prosdo.ru
добавить свой файл
1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012 учебный год

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________

№ ОУ __________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество учителя____________________________________________________
Ж
7
ЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!



  1. 1. Выберите правильный ответ (один или несколько):

    1. Какое толкование термина «общество» неверно:

а) система;

б) географическая среда;

в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;

г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.

Ответ: _______________
1.2. Любое государство характеризуется:

а) политическим плюрализмом;

б) господством командно-административных методов управления;

в) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе;

г) подчинением закону самого государства, его органов и должности.

Ответ: _______________


    1. Налоги – это:

а) взносы в фонд заработной платы;

б) это десятая часть всех доходов граждан, автоматически поступающая в бюджет государства;

в) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в определенном порядке;

г) это добровольно отчисляемый процент дохода физических и юридических лиц в бюджет государства

Ответ: _______________


    1. В политическую систему общества не входит:

а) государство;

б) форма правления;

в) спортивное общество;

г) политический режим.


Ответ: _______________


    1. Нормы морали и права

а) тесно связаны между собой, хотя сферы их действия в обществе не всегда совпадают;

б) действуют одинаково, регулируя одни и те же группы общественных отношений;

в) не имеют никакой связи друг с другом, их сферы действия автономны;

г) регулируют взаимоисключающие общественные отношения.
Ответ: _______________


    1. Флаг государства олицетворяет:

а) суверенитет государства;

б) природные богатства государства;

в) историческое прошлое государства;

г) национальный состав государства. Ответ: _______________
2
5

. Напишите напротив утверждений, с которыми Вы согласны, «Да», а напротив тех, с которыми не согласны, – «Нет».


2.1. Природа – естественная среда обитания человека _______________

2.2. В узком смысле знание понимается как любого рода информация _______________

2.3. В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами. _______________

2.4. Смена одного статуса на другой означает переход человека из одной социальной группы в другую. _______________

2.5. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. _______________


  1. 3
    4

    .По какому принципу образованы ряды? Назовите общее понятие для перечней, приведенных ниже.


3.1. Средство обращения, мера стоимости, средство накопления ______________________________

3.2. Штраф, лишение прав занимать определенные должности, лишение специального, воинского или почетного звания, исправительные работы ___________________________________________________


4
4

. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.


4.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее _________________________________

4.2. Согласно Марксу, интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов механизма, сводящего вместе предъявителей спроса и поставщиков конкретных товара или услуги, а благодаря
прямому сотрудничеству людей и их ассоциаций. ___________________________________________


18



  1. Отметьте в перечне проявления добра (Д), зла (З) или нейтральные в нравственном смысле (Н), заполните соответствующие колонки в таблице:

а) война;

б) преступление;


Д

З

Н









в) революция;

г) добросовестный труд;

д) забота о детях;

е) собственность;

ж) брак;

з) благотворительность;

и) уничтожение террористов;

к) месть за причиненный вред;

л) сообщение в правоохранительные органы о готовящемся преступлении;

м) кража ради помощи семье, оказавшейся в тяжелом положении;


н) приведение в исполнение вынесенного судом смертного приговора;

о) пожертвования имущества в фонд помощи беженцам;

п) любовь к животным;

р) предательство;

с) справедливость;

т) мир (отсутствие войны).
6. П
9

рочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

6.1. «Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок». (Томас Гоббс)______________________________________________________________________

6.2. «Ясное познание истины, просвещение разума...». (М. В. Ломоносов) ___________________________________________________________________________________

6.3. «Она – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В ней искупаются грехи прошлого. Она всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения» (Н. А. Бердяев). ___________________________________________________________________________________
7. П
4

роанализируйте с точки зрения норм права следующую ситуацию.


Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. З
9

аполните схему, отражающую соотношение между всеми приведенными в перечне понятиями.


Вменяемость, субъективная сторона, возраст, неосторожность, субъект, объект, объективная сторона, состав преступления, умысел, формы вины



9
10

. Интеллигентный, высокообразованный человек должен грамотно писать
понятия, термины, выражения. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.


9.1 …рт…д…ксальный – неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, веры, мировоззрения.

9.2. К...нв...ргенция – сближение теорий, точек зрения, форм.

9.3. П…уп…р…зация – обнищание средних и низших слоев городского населения на ранних этапах капитализма.

9.4. Д…т…рм…низм – философский и общенаучный принцип всеобщей связи.

9.5. К...нгл...м...рат – механическое соединение чего-либо разнородного, случайного.

9.6. Д...в...львация – официальное понижение стоимости денежной единицы.

9.7. С...п...ратизм – стремление к отделению, обособлению, размежеванию.

9.8. Т…ле…логия – учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

9.9. …бскур…нтизм – враждебное отношение к просвещению и науке, к прогрессу вообще.

9.10. Экспр…пр…ация – принудительное отделение производителя от средств производства.

1
6
0. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывком.



6.1.И, не веря не сердцу, ни разуму,

Для надежности, спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,


Но не «против», конечно, а «за»!
Где теперь крикуны и печальники?!

Отшумели и сгинули смолоду!

А молчальники вышли в начальники,

Потому что молчание – золото!

А.А. Галич
Ответ 1: ___________________________


6.2, Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века,

Творим по мере наших сил.

Н.А. Заболоцкий.
Ответы 2, 3: ________________________



8



11. Установите соответствие между вариантами стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации и их определениями, соедините стрелками соответствующие пары.

1. сотрудничество

А) стремление понять, чем вызван конфликт, что нужно сделать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии.

2. компромисс

Б) только одна из сторон стремиться сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

3. приспособление

В) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

4. избегание

Г) для урегулирования разногласий необходимы уступки с обеих сторон.