, объединившей территории, контролируемые боснийскими мусульманами и хорватами, и получившей в обиходе название Мусульманско-хорватской федерации (МХФ) К середине 1994 г. контактная группа разработала очередной международный план мирного урегулирования для Боснии. Он касался территориального разграничения между Мусульманско-хорватской федерацией и Республикой Сербской1 ноября 1995 г. на американской военной авиабазе близ города Дейтон в США начались заключительные переговоры по боснийскому урегулированию. В них принимали участие президенты Сербии С. Милошевич, Хорватии Ф. Туджман и Боснии А. Изетбегович, официальные представители стран-участниц Контактной группы, а также три сопредседателя  - от США, России и ЕС. 21 ноября трехнедельные переговоры, проходившие под жестким давлением США, завершились подписанием соглашений, определившими конституционное устройство и территориальное разграничение Боснии и Герцеговины. 14 декабря 1995 г. парафированные в Дейтоне мирные соглашения были подписаны в Париже. Первые послевоенные парламентские выборы в Боснии и Герцеговине состоялись в сентябре 1996 г. с участием 39 партий. Выборы проходили под полным контролем западных посредников. В Федерации БиГ победили правящая мусульманская Партия демократического действия и Хорватское демократическое содружество. В 2002 г. в Боснии и Герцеговине фактически была проведена конституционная реформа. В ее результате Республика Сербская перестала быть только сербским образованием, теперь она считается «образованием сербов, боснийцев, хорватов и других народов». Населению РС запретили проведение референдумов, в том числе и по вопросу о самоопределении. 1 октября 2006 г. в Боснии и Герцеговине состоялись очередные, уже шестые после Дейтонских общие выборы. Новый Президиум Боснии и Герцеговины составили Харис Силайджич (Партия за БиГ) от боснийцев, Небойша Радманович (Союз независимых социал-демократов) от сербов и Желько Комшич (Социал-демократическая партия) от хорватов. Ущерб экономике после град.войны. повреждены и разрушены предприятия, безработица. Получила кредит в 96-2000гг. стабилизировалась нац.финанс. система. закон о приватизации. Не является привлекательной для туристов. Партнёры США и страны ЕС. Надеется стать членом НАТО и ЕС.





<< предыдущая страница