prosdo.ru
добавить свой файл
1
4. Механобрабатывающее производство


Механообрабатывающее производство в структуре завода является окончательным в производстве деталей двигателей. Заготовки в механообрабатывающие цеха поступают из кузнечного цеха в виде поковок, из литейных цехов в виде отливок из стали, чугуна и цветных металлов, а также для изготовления деталей широко применяется сортовой прокат круглого, шестигранного, квадратного и другого сечения.

Механообрабатывающее производство включает в себя производственные цеха:


  • цех корпусных деталей № 1,

  • цех корпусных деталей № 2,

  • цех деталей двигателей,

  • агрегатный цех,

  • цех коленчатых валов,

  • метизно-автоматный,

  • прессовый,

  • 12-ти цилиндровых двигателей,

  • завод коробок передач,

  • инструментальный завод.

Общая принципиальная схема организационной структуры цехов представлена на рис.1.

Состав оборудования представлен станками практически всех групп. Это такие станки, как токарные и расточные, сверлильные и агрегатные, шлифовальные, фрезерные, протяжные, испытательные стенды и моечные машины, станки-наждаки. По типам оборудование – универсальное, специальное и специализированное, станки-автоматы и полуавтоматы. Широко используются станки с ЧПУ и обрабатывающие центры. Для деталей массового производства применяются автоматические линии. Станочный парк цехов специализируется в такой мере, чтобы был возможен переход от производства одной серии деталей к производству другой несколько отличающейся от первой конструктивными размерами. Оборудование расположено по ходу технологического процесса или по типу станков.

Для установки и закрепления заготовок деталей, обрабатываемых на металлорежущих станках, применяются приспособления следующих групп:

  • универсальные – патроны, станочные тиски, делительные головки;

  • переналаживаемые многопредметные;
  • специальные.


По материалу обрабатываемые детали – стальные, чугунные, бронзовые, латунные, из алюминиевых и цинковых сплавов. Значительная номенклатура деталей проходит термическую обработку в термических отделениях цехов и расходится по различным подразделениям завода.

Для перемещения заготовок, деталей и отходов производства на территории цехов предусмотрены электроприводные кран-балки различной грузоподъёмностью, а также электрокары, погрузчики и автотранспорт. Межоперационное перемещение деталей производится с помощью рольгангов, шаговых транспортёров и кран-балок, а также вручную на тележках.

В цехах используется промышленное электрическое напряжение - 380 В, род тока - переменный трёхфазный. Для работы пневмосистем оборудования применяется сжатый воздух с давлением 5-6 кг/см2. Для нагрева моющих жидкостей моечных машин в цехах предусмотрена подача пара. Также предусмотрены централизованный подвод холодной воды, системы раздачи СОЖ и сбора отработанных жидкостей на станции обезвреживания промышленных стоков СОПС.

Основной рабочей жидкостью гидросистем оборудования является индустриальное масло типа И-12, И-20, И-30 и модификации.

В качестве СОЖ используется водная эмульсия на основе «Караидель-2», жидкости «РЖ-8», МР-7 и «Сульфогал».

Для обновления воздушной среды на участках цеха предусмотрены системы приточных и вытяжных вентиляций, а также системы пылезаборов от оборудования.

Для сбора и удаления стружки от оборудования в тару предусмотрены скребковые и шнековые транспортёры с последующей погрузкой в автосамосвал.
4.1. Цех деталей двигателей

Цех предназначен для обработки деталей, идущих на комплектацию двигателей типа ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, ЯМЗ-840, ЯМЗ-850, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-7601 всех комплектаций и исполнений, коробок перемены передач типа ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-239, ЯМЗ-330, ЯМЗ-336 всех исполнений, а также сцеплений. Цех деталей двигателей состоит из четырех участков:


УЧАСТОК № 80 – основная номенклатура деталей участка - наконечники топливных трубок, фланцы, форсунка, детали редукционного клапана, планка, кольца, шайбы, кронштейны. Материалы обрабатываемых деталей - сталь, чугун, цинковые сплавы.

УЧАСТОК № 81 – на площадке блока обрабатывается основная базовая деталь двигателей ЯМЗ-840 и ЯМЗ-850 - блок цилиндров; на площадке шкивов обрабатываются шкивы коленчатого вала и шкивы привода компрессора и генератора, а также ступица маховика и крышка фильтра тонкой очистки топлива.

УЧАСТОК № 83 – на площадке деталей ЯМЗ-240 и привода ТНВД обрабатываются следующие детали: накладка, траверса, фланцы, корпуса, стойки и оси коромысел, проставки, кронштейны, скобы, детали привода ТНВД, а также производится подсборка отдельных узлов; на площадке деталей двигателя ЯМЗ-840 обрабатываются патрубки, кронштейны, крышки, ступицы, трубы, валики, корпуса, обечайки, вставки и другие детали. Здесь же производится механическая обработка одной из основных деталей двигателя – вала распределительного, на площадке крышек шатуна обрабатываются детали массового производства – крышки шатуна и крышки коренных подшипников коленвала (4 наименования), коллектора впускные и выпускные (8 наименований), трубы водяные, опоры, шестерни, патрубки, шкивы и другие, идущие на комплектацию двигателей семейства ЯМЗ-8401/850 и их модификаций.

УЧАСТОК № 84 – на площадке чугунных деталей обрабатываются детали двигателей семейства ЯМЗ-240, ЯМЗ-840/850, детали комбайнов и другие: кронштейны, пружины, кольца, втулки, крышки, трубки, цапфы, оси, пробки; на площадке бронзовых деталей основу обрабатываемых деталей участка составляют детали типа «тело вращения», такие как втулки, кольца, стаканы форсунок, золотники, идущие на комплектацию двигателей и коробок перемены передач.

4.2. Агрегатный цех

Агрегатный цех является механосборочным цехом. Цех специализируется на выпуске турбокомпрессора для двигателей ЯМЗ-238НБ, ЕВРО-1 и ЕВРО-2. Кроме того ведется изготовление деталей и подсборка масляных фильтров, изготовление и сборка натяжных устройств, крышек шестерен распределения с водяным насосом. Особо нужно отметить, что в цехе обрабатываются чугунные, стальные, алюминиевые и бронзовые детали. Номенклатура обрабатываемых деталей более 250 позиций. Программа выпуска деталей самая разнообразная от массового до мелкосерийного производства, в соответствии с этим парк металлорежущего оборудования насчитывает более 1000 единиц - включает:


  1. автоматические линии

  2. вертикально-фрезерные станки

  3. горизонтально-фрезерные станки

  4. токарно-винторезные станки

  5. токарно-револьверные станки

  6. токарно-копировальные станки

  7. алмазно-расточные станки

  8. агрегатно-сверлильные станки

  9. вертикально-сверлильные станки

  10. шлифовальные станки

  11. накатные станки

  12. балансировочные станки

  13. агрегатные станки

  14. обкатные станки


В цехе 6 производственных участка:

№ 80- участок коромысла

№ 81- участок толкателя

№ 82 – алюминиевых деталей

№ 83- алюминиевых и стальных деталей.

№ 84- турбокомпрессора

№ 86- стальных и чугунных деталей.
Площадь цеха ~ 14,5 тыс.м2 из них производственная ~ 10 тыс.м2

4.3. Завод коробок передач

Завод коробок передач является механосборочным цехом. Завод коробок передач включает в себя 4 цеха:

  • цех корпусных деталей коробок передач - ЦКД КП;

  • цех валов и шестерён - ЦВиШ;

  • цех сборки коробок - ЦсбК;

  • цех синхронизаторов.

Цех корпусных деталей коробок передач ЦКД КП специализируется на изготовлении корпусных деталей коробки перемены передач: корпус коробки, картер коробки, картер сцепления, кожух сцепления и различные виды вилок переключения скоростей. Для обработки этих деталей применяют следующее оборудование: токарные сверлильные протяжные фрезерные и шлифовальные станки, а также автоматические линии и агрегатные станки. Приводы зажимных приспособлений механизированы и работают от сжатого воздуха или гидравлики. В качестве режущего инструмента используются токарные резцы сверла фрезы протяжки шлифовальные круги.

Цех валов и шестерён ЦВиШ специализируется на производстве зубчатых колес и валов коробки передач. Для обработки деталей применяются зуборезные и зубодолбежные станки. Зубчатые колеса и валы после обработки резанием подвергаются термической обработке: закалке, цементации или азотированию.


Цех сборки коробок ЦсбК специализируется на сборки коробок передач. Процесс сборки осуществляется на поточной линии и перпендикулярно к ней производится подсборка узлов коробки. Для заворачивания гаек и болтов используются механизированные гайковерты, а в ряде случаев применяют торированные ключи. Для запрессовки деталей в изделия применяют гидравлические пресса. После сборки коробки подвергаются испытанию и регулировке.

Цех синхронизаторов специализируется на изготовлении шестерни газораспределения, муфты, каретки, кольца, обоймы, деталей диафрагменного сцепления, рычагов переключения передач.