prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5

21. Субъекты обычного права(см. № 20)Все лица, кот подпадают под дей-е этого права на опред терр.(где дей-ет обычное право). Возрожд обычн пр(Ингушетия - многоженство). Регулирующая роль зак-ва снижается, обычай вытесняет зак-во. Узаконивание обычая.

22. Тенденции и перспективы развитии права23. Тенденции развитии государственной   власти   и   государственного управления современной РоссииАспекты: I) Демократизация и дсдсмокрапппации. Обш-во эволюционирует следовательно рашигис идет нарастаю-шими темпами. Бывают колебания(пол-ие кризисы, ЧС и тл.) В нашей стране идет процесс дедемократизацни прав н свобод меньше чем было. 2)Централизацт и децентрализация. С т.з. исторического подхода на лицо процесс децентрализации. С периода перестройки, а после распада СССР этот процесс усилился. Путин-начал процесс централизации (создание округов). Процесс не завершился и был непоследовательным, следовательно, опять процесс децентрализации. У)Легитимация и делегитимация. В 90 г. Процесс легитимации наблюдается: выборы 1-го президента. Новая власть теряет легитимность и авторитет это также связано с назначением приемника 1-го президента. 4)Концентрация и декоицентрация гос-ой власти. У глав субъектов РФ есть центральные полномочия, но концентрация власти достаточно сильно в федерации т.к. глав субъектов назначает президент (сверху).Сегодня в отношениях между демократической элитой, представленной людьми, называемыми в России реформаторами, и властью, олицетворяемой президентом произошел поворот. Раньше взаимоотношения двух этих сил сводилась в основном к тому, что президент использовал реформаторов для укрепления своего политического положения, то теперь все делается с точностью до "наоборот". Что представляют из себя обозначенные выше силы? Одна из них есть власть. Ее субъективным воплощением сегодня является президент. Другая - это движение. Оно многолико и состоит в основном из людей, (само) называемых "реформаторами" или "демократами". Массовым сознанием отношения между президентом и "реформаторством" воспринимаются как отношение между властью и обществом. В действительности это далеко не так. Президент есть воплощение преемственности власти и в глазах значимой части населения - носитель ее легитимности. "Демократическое движение" (в его политическом, разумеется, выражении) вообще не имеет никакого отношения к обществу. Оно возникло, отделившись в переломный момент истории от тотальной власти. Это продукт старой власти, ставший под давлением обстоятельств самостоятельным субъектом политики. Движение родилось из власти, существовало некоторое время независимо от нее и, наконец, возвращается обратно "во власть". Истинный смысл взаимоотношении между президентом и Движением - это отношение конкуренции двух властей: власти как традиции и власти как потенции. Обе они должны определенным образом соотноситься с обществом, которое находится как бы за скобками. Это отношение во многом определяет природу этих двух типов власти. Ценность власти переносится массовым сознанием на фигуру Президента. Именно восприятие президента значительным числом граждан как носителя легитимности власти, является реальным фундаментом политического порядка современной Россия. В настоящий момент наметилась тенденция еще большего укрепления позиций и власти президента. Президент с его властными полномочиями должен выступать в качестве арбитра м/у 3-ми ветвями власти и контролировать их но не вмешиваться в их деятельность и не смешивать их.

24. Основные концепции правоотношенияВ отечественной юридической литературе одни рассматривали понятие правоотношения как реального фактического отношения, урегулированного нормами права, другие определяли правоотношения как субъективные права и юридические обязанности, представляющие индивидуальные модели возможного и должного поведения субъектов права, выступающие как образцы - мерки для этого поведения (но не само фактическое поведение). Некоторые считают, что «не существует правовых в собственном смысле отношений, а есть лишь правовой способ регулирования общественных отношении».В юридической науке укрепилось понятие правоотношений как особого вида общественных отношений, участники которых обладают взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями. При этом под правоотношением понимают лишь ту часть поведения субъектов, которая имеет юридическое значение. Урегулирование юридически значимого поведения участников отношений правом придает фактическим отношениям юридическую форму или форму правовых отношений, но не превращает сами фактические отношения в какие-то другие. Все нормы права или право как систему норм принято называть объективным правам. Право в объективном смысле призвано регулировать действия людей или организаций, предоставляя им свободу действия, возможность поведения в использования материальных и духовных благ, а также связывая их свободу и поведение определенными рамками, предписаниями, ограничениями. Такая свобода и возможность поведения, закрепленная или допускаемая законом (объективным правом), в юридической науке носит название «субъективное право».Правоотношение- это общественное отношение, урегулированное нормой права, участники (субъекты) которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, где субъективное право - это вид и мера дозволенного поведения, а юридическая обязанность - это указание в законе либо ином нормативном акте меры должного, необходимого поведения субъектаправа.Правоотношение определяют также и как «„.охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников».Субъективные права не могут существовать без юридических обязанностей, с которыми связывается возможность государственного принуждения и применения юридических санкций. Отличие субъективных прав от юридических обязанностей в том, что от реализации субъективных прав можно отказаться, а от юридических обязанностей нельзя.

28. Проблемы правотворческой деятельности в Российской ФедерацииПравотворчество - это социальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) и по уполномочию государства негосударственных организаций по установлению норм права, их переработке и отмене.Правотворчество - это составная часть понятия формирования права. Под формированием права понимают сложный, длящийся во времени, многофакторный процесс становления в обществе нормотворческих решений (идей, взглядов, обусловливающих необходимость принятия нормативно-правовых актов). Испытывая сильные субъективные влияния, он обусловлен, в первую очередь, социально-экономическими потребностями общества в конкретный исторический период Существенно влияют на формирование права уровень правосознания и правовой культуры общества, национальный, этнический, религиозный и иные факторы, а также международное положение страны. Правотворчество - это решающий и завершающий этап формирования права. Законотворчество является видом правотворчества.Доя того чтобы нормативно-правые акты были понятны для правоприменителя и для правооользователя, они должны быть выполнены на высоком уровне юридической техники.Юридическая техника также понимается е широком и узком смысле. В широком смысле - это вся юридическая техника, которая используется в юридической практике, в узком - это совокупность приемов, способов, методов, направленных на разработку, обсуждение, принятие и обнародование нормативно-правовых актов. Разновидностью юридической: техники является законодательная техника.Законодательная техника - это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме v структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов (требования к форме акта, изменения или отмены ранее принятых актов, устранение противоречий, оформление новой редакции статей и т.п.). Низкая законодательная техника связана также с быстрым рассмотрением Госдумой многих кодифицированных нормативно-правовых актов.  

  29. Проблема реализации принципов правотворчества РФПравотворчество в идеале оно должно основываться на принципах законности, справедливости научности, демократизма, гласности, гуманизма.Принцип законности в правотворчестве означает, что каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом только в пределах его компетенции и в строго установленном нормами права процессуальном порядке, а сам принимаемый нормативно-правовой акт по содержанию не должен противоречить ранее принятым, обладающим по сравнению с ним большей юридической силой нормативно-правовым актам.Принцип справедливости в правотворчестве означает установление равных прав и обязанностей для всех субъектов права, независимо от их происхождения, социального положения и отношения к религии.Принцип научности правотворчества заключается в учете при разработке текста научных рекомендаций, экономических, политических, идеологических, юридических обоснований необходимости принятия данного норматив-неправового акта, учете требований юридической техники, компетенции правотворческого органа и т.д. Надо отметить, что со времен перестройки и до сегодняшних дней в нашей стране данный принцип слабо учитывается. Верх берут политические амбиции, имеют место многочисленные факты лоббирования законов.Принцип демократизма в правотворчестве означает участие народа в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов. Непосредственной формой демократии в правотворчестве является принятие нормативно-правового акта на референдуме. В России с момента принятия Конституции 1993 г. этот принцип также не действует. Проект Конституции 1993 г. не выносили на всенародное обсуждение. Более того, ряд законов в современной России вообще противоречит интересам государства и ее народа.Прмниип гласности « правотворчестве означает, что тексты принимаемых и принятых нормативно-правовых актов должны быть доведены до сведения граждан. Проекты кодифицированных законов должны публиковаться, обсуждаться на собраниях трудовых коллективов, в печати и на телевидении. Принцип гласности в правотворчестве означает, что нормативно-правовые акты по своему содержанию не должны иметь норм, унижающих человеческое достоинство, не соответствующих современным представлениям о справедливости равенстве. Вряд ли можно считать гуманными н справедливыми многие законодательные акты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2000-2001 гг. Например, ФЗ о ввозе и нахождении ядерных отходов в России или ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему свои полномочия, и членам его семью».

30. Особенности российской правовой системыРоссийская правовая система со времен Петра I является составной частью романо-германской правовой семьи. Ее историческими, религиозными и юридическими источниками выступают право Российской империи, советское право, обусловленное социалистической идеологией, и постсоветское право (1991-2001 гг.)- Однако до появления права Российской империи были договоры русских князей с греками в X в. Доимперское право России нашло отражение в «Русской Правде», Судных грамотах. Судебниках. Особенность формирования российского права в том, что здесь были широкие права общины на землю и слабое развитие частной собственности.Дня русского права всегда была исключительно важной связь с государством. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования: крестьянскую общину, артель, основывались на специфической трудовой демократии, традициях местного самоуправления.Советское право - это разновидность романо-германского права, где главкой формой права являлись законы и другие нормативно-правовые акты. «Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, в РФ источником права не признается». С.С. Алексеев считает «Советское право неизменно оставалось составной частью одной тоталитарной системы, существующей в условиях узаконенного произвола карательно-репрессивных органов, декоративной роли якобы всевластных Советов, формально провозглашаемого принципа власти трудящихся». По его мнению, советское право даже в 1970-1980-е гг. являлось «...гибридом права власти и права войны». В 1988-1989 гг. в СССР был взят курс на построение социалистического правового государства (после 1991 г.-правового государства). Однако изданные в соответствии с этой целью Конституция РФ 1993 г., Гражданский кодекс РФ, не стали «... работающими документами, с которыми сообразовывалась бы вся жизнь российского общества». В последние годы происходят существенные изменения в российской правовой системе В некоторых субъектах Российской Федерации (в Ингушетии, Чечне) наблюдаются попытки узаконить действие мусульманского права.

31. Проблемы реализации закона в современной РоссииЗакон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.Признаки закона: L Закон-это юридический документ, содержащий нормы права. Z Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа. 5. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. 4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. & Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию законами самой общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Степень соблюдения прав человека в законе — критерия качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении -елами общества и государства Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию н развитие в подзаконных актах.

32. Правопрнменительвые акты: понятие и виды. Общие и отличительные признаки правоприменительного акта н нормйтнвно-пртвового актаПо результатам правоприменения выносится акт применения права (АПП). Акт применения права - это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами!) это письменные акты - документы; 2) исходят от государства; 3) обладают юридической силой.Отличия актов применения права от нормативно-правовых актов (НПА): I) НПА содержит государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права - индивидуального; обращены к конкретным липам, распространяются на конкретный случай. 2) НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а АПП - нет; АПП лишь реализует общие предписания НПА. Применяется на основе НПА. 3) АПП не являются формами права, рассчитаны на однократное применение. 4) АПП являются юридическими фактами и служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений.В юридическом процессе правоприменительный акт не сводится к одним действиям с теми или иными юридическими последствиями, а имеет одновременно свойства акта-действия, акта-решения и акта-документа.В качестве решения АПП - это компетентный ответ, индивидуализкрованный вывод, властное предписание по делу. В качестве документа АПП - это официальная форма закрепления, существования и функционирования предписания. В качестве действия АПП - средство его формирования, объективации и документального удостоверения. В структуре АПП различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В вводной части указываются наименование акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации относительно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. По своим видовым особенностям АПП классифицируются на исполнительные и правообеспечительные. И те, и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения).Классификация актов применения права:1.   По субъектам, осуществляющим применение права, АПП подразделяют па:а)  акты государственных органов и общественных организаций;б) акты главы государства (Президента);в) акты федеральных органов власти и управления;г) акты органов власти и управления субъектов федерации;д) акты муниципальных органов;е) акты коллегиальные и единоличные.2.   По предмету правового регулирования (по отраслям права):а)  конституционно-правовые;б) административно-правовые;в) уголовно-правовые.3.  По форме внешнего выражения:а)     акты-документы - указы, приговоры, решения, приказы (имеющие структуру вводную, описательную, мотивирующую и резолютивную часть);б) акты-действия (словесные н конклюдентные).4.  По юридическому значению:а)   основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);б)   вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).5.  По функциям:а) регулятивные (приказ повышения по службе);б)  охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)



<< предыдущая страница   следующая страница >>