prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
5. Место и роль теории государства и права в системе других наук. Соотношение теории государства и права и философии праваЕдинство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают em, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с Философией, экономической теорией, социологией, политологией я др. Она опирается на их передовые достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедеятельности общества.Теория государства и права и философия. Философия — наука о всеобщих закономерносгях природы, общества и мышления, сисгема знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса. Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права.Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для про фесе и в но го, и для реакционного влияния на формирование в обшебтве взглядов на государство и право.Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

13. Классификация признаков государства. Основные первичные признаки государстваIJJapod, Основу государства образует его народ. Народ можно определить как совокупность людей, приживающих в пределах ограниченной территории конкретного государства. Народ - это все население страны.2.  Государственная власть - это разновидность социальной   власти,   представляюшая   руководство делами всего общества с помощью государственного аппарата и его материальных придатков.Механизм государства (государственные органы, государственные учреждения, государственные служащие) - это главный компонент государственной власти. Государство стало возвышаться над обществом. Осуществляя управление обществом, оно стало координировать взаимоотношения между различными его частями.3.   Государственная территория. Территория государства - это часть земного шара, представляющая собой внутреннее пространство, ограниченное сухопутной, водной и воздушной границами, а также недра до технически доступной глубины, на которые распространяется суверенитет государственной власти.4.    Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет», т.е. верховенство власти государства внутри страны и независимость ее во вне (в пределах соблюдения суверенных прав других государств и общепризнанных норм международного права).5. Духовное единство народа, или всеобщий интерес. Это есть усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка1.2 Основные вторичные признаки государства1.   Монополию на легитимное физическое насилие. Этот признак означает, что право на физическое насилие над людьми принадлежит только государству и не может принадлежать каким-либо иным социальным объединениям или отдельным лицам.2.   Монополию на сбор налогов. Государству принадлежит монополия на легальный сбор налогов. Объем налогов зависит от уровня развития экономики, налог - это «обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».3.   Законодательство. Законы издаются государством и служат, главным образом, средством для достижения его целей.4.     Безопасность государства. Безопасность государства - это многогранное понятие, предполагающее территориальную целостность, политике-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную его устойчивость 1.3. Неосновные (факультативные) признаки государства1. Государственный язык. Его еще называют официальным языком. Это язык, используемый в законотворчестве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении, в армии и т.д.2.Государственная символика. Государственная символика, как правило, учитывает историю, природу государства, олицетворяет его суверенитет, самобытность, идеологию.3.   Наличие национальной валюты

14. Сущность государства и ее аспектыСущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория: властвовать, управлять могут и должны профессионалы-у правленцы, менеджеры.Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и пер во носителем власти является народ, что государственная власть должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.В демократическом государстве более значимой становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно свои интересы, выдает за общесоциальные и общенациональные.

16. Основные современные концепции понимания праваВ эпоху перехода от первобытно-общинного строя к цивилизации возникла необходимость поддержания единого порядка. Таким средством явилось право - система социальных норм, установленных и санкционированных государством, что отличало его от обычаев родового строя и иныхсоциальных норм. Через свои органы государство обеспечивало исполнение права и его охрану от нарушений.В настоящее время в теории права существует множество подходов к определению понятия «право». Термин "право" моралистами, богословами и некоторыми философами понимается в смысле "справедливого" и "справедливости", тогда как для юристов этот термин означает комплекс "юридических нормативов и правил".Юридическое понимание права.: «Право - это система норм и полномочий свободного общественно-политического существования формально равных субъектов. Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться и защищаться государством».В теории права формируется два подхода к понятию права - монистический (узкий) и плюралистический. Исходя из монистического понимания, право - это объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения), установленных государством и защищающих интересы тех или иных классов, социальных групп общества. Плюралистический подход, право - это мера свободы личности с учетом свободной воли, свободным выбором соотношения интересов разных видов и т.д. А.Б. Венгеров определяет «право как имеющуюся социальную ценность, регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, обес-печенньсх возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочивания.В философии права Ю.В. Тихонравов: «Право есть система регулирования поведения людей в обществе посредством норм, устанавливаемых теми или иными организациями, при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми теми или иными организациями в меру их реальной власти».К. Маркс и Ф. Энгельс буржуазное право - это «...возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». В постсоветской юридической науке право как воля всего населения страны, как надклассовое явление. Наличие волеизъявления различных социальных сил и индивидов в своем содержании позволили определить право как систему «...общеобязательных, формально-определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни».Итак, право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.Понимание «права» как триединства равенства, свободы и справедливости легистскому подходу, право - это продукт государства (государственной власти), принудительно-властное установление. Согласно юридическому подходу, право - это объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, т.е. определенное, отличное от других, социальное явление (особый специальный регулятор и т.д.) Естественно-правовой и либертарнд-юридический (исходящий из различения права и закона, где право - не естественное право, а принцип формального равенства). Либертарно-юридическому (формально-юридическому) право - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений», «...право - это лишь форма общественных, фактических отношений, а не сами эти общественные отношения, не их фактическое содержание». Цель права - сделать закон (позитивное право) и государство правовым. Право - это форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных лишь общей норме. Они имеют свободную волю. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы». В контексте различения права и закона справедливость входит в понятие права, и поэтому право, по определению, справедливо. Действовать по справедливости - значит, действовать правомерно.


12. Проблемы определения понятия государстваГумплович: столько определений гос-в сколько философов и государство ве до в. Платон один из первых пытался дать определение понятию гос-во.( там где справедливые з-ны и т д) Аристотель: гос-во- наивысшая форма полит-го общения людей. Н. Макиавелли ввел термин гос-во до него оно не употреблялось были термины: царство, полис, княжество, земдя и т д. Гос - такая соц организация, где сущ-ет администрация и з-ны, а цель всеобщее благо. Гос-во союз лиц подчиненные з-ам. 19век - рассвет нем-ой класс-ой юр науки. Именно в этот период формировалось понятие гос-ва кот были в дальнейшем заимствованы. Г-во определяется ч/з 3 признака: народ, власть, территория. Союз лии проживающих на единой территории и подчинены верх единой власти. В Германии возн-ло учение о гос как аппарате насилия, имущественный класс был над ним. В 20 веке м б подводить итоги по воросу определения понятия гос-ва. М выделить 4 подхода к определению понятия гос-ва: 1) Классический: Г-есть союз лиц прож-их на опред-ой территории, подчиненные единой верх-ой власти. 2) Юридический: Г-правовая форма организ-ии и функц-ия публ-ой полит власти. Этот подход свойственен сторонникам теории прав-го гос-ва. 3) Социолог-ий: Г-разделенная на классы полит организация общества. 4) Либертарно-юр :Г-это полит организация защищ-ая правовую свободу. В науке доминирует 3-й подход. Оказал влияние Макс Вебер: Г- чел общ-во кот веутри опред области претендует на монополию легитим физ-го насилия. С эконом-ой т зр Г- опред-ая соц производ-ая система. Любое определение гос-ва не может адекватно отразить это сложное соц явление. Определение отражает ту обстановку в кот. жил автор определения. Иванников: Г-это истор-ки сложивш-ся организация полит-оп власти классов-го общества, официально представляющая весь народ, проживающий в рамках строго опред-ой территории. Илыт:Г-публично-правовая территориальная корпорация.

17. Сущность права и ее аспектыИеринг понимал под сущностью права защиту индивидом собственных интересов. В отечественной литературе сущность права понимают как возведенную в закон государственную волю (в советском праве имелась в виду воля трудящихся). Сущность права тесно связана с социальным назначением того или иного класса с его потребностью для определенной социальной общности Другие считают, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях. Чтобы не допустить ошибки или подмены согласованной воли волей класса (нации или государства), следует использовать критерий, ограничивающий правовое от неправового. - справедливость. Право не может быть несправедливым Право в своей сущности есть выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, устанавливающая в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально 3«ачи-мых отношениях. Однако фактически в праве переплетены классовый, общесоциальный, религиозный, национальный и другие аспекты. Идеологической основой всей правовой системы могут быть идея пользы и идея справедливости, которые могут выступать в этой роли либо поочередно, либо одновременно.

18. Источники современного права«Источник» в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты: общеобязательность, общеизвестность и т. д. в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. Правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Преимущества: 1. оперативность 2. систематизирован-ность 3. позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику 4.поддерживаются государством.Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). Нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты: а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями, б) иерархизированы, в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права.В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим. Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.



следующая страница >>