prosdo.ru 1
Августин Блаженный — (354-430) — христианский богослов и философ-мистик. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. Греховному светскому государству) «град Божий»(всемирное господство Церкви)


Агностицизм — учение, отрицающее, полностью или частично, возможность познания мира. Ограничиввает роль науки лишь познанием явлений. Восходит к идеям скептиков.

Теория актуальности (актуализм) — идущее от Гераклита учение о невозможности неизменного бытия. Всё бытие есть вечное становление, живое движение. Реальность отождевстляется с активностью субъекта.

Анаксагор — (ок. 500 — 428 до н.э.) - древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей. Движущим принципом мирового порядка считал ум (нус), организующий все элементы.

Анаксимандр — (610-547 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Считая источником всего существующего некое беспредельное и вечное начало — апейрон.

Анаксимен — (588-525 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель Милетской школы. Единым источником всего существующего считал воздух, сгущение и разрежение которого порождают все вещи и их свойства.

Аристотель — (384-322 до н.э.)- древнегреческий философ, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пасивное начало) к

«форме» (активное начало) и наоборот. Источником всякого движения, по Аристотелю, является Бог - «неподвижный преподвигатель», сам себя мыслящий ум (нус).

Атеизм — система взглядов, отрицающая существование Бога, веру в сверхестественные силы и существа.

Бергсон Анри — (1859-1941) — французский философ. Считал творческий «жизненный» порыв основой всего существующего. Поэтому общей основой философии и науки называл интуицию. Утверждал, что философия больще похожа на искусство, чем на науку.


Бердяев, Николай Александрович- (1874 — 1948) — русский философ, представитель персонализма. Защищал идеи экзистенциализма, учил о примате свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека; о разумном ходе истории.

Биологизм — мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. В XX в. был вытеснен психологизмом.

Бруно, Джордано — (1548- 1600) — итальянский философ, отождевстляющий Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населенных миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех без исключения вещах, являясь их движущим началом.

Бэкон, Френсис — (1561-1626) — английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорения природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт. Он принимал христианство, видя в нем одну из связующих сил общества, но считал, что религия не должна вмешиваться в дела науки.

Вернадский, Владимир Иванович — (1863-1945) — русский естествоиспытатель и мыслитель. Один из представителей философии космизма. Создатель нового подхода к понятиям «биосфера» (сфера жизни) и «ноосфера» (сфера разума). Биосфера — земная оболочка, охваченная биологической жизнью, с появлением Человека разумного постепенно преобразует в ноосферу, которая имеет тенденцию к непрерывному расширению.

Витгенштейн, Людвиг — (1889-1951) — австрийский философ, с 1929 г. жил в Англии. Для него философская деятельность — это анализ жизни в форме обычного разговорного языка. Считал, что значение слов определяется их употреблением.


Вольтер , настоящее имя Франсуа Мари Аруэ — (1694-1778) — французский писатель и философ эпохи Просвящения, говоривший об отождевстлении Бога и природы. В основе его «философии истории» лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли Бога. Однако причину движения и мышления считал божественной. Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.

Волюнтаризм — одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Представители — Шопенгауэр и Ницше.

Гадамер, Ханс Георг (р. 1900) — немецкий философ. Один из основателей философской германевтики. Для него «понимание» - это прежде всего опыт человеческого бытия в его истине, а не метод «наук о природе»

Гегль, Георг Вильгельм Фридрих — (1770-1831) — немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа) через снятие противоречия. Реальный мир, по Гегелю, - это проявление идеи, понятия, духа. С помощью диалектического метода переосмысления все сферы современной ему культуры.

Геоцентризм — мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение)

Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.) - древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Этот первоогонь является чистым разумом (логосом), из которого произошло все существующее. Оно имеет свою душу, общающуюся с Мировой душой, и благодаря этому живет и познает.

Герменевтика — в широком смысле искусство истолкования и понимания. Долгое время ограничивалась истолкованием текстов (классических произведений, Библии и т. д.), но в ХХ в. стала философской дисциплиной. Наиболее заметные философы- герменевты : М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер. Считали, что толкование вещей принадлежит им изначально. Герменевтический круг — для понимания целого надо понимать отдельные его части, а для понимания отдельных частей необходимо иметь прдставление о целом. Носителем понимания является язык.


Гилозоизм — философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевленность материи. Этот термин был введен в ХVII в. для обозначения древних концепций, отрицающих границу между «живым» и «неживым».

Гносеология, теория познания — раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта и субъекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, природу познания.

Гностицизм — философско-религиозное течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи - «источнику зла». Двойственность человек предолевает знанием (гносисом): познание своего «Я» делает возможным познание мира.

Гольбах, Поль Анри (1723-1789) — французский философ. Считал, что «природа есть причина всего», что природа всецело материальна. Она есть целое, и в этом качестве выступает как цепь причин и следствий. Случайность в природе отсутствует.

Гуссерль, Эдмунд — (1859-1789) — немецкий философ, основатель феноменологии как философского учения. Понимал под «феноменами» смыслы предметов, возникающие в человеческом сознании. Считал, что сознание всегда направленно на предмет, поэтому надо очистить смысл познаваемого предмета от эмпирического содержания, от индивидуальных характеристик.

Декарт, Рене (1596-1650) — французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии — дуализм души и тела, отождевствление материи и пространства. Пытался доказать существование Бога и реальность внешнего мира. При доказательстве использовал рационалистический материальный метод.

Демокрит (ок. 460-ок. 371 до н.э.) - древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что все происходящее в природе представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.


Детерменизм — учение о всеобщей, закономерной связи, причинной взаимообусловленности всех явлений материального и духовного мира.

Дидро, Дени — (1713-1784) — французский философ и писатель. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные — инструменты, наделенные способностью ощущать и обладающие памятью. Отстаивал идею единства материи и сознания.

Добро и зло — нормативные оценки (категории) морального сознания и деятельности человека. В этом смысле зависят от эпох, общественных систем и идеологий. Как абсолютные категории мыслятся в религии, где их борьба определяет развитие мира.

Иррационализм — философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т. к. познавательные возможности разума сильно ограничены. Действительность считается хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, поэтому столь велика роль воли и мистического озарения в познании.

Идеализм — философское направление, исходящее из первичности духовного и вторичности материального. Выделяются две формы идеализма : объективный (основа действительности — некое свериндивидуальное сознание) и субъективный (знания о мире сводятся к содержанию индивидуального сознания).

Истина — адекватное (точное) отражение объекта познающим субъектом. Истина конкретна, объективна и относительна. Критерием истины является практика.

Кант, Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник классического идеализма. Утверждал что природа вещей как они существуют сами по себе («вещь в себе») принципиально недоступна человеческому познанию, оно возможно только относительно «явлний» т. е. Способов посредством которых вещиобнаруживаются в нашем опыте. Создал космогоническую теорию происхождения Солнечной системы.


Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646 — 1716) — немецкий философ. По его мнению, реальный мир (каждая вещь) состоит из внутреннее активных сущностей — монад. Между ними существует предустановленная Богом гармония и системностью Развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия.

Локк, Джон — (1632-1704) - английский философ, разработавший теорию эмпирического познания. Утверждал, что все человеческое познание проистекает из опыта, отвергал существование врожденных идей. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (астракций). Локк считал, что человеческий разум в силу своей ограниченности нуждается в откровении.

Марксизм — философское, экономическое и политическое учение, созданное К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения и формы собственности, обусловливающие все сферы общественной жизни. Движущей силой истории считается борьба господствующих и угнетенных классов, высшим проявлением которой является социальная революция.

Натурфилософия — совокупность философских попыток толковать и объяснять природу либо непосредственно, из личного познания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук.

Натурализм — философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный прицип объяснения всего сущего, причем в понятие «природа» включаются также дух и духовные творения.

Ницше, Фридрих — (1844-1900) — немецкий философ-волюнтарист, представитель иррационализма. Универсальной движущей силой развития считал «борьбу засуществование», перерастающую в «волю к власти» . Стремился обосновать основные качества «сверхчеловека», призванного уничтожить все лживое и враждебное жизни. Боролся против христианской и буржуазной морали, что порой переходило в проповедь имморализма.


Платон — (427-347 до н.э.) - древнегреческий философ, сонователь учения, которые было названо «платонизмом». Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм, вещей т. е. «идей», которые он отождевстлял с бытием. В центре космологии Платона — учение о Мировой дуще. Единственное верное познание — это воспоминания бессмертной души человека о мире «идей»

. О чувственных вещах и явлениях возможно только вероятное «мнение». В диалоге «Парменид» выдвинул тезис о непознаваемости «идей» для человека, а мира вещей — для божества. Около 387 г. до н.э. Основал В Афинах собственную школу — Академию, которая существовала до 86 г. до н.э.

Платонизм — 1. Разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками. 2. Включение платоновской философии, особенно теории идей, в другие философские системы.

Рационализм — философское направление, считающее, что научное (т. е. Обективное, всеобщее) знание достижимо только посредством разума, который одновременно является и источником знания, и критерием его истинности. Родоначальники современного рационализма : Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. Развитие рационализма — в трудах И. Канта, Г.Гегеля.

Руссо, Жан Жак — (1712-1778) — французский писатель и философ. Считал реальный мир порождением Бога, вторичным. Руссо рассматривал материю и дух как два вечно существующих начала. Критиковал городскую культуру и цивилизацию, искажающие по его мнению, изначально непорочного человека. В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей.

Скептицизм — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. В оформленном виде известен только античный скептицизм, описанный во II-III вв. Секстом Эмпириком.


Сократ — (469-399 до н.э.) - древнегреческий философ, считавший что познавать строение мира и физическую природу вещей мы можем только после того как познаем самих себя. Высшая задача знания не теоретическая а практическая — искусство жить. Сам Сократ никогда ничего не писал. Его образ и идеи описаны в диалогах Платона и сочинениях Ксенофонта.

Соловьев, Владимир Сергеевич — (1853-1900) — русский философ — идеалист. Центральной в его учении является идея «всеединого сущего». Оно рассматривается Соловьевым как сфера абсолютного, божественного, а реальны мир — как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает Мировая душа). Соловьев вводит едиство теологии, философии и науки и называет его «Свободной теософией». В основу теоретической философии кладется нравственный идеал. Идеи Соловьева оказали влияние на литературу русского символизма, а также явились источником «нового религиозного сознания» богоискателей (начало ХХ в.)

Софисты — в Греции V-IV вв. до н.э. Профессиональные учителя философии и красноречия. Выработали риторическую, логическую и лингвистическую теорию «убедительной речи».

Спиноза, Бенедикт — (1632-1677) — нидерландский философ, считавший целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он учил, что существует только природа, являющаяся причиной самой себя, ненуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Всю психическую жизнь сводил к разуму и к страстям. Философская система Спинозы — пантеизм.

Стоицизм — философское учение, возникшее в конце IV в. до н.э. Главные представители : Зенон и Хрисипп. Основные постулатыль: жить надо сообразно природе; счастье — в свободе от страстей, в спокойствии духа; чувства воспринимают действительность как нечто единичное; наука стремится познать общее. Конечная цель человека — счастье, определяется как жизнь согласно природе, логосу. Добродетельна жизнь мудреца, который добровольно следует природе.


Теология — философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы. С точки зрения теологии не только человек, но и все явления природы имеют целепологающие начала, души особого ряда.

Фалес Милетский — (ок. 625 — ок. 547 до н.э.) - дреневгреческий философ. Единым источником всего существующего считал воду. Согласно традиции, считается родоначальником древнегреческой науки.

Федоров, Николай Федорович — (1828 — 1903) — русский религиозный философ. Предложил оригинальную систему — космизм, которая подразумевала воссоздание всех живых человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Философия жизни — философское течение конца ХIX — начала ХХ в. Различными философами «жизнь» представляется по- разному: как естественно-органичекое начало (Ф.Ницше), как космическая сила, создающая новые формы (А.Бергсон), как исторический процесс, реализирующийся в индивидуальных образах культуры (В.Дильтей, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гасет).

Шопенгауэр, Артур — (1788-1860) — немецкий философ, утверждавший, что сущностью мира является воля, которая лежит вне времени и пространства. Спасение от страданий — в абсолютной безмятежности (нирване), уничтожающей волю к жизни. Пессимистическая философия Шопенгауэра стала одним из источников «Философской жизни».

Экзистенциализм, философия существования — философское направление, возникшее в ХХ в. Истоки — философия жизни, феноменология Гуссерля, учение Кьеркегора. Само существование понимается как единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог. В атеистическом варианте (Хайдеггер, Сартр, Камю) иное выступает как ничто. Отсюда — резкое различие понимания целей бытия и общения между людьми.


Элеаты — философы из древнегреческого города Элеи, разработавшие систему парадоксов (апорий). Наиболее известны апории Зенона об Ахилле и черепахе, о летящей стреле. Особое внимание уделяли проблеме множественности. Доказывали что множественность, как и движение, существовать не может. Были обеспокоены интерпретацией того, что все считают изменением и движением.

Эпикур — (341-270 до н.э.) - древнегреческий философ, отрицавший вмешательство богов в земные дела. Считал, что число миров бесконечно иразнообразно. Все они представляют собой результат столкновения и разделения атомов, наделяя их самопроизвольностью, «свободой воли». Познание природы освобождает людей от всех страхов, что необходимо для человеческого счастья, сущностью которого является удовольствие (в первую очередь духовное). Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет»



Период

Основные вопросы

Античная философия

Что есть бытие?

Что есть идея? (Платон)

Что есть форма и материя? (Аристотель)

Средневековая философия

Что есть Бог?

Философия Нового времени

Вопрос о методе познания

Неопозитивисты


Вопрос о природе научного познания

Лингвистическая философия

Вопрос о языке


Исторические периоды античной философии

Период

Представители

Характерные черты

Натуралистический (VII – V вв. до н.э.)

Милетцы, пифагорейцы, элеаты

Проблемы Природы и Космоса

Гуманистический (V-IV вв. до н.э.)

Сократ, софисты

Этические проблемы человека

Классический (V-IV вв до н.э.)

Демокрит, Платон, Аристотель

Философские системы, интегрировавшие достижения натурфилософии, этики, логики, гносеологии, политики и эстетики

Эллинистический (III в. до н.э. - III в. н.э.)


Эпикурейцы, стоики, скептики

Этические проблемы человека

Неоплатонизм (III в.)

Порфирий, Прокл, Плотин

Единая идеалистическая система, своего рода замена религии

Философия природы

Философ или философское течение

Ответ на вопрос: «Что есть Природа?»

Античная философия

Утверждает примат природного. Природа во всем превосходит человека, выступает как идеал совершенства

Христианская философия

Концепция ущербности Природы, как результата грехопадения человечества. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог

Философия Возрождения

Понятие Бога и Природы сближаются и довольно часто доходят до полного отождевстления. Пантеизм

Философия Нового времени

Природа становится объектом тщательного научного анализа и местом активной практической деятельности человека

Философия ХХ в. (Вернадский В.И., Тейяр де Шарден)


Концепция ноосферы.Разумная деятельность человека становится решающим фактором развития Природы


Философия культуры

Философ

Ответ на вопрос: «Что есть культура?»

Руссо, Жан-Жак

Культура отдаляет человека от природы, разрушает естественные связи

Гердер, Иоганн Готфрид

Культура- это историческая ступень совершенствования

Гумбольдт фон, Фильгельм; немецкий философ ХIX в.

Культура — это способ господства человека над природой

Кант, Иммануил

Культура — это совершенство разума

Фихте, Иоганн Готлиб

Культура — это независимость и свобода духа

Тейлор, Эдуард Бернард

Культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества

Спенсер, Герберт; английский философ XIX в.


Культура — это общественный организм

Шпенглер, Освальд

Культура — это внешнее проявление внутреннего строя души того или иного народа

Оствальд, Фильгельм Фридрих

Культура — это механизм переработки природной энергии в энергию, потребляемую человеком

Малиновский, Бронислав; английский этнограф и социолог ХХ в.

Культура — единая, гармонически функционирующая система

Фрейд, Зигмунд

Культура строится на принуждении и запрете влечений

Уайт, Лесли

Культура — способов овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов

Кассирер, Эрнест; немецкий философ ХХ в.

Культура — это символическая вселенная

Леви-Строс, Клод; французский этнограф и социолог ХХ в.

Культура — это результат стремления и способности человека обозначить среду всего обитания