prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
Тема 4.4 Качество и конкурентоспособность продукции


1. Качество продукции. Система показателей качества продукции.

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.

Качество продукции формируется на этапе разработки и обеспечивается в процессе производства, т.е. непосредственно не связано с конкретными условиями использования. Вместе с тем качество, как мера полезности потребительной стоимости, может быть реально оценено лишь в конкретных условиях потребления.

Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении (эксплуатации) используются показатели качества. К ним относятся следующие единичные показатели:

· назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена и обуславливают область ее применения;

· надежности, определяющие свойства продукции сохранять в заданном интервале времени, в установленных пределах значения всех параметров продукции, характеризующих способность выполнять основные функции. Надежность характеризуют показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости;

· использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов. Например: удельный расход сырья на единицу потребительских свойств, потери сырья и материалов при регламентированных условиях; коэффициент полезного действия; удельный расход энергии и т.д.);

· эргономические, характеризующие систему "человек-изделие-среда" и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических, психологических свойств человека, проявляющихся при взаимодействии с изделием в производственных и бытовых условиях;

· эстетические, характеризующие целостность композиции, информационную выразительность, рациональность форм; цветовое исполнение, совершенство производственного исполнения и т.п.;


· технологичности, определяющие свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, средств, труда, времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К основным показателям технологичности относятся ее материалоемкость и трудоемкость продукции;

· унификации и стандартизации, характеризующие насыщенность изделий стандартизованными и унифицированными узлами и деталями, а также уровень унификации с другими изделиями;

· транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к ее перемещению в пространстве (транспортированию), не сопровождающейся ее эксплуатацией или потреблением;

· безопасности, характеризующие особенности продукции, обуславливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека;

· экологичности, характеризующие особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду при эксплуатации продукции; вероятность вредных выбросов, излучений и др.;

· патентно-правовые, характеризующие патентную защиту и патентную чистоту . Патентная защита выражает степень защиты авторскими свидетельствами и патентами продукции в странах предполагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения. Патентная чистота характеризует свойство изделия, заключающееся в том, что оно может быть свободно использовано в стране без опасности нарушения действующих на ее территории охранных документов исключительного права.

В условиях рыночной экономики потребитель заинтересован не только в качестве самой продукции, но и в предоставлении ему высококачественных дополнительных услуг, связанных с этой продукцией. В этой связи качество для потребителя может быть определено следующим выражением:

Q=f(Q;Q;Q), где:

Q - качество для потребителя;

Q - качество продукции;

Q - качество сопутствующих товаров и услуг;

Q - качество сервисного обслуживания;
2. Конкурентоспособность продукции

Важнейшим критерием, определяющим возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики, является конкурентоспособность продукции. Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции.

Таким образом, наряду с качеством к составляющим элементам конкурентоспособности относятся также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию (потребление) данной продукции, которые определяются как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара является более широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке (например, коммерческие условия контрактов, уровень сервисного обслуживания и т.д.).

Цена потребления рассчитывается на основе экономических показателей, характеризующих цену продажи товара и эксплуатационные расходы на весь срок службы изделия (или потребления изделия).

В основе определения интегрального показателя конкурентоспособности изделия лежит соотношение суммарного полезного эффекта, рассчитанного как сводный параметрический индекс по показателям качества или технического уровня, и полных затрат на приобретение и использование изделия, рассчитанных как сводный параметрический индекс по цене потребления.


3. Система стандартов в РФ

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов, и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством, и базируется на следующих ведущих направлениях: обеспечении качества, управлении качеством, улучшении качества.

Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Управление качеством включает методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления и совершенствования элементов производства и системы качества.
Деятельность по созданию систем качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000 должна включать следующие этапы:

I. Анализ организационных и технико-экономических условий внедрения МС ИСО серии 9000.

II. Выбор МС ИСО серии 9000.

III. Разработка предложений по организации работы в области формирования и функционирования системы качества в соответствии с выбранным МС ИСО серии 9000.

IV. Документальное оформление системы качества предприятия на основе МС ИСО серии 9000.

V. Разработка и реализация программы проведения внутреннего аудита (внутренней проверки) системы качества предприятия и мер корректирующего воздействия в соответствии с результатами проведенной проверки.

Предприятие, исходя из политики в области качества, базируясь на данных проведенного исследования и руководствуясь критериями по выбору и применению стандартов МС ИСО 9001 - 9003, которые различаются полнотой требований к системе, осуществляет выбор одного из них. Самый полный стандарт 9001 охватывает все стадии от проектирования до поставки продукции, МС 9002 включает стадии производства и монтажа, стандарт 9003 регламентирует деятельность, связанную с техническим контролем и испытаниями готовых изделий.


Стандартизация в системе обеспечения качества

Правовой статус государственной системы стандартизации в Российской Федерации определяется Законом "О стандартизации" 1993 г. В соответствии с этим законом стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

единства измерений;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в Российской Федерации является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В РФ сформирована Государственная система стандартизации (ГСС РФ). Она построена на единых для всей страны организационно-технических правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Основными нормативными документами по стандартизации являются

· государственные стандарты РФ - ГОСТ-Р;

·общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;

· стандарты отраслей - ОСТ;

· стандарты предприятий - СТП;

· стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.


4. Сертификация продукции и систем качества

В условиях рыночной экономики, возрастающей роли неценовой конкуренции на товарном рынке потенциальные потребители становятся все более требовательны к качеству продукции и услуг, информация о которых должна быть объективной и достоверной. Определенные гарантии потребителю в области качества продукции дает сертификация.

Сертификация продукции (услуг) представляет собой деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Кроме сертификации продукции (услуг) в международной практике широкое распространение получила сертификация систем качества предприятий.

В международной и российской практике различают обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация, осуществляется в соответствии с национальными законодательствами стран и , как правило, преследует цели защиты безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя продукции (услуг) и охраны окружающей среды. Добровольная сертификация осуществляется по желанию изготовителя (продавца) продукции и направлена, главным образом, на повышение конкурентоспособности продукции и предприятия.

Законодательную основу сертификации в Российской Федерации составляют Законы РФ "О защите прав потребителей" 1992 г. и "О сертификации продукции и услуг". В соответствии с этими и другими документами создана Государственная система сертификации ГОСТ Р.
Тема 4.5 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

1. Инновационная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно - конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

К инновационно-активным предприятиям относятся предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических или иные виды инновационной деятельности.


В России масштабы выпуска инновационной продукции на предприятиях промышленности остаются крайне незначительными, а доля инновационно-активных предприятий мала, что, в свою очередь, не соответствует ни научно-техническому потенциалу страны, ни ее потребностям в современной высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно - технического потенциала предприятия, включающего:

· научно-технические и инженерные кадры;

· материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е. совокупность средств труда в области научных исследований, в том числе научное оборудование и установки и технику в экспериментальных цехах , лабораториях, вычислительных центрах и т.д.;

· информационное обеспечение - отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов;

· систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.

Научно-технический потенциал предприятия выступает составной частью инновационного потенциала, т.е. способности предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.

Научно-технический потенциал предприятия (как и страны в целом) характеризуется следующими показателями:

1. Кадровые: число научно-технических специалистов, их квалификация, творческие способности, опыт, эрудиция, стремление к дальнейшему повышению квалификации, готовность к разработке и внедрению нового и восприимчивость к нововведениям, приходящим в организацию извне.
2. Материально-технические : величина затрат на НИОКР, уровень оснащенности сотрудников, занимающихся научными и техническими разработками, оборудованием, материалами, приборами, электронно-вычислительной техникой и организационной техникой и т.п.

3. Уровень развития и возможности системы научно-технической информации: количество и качество накопленных информационных фондов; возможности и качество работы органов распространения научно-технической информации; степень удовлетворения потребностей научно-технических специалистов в необходимой для работы информации.


4. Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления в сфере НИОКР: степень соответствия организационной структуры предприятия решаемым им научно-техническим задачам; система мотивации и стимулирования персонала в осуществлении научно - технической и конструкторской деятельности и т.д.

5. Инновационные: количество открытий и изобретений за период, число полученных патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели; проданных и приобретенных предприятием лицензий, в том числе за пределами страны; показатели патентной чистоты и патентной защиты новых изделий и т.д.

6. Обобщающие: количество осуществленных за период научно-технических мероприятий; экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно-технических мероприятий и др.
В совокупности все перечисленные параметры научно-технического потенциала предприятия можно рассматривать как его технологический капитал, Однако, наличие на предприятии определенных научно-технических возможностей и творческих идей само по себе еще не означает, что на предприятии существуют все необходимые предпосылки для их успешного доведения до коммерческой реализации. В этих целях требуются комплексный анализ научно-технического потенциала предприятия.

Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения нового новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В этом процессе изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:

1. Приоритет инновационного производства над традиционным, т.е. признание за научной деятельностью ведущей роли в системе производительных сил.


2. Эффективность инновационного производства: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха, хотя бы и отдаленного.

3. Адаптивность: необходимость и целесообразность создания под новую идею или изобретение самостоятельной инновационной структуры, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем.

Особенности инновационной деятельности определяются типом инновационного процесса. Поэтому важным моментом управления инновационной деятельностью является классификация инноваций. Можно выделить несколько основных групп инноваций.

1. По сфере приложения:
- инновация продукции (что создается);

- инновация процессов (на каком оборудовании и по какой технологии производится продукция);

- инновация управленческих технологий, совершенствование управленческих процессов в целом (что необходимо сделать для поддержки инновационного производства).
2. По предмету:
- инновации, создающие новые рынки или сектора рынка;

- технологические инновации.
3. По степени новизны продукта (процесса).
4. По причинам создания.
5. По роли в процессе производства.
6. В зависимости от источника инновационной идеи.
7. По масштабам распространения.

В зависимости от масштабов производства, ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов, предприятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:

· полный инновационный цикл (фундаментальные исследования - поисковые исследования - прикладные научно-исследовательские работы (НИР) - опытно-конструкторские работы (ОКР) - промышленное освоение - производство - сбыт);

· поисковые исследования - прикладные НИР - ОКР - промышленное освоение - производство - сбыт;

· прикладные НИР - ОКР - промышленное освоение - производство - сбыт;


· ОКР - промышленное освоение - производство - сбыт;

· только промышленное освоение;

· только производство.

2. Инвестиционная деятельность организации

В рыночной экономике значительную роль играют финансовые инвестиции, поскольку финансовый капитал, в отличие от производственного, характеризуется повышенной мобильностью. Поэтому финансовые инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги являются лучшим средством перелива капитала из одних сфер экономики в другие, что способствует структурным сдвигам в самой экономике.

Усиление влияния на экономический рост научно- технического прогресса обуславливает необходимость повышения уровня квалификации работников, занятых в отраслях народного хозяйства. Именно поэтому затраты на образование имеют характер долгосрочных инвестиций, приносящих доходы на протяжении длительного времени. То же следует сказать и об инвестициях в сферу здравоохранения, которые окупаются в будущем, поскольку здоровый работник способен работать более производительно.

По критерию «фазы инвестиционного цикла» выделяются начальные, текущие и дополнительные инвестиции.

Начальные - инвестиции в создание предприятия или смежного производства

Текущие - инвестиции, обеспечивающие деятельность предприятия путем поддержания основных фондов в рабочем состоянии с помощью модернизации или капитального ремонта.

Дополнительные - инвестиции в действующее производство, предусматривающие увеличение мощностей предприятия (расширение); совершенствование производственных процессов в целях снижения издержек; изменение производственного профиля предприятия и диверсификация для расширения номенклатуры производимой продукции и проникновения в новые сферы сбыта.

По третьему признаку - «область инвестирования» инвестиции классифицируются по фазам производственно-сбытового процесса предприятия (организации), в которую эти средства направляются. Для производственного предприятия выделяются:


· материально-техническое снабжение, т.е. обеспечение материалами, техникой, транспортом, полуфабрикатами;

· собственно производство;

· реализация.

По четвертому признаку - «форма собственности инвестиций» выделяются:

· государственные - инвестиции, осуществляемые государственными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также инвестиции, реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств;

· иностранные - инвестиции, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также непосредственно иностранными государствами и международными организациями;

· частные - инвестиции, осуществляемые физическими лицами и юридическими лицами, представляющие предприятия и организации негосударственной формы собственности;

· смешанные - осуществляемые государственными структурами, совместно с частными с лицами и (или) предприятиями негосударственной формы собственности;

· совместные - осуществляемые совместно отечественными и иностранными инвесторами.

Пятый признак - «территориальный характер инвестиций» предполагает выделение трех групп:

· региональные инвестиции - вложение средств в пределах конкретного региона страны.

внутренние инвестиции - вложение средств в объекты, размещенные на территории страны в целом;

· инвестиции за границей - вложение средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами государственных границ страны;

Шестой признак - источники финансирования. По этому признаку инвестиции предприятия (организации) классифицируются следующим образом

- собственные средства, в том числе:

прибыль, остающаяся в распоряжении организации;

амортизационные отчисления; другие;


- привлеченные средства, в том числе:

бюджетные средства
Для классификации инвестиций могут использоваться также дополнительные признаки:

· требуемая сумма первоначальных инвестиций в зависимости от масштаба осуществляемого проекта - инвестиции в малые, средние и крупные проекты;

· подверженность влиянию со стороны других инвестиций - независимые инвестиции; требующие сопутствующих инвестиций; инвестиции, чувствительные к принятию конкурирующих инвестиционных решений;

· форма получения эффекта от реализации проекта: экономический, социальный, экологический и др.;

· отраслевая принадлежность объекта инвестирования;

· по степени обязательности осуществления - абсолютно обязательные, обязательные, необязательные.

Внутреннее содержание понятия «инвестиции» может быть раскрыто с помощью трех дополнительных понятий:

· объект инвестирования;

· субъект инвестирования;

· инвестиционная деятельность.

Под инвестиционным объектом понимается объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. Инвестиционный объект существует исключительно в процессе проведения инвестиционной деятельности и представляет для инвестора интерес только в той мере, в которой обеспечивает удовлетворение его целей. Поэтому инвестиционный объект имеет для инвестора временный характер: объект продается или ликвидируется, как только перестает удовлетворять поставленным целям.

Инвестиционная деятельность подразумевает наличие множества участников. В качестве ее субъектов выступают, с одной стороны, банки, финансовые компании а также частные инвесторы и государство и другие инвестиционные институты, т.е. участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами, , с другой - предприятия и организации , испытывающие потребность в этих ресурсах.

Осуществление инвестиционной деятельности при определенных условиях требует участия посредников, задача которых - обеспечить взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов.


Под инвестиционной деятельностью понимается последовательность действий инвестора по выбору и созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации, а иногда - ликвидации, по осуществлению необходимых дополнительных вложений и привлечению (в случае необходимости) внешнего финансирования.
В процессе анализа и оценки инвестиционной деятельности тесно переплетаются понятия «инвестирование» и «финансирование». С формальной точки зрения инвестирование всегда начинается с расходования денежных средств, а финансирование предполагает наличие или поступление средств в начале осуществления соответствующего проекта.

Поэтому процесс инвестирования начинается с расходования собственных или заемных средств и предполагает в будущем превышение доходов над расходами в результате сделанных инвестиций. Финансирование же предполагает наличие собственных средств или их поступление из внешних источников, которые инвестор использует в настоящее время, но в будущем должен возвратить с процентами, если получил их в кредит. С точки зрения заемщика кредитная сделка являет собой финансирование его деятельности, т.е. получение им определенной суммы денежных средств и использование ее по собственному усмотрению при условии обязательной возвратности и выплаты процентов (плата за пользование кредитными ресурсами). Для кредитора денежные средства, передаваемые заемщику на определенный срок на условиях возвратности с целью получения платы за пользование средствами в форме процентов, представляют собой инвестирование его капитала с целью получения гарантированных доходов.

Можно выделить следующие группы инвесторов, представленные на российском инвестиционном рынке:

1. Стратегические инвесторы - инвесторы, имеющие долгосрочные цели присутствия на российском рынке и такую стратегию действий, которая устойчива к изменениям российского инвестиционного климата. Появление стратегического инвестора означает кардинальные изменения в деятельности предприятия, которому, как правило, сопутствует полный контроль за производственной, финансовой и оперативной деятельностью предприятия.


2. Венчурные инвесторы, сравнительно недавно пришедшие на рынок и не ставящие долгосрочных целей его завоевания. Большая часть этих компаний ориентирована на получение сверхвысоких доходов в течение небольшого времени на посреднических, торговых и финансовых операциях, что связано с повышенным риском.

3. Портфельные инвесторы - инвесторы, осуществляющие инвестиции в ценные бумаги одного или нескольких предприятий и собирающие, таким образом, «портфель» различных ценных бумаг, не требуя полного управления деятельностью предприятия. Чаще всего целью портфельного инвестора является последующая продажа ценных бумаг предприятий, в которые инвестируются средства (например, стратегическому инвестору).

Можно выделить следующие типы портфельных инвесторов в зависимости от их стратегии:

· активный (агрессивный) - допускающий высокий риск в своей деятельности, но и ожидающий высоких доходов в перспективе. Склонен как к долгосрочным, так и краткосрочным инвестициям и не требует высоких текущих доходов;

· консервативный (пассивный) - ожидающий устойчивого текущего дохода при небольшой доле риска. Обычно эти доходы значительно ниже, чем у активного инвестора, однако они предсказуемы и носят регулярный характер.

· умеренно-консервативный - ожидающий роста капитала и получения текущих доходов при контролируемом риске.
Инвестиционная политика предприятия представляет собой одну из составляющих его финансовой стратегии. Суть инвестиционной политики заключается в формировании комплекса мероприятий по привлечению и мобилизации инвестиционных ресурсов с одной стороны, и оптимизации инвестиционных целей и инвестиционного процесса для обеспечения экономического развития предприятия - с другой.

Инвестиционная программа представляет собой план реализации совокупности инвестиционных проектов на предприятии. Под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по этому поводу (бизнес-план) и их реализация. Содержание инвестиционной программы определяется инвестиционной политикой предприятия, которая, в свою очередь зависит от стратегии предприятия в рассматриваемом периоде.


Инвестиционная программа предприятия предусматривает определение величины и структуры капитала, необходимого для реализации входящих в нее инвестиционных проектов.

Выбор формы финансирования и отбор инвестиционных проектов (или проекта) для включения в инвестиционную программу имеет принципиальные значения для ее оптимизации. Оптимальной следует считать такую инвестиционную программу, которая наилучшим образом обеспечивает достижение стратегических целей предприятия при соблюдении существующих ограничений по времени и ресурсам..
Необходимые инвестиционные ресурсы предприятие может получить за счет использования внутренних и привлечения внешних источников. К внутренним источникам инвестиций относятся:
- резервный фонд предприятия;

- амортизационный фонд;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

-дивиденды, направляемые на развитие по решению общего собрания акционеров и т. п.

В случае, когда внутренние резервы предприятия не полностью обеспечивают потребность в инвестициях предприятия, возникает необходимость в привлечении средств со стороны за счет внешнего финансирования.

Когда предприятие, с целью привлечения денежных средств, продает часть пакета акций или осуществляет новую эмиссию акций, то у инвестора, приобретающего акции предприятия и таким образом финансирующего его деятельность, возникает право собственности на часть уставного капитала фирмы. Привлеченные таким образом средства являются собственными только до определенной степени.

Если финансирование осуществляется кредиторами, не являющимися собственниками предприятия, такой капитал называется заемным капиталом.

В зависимости от срока, на который выделяется кредит, заемные средства делятся на долгосрочные и краткосрочные .

Как правило, краткосрочными считаются кредиты, выдаваемые на срок до 1 года, однако в условиях высокой инфляции этот порог может быть снижен до 6 - 9 месяцев. Как показывает практика, большинство предприятий отдают предпочтение следующей схеме: основной капитал и наиболее стабильная часть оборотного капитала (страховой запас и т. п.) в основном финансируются за счет долгосрочных кредитов, оставшаяся часть оборотных средств - за счет краткосрочных.


Наряду с традиционной формой кредитования в виде предоставления денежных средств на определенный срок на оговоренных условиях, в российской экономике в последние годы получили развитие формы кредитования, не связанные напрямую с получением предприятием-заемщиком от какого-либо кредитного института денежных средств. Это - факторинг, коммерческий и ипотечный кредит, лизинг

При факторинге специальная фирма (фактор) приобретает у клиента право на взимание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, т.е. возвращает долги обычно в размере от 70 до 90 % суммы долга, до наступления срока оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фирме-фактору определенный процент. В Европе факторинг получил распространение в 1960-х годах. В России факторинговые отделы в коммерческих банках стали появляться с начала их деятельности в конце 80-х - начале 90-х годов.

Прибегая к услугам факторинга, предприятие сокращает размеры дебиторской задолженности, повышая, таким образом, свою финансовую устойчивость и ликвидность.

Коммерческий кредит обычно применяется при закупке одним предприятием у другого товаров или формировании производственного запаса. Коммерческий кредит представляет собой отсрочку платежа за приобретаемый товар с уплатой продавцу компенсационного процента. (Чем больше срок кредита, тем выше маневренность данной формы финансирования. Например, оптовые торговые фирмы могут предлагать товар при оплате через 2 недели со скидкой 10%, при оплате через 1 месяц - со скидкой 5%, при оплате через 2 месяца - за полную стоимость, а при оплате через 3 месяца - с 5% наценкой.) В большинстве стран с развитой рыночной экономикой коммерческий кредит является основной формой финансирования малых предприятий.

Ипотечный кредит является одной из самых развитых форм финансирования инвестиций в рыночной экономике, сущность которого заключается в предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимого имущества. Институты ипотечного кредита (ипотечные фонды, кредитные общества и т. п.), как правило, выполняют функцию посредника между кредиторами и заемщиками, выпуская ценные бумаги, обеспечиваемые закладными под недвижимость, оформленными заемщиками. Методика расчета платежей по ипотечным ссудам имеет свои особенности, связанные с долгосрочным характером подобного кредитования. Платежи по ипотечным ссудам бывают либо аннуитетными, когда сумма ипотечного платежа остается постоянной на протяжении всего срока действия договора и складывается из процентов по ссуде и равномерных взносов на погашение кредита, либо имеют форму “шарового” платежа, - в этом случае ссуда погашается единовременно по истечении срока ипотечного договора, а в промежуточные сроки выплачиваются только проценты.



следующая страница >>