prosdo.ru
добавить свой файл
1
Тема 7. Политический процесс и формы политического взаимодействия.


  1. Содержание категории «политический процесс».

  2. Политические кризисы, их причины и разновидности.

  3. Группы интересов как участники политического процесса.

  4. Формы политического взаимодействия.

Вопрос 1. Содержание категории «политический процесс».

Политическая жизнь очень насыщенна и многопланова, наполнена самыми разными воздействиями и событиями. Их смысл и содержание определяются множеством факторов – политических, исторических, социальных и иных. Политический процесс отражает совокупность и взаимосвязь всех этих событий.

Классическим считается определение доктора политологических наук, профессора МГУ Александра Ивановича Соловьева: «Политический процесс – это совокупность всех динамических изменений и поведений в отношениях субъектов, в исполнении ими ролей в функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющих под влиянием внешних и внутренних факторов».

Политический процесс – это динамическая характеристика понятия «политическая система». При этом политическая реальность рассматривается через призму поведения субъектов политики, следствием которого становятся те или иные сдвиги, изменения в политической системы.

Исходя из трактовки политики как особого вида социальной деятельности, политический процесс следует определять как процесс подготовки и принятия политических решений.

В качестве объекта политического процесса могут выступать вопросы самого разнообразного характера – экономики, сферы социальных отношений, науки, культуры, образования и проч.

Субъекты политического процесса (акторы) – это все известные нам субъекты политики – от макроуровня (государства и их объединения) до микроуровня (индивид).

Совокупность политических процессов в каком-либо обществе, их взаимосвязь и взаимовлияние американские ученые назвали политической сценой (political performance). Существует ряд понятий, описывающих политическую сцену:


  1. Расстановка сил на политической сцене связывает текущий политический процесс с фундаментальными параметрами системы власти в конкретной стране.

  2. Соотношение сил показывает их равновесие или неравновесное состояние.

Понятия расстановки и соотношения сил дают возможность охарактеризовать позиции всех политических акторов в конкретной ситуации. Перегруппировка позиций означает переход к следующему состоянию (следующей стадии) политического процесса.

Основные разновидности политических процессов:

  1. Локально-региональные и глобальные политические процессы. Разделение политических процессов по данному признаку обусловлено развитием политической жизни в пространственно-временном континууме. При этом, результат того или иного локально-регионального процесса может воздействовать на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами изначально был внутренним делом бывшей Югославии. Однако со временем он перерос в масштабный политический процесс, повлиявший на основы европейской политики. Пример типично локального процесса – выборы в муниципальные органы.

  2. Внутрисистемные и переходные (транзитные) политические процессы. Внутрисистемные политические процессы разворачиваются в таком политическом пространстве, которое можно сравнить с футболом: четко определено число игроков и судий (то есть политических институтов), а также правила игры (то есть политические нормы). Пример такой политической системы – это страна с давно и четко установившимся режимом (демократией, тоталитаризмом), в довольно жестких границах которого и разворачивается политический процесс – например, 70-летний период III Республики во Франции. Ко второму – транзитному типу – относятся политические процессы в странах, переживающих период трансформации власти и ее институтов – как это было в России после 1917 года.
  3. Стабильные и кризисные политические процессы. Различение политических процессов по этому критерию связано с наличием либо отсутствием баланса и консенсуса ведущих социальных сил, которые выступают субъектами исследуемого политического процесса. В марксистской литературе различение процессов на стабильные и кризисные зачастую сводилось к дилемме - реформа или революция. Действительно, в политике острые кризисные ситуации нередко переходят в революционные взрывы, в то время как реформы, даже глубокие, могут обеспечить государству стабильную эволюцию (например, эпоха Нового курса при Франклине Рузвельте в США 1930-х годов).


  4. Легальные и нелегальные (теневые) политические процессы. В основе всякого политического процесса лежат ценности и нормы доминирующей политической культуры и отдельных ее субкультур. Эти ценности определяют правила политической игры, границы дозволенного и запрещенного. Например, восстание, переворот, террор и путч при всех типах режимов запрещены конституцией и нормами политической жизни, а значит, представляют собой нелегальные политические процессы.

Вопрос 2. Политические кризисы, их причины и разновидности.

Политический процесс может стать причиной содержательных и структурных изменений политической системы. Эти изменения могут быть сведены к двум разновидностям:

  • Изменение как развитие – посредством изменений система позитивно эволюционирует.

  • Изменение как упадок или деградация – трансформация политической системы предполагает негативную перспективу эволюции данной системы. В состоянии упадка в системе начинают преобладать центробежные тенденции, и она может разрушиться.

Политические изменения, как правило, предваряются и вызываются к жизни политическими кризисами, с которыми сталкиваются политическая система и правящая политическая элита.

Предпосылки политических кризисов:

  1. Дисфункция политической системы (неспособность принимать своевременные и грамотные решения в изменяющейся социальной, экономической или международной ситуации). Предельный случай – полный паралич институтов государственной власти или системы в целом.

  2. Усиление расхождений между ожиданиями, требованиями значительной части населения и решениями существующей политической власти.

  3. Кризис легитимности правящей системы (его законность в глазах населения ставится под сомнение либо открыто саботируется).

  4. Идеологический кризис, массовая утрата доверия к господствующим политическим ценностям.

Политические кризисы неизбежны в истории любой политической системы, потому что система функционирует во внешней среде, которая подвижна. Рано или поздно любая система перестает соответствовать изменившейся экономической, социальной или иной ситуации.

При этом кризис может сыграть как исторически конструктивную, так и деструктивную роль. В первом случае кризис выступает фактором развития политической системы (эволюции), во втором – фактором стагнации, упадка и распада (революции).

Таким образом, политическое развитие проявляется через преодоление политических кризисов в эволюционной либо революционной формах.

Признаки эволюционной формы развития политической системы:


  1. Плавность изменения отдельных элементов и характеристик политической системы. Эти изменения не затрагивают фундаментальные ценности и принципы, на которых система базируется и которые разделяются большинством граждан и политической элитой.

  2. Правовой характер изменений – изменения осуществляются в рамках тех институтов и норм, с помощью тех механизмов, которые представляются легальными и законными в рамках существующей системы. Например, когда оппозиция приходит к власти посредством честных выборов и проводит реформы, которые не затрагивают основы конституционного строя.

  3. Ориентированность на поиск консенсуса и готовность к компромиссу. Это значит, что расхождения во взглядах между группами политической элиты не распространяются на фундаментальные вопросы организации и развития общества.


К видам эволюционного изменения в первую очередь можно отнести политические реформы с их эволюционным и ненасильственным характером развития политического процесса. Способность политической системы к изменениям внутренней и внешней среды (экономическим, социальным, демографическим, этническим и др.) обеспечивает ее устойчивость и жизнеспособность.

Признаки революционной формы развития политической системы:


  1. Относительно быстрое и качественное изменение основных параметров политической системы – правовых, институциональных и пр.

  2. Более или менее радикальное изменение политического курса, проводимого пришедшей к власти в результате революции оппозицией.

  3. Существенная социальная переориентация новой политической системы – то есть ее опора на новые социальные слои и группы, которые до этого были ущемлены в своих политических правах и возможностях.

  4. Использование для низвержения предшествующего режима как мирных, так и насильственных средств.

  5. Перманентная конфликтность между старой (традиционной) и новой политическими элитами. В экстремальных случаях может обернуться полным политическим и даже физическим уничтожением представителей прежнего правящего слоя.

Революция в политической науке понимается как коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Кроме того, слово революция может использоваться в переносном смысле для обозначения мощных тенденций, способствующих коренному преобразованию каких-либо областей жизнедеятельности общества (информационная революция, научно-техническая революция, культурная революция).

Британский политолог Джон Данн отмечает, что до начала Французской революции (1789 год) ни в одном языке мира не было слова «революция» в современном его понимании. Он считает, что оно восходит к средневековому латинскому существительному, означающему «вращение» (английское слово revolve).
Классическими образцами принято считать Французскую революцию (1789-1793), Октябрьскую революцию 1917 года в России и Китайскую революцию («великие революции» с 1911 по 1949).
В политологии используется следующая классификация революций:

  • Политические революции на уровне государства – они ограничиваются трансформацией институтов власти (Французские революции).
  • Революции, связанные с преобразованием общества (Россия 1917 года).


  • Революции, создающие новое государство (Американская революция 1787 года); также могут быть продуктом деколонизации или распада многонациональной империи (Австро-Венгрия, 1918 год).

В реальной практике возможны различные комбинации эволюционных и революционных типов развития. Например, история знает прецеденты революционных по своей сути политических образований, проведенных исключительно ненасильственными средствами. Например – «славная революция» в Англии XVII века, в результате которой в 1688 году был бескровно свергнут король Яков II Стюарт. Другой пример - «Бархатная революция» - процесс бескровного реформирования социалистического режима в Чехословакии в 1989 году и в ряде других стран Восточной и Центральной Европы в конце ХХ века.

Вопрос 3. Группы интересов как участники политического процесса.

Группы интересов (или заинтересованные группы) – это термин, введенный классиком американской политологии Артуром Бентли. Он обозначает любые группы и организации, стремящиеся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным отдельным вопросам, но не пытающиеся установить полный политический контроль над государством. Иногда их также называют группами давления.

В отличие от партий, они не стремятся к власти, не принимают участия в соревнованиях за депутатские мандаты и управленческие посты.

Многообразие заинтересованных групп в современном мире затрудняет их типологизацию. Однако классической считается типология немецкого ученого Ульриха фон Алемана, разработанная в конце 1980-х годов. Он предложил разделять заинтересованные группы следующим образом:

  1. Организованные интересы в экономике и мире труда: к ним относятся предпринимательские объединения и ассоциации, профсоюзы, потребительские союзы.
  2. Группы интересов в социальной сфере: к ним относятся объединения по защите социальных прав (общества слепых), объединения социальных достижений (благотворительные фонды), группы самопомощи (общества анонимных алкоголиков).


  3. Группы интересов в области досуга: к ним относятся спортивные союзы, клубы для общения и реализации хобби.

  4. Организованные интересы в сфере религии, науки и культуры: к ним относятся церкви, секты, научные ассоциации, общеобразовательные кружки и клубы.

  5. Группы интересов по общественно-политической деятельности: к ним относятся духовные, этнические, правозащитные организации (Эмнисти Интернешнл – независимая международная организация по защите незаконно репрессированных за политическое или религиозное диссидентство). Также к ним относятся общественно-политические объединения – экологические (Гринпис), феминистические, антиглобалистские, движения в поддержку расовых и этнических меньшинств («Черные пантеры» - афроамериканская организация, цель которой – продвижение гражданских прав чернокожего населения).

В зависимости от характера требований, предъявляемых к власти, различают группы поддержки и группы защиты.

Группы поддержки – это заинтересованные группы, ставящие своей целью побудить власть к принятию политических решений, отвечающих интересам этих групп. Например, экономические группы или общественные объединения, добивающиеся налоговых льгот; регионы, стремящиеся к увеличению бюджетного финансирования. Каналы воздействия на власть – СМИ, партии, общественное мнение, личные связи.

Группы защиты – это заинтересованные группы, ставящие своей целью воспрепятствовать власти принимать решения, наносящих ущерб интересам этих групп. Например, экономическая или иная группировка, противодействующая принятию решения об отмене предоставленных ранее налоговых льгот. Каналы воздействия – те же.

В качестве особой, специфической группы выступает лобби – этим термином обозначается человек, группа людей или организация, которые представляют и защищают интересы определенных заинтересованных групп непосредственно в «коридорах власти». При этом лоббисты могут иметь как официальный статус (пример, парламентская фракция, лоббирующая определенный законопроект), так и действовать через неформальные каналы.


Вопрос 4. Формы политического взаимодействия.

Форма, в которой происходит политическое взаимодействие (взаимодействие между субъектами политики), непосредственно определяется соотношением целей, которые ставят перед собой его участники. В соответствии с этим можно выделить три основные формы взаимодействия:


  • Политическое сотрудничество.

  • Политический нейтралитет.

  • Политический конфликт.

Субъекты политического взаимодействия включают весь круг субъектов политики: государство и его институты, политические партии, общественные движения, политические элиты, группы интересов, граждане и любые их объединения.

Объекты политического взаимодействия (то есть вопросы или проблемы, которые являются причиной взаимодействия субъектов) - помимо сугубо политических вопросов, ими могут становиться вопросы неполитического порядка (например, экономические, межнациональные, межконфессиальные и иные), решение которых предполагает использование политических процедур и средств.

Политическое сотрудничество предполагает совпадение или близость целей, преследуемых партнерами в ходе взаимодействия, их взаимную поддержку и совместные усилия в борьбе с реальными либо потенциальными соперниками.

Сотрудничество может быть как эпизодическим (партнеров объединяет одна конкретная задача), так и устойчивым и долговременным (если оно базируется на близости коренных, приоритетных и долговременных целях партнеров).

Политический нейтралитет предполагает такое состояние, когда политические субъекты воздерживаются от взаимодействия друг с другом – как в форме сотрудничества, так и в форме борьбы, - но налицо имеется пересечение их интересов и их объективная заинтересованность в том или ином исходе политического процесса. Иными словами, нейтралитет – это форма взаимодействия, которая проявляется в уклонении от самого взаимодействия. Тем не менее, нейтралитет всегда так или иначе «политически окрашен» - то есть он де-факто выгоден для одних политических сил и гораздо менее выгоден для других.


Политический конфликт (политическая борьба) – характеризуется частичным или полным несовпадением позиций и целей субъектов по поводу вопросов, политическое решение которых возможно в различных, в том числе альтернативных вариантах.

Политический конфликт также можно определить как форму взаимодействия, при которой противники совершают действия по ослаблению политических позиций и ресурсов друг друга вплоть до полного уничтожения в политическом либо даже физическом смысле слова.

Типология политических конфликтов:


  1. Конфликты внутри структур государственной власти – это конфликты между отдельными ее ветвями, различными группировками внутри аппарата государственного управления, между различными парламентскими фракциями. Эти конфликты могут быть обусловлены столкновением интересов политиков и чиновников, стремящихся к усилению своих позиций и политического влияния.

  2. Конфликты между различными заинтересованными группами, разрешаемые через политические процедуры. В данном случае институты государственной власти, как правило, занимают либо нейтральную полицию (роль арбитра), либо позицию, более или менее сориентированную на интересы одной из сторон.

  3. Конфликты между социальными группами и государством – проявляются в самых разнообразным формах – от петиций и апелляций к общественному мнению до стихийного или организованного протеста.



В структуре политического конфликта принято выделять три уровня:

На первом (базовом) уровне имеет место пересечение и противоречие политических интересов потенциальных участников политической борьбы. При этом зачастую конфликты могут долгое время находиться в таком латентном состоянии и в дальнейшем либо актуализироваться, либо сходить на нет.

На втором уровне конфликта происходит осмысление участниками противоречивости их интересов, формулирование и выработка соответствующих программ действия.


На третьем уровне конфликта происходит идеологическое оформление политических целей противников. Причем, на данном этапе происходит некое «облагораживание» целей конфликта: противники пытаются закамуфлировать свои корпоративные, эгоистические интересы под общезначимые цели и интересы.

В развертывании политического конфликта условно могут быть выделены три этапа:


  1. Осознание потенциальными противниками противоречивости их политических интересов, формулирование целей и приоритетов борьбы, их идеологическое оформление, разработка стратегии и тактики поведения в конфликте, поиск союзников и создание коалиций.

  2. Противники вступают в непосредственное взаимодействие, формы которого чрезвычайно многообразны - от относительно мягкого (парламентские дебаты) до предельно жесткого (переворот, революция, война).

  3. Завершение конфликта, которое приобретает одно из трех возможных оформлений:

    1. Победа одной из сторон.

    2. Достижение компромисса.

    3. Приостановка, «затухание» конфликта вследствие исчерпания противниками ресурсов или воздействия внешних факторов. Например, в случае вступления страны в войну внутренние политические противоборства, как правило, приостанавливаются.

Какова роль государства в политических конфликтах? Государство как главный субъект политики берет на себя функцию предупреждения, смягчения и разрешения конфликтов, а также создания безопасных для стабильности общества институциональных, процедурных и нормативных рамок. В этой деятельности объективно заинтересованы не только государство, но и все потенциальные участники политической борьбы. Она включает прежде всего прояснение и рационализацию позиций и целей противоборствующих сторон. Это позволяет своевременно предотвращать конфликты, которые являются следствием неправильного понимания субъектами своих реальных интересов и позиций друг друга.