prosdo.ru
добавить свой файл
1


Тема 5. БРАК И СЕМЬЯ В ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ
1. Общие положения о церковном браке.

2.Препятствия для заключения церковного брака.

3. Права и обязанности супругов по церковному праву.

4. Основания для прекращения церковного брака.
Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковиё ю, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей”22.

О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует

Апостол Павел:

“… оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…” (Еф. 5, 31–32)

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь “одной плотью” (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5–6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют “малой Церковью”, и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, “большой семье”, — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность “ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача23. Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.


Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования24.

Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное”25.

Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества:

“… не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19, 11–12).

При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу:

“Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене” (1 Кор. 7, 32–33).

Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина26. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.

Церковь во все времена благословляла супружество, так как такой союз был установлен Богом в раю: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт,2:18).

Церковь видит в браке тайну любви - любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» - говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним.


О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг,... Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, «Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Вопрос о предназначении брака волновал христианские умы на протяжении всей истории развития канонических положений о браке. Первое системное изложение понимания предназначения брака изложено у Августина, согласно учению которого брак имеет тройственное предназначение: благо верности, благо потомства, благо таинства постоянства. Его объяснение данных благ предстает следующим образом: «Верность означает уклонение от внебрачных сексуальных отношений. Потомство означает, что ребенок воспринят в любви, выращен в привязанности, воспитан в религии. Таинство означает, что брак не разрывается, и супруг не оставляется».

Религиозно освященный брак известен с римских времен. Гражданские власти Византийской империи одобряли и законодательно закрепляли религиозные нормы в отношении заключения и расторжения брака. Окончательную точку в вопросе о юрисдикции в брачно-семейных делах поставил византийский Император Андроник Палеолог, который не позднее 1309 г. окончательно передал эту сферу межличностных отношений в юрисдикцию церковных властей.

Канонические сборники Православной Церкви оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (Ш в.): «Брак – это союз мужчины и женщины, общение во всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве».

В греческом Номоканоне это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» – общение во всех жизненных отношениях) и религиозно юридическом («соучастие в божеском и человеческом праве»).


Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельстве Священного Писания.

Господь, ссылаясь на закон Моисея, учил: « оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два в плоть едину.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5— б). Спаситель говорил о нерасторжимости брака, который мог быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов: «А кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует...» (Мф. 19, 9).

После революции вопросы регулирования брака перешли в полное ведение государства. Сейчас существует толерантное отношение к церковному браку, хотя в Украине он не признается юридически значимым с позиций государства.

Нормы Православной церкви об обручения и заключении брака начали действовать на Руси после ее крещения. В настоящее время брак заключается путем особого таинства – венчания.

Венчание совершается в храме, в присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей (не менее двух). Оно оформляется выдачей свидетельства о венчании, но, как уже указывалось, юридической силы для государства этот документ не имеет.

В настоящее время очень остро стоит проблема фактических браков, т.к. фактический брак стал распространенным явлением .

Фактическое сожительство в современной церковной среде оценивается крайне негативно. Однако и здесь не все так просто. Напомним, что в классическом римском праве существовала презумпция брачного состояния свободных лиц, открыто сожительствующих друг с другом, а браки могли заключаться в устной форме без какой-либо официальной регистрации. Поскольку же в ряде случаев вступление в брак было затруднено или запрещено (в основном из-за сословного неравенства сторон), допускалось фактическое сожительство – конкубинат. В 1335 г. Матфей Властарь включил в свою Алфавитную синтагму формально отмененную норму государственного законодательства, разрешающую конкубинат.Блуд.


2.Существуют следующие препятствия для заключения церковного брака. Они разделяются на две группы: абсолютные и условные.

Абсолютные препятствия исключают для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было. Абсолютные препятствия к браку:

1) лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — моногамный

2) 26-е Апостольское правило дозволяет вступать в брак священнику до посвящения в сан;

3) монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения имя обетов

4) вдовство после третьего брака,а если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим.

На третий брак Церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения. Церковь не одобряет и второй брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. И все-таки всякий вступающий во второй брак подвергается епитимии (второбрачных отлучают на год, другие на два).

5) виновность в расторжении предыдущего брака.

Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики древней Церкви.

6) физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевные болезни, лишающие человека возможности свободно проявлять свою волю).

В церковных правилах нет запрета венчать глухонемых или слепых.

7) для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. Возраст, раньше которого не разрешается вступать в брак — брачное совершеннолетие — не всегда совпадает с гражданским совершеннолетием. В Эклоге для вступающях в брак определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 для женщин


В России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское — 18 и 16 лет и церковное — 15 и 13 лет. Брак, заключенный до достижения церковного совершеннолетия, считался недействительным и подлежал расторжению.

В церковном брачюм праве установлен и высший предел для Вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для вдов — 60 лет, для мужчин 70 лет (правила 24-е и 88-е

8) отсутствие согласия на него со стороны родителей жеяиха или невесты.

Условные препятствия делают невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений.

1. Близкое кровное родство между женихом и невестой .

Близость кровного родства измеряется степенями, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родства, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племянником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составляют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от данного лица к его предкам, и восходящей, когда идет от предков к потомкам. Две прямые линии, происходящие от одного родоначальника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; Двоюродные и троюродные братья). Троюродных братьев и сестер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племянницей — родство в 7-й степени.

Наличие близкого кровного родства рассматривается как пре пятствие к браку у всех цивилизованных народов. Так, закон Моисея запрещает браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лен. 18, 7—17, 20, 17).

В Христйанской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линий, строго запрещались. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В Эклоге содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й степени бокового родства и 7-й степени бокового родства.


2. Помимо кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурии и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1..й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа иплемяяница жены — в шестой степени свойства; двоюродяый брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродяьтм. Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его тдурима вторая сте пень трехродйого свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродиого свойства

3. Препятствием к браку является наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрешенного от купели Крещения. Восприявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемкика. Определением Константякопольского Синода, имев шим место при патриархе Николае III Грамматике (1084 1111 гг.), наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.

4. Препятствие к браку возникает из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. В Риме и Византии, входя в семью через усыновление, усыновленный не мог вступать в брак с ближними родственниками усыновителей.

В России усыновление производилось в гражданском, а не церковном порядке, и поэтому формально не считалось препятствием к браку. Но, как отмечал профессор А. С. Павлов, отсюда поспешно было бы заключать о совершенном несуществовании такого препятствия. Уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя. В этом объеме родство по усыновлению признается безусловным препятствием к браку в законодательстве всех христианских народов..


5. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. В чинопоследовании Таинства Брака внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, ко и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж.

6. Важное условие для признания действительности брака — единство религии. Слова апостола Павла: ‘Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою! (2 Кор. 6, 14), древние христианские писатели и Отцы Церкви (Тертуллван, св. Киприан, блаж. Феодорит, блаж. Ангустин) находили имеющими отношение и к браку между верными и неверными.

В России в досинодальвую эпоху строго запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными.

С 1721 г. у нас стали дозволяться браки православных с католиками, протесгантами и армянами. Согласно уставу духовной Консистории (ст. 27), в таком случае вступающие в брак берут на себя обязательство давать детям православное воспитание.

И в остальных случаях жизни христиане руководствовались словами апостола Павла: а если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим). . (i Кор. 7, 12—14).

Итак, одни из рассмотренных нами препятствий к браку носят абсолютный характер, а другие условный. Как писал епископ Далматинский Никодим Милаш), при условной незаконности брака он может быть впоследствии признан законным, если при его заключении были такие препятствия, которые можно устранить без нарушения основы брака,например,когда брак заключен раньше установленного законом возраста, а между тем супруги уже достигли этого возраста;


В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы. По сложившейся практике священник совершает Таинство Брака только после того, как будет оформлен гражданский брак в органах загса.


3. В результате церковного благословения брака создается новая христианская семья. Оснону ее составляют взаимоотношения супругов. Алостол Павел в IIервом послании к Коринфянам так учит о взаимных обязанностях мужа и жены: хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно предан-ными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непререкаемый долг и мужа, и жены.Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14), — сказано еще в законе Моисея, а Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй*. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем* (мф. 5, 27—28).

К правовым последствиям брака относится также обязанность совместного жительства. Преимущество в определении места жительства принадлежит, разумеется, мужу как главе семьи. Муж и жена совместно владеют имуществом, Но имущественные права сулругов регулируются не церковньщ а гражданским правом.

Обязанности сувругов взаимны, но взаимность эта не вполне сим- метрична. Муж, по Божественному праву, является главою семьи. Апостол Павел учит: ...жене глава — муж... (1Кор. 11, 3). Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. (Колос. 3, 18—19). ИТак должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но пiггает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца сво его и мать и прилевится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тай на сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жеНу, как самого себя; а жена да бо ится своего мужаи (Еф. 5, 28—30, 33).


А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием’. (1 Тим. 2. 12—15).

Взаимные права и обязанности родителей и детей.

Семья полноценна, когда в ней есть дети. Дети — равноправные ее члены. С появлением детей закладываются основы новых семейных отношений. Плоть от плоти своих родителей, дети наследуют от них здоровье, природные дарования. Они нуждаются в пище, одежде, условиях для благополучного проживания. Особенно важно для них интеллектуальное и религиозно-нравственное воспитание. Родители-христиане учат детей с младенческого возраста вере, молитве, основам христианского вероучения и нравственного закона Христова, развивают в них послушание, любовь, смирение и многие доброде ‘ли, необходимые для пребывания в единстве с жизнью Церкви.

Даже ради монашеского подвига родители не смеют оставлять детей без попечения. На основании апостольской заповедя Отцы Гангрского Собора в 376 году приняли 15-е правило, в котором ска зано: Ахце кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельнячества, нерадит о них, да будет под клятВоюI. В толко вании на это правило Зонара писал: .И звери своих детей питают, и охраняют, и подвергаются опасностям за них. А если звери от носятся так к своему порождеккю, то насколько более должны иметь попечение о своих детях и заботиться о них те, которые поч тевы разумом’.

Отношения между мужем и женой, родителями и детьми состав ляют ядро семейньтх отношений. Семья, — отмечает святой епископ Феофан Затворник, — это общество, в котором под одной главой (семья) устраивает свое внешнее благосостояние для внутреннего. достигается оно согласовакнътм отправлением различных дел

В подлинно христианской семье взаимоотношения родителей должны соответствовать идее христиавского брачвого союза и ис ключать все, что может оскорбить чувства детей.


Ребенка следует воспитывать так, чтобы он признавал за родите лями и право вразумления, право сказать слово, которого надо по- слушаться. Авторитет родители приобретают через совместное уча стие членов семьи в церковной жизни, особенно в Таинствах Креще ния, Покаяния, Прячащекия. Родители и дети постягают путь про кыслительного о них попечения Божия’, доставляющего душе ра дость, тiоощряюшую к послушанию и успехам в полезном делании.

Воспитываемые таким образам, дети независимо от возраста осознают свою обязанность повиноваться родителям, почитать их. Прямой долг детей молмтьса.за родителей и при их жизни, и после смерти. Взрослые дети обязаны помогать родителям, впадшим в нужду, и содержать их, если они лишены собственных средств к существованию. ‘Почитай, — говорилось древним, — отца твоего и нать твою, чтобы продлилясь дви твои на земле. ..* (Исх. 20, 12). дети, будьте послулiны родителям (вашим) во всем, ибо это бла соугодно Господу’ (Колос. 3, 20), — учит и апостол Навел. Отцы Гангрского Собора подвергающие, на основании своего 15-го пра ила, анафеме родителей, уклоняющихся от воспитания и содер каяия своих детей под предлогом благочестия, осудили за анало гйчное нарушение Божествеявой заповеди детей, издав 16-е пра. оило: Аще которыя дети, под предлогом благочестия, оставят сво их родителей, наипаче верных, и не воздадут подобающия чести родителям, да будут под клятвою. Впрочем правоверие да будет ИМИ соблюдаемо предлочтительно

Толкуя это правило, Зонара писал: Не только от родителей гребуется, чтобы они заботились о детях и имели о них попечение, но и дети, со своей стороны, обязаны почитать родителей(а к образу почтения относится и то, чтобы питать их в старости, если они находятся в затруднительном положении или бедны)., привлекают своих детей в неверие или ересь, то нолжно бегать их и правоверие ставить выше почтения к ним’.

Брачное церковное право различает законных детей и незаконных. Законные дети рождаются в браке, носят имя своего отца и наследуют его права и имущество.


Когда родители признают ребенка своим, то попытка оспорить законность его происхождения, кому бы она ни принадлежала, совершенно ничтожна и не имеет правовой силы.

Всякий ребенок, рожденный женщиной, состоящей в браке, или в известный срок после смерти ее мужа, или после расторжения ка не по причине прелюбодеяния со стороны женьг, признается сонным сыном или дочерью мужа своей матери. Согласно i Камю муж признается ото ребенка, пока полностью не будет дока зано обратное (ХУII, 8, 5). Эта византийская правовая норма, гiр знанвая Церковью, отражена в законодательстве большинства с временных государств, в том числе и в наших гражданских законах.

Дети, рожденные вне брака, признаются незаконными. Совершенно очевидно, что сами дети не несут ответственности за законность своего происхождения, и перед лицом Божественной правды они равны с детьми, рожденными в законном христианском браке.

На наш взгляд, институт обязанностей ребенка должен быть дополнен нормами относительно специальных (ювенальних) обязанностей ребенка. При его формировании следует ориентироваться не только на нормы позитивного права, но и на ценности естественного права, которые выражены, например, в церковном праве. Трудно противостоять убедительно аргументированному мнению российской дослидници Н.М. Савельевой о том, что у ребенка нет семейных обязанностей, однако хотелось бы отметить, что она базируется на предписаниях позитивного права. В то же время естественное право, отраженное, в частности, в канонических нормах, свидетельствует, что, по крайней мере, существует обязанность послушности родителям. В частности, об этом говорит Св. апостол Павел: «Деть, - будьте послушные во всем родителям, потому что это Господеви приятно» . Отметим, что еще на в начале современного этапа формирования ювенального права Л.П. Короткова предлагала дополнить законодательство (правда, не ювенальне, а семейное) нормой об обязанностях ребенка относительно родителей: «Деть обязанные уважать своих родителей, заботиться о них и оказывать им помощь по своим силам и возможностям». Крми того, ею вносилось предложение дополнить законодательство нормой об обязанности несовершеннолетнего ребенка, который проживает вместе с семьей и имеет самостоятельный заработок, принимать участие в семейном бюджете, в расходах по содержанию семьи . На наш взгляд, последнее предложение выходит за пределы устоявшихся представлений об имущественных отношениях между родителями и детьми в современном обществе. Целесообразнее было бы возложить такую обязанность на несовершеннолетнего ребенка, который имеет собственные доходы (а не только заработок) с условием, что семья нуждается в такой материальной помощи.


Категория обязанностей должна занять должное ей место в системе норм, которые определяют правовой статус ребенка, чем будет обеспечена его полнота, полноценность, утверждена самостоятельность, автономность ребенка как субъекта права с одновременным ее включением к системе социальных связей.
5. Расторжение брака

Основания для расторжения брака по канонам Православной Церкви: (утверждены на Архиерейском Соборе 2000 года)

1) Прелюбодеяние одного из супругов, установленное бракоразводным процессом в церковном суде.

2) Многобрачие одного из супругов.

3) Неспособность к брачному сожитию.

4) Осуждение одного и супругов за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

5) Безвестное отсутствие супруга.

6) Если из вступивших в законный (по гражданским законам) брак неправославных лиц одно приняло православие, а второе отказалось от этого.

7) Вступление в монашество обоих супругов.

8) Отпадение одного из супругов от православия.

9) Противоестественные пороки одного из супругов.

10) Заболевание проказою или сифилисом.

11) Посягательство на жизнь или здоровье другого супруга или детей.

12) Снохачество.

13) Сводничество.

14) Извлечение выгод из непотребств одного из супругов.

15) Неизлечимо тяжелая душевная болезнь одного из супругов.

16) Злонамеренное оставление одного супруга другим.

17) Заболевание одного из супругов СПИДом.

18) Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания одного из супругов.

19) Совершение женой аборта при несогласии мужа.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.

Независимая газета. 14 декабря 2000 г. №236 (2298).

Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2000. – 576 с.

Павлов А.С. Курс церковного права. – СПб.: Лань, 2002. – 384 с.


Правила Святыхъ отецъ съ толкованiями. – М.: Изданiе Московскаго Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенiя, 1884. – 626 с.

Правила Святыхъ Вселенскихъ Соборовъ съ толкованiями. – М.: Изданiе Московскаго Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенiя, 1877. – 736 с.

Цыпин В.А. Курс церковного права. – М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, 2002. – 703 с.

Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. – Мн.: Лучи Софии, 2001. – 384 с.

Филаретъ (Дроздовъ). Государственное ученiе. – Джорданвилль: Тvпографiя Преп. Iова Почаевскаго, 1997. – 48 с.

Суворов Н.С. Учебник церковного права. – М.: Зерцало, 2004. – 504 с.

Российская юстиция. Журнал Верховного Суда Российской Федерации. №2/2001.

Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий). – Мн.: Право и экономика, 2001. – 486 с.

Гісторыя Беларусі/Пад рэд. А.Г. Каханоўскага. – Мн.: Экаперспектыва, 1998. – 496 с.

Статут Вялікага княства Літоўскага 1588. – Мн.: Беларусь, 2002. – 207 с.

Конституции государств Европы: в 3-х тт./Под общей ред. Л.А. Окунькова. – М.: Норма, 2001.

Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004. – 766 с.

[1] Мы бы хотели подчеркнуть, что здесь речь идет о церковной позиции, о взглядах на государство верующих людей. Неверующие люди могут придерживаться другого отношения к целям и обязанностям государства: например, улучшение уровня благосостояния, защита общественной безопасности и т.п. [2] Лат. Брак – это союз мужчины и женщины, объединение всего в их жизни, соединение по Божественному и человеческому праву.