prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3

26.Инструменты гос-го управления лесами регион.уровня. Это лесной план, лесной реестр и лесохоз-й регламент. Лесной план-документ лесного планиров, в котором опред. цели и задачи планирования, границ леснич-в и лесопарков на территории субъекта, зоны освоения лесов. Составл.на 10 лет. Разработка осущ.органами гос-й власти. Составл.на основе материалов лесоустройства,гос-го лесного реестра.Состоит из 3частей:1 часть-характ-ка состояния лесов и их использование;2часть-основные направления использ. охраны, защиты и воспроизв.леса;3часть-оценка эконом. эффективн. реализации мероприятий по освоению леса. Лесной реестр создается с целью:1)целевого использов.лесов;2)охрана,защита лесов; 3)планирование и разработка мероприятий по предотвращ. негативного воздействия на леса. Лесной реестр включает сведения о: 1)составе земель ЛФ; 2)лесничествах, выделах; 3)защитных лесах и их категориях; 4)эксплуатац. лесов; 5)лесных участков;6) колич., качест. и эконом. характеров лесов и лесных ресурсов;7) предоставление лесов гражданам и юрид. лицам. В сведении лесного реестра систематиз.: 1раздел: леса и лесные ресурсы;2раздел: использование лесов;3раздел: охрана, защита и воспроизводство лесов. Ведение реестра осущ. на регион.уровне в соотв. со ст. 81-84 ЛК РФ. Сведения в реестр предоставл.лицами, осущ. использ. лесов; органами гос-й власти, осущ. управление ласами. Предоставл.информац.из реестра осущ. по запросу в виде выписки из реестра в теч. 5 раб.дней. Лесохоз-й регламент явл.основой для использ., охраны, защиты и воспроизв.лесов(ИОЗВ) в границах леснич-ва. Составл. на 10лет.Это сов-ть устан. правилами ИОЗВ параметров и видов использов. лесных участков, условиях разрешительного и обременительного характера для осущ. лесохоз-й деят-ти леснич-ва. В регламенте устан.:1)виды разрешит-го использов. лесов; 2)возрасты рубок;3)расчетная лесосека;4)сроки использования лесов;4)требования к ИОЗВ.

38.Разрешенные виды лесопользования. Перечень видов закрепл. в ЛК РФ.Это: 1)использ. лесов для заготовки древесины; 2)заготовка живицы; 3)заготовка недревесных лесных ресурсов;4)заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов и лекарств.растений;5)осущ.охотн.хоз-ва; 6)использ. лесов для ведения с\х; 7)рекреац. использование; 8)использ. лесов для образоват. и научно-исследов. работ, для осущ. работ по геолог. изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых; 9)использ.лесов для строит-ва и эксплуатац.водохранилищ,гидротехн.сооружений и спец.портов; 10)строит-во и эксплуатац.линий электропередач,линий связи, дорого и др.линейных объектов; 11)для переработки древесины и иных лесных ресурсов; 12)осущ. религиозной деят-ти; 13)выращивание лесных плантаций; 14)выращивание плодовых и ягодных культур и лекарств. растений; 15)иные виды лесопользов., не запрещенные законом.


24.Функции гос-ва как собственника лесов. Государство в лесном секторе выполняет четыре основные функции: • нормативную функцию, которая включает формулировку целей лесной политики, разработку нормативных актов, необходимых для осуществления лесной политики, при этом обеспечивая доступность информации и возможность участия всех заинтересованных групп; • функцию надзора, что означает создание такой институциональной системы, которая обеспечивает применение нормативных актов и контроль за их соблюдением во всех лесах независимо от их принадлежности; • функцию поддержки, которая включает все действия, проводимые государством при помощи своих институтов или финансирования с целью создания условий поддержки и стабилизации долгосрочных функций, выполняемых лесом, а также развития частного сектора (образование, наука, консультации лесовладельцев, противопожарная охрана и лесной мониторинг и др.);• функцию собственника, которая предусматривает, что государство как собственник леса осуществляет хозяйственную деятельность и получает от нее прибыль.

11.Региональные органы власти.А)Администрация субъекта-отечающие за создание непосред подчиняются ей органы управления лесом в регионе. Б)Органы управления лесом в регионе (Министрество л/х, природопользования, экологии ул.обл). Отвечает за управление лесами, за планирование хоз. деятельности и передачу лесов в хоз. деятельность, за борьбу лесными пожарами, а так же за обеспечение возможности гражданами для собственных хоз. Нужд. Все ср-ва на эту работу распред. На федер. бюджет рослесхозом. Непосредственно министр подчиняет лесничество и лесопарки. В) Лесничество и лесопарки-осущ. Ф-ии управления на местном уровне и ф-ии контроля и надзора за деятельностью арендаторов.

12 К полномочиям органов гос власти в обл. лес. Отношений 1) Установление возрастов рубок и порядка исчисления расчётной лесосеки; 2)Установление пород деревьев, заготовка древесины; 3) Утверждение формы лес. Декларации, порядка её заполнения и продаж; 4) Установление правил заготовки древесины, живицы, пищевых, лес. Ресурсов и .тд; 5)Использование лесов для осущ. рекреационных лесов; 6)Установление порядка определения кадастровой стоимости лес. участков; 7) Установление правил пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления, лесовозведения и правила ухода за лесами;8) Установление ставок платы за единицу объёма лес. ресурсов и ставок платы за единицу площади лес.участками наход.в федеральной соб-ти;9) Установление порядка подготовки и заключение договора аренды лес.участка;10)Установление границ лесничества, лесопарков и определение их количеств; 11)Осуществление гос. инвентаризации лесов; 12)Установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием охраной, защитой и воспроизводством лесов;13)Осуществление гос. Пожарного надзора в лесах;14) Утверждение методик исчисления размеров вреда причен.лесам, в следствие нарушения лес. Законодательства;15) Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особ.Защитных уголков лесов и установление границ; 16)Отнесение лесов к эксплуатационным,резервными лесами и установление их границ. 13 Полномочия органов гос. власти субъектов РФ в области лес отношений 1)Владение,пользование, распоряжение лес. участками , находящиеся в собственности субъектов РФ;2)утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд;3)разработка и утверждение лес. планов субъектов РФ, лесохоз-х регламентов, проведение гос экспертизы проектов освоения лесов;4)организация использ. лесов и их охраны,в т.ч тушение лесных пожаров;5)ведение гос лес реестра;6)Установление перечня должностных лиц,осущ. гос лес контроля и надзора.Ср-ва на осуществление полномочий осущ.в виде субвенций из гос. бюджета,распред исходя из площади эксплуатац-х,защитных лесов и интенсивности их использования. 14 Центрально-планируемая система управления лесами Централизованное планирование-леса наход. исключительно в соб-ти гос-ва. Владение, использование, воспроизводство лесов, контроль за их состоянием осуществляется на монопольной основе, ведомствами и их предприятиями. Условия применения дан. Системы: 1) Равномерная структура лесов позволяет осущ. Пользование в постоянных размерах, а следов-но обеспечив. Постоян-ый устойчивый объём финн средств на ведение л/х.;2) Высокая технологическая структура производства, качественные рез-ты лесовыращивания, отсутствие гос контроля; 3) Тенденция стабильных или возрастных доходов от промышленной деятельностиФинансирование из бюджета или за счёт доходов предприятия. Центрально- планируемая система действует с 30-х до 90-х г. Экономические интересы предприятий сводились к стремлению получению как можно больше финансовых средств при отсутствие ответственности за эффективностью их использования. Экономическое положение предприятий, з/п работников не зависят от лесохоз. деятельности.


15 Рыночная система организации и управления л/х с частным лесовладением. Распр-ся в США и Скандинавских странах. Принципы: а)Владение, пользование и воспроизводство осуществляется частными владельцами, прибег-т к услугам частных компаний для заготовки леса и восстановления; б)Гос-во регулирует объём пользования лесов через налоги, контролирует результаты л/х деятельности, регулирует и финансирует гос программы разведения л/х; в) Л/х деятельность финансир-ся за счёт средств лесовладений под контролем гос органов и банков. Гос регулирование осущ-ся через лес законод-во и налог. Систему.

16.Регулируемые рыночные отношения с гос.соб-тью на леса Распр.в Канаде.Принципы: а) Владение лесами явл функцией спец. гос. органов, выполняют контроль,б)Пользование и воспроизводство лесов осущ-ся предприятия и фирмы с различными формами и соб-ми, преимущественно частные и акционерные компании.в)л/х деятельность финан-ся на основании договоров меж органами л/х и фирмами осущ.лесоэксплатац.илесовыращивание засчет ср-в лес. дохода. 17 Опыт управления лесами Финляндии. Финляндия- самая лесная страна Европы. Частная собственность (семейная)- 60 % всех лесов Финляндии, Частная соб-ть «предприятий и компаний лесной промышленности»- более 9 %, В соб-ти церкви, общин и т.п-5 %. Финляндия была первопроходцем в сертификации лесов. С помощью национальной системы FFCS -95 % финских лесов сертифицировано. До сих пор лесная промышленность имеет значительный вес в Финляндии. Лесное хозяйство и лесная промышленность составляют 8 % валового национального продукта. Финляндия отличается эффективностью лесного хозяйства и лесной промышленности. Прирост древесины превышает ее убыль, что свидетельствует об увеличении запасов древесины. Леса относятся к финскому культурному наследию. В финских лесах каждый может свободно находиться и проводить время. Так называемое «право каждого» гарантирует передвижение на землях, которыми владеет другой. Лесное хозяйство Финляндии основано на выращивании тех пород деревьев, которые растут в Финляндии в естественных условиях. Цель – гарантировать производство высококачественного сырья и сохранить одновременно биологическое многообразие, Большая часть лесозаготовок осуществляется в Финляндии зимой, когда земля замерзшая и покрыта снегом и возможного ущерба от механизмов и рубок нет. Так как лесная промышленность в Финляндии самый большой потребитель природных ресурсов, она обязана особо учитывать окружающую среду. Поэтому лесная промышленность делает большие инвестиции в охрану окружающей среды. В 2000 году было инвестировано 88 миллионов евро, что составило 10 % всех инвестиций лесной промышленности в Финляндии. Лесным хозяйством в Финляндии непосредственно управляют следующие структуры:13 региональных Лесных центров;Центр развития лесного хозяйства «Tapio»- координирует в масштабах всей страны деятельность 13 региональных Лесных центров; Организация управления государственными лесами «Metsahallitus»;Научно-исследовательский институт леса «METLA» ;150 лесоводческих объединений


18. Опыт управления лесами Германии- Площадь лесных земель Германии составляет 10,7 млн. га, что соответствует 30 % площади страны. Запас лесного фонда составляет 2,8 млрд. кубометров или 261,7 кубометров на гектаре. К основным лесообразующим породам относятся: ель, сосна, лиственница (66 %), среди лиственных пород преимущественно бук и дуб. Леса Германии имеют разнообразные формы собственности: 46% лесов находится в руках 1,3 млн. частных лесовладельцев, 20 % - в руках коммунальных собственников (церкви, общественные организации), 31 % - федеральная собственность, 3 % - собственность федеральных земель. Целями лесной поли¬тики являются:1) Устойчивое (непрерывное и многоцелевое) ведение лес¬ного хозяйства, 2)Эффективное ведение лесного хозяйства. Согласно основного Лесного закона Германии, лесное хозяйство и лесная промышленность являются компетенцией федеральных земель. В каждой земле есть свой орган управления, который соблюдает интересы прав собственников, осуществляет консультирование и руководство. В некоторых землях эти функции, связанные с консультированием и руководством выполняют сельскохозяйственные органы (государственные учреждения). Важным моментом при определении лесной политики являются экологические условия. Для выполнения государственных функций создаются го¬сударственные структуры для управления лесами. На уровне 16 федеральных земель действуют региональные государственные органы управления. Так, к примеру, в Саксонии функции государственного управления лесами осуществляет Земельный лесной президиум. Лесные ведомства оценивают результаты лесохозяйственной деятельности в государственных лесах Государственная лесная политика Германии также обеспечивает эффективное ведение лесного хозяйства в частных лесах

19 Опыт управления лесами Шведции.Леса в Швеции разделены на государственные (17 %) и частные (51%). По мнению шведских экспертов, именно такое соотношение несет стабильность и эффективность лесного хозяйства в их стране. Каждый лесовладелец, а таковых насчитывается в Швеции 350 тысяч, свободен в решениях и в ведении лесного хозяйства на своей территории. И эта свобода была отражена в Законе о лесе в 1993 году, главное послание которого – "лес должен быть полезен для всех". Высокая гражданская ответственность частных лесовладельцев подкреплена контролирующей, управляющей и консультационной деятельностью со стороны Шведского агентства лесного хозяйства. Именно в этот орган лесопромышленники должны заранее отправить уведомление о намерении провести определенную рубку леса у себя на территории. Министерство промышленности и экономики Швеции отвечает за разработку лесной политики Швеции. В тоже время динамизм данного политического института проявляется в том, что любой гражданин Швеции имеет право выдвинуть свою инициативу с целью принятия того или иного закона. Основными установками в лесной политике Швеции являются: производительность, охрана окружающей среды, социальные выгоды.

20 Опыт управления лесами Канады Канада - страна, в первую очередь, лесная. На нее приходится 10 % мировых и 30 % бореальных лесов планеты [14, p. 64]. Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Канады был исторически крупнейшей отраслью национальной промышленности и крупнейшим потребителем рабочей силы. На сегодняшний день Канада - крупнейший мировой экспортер лесной продукции. ЛПК вносит существенную лепту в поддержание положительного торгового баланса страны и обеспечивает около 2 % ВВП Сегодня, благодаря продуманной политике и лесохозяйственным мероприятиям, Канада является мировым лидером в устойчивом управлении лесами. Вот лишь несколько доказательств:Ежегодно в Канаде под лесозаготовки попадает менее одного процента леса, пригодного для коммерческого использования. Около 8% канадского лесного покрова находится в парках и других формально охраняемых зонах, и усилия по охране лесов отражаются в богатом биологическом разнообразии. Канада является ведущей страной мира по площади земель, имеющих добровольную сертификацию, и участвующих в программах устойчивого управления лесными ресурсами. Большинство канадского лесного покрова управляется федеральным, провинциальным или территориальным правительством в интересах всех канадцев. Каждая провинция и территория имеет строгое законодательство, регулирующее лесохозяйственные мероприятия на государственной земле, причем лесное законодательство Канады является самым строгим в мире. Планирование лесного управления и принимаемые решения должны учитывать мнения всех жителей страны и уважать права коренного населения. По закону лесозаготовительные компании, которые рубят лес на государственной земле, должны восстанавливать их, чтобы сохранить первозданное природное разнообразие. Канада сохранила почти 90% лесного покрова, который был в стране до переселения европейцев; очень небольшая часть лесных земель была переведена в другие сферы использования – агролесничество или городское строительств. Частичная частная и частично гос-ая соб-ть на леса.


37.Формирование и реализация гос-й лесной политики. РФ нужна лесная политика, формир. стратегические цели развития лесного сектора, эколог., эконом. и соц.приоритеты в достижении этих целей на базе признанных муждународных принципов и критериев устойч. управления лесами. Принципы: 1)политика должна представл. гос-е цели в использ. и воспроизв. лесов и не должна носить ведомств.характер;2)политика должна быть рыночно-ориентир.;3)политика должна устанавл.формы и степень участия гос-ва в управлении лесными ресурсами и развития лесного сектора;4)политика должна стать результатом демократ.процедур; 5)цели лесной политики должны быть доступны для понимания всем.Постулаты:1)явл.основой для лесного законодат-ва;2)подлежит пересмотру каждые 5лет на основе открытого диалога всех заинтересованных сторон с учетом оценки внутр.и внешних факторов; 3)направлена на обеспечение эконом.эффективного,эколог.устойч-го и соц.ответственного использ. лесных ресурсов в независимости от прав распоряжения ими; 4)ЛХ в РФ развив.на основе гос-й собственности на леса; 5)лесоуправление в России должно содействовать широкой диверсификации продукции и услуг леса; 6)при планировании лесопользования в РФ должен использ.экосистемный подход; 7)лесное законодат-во должно обеспеч.эконом.стимулы для развития у лесопользователя ответственности за леса; 8)управление лесами должно обеспеч. интенсивность ЛХ; 9)граждане должны иметь право свободно и бесплатно пребывать в лесах и заготавливать для собств. нужд пищевые и недревесные ресурсы; 10)управление лесами должно осущ. уполномоч. органами гос-й власти при участии и контроле со стороны общ.организаций и населения.




<< предыдущая страница