prosdo.ru
добавить свой файл
1

5.Система земельного права.

Система ЗП – это научно-обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.

Элементы системы:

1.Общая и особенная часть.

2.Земельно-правовые институты.

3.Земельно-правовые нормы.
Институт ЗП – это система правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений (институт предоставления земельных участков и т.д.).
^ 30.Аренда (субаренда) земельных участков.

Земельные участки на условиях аренды, могут использовать физические лица, юридические лица РБ, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульства иностранных государств, международные организации и их представительства. На праве аренды могут быть представлены земельные участки, находящиеся как в собственности государства, так и в собственности частных лиц. В аренду могут быть переданы земли, относящиеся ко всем категориям и видам. Аренда земельных участков, находящихся в частной собственности должна осуществляться с соблюдением целевого назначения. Основания возникновения права аренды – договор. По договору аренды, арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за оплату во временное владение и пользование. Объектом договора аренды – может быть индивидуально определенный земельный участок. Арендодателями являются (гос. собственность) местные органы, администрации свободных экономических зон (Закон РБ «О свободных экономических зонах»). Арендодателями частной собственности являются собственники. Договор аренды является возмездным. Плата определяется по договору. Срок договора определяется самим договором.

Максимальный срок 99 лет. Минимальный срок для ведения с/х 10 лет.

В соответствии с ууказами президента, субъекты могут освобождаться от внесения платы, и оплачивать по кадастровой стоимости.

Договор в письменной форме подлежит регистрации в гос. комитете по имуществу.

Субаренда может рассматриваться как вторичное землепользование, предоставляемое первичным арендатором (землепользователем). Должно быть соблюдение следующих условий:

1.Осуществлена оплата права заключения договоров аренды

2.Сохранено целевое назначение земельного участка, получено согласие арендодателя (частная собственность)

3.Срок субаренды не превышает срока договора аренды.



^ 15. Объекты земельных правоотношений.

Согласно ст.3 Кодекса «О земле», объектами земельных правоотношений являются:

1.Земли.

2.Земельные участки.

3.Права на земельные участки.

4.Ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе сервитут.

Ст.1: земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями.

^ Целевое назначение земельного участка, которое понимается как установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования, определяют пределы его экономической эксплуатации.

Признаки, позволяющие индивидуализировать земельный участок или его часть, как объект недвижимого имущества относятся:

1.Кадастровый №.

2.Назначение.

3.Описание границ.

4.Местонахождение.

5.Площадь.

Права на земельные участки, которые могут принадлежать землепользователям, включают в себя:

1.Право собственности.

2.Право пожизненного наследуемого владения.

3.Право постоянного пользования.

4.Право временного пользования.

5.Право аренды (субаренды).

В зависимости от содержания этих прав и земельной правоспособности субъектов эти права разграничивают на 2 большие группы:

1.Право собственности на земельные участки, включая право государственной и частной собственности, право собственности иностранных государств и международных организаций.

2.Права лиц, которые не являются собственниками.

По правовой природе эти права делятся на:

1.Вещные права

2.Ограниченные вещные права лиц, не являющихся собственниками.

3.Обязательственные права (аренда, субаренда).

Ограничение (обременение) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты, указывает на условия использование этих участков и формирует своеобразный правовой режим этих участков.

Ограничение (обременение) прав понимается в 2-ух значениях:

1.Право в отношении конкретного недвижимого имущества лица, не являющегося его собственником (сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, безвозмездное пользование).

2.Условия или запрещение, ограничивающие право обладателя (арест; присвоение недвижимому имуществу статуса историко-культурной ценности; )

Ограничения (обременения) прав на земельный участок, перечисленные в Кодексе «О земле», могут устанавливаться или прекращаться по решению государственного органа, который осуществляет государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель, а также по постановлению суда. Ограничения (обременения) сохраняются при переходе права на земельный участок другому лицу


^ 40.Понятие и общая характеристика государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.

Государственное управление землями – это урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации эффективного использования и охраны земель.

Управление в области использования и охраны земель – это часть управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

государственного управления являются все земли, т.е. все земли охватываются одинаково системой государственного управления. Различаются только полномочия органов по отношению к землям. Государственное управление имеет административный характер (на началах власти и подчинения). Государственное регулирование включает в себя административные и экономические способы воздействия. Экономические способы реализуются через экономический механизм землепользования, который является составной частью экономического механизма природопользования и находит закрепление в земельном законодательстве (например, плата за предоставление и пользование земельными участками, возмещение правомерных убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства).

Содержание государственного управления составляют функции управления. К функциям относятся:

1.Планирование в области использование и охраны земель;

2.Распределение и перераспределение земель;

3.Учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

4.Землеустройство;

5.Мониторинг земель;

6.Государственный контроль;

7.Разрешение земельных споров в административном порядке.



^ 45. Учет земель и ведение государственного земельного кадастра.
Согласно ст. 1 кодекса «о земле» земельный кадастр – это совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном или ином использовании земель, земельных участков.

В процессе ведения кадастра осуществляются организационно-правовые мероприятия по изучению, учету, описанию экономической оценки земель. Кадастр базируется на следующих принципах:

1.Единство системы земельного кадастра

2.Полнота сведений

3.Достоверность

4.Непрерывность

5.Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других кадастров

Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, с системой регистрации, учета и оценки земель. Его содержание составляют систематизированные и достоверные сведения о земле, которые подтверждаются документами установленной формы. К данным относятся:

1.Государственный кадастровый учет земельных участков;

2.Государственная регистрация права на землю, которые определяют правовое положение земельных участков как объектов земельных прав.

3.Распределение земель по категориям, видам, которые определяют правовое положение земельного фонда в целом и его отдельных частей.

4.О качественной характеристике земель, которая определяет их сравнительную ценность по природным свойствам.

5.Экономическая оценка земли (сравнительная оценка земель в хозяйственном отношении).

Ведение кадастра государственного комитета по имуществу РБ за счет республиканского и местных бюджетов, а также иных источников.

В соответствии со ст. 86 КоЗ сведения, как правило, носят открытый характер
^

60. Возмещение правомерного вреда землепользователям


Вред, причиненный правомерными действиями подлежит возмещению, в случаях

1.Изъятием земельных участков

2.Временным занятием земельных участков

3.Сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества

4.Ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов

Возмещение убытков производится лицами, которым предоставляются земельные участки; которым разрешается без изъятия земельных участков строительство подземных линейных сооружений, осуществляемая в границах охранных зон этих сооружений в срок до 1,5 лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности; деятельность которых влечет за собой ограничение (обременение) прав на земельные участки, в том числе и сервитутов.

Ориентировочные размеры убытков определяются при подготовке земельно-кадастровой документации

Сущест. дополнительные гарантии защиты имущественных прав землепользователей при изъятии земельных участков для государственных нужд. Если сносится жилой дом, собственнику жилого дома или квартиры в блокированном жилом доме до принятия решения об изъятии предлагается на выбор:

1.в собственность квартира типовых потребительских качеств, а в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости, подлежавших сносу жилого дома или квартиры, строений, насаждений, а также денежная компенсация в размере данной разницы;

2.денежная компенсация за сносимые жилой дом или квартиру, строения, насаждения при них в размере их рыночной стоимости, но не меньше чем затраты, необходимые для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.

При наличии объективной возможности, местный исполком может предложить собственнику на жилой дом реализацию одного из его прав на:

1.строительство жилого дома, насаждений при нем равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;

2.перенос и восстановление сносимых жилого дома, сооружения, строения, насаждения при нем в установленном порядке при этом решаются вопросы о предоставлении землепользователю земельного участка взамен изымаемого.


^ 65.Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

Это одна из мер обеспечивающих сохранение количественных и качественных характеристик сельскохозяйственных и лесных земель лесного фонда.

Сущность возмещения потерь заключается в компенсации по условным нормативам государству затрат взамен используемых не по целевому назначению. Возмещению подлежат потери:

1.вызванные изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного или сельского хозяйства;

2.вызванные в невозможности использования земельного участка не по целевому назначению в связи со строительством, конструкцией и т.д.

Указанные потери не возмещаются в случаи изъятия земельных участков в социально значимых целях.

Потери возмещаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которым предоставляются эти земельные участки либо разрешается строительство.

Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства возмещаются в доход республиканского бюджета. Существуют нормативы возмещения потерь. Нормативы и коэффициенты учитывают: месторасположение земельных участков, качество почв, интенсивность сельскохозяйственного производства. Законодательство предусматривает строго целевой характер использования средств, поступающих от возмещения потерь.



^ 50.Общая характеристика изъятия и предоставления земельных участков в Республике Беларусь.

Изьятие земли – определенное действие компетентных органов, направленная на прекращение права землепользователя и землевладельца. Государственные нужды – определяемая по решению президента, Совмина, областных, минского городского исполкомов. Потребность соответственно республиканского и местного значении, связанные с реализацией социально-экономических, научно-технических, природоохранных и иных целей и обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.Изъятие (исполкомом) и предоставление (президентом) земельного участка осуществляется из всех категорий земель, независимо от их целевого назначения и нахождения в пользовании в пожизненном наследуемом владении, частной собственности или аренде. Земельные участки, находящиеся в пользовании, в пожизненном наследуемом владении, частной собственности или аренде предоставляются только после изъятия этого участка у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника и арендатора. Земельный участок, находящийся в частной собственности предоставляется только после его выкупа у собственника.

Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельного участка обязаны до начал проектирования предварительно согласовать место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом комплексного развития территории.

В случае, если земельный участок изымается для государственных нужд в его решении об изъятии и предоставлении должно быть указано, что это земельный участок изымается для государственных нужд с указанием оснований с приложением копий доказательств, подтверждающих эти основания.

Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполкомом в течении 5 рабочих дней со дня получения материалов от землеустроительной и геодефизической службы.

Местный исполком в течении 3 рабочих дней после принятия решения передает материалы для установления границ этого земельного участка на местности и государственной регистрации его создания и права на него. Размеры убытков, причиненных землевладельцам, землепользователям, собственникам, и арендаторам земельных участков с изъятие и сносом расположенных на них объектов недвижимости определяется организациями по перечню и порядке, который утверждается Совмином.

При несогласии граждан об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано им в суд.



^ 55.Понятие и виды земельных правонарушений. Состав земельных правонарушений.

Земельным правонарушением следует признать виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на земельный правопорядок и наносящее вред государственным или частным интересам собственников, владельцев или пользователей, в том числе арендаторов земли. Объектом земельного правонарушения являются земельные общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права. Предметом земельного правонарушения может быть как отдельный земельный участок, так и его часть, а также права на землю, включая земельные сервитуты.

^ Виды земельных правонарушений подразделить на три группы:

1.земельные правонарушения, направленные против установленного порядка распоряжения землей. Действующее законодательство устанавливает запрет на сделки с землей, которые совершались бы владельцами или пользователями земли (договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении);

2.земельные правонарушения, направленные против требований целевого, рационального использования земли в сельском, лесном хозяйстве, других областях производственной деятельности (самовольное занятие их, использование земельных участков не в соответствии с заявленными целями, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования);
3.земельные правонарушения, предполагающие не выполнение или ненадлежащее выполнение экологических предписаний (порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, размещение, строительство, проектирование, введение в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на со стояние земель, невыполнение требований природоохранного режима, невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы и др.).

Правовая классификация всех земель Республики Беларусь предусматривает деление земель по определенным правовым признакам на следующие составные части:

1.категории земель;

2.виды земель. Классификация земель на категории дается по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель – по целевому назначению земель.

1.Исчерпывающая законодательная классификация земель на категории закреплена в ст. 6 Кодекса о земле: земли сельскохозяйственного назначения;

2.земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

3.земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4.земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

5.земли лесного фонда;

6.земли водного фонда;

7.земли запаса.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории, так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения. Деление земель на виды устанавливается


^ 10.Кодекс Республики Беларусь о земле в системе источников земельного права.

Основным отраслевым источником, регулирующим все виды земельных отношений, является Кодекс Республики Беларусь о земле, принятый 17 июля 2008 года. Он состоит из 100 статей и 12 глав. Он является систематизированным нормативным правовым актом, нормы которого упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения, которые произошли в отношениях по использованию и охране земель.

1.Кодекс «О земле» (100 статей, 12 глав).

1.1Общее положение земельного права.

1.2Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земли.

1.3Плата за земельные участки и за право заключения договоров аренды.

1.4Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности.

1.5Переход прав, ограничений на земельные участки.

1.6Прекращение прав обременений.

1.7Права и обязанности землепользователей.

1.8Землеустройство.

1.9Мониторинг земель.

1.10Государственный земельный кадастр.

1.11Охрана земель. Государственный контроль.

1.12Разрешение земельных споров.

1.13Ответственность.






20 Субъекты и объекты права собственности на землю.

2.1Объектом права государственной собственности являются все земли, не переданные в частную собственность. По правовому режиму государственные земли как объект права собственности делятся на 2 группы:

1) Земли, не подлежащие предоставлению в частную собственность, в собственность иностранных государств, международных организаций, перечень которых закреплен ст.13 Кодекса «О земле»и законом «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительно право государства».

2) Земли, которые находятся в собственности государства, не могут быть предоставлены в собственность иных субъектов и обеспечивает вовлечение государственных земель в гражданский оборот.

2.2. Право собственности на землю иностранных государств и международных организаций. При предоставлении права собственности на землю иностранным государствам и международным организациям сохраняется юрисдикция РБ на соответствующие участки. Поэтому это право имеет целевой характер.

Иностранным государствам земельные участки предоставляются в собственность на условиях взаимности. Окредитующее государство при приобретении здания в собственность может также приобрести участок, необходимый для обслуживания здания

2.3. Право частной собственности на землю, согласно ст.12, к субъектам права частной собственности на землю относятся:

1) Граждане РБ.

2) Иностранные граждане, лица без гражданства.

3) Негосударственные юридические лица РБ.

Для приобретения иностранными гражданами, лицами без гражданства земельного участка в частную собственность должны выполняться следующие условия:

1. Земельный участок получен по наследству.

2. Наследуемый земельный участок принадлежал наследодателю на праве частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства являются родственниками наследодателя

Объектом права частной собственности на землю является индивидуально определенные земельные участки. В частной собственности граждан, юридических лиц может находиться несколько земельных участков. Земельный участок может принадлежать на праве общей, долевой, совместной собственности нескольким собственникам


90^ . Субъекты и правовые формы использования земель лесного фонд. Субъектами лесных отношений могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства.

^ Земли государственного лесного фонда в первую очередь используются для ведения лесного хозяйства. Перевод данных земель в другие категории для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

^ КоЗ не перечисляет субъектов и цели использования земель лесного фонда, Правом ведения лесного хозяйства наделены юридические лица, перечисленные в ст. 21 Лесного кодекса (лесхозы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, экспериментальные лесные базы Национальной академии наук Беларуси, учебно-опытные лесхозы Министерства образования Республики Беларусь, государственные природоохранные учреждения, организации городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства). Согласно ст. 15 КоЗ земельные участки для ведения лесного хозяйства могут быть предоставлены этим юридическим лицам на праве постоянного пользования.

^ Следует отметить, КоЗ 1999 г. земли предусматривал предоставление земельных участков земель лесного фонда гражданам Республики Беларусь во временное пользование для сенокошения, под служебные наделы и в иных сельскохозяйственных целях. Право землепользования в этих случаях являлось вторичным и предоставлялось первичными землепользователями – юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Согласно ст. 16 действующего КоЗ право временного пользования земельными участками, предоставленными гражданам Республики Беларусь до вступления в силу КоЗ, сохраняется. Из норм Лесного кодекса следует, что в сельскохозяйственных целях могут использоваться лишь нелесные земли лесного фонда.

Граждане, осуществляющие общее лесопользование в соответствии со ст. 42 Лесного кодекса, являются и субъектами общего пользования землями лесного фонда, осуществляемого без каких-либо разрешительных документов.

.



^ 25. Право собственности на землю иностранных государств.

Иностранные государства могут быть участниками земельных отношений, в том числе отношений земельной собственности, в случаях, установленных законодательством. Ст. 1 п. 3 ГК устанавливает приоритет норм Конституции Республики Беларусь и норм международных договоров в регулировании отношений с участием иностранных государств.

С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил межгосударственных взаимоотношений регулируются отношения собственности иностранных государств на землю в Республике Беларусь.

Право собственности иностранных государств на землю как совокупность правовых норм формируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права и соответствии им законодательства (ст. 8 Конституции) и необходимости обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь как неотъемлемых признаков самостоятельного государства (ст.ст.1,9 Конституции). В соответствии со ст. 37 Кодекса Республики Беларусь о земле допускается приобретение участков иностранными государствами только для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республики Беларусь.

Иностранное государство может приобрести в собственность эти земельные участки, если будут соблюдены следующие условия:

в соответствии с законодательством иностранного государства Республики Беларусь может для этих целей приобрести земельный участок в собственность на территории иностранного государства;

одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республики Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

Такими образом, в этих отношениях применяются правила взаимности. Земельно-правовой режим участка, предоставленного для размещения и деятельности постоянных органов внешних сношений иностранных государств на территории Республики Беларусь, в том числе передача земельного участка в собственность иностранного государства, не влияет на иммунитеты и привилегии, которыми обладают дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международными конвенциями о дипломатических сношениях и консульских сношениях.

^ 95. Особенности государственного управления землями водного фонда.

Особенности использования земель водного фонда обусловливают специфику системы органов государственного управления землями данной категории, включающей помимо органов общей и специальной компетенции значительное количество органов ведомственного управления (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций.Министерство жилищно-коммунального хозяйства и др.). Значительными управленческими полномочиями в данной сфере наделены Министерство приррдных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство здравоохранения, что связано с необходимостью соблюдения экологических и санитарно-эпидемических нормативов в процессе водопользования и пользования землями водного фонда.


35.Понятие и особенности совершения сделок с земельными участками.

По средством сделок с землей осуществляется гражданский оборот земель. Правовое регулирование сделок осуществляется как земельным, так и гражданским законодательством. Согласно ст.47 Кодекса «О земле» сделки заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных Кодексом «О земле», актами президента и иными актами. Сделки с земельными участками (ст.47) можно классифицироваться на 3 группы:

1.Сделки, связанные с отчуждением земельных участков (купля-продажа, мена, дарение, рента).

2.Сделки, не связанные с отчуждением участков (аренда, концессия, ипотека, земельный сервитут).

3.Сделки с правами на земельные участки (сделки по предоставлению арендованных земельных участков в субаренду, передача арендаторами своих прав и обязанностей другим лицам, сделки по предоставлению права аренды в залог, сделки по внесению права аренды в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных товариществ и обществ).

Общие условия совершения сделок:

1.Предметом сделки является земельный участок, находящийся в частной собственности, либо право аренды земельного участка.

2.Совершение сделок возможно лишь при наличии документов.

3.Запрет на изменение целевого назначения. И т.д.

Исходя из положений ст.169 ГК, сделки с земельными участками и правами на них, заключенные с нарушением требований земельного законодательства, являются ничтожными. Кроме того согласно ст.48-49 Кодекса «О земле» ничтожными сделками признаются, если:

1.Нарушено требование о предмете сделки.

2.Отсутствует удостоверяющие документы.

3.Не внесена плата на право заключения договора аренды.

4.Не соблюдено требование о форме или государственной регистрации сделки.