prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5

45. Национальные и корпоративные интересы в информационной сфере и их правовое обеспечение

На основе анализа приведенных положений, содержащихся в доктринальных и нормативно-правовых документах, можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере:

а) для личности:

-соблюдение и реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;

-реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопасность;

-использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;

-защита права на объекты интеллектуальной собственности;

-обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;

б) для общества:

-обеспечение интересов личности в информационной сфере;

-построение правового социального государства;

-упрочение демократии, построение информационного общества;

-духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

-достижение и поддержание общественного согласия;

-предотвращение манипулирования массовым сознанием;

-приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;

в) для государства:

-создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере и их защита;

-формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти;

-безусловное обеспечение законности и правопорядка;


-создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры;

-формирование системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;

-защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, в том числе государственной тайны;

-защита единого информационного пространства страны;

-развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
46. Правовое регулирования в области защиты информации и государственной тайны

Наиболее разработанным в российском законодательстве о праве на информацию с ограниченным доступом является вопрос о государственной тайне.

К основным источникам права о государственной тайне относятся:

1) Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 29);

2) Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (от 21 июля 1993 г. с изм. и доп. от 6 октября 1997 г.);

3) отдельные нормы ряда законов - Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (ст. 7, 20, 24); Уголовного кодекса Российской Федерации(ст. 275, 276, 283, 284); Уголовно-процессуального кодекса РСФСР(ст. 18, 36, 167); и тд.

4) подзаконные нормативные правовые акты - указы Президента Российской Федерации и тд.

5) Судебная практика - постановления Конституционного Суда Российской Федерации и тд.

Объектом правоотношений здесь выступает право на государственную тайну.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К основным субъектам правоотношений в этой сфере относятся: государство (в лице уполномоченных органов государственной власти, их должностных лиц, органов защиты государственной тайны) и предприятия, учреждения, организации, а также граждане, допущенные к гостайне.


Правовая охрана прав на государственную тайну наступает с момента отнесения конкретных сведений к государственной тайне и действует в течение всего периода их засекречивания.

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеет следующие основные права:

1. Устанавливать степень секретности информации и грифа секретности носителей этих

сведений в соответствии со степенью тяжести и возможного ущерба в случае их

распространения:

2. Рассекречивать сведения, составляющие государственную тайну.

Основаниями для рассекречивания сведения являются:

3. Разрешать допуск (прекращать допуск) граждан (в том числе должностных лиц),

предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне с ограничением их прав

и законных интересов в установленном законом порядке.

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Защита прав государства в отношении сведений, составляющих государственную тайну осуществляется в юрисдикционной форме - в судебном порядке (по общему правилу) или административном порядке (в указанных законом случаях). Так, Закон "Об основах государственной службы в РФ" предусматривает возможность увольнения госслужащего при однократном нарушении им своих обязанностей по защите гостайны.

Дела об административных правонарушениях, связанных с государственной тайной, подлежат закрытому рассмотрению. Решение о закрытом рассмотрении такого дела выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения. Дела, связанные с государственной тайной, рассматриваются во всех судах только в закрытых заседаниях.

Уголовная ответственность устанавливается за преступления, связанные с государственной тайной, в ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ. К таким преступлениям относятся государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну.

47. Законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п "и", "м" и "о" ст. 71) информация и связь, а также безопасность и правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесены к

ведению Российской Федерации, значит ответственность за нормотворчество и его результаты в законодательстве и практике правоприменения по этим вопросам лежит, прежде всего, на федеральных органах государственной власти. Анализ действующего законодательства в сфере информационной безопасности (более 100 законов и 150 иных нормативных актов) выявил его принципиальные недостатки: противоречивость, декларативность, наличие "белых пятен": декларативность (например, перечисляется более 40 видов тайн, а в кодексах их всего пять, за разглашение которых предусмотрена ответственность); противоречивость (например, существуют два базовых закона: "Об информации, информатизации и защите информации" и "О международном информационном обмене", в первом вся информация с ограниченным доступом делится на информацию, содержащую государственную тайну, и конфиденциальную информацию, второй относит государственную тайну к конфиденциальной информации. Эта, казалось бы, небольшая ошибка чревата далеко идущими последствиями); огромное количество белых пятен.

Несовершенство правовой базы естественно в период, когда общественные отношения опережают законодательную базу, и граждане, общество, предприятия и организации вынуждены сами защищать свои права, нередко в нарушение продекларированных норм.

Сегодня следует признать отсутствие единого правового поля, когда заявленный в Конституции Российской Федерации приоритет интересов личности подменяется в законах приоритетом интересов ведомств, нормы федеральных законов противоречат Конституции, законодательство субъектов Федерации не соответствует федеральному, а подзаконные акты по-прежнему являются основой для произвола чиновников. Государство, не справляясь в полном объеме с задачей обеспечения безопасности всех субъектов информационных отношений, вынуждает их самостоятельно реализовывать свои интересы и защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, в соответствии с конституционным принципом самозащиты. Однако государство в большинстве случаев, не определив эти запреты по закону, пытается в лице различных структур (чиновников) разрешать такую защиту в каждом конкретном случае. Такой подход лишает граждан и организации уверенности в завтрашнем дне, что в итоге не позволяет решать проблемы. Необходимо четко определить долю и границы государственного участия в обеспечении информационной безопасности, в том числе через законодательное установление запретов и ограничений в информационной сфере.


Для более четкого определения предметной области законодательства и построения целостной правовой системы в сфере обеспечения информационной безопасности предлагается в качестве основных выделить три группы объектов защиты:

1) защита информации и прав на нее (в том числе права на доступ к информации, права на тайну, права на объекты интеллектуальной собственности);

2) защита человека и общества от воздействия "вредмой" информации;

3) защита информационных систем и прав на них (в том числе прав и интересов

государства по сохранению единого информационного пространства в стране)
48. Понятие, задачи и принципы уголовного права

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.
Задачи Уголовного права (совпадают с задачами Уголовного кодекса), определены в ст. 2 УК России:

1.охрана наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств;

2.обеспечение мира и безопасности человечества;

3.предупреждение преступлений. В соответствии с ч. 1 ст.2 УК от преступных посягательств охраняются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации.

Решая эти задачи, уголовное право выполняет следующие функции:

Охранительная функция выражается в защите нормального уклада общественной жизни от нарушения путем установления преступности конкретных деяний, применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за их совершение. При реализации данной функции возникают охранительные уголовно-правовые отношения и используется метод принуждения.


Предупредительная (профилактическая) функция выражается в создании препятствий для совершения преступлений путём установления уголовно-правового запрета, в поощрении законопослушных граждан к активному противодействию преступным деяниям, а преступников — к отказу от доведения начатых преступлений до конца, к восстановлению нарушенных их поступком благ и интересов.

Воспитательная функция выражается в формировании у граждан уважения к охраняемым уголовным правом общественным отношениям, интересам и благам, нетерпимого отношения к правонарушениям.
В теории уголовного права принципы подразделяются на два вида: общие правовые (универсальные) и отраслевые (специальные). Общие принципы - принципы, характерные для всех или для многих отраслей права.

Принцип законности (ст. 3 УК) - преступность и наказуемость деяний, а также иные правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Это означает, что борьба с преступностью с помощью уголовно-правовых средств должна вестись строго в рамках закона и в полном соответствии с ним.

Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК) - заключается в том, что лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип вины (ст. 5 УК) - за преступление может отвечать только физическое вменяемое лицо, признанное виновным в его совершении.

Принцип справедливости (ст. 6 УК) - состоит в том, что привлечение к уголовной ответственности должно основываться на соответствующих закону данных, а наказание соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Принцип гуманизма (ст. 7 УК) - означает, что борьба с преступностью уголовно-правовыми средствами направлена не на репрессивное подавление этого явления, а на защиту интересов всех членов общества, в том числе и лиц, совершивших преступление.

Специальные принципы (уголовно правовые) - принципы, присущие только уголовному праву.

Принцип неотвратимости ответственности - всякое лицо, в действии или бездействии которого устанавливается состав преступления, подлежит наказанию либо иным мерам воздействия, предусмотренным уголовным законом, т.е. обязано понести ответственность.

Принцип личной ответственности - лицо, совершившее преступление, отвечает лишь за то, что было совершено им лично.

Принцип индивидуализации наказания - заключается в том, что суд в каждом конкретном случае назначает наказание, учитывая личность осужденного.

Принцип экономии мер государственного принуждения - состоит в том, что борьбу с преступностью следует осуществлять путем наиболее рационального и экономического использования уголовных наказаний, особенно, связанных с лишение свободы.
49. Источники уголовного права. Общая характеристика Уголовного кодекса

Согласно ст. 1 УК РФ, источником уголовного права является УК РФ 1996 г. Любые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Из этого указания ст. 1 УК РФ подавляющее большинство авторов делает вывод о том, что Уголовный кодекс является единственным источником уголовного права России.

В то же время, в силу ч. 2 ст. 1 УК РФ, уголовно-правовое значение имеют Конституция РФ и международные договоры России.

В ряде случаев международно-правовые акты имеют непосредственное уголовно-правовое значение без их включения в УК РФ. Это, например, касается вопросов уголовной ответственности лиц, пользующихся иммунитетом в силу международных договоров и конвенций России. Таким образом, можно говорить о том, что международно-правовые документы могут быть непосредственными источниками Уголовного права, что прямо соответствует принципу приоритета международного права над национальным (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) и косвенно признается самим Уголовным законом России (ч. 4 ст. 11 УК РФ).


Следовательно, Конституцию и международно-правовые договоры России необходимо признавать источниками уголовного права.

Следует также отметить, что в науке последовательно обосновывается положение о признании судебного прецедента источником уголовного права. Действительно, решения Верховного Суда РФ необходимо расценивать источниками уголовного права - ведь в последних содержатся фактически обязательные для правоприменителя правила квалификации того или иного преступления (группы преступлений), назначения наказания и иные решения, толкующие применение положений Уголовного кодекса.

Кроме того, в силу конституционного правила о приоритете международного права и вступления в России во многие международные организации, в качестве источников национального уголовного права необходимо расценивать также решения этих организаций, имеющие непосредственное уголовно-правовое значение - в частности, прецеденты Европейского Суда по правам человека.


<< предыдущая страница   следующая страница >>