prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5

www.koob.ru


Антонио МЕНЕГЕТТИ

Мудрец и искусство жизни

A. Meneghetti. L'aite di vivere dei saggi.
Вступление
Глава первая ТРИ СТИЛЯ ЖИЗНИ
1.1. ЖИЗНЬ
1.2. Мастерство жизни
1.3. Искусство жизни
Глава вторая ВОСПРИЯТИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Глава третья ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОНТОПСИХОЛОГИИ
Глава четвертая ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ
Глава пятая СЕКС И ЛЮБОВЬ
Глава шестая КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА: МОРАЛЬ СИСТЕМЫ И МОРАЛЬ БЫТИЯ
Глава седьмая ДЕНЬГИ
Глава восьмая ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава девятая ДВЕ МОРАЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ МУДРЕЦУ
Глава десятая ИСКУССТВО ЖИЗНИ
Глава одиннадцатая МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Мудрец извлек из своей груди горсть самого сокровенного и бросил его в тех, кто был рядом.
Некоторые испытали боль и не стали собирать то, что он бросил. Они последовали за своей тенью и остались в неведении.
Другие же подобрали брошенное им и поместили его между сердцем и разумом.
И на них излился свет, и они продолжили творение мира.
Посвящается Сильвии и Ауроре

Вступление
Проходя по многим дорогам и все более убеждаясь в правильности выбранного мною пути, я пришел к пониманию того, что все эти дороги являются неотъемлемыми составными частями истины. Даже сегодня, встречая людей, утвердившихся в каком-либо убеждении - иногда бесспорном, иногда сомнительном, я всегда проявляю терпимость, что позволяет мне воспринимать их как множество путей и тропинок, ведущих через все многообразие жизни.
Мне не нравится рассуждать об истине со взрослыми людьми определенной категории, которые во многом уже испорчены, не способны выйти за рамки своего исторического контекста и стремятся, прежде всего, иметь, а не быть.
Но, когда я думаю о юношах и девушках от 14 до 22 лет, у меня возникает спонтанное желание передать им свои знания.

Как-то раз я застал одну из своих дочерей в слезах. Матери она сказала, что страдает из-за того, что не может понять, в чем предназначение ее жизни. Дочери я тогда ничего не ответил, а жене объяснил, что у девочки кризис, хотя и острый, но достаточно типичный для здоровых и развитых подростков; это своего рода тоска по метафизическому измерению в жизни.

Большинство людей, если не все, сами сводят на нет свой, метафизический потенциал. Почти у всех жизнь превращается в биологический цикл из-за неспособности различить и поддержать в себе тяготение к метафизическому аспекту Бытия. Расплатой за эту неспособность служат тоска и постоянная неудовлетворенность жизнью.
Эта книга призвана научить распознавать Бытие в жизни и усилить тяготение к Бытию. Тогда жизнь будет не дорогой к смерти, а дорогой к Бытию, где встреча с тоской, природу которой мы познаем, больше не будет нам грозить.

Глава первая

ТРИ СТИЛЯ ЖИЗНИ
Попытка указать правильный путь молодым людям, нежелающим оставаться частью толпы, может показаться проявлением философской инфантильности. Но, учитывая тот опыт, который я приобрел за свою жизнь в самых различных областях и который является, скорее, уникальным, чем просто редким, — по крайней мере, я убеждаюсь в этом, соприкасаясь с представителями разных культур, — мне представляется необходимым исполнить долг совести и поделиться с молодежью своими знаниями об искусстве жизни.
В чем же различие между собственно жизнью, мастерством жизни и искусством жизни?

1.1. ЖИЗНЬ
Глагол жить (vivere) означает стремительно нестись как сила внутри другой силы. Это слово происходит от латинского vis — сила, vivens — живущий, то есть тот, кто является этой силой внутри другой силы. Слово жизнь происходит от vis греческого τιυημι (титэми) — устанавливать, создавать, давать место, материализовывать — и означает место живущего. Термин жить служит для обозначения индивида, наделенного некоей силой, которая присутствует внутри всеобщей силы. Обе эти силы — индивидуальная и общая, сливаясь, текут вместе. Окончание ere (как во всех глагольных окончаниях итальянского языка are, ere, ire) происходит от латинского глагола ruere — бежать, катиться, переворачиваться, выходить из, соучаствовать, крутиться.

Жизнь — это активное участие во взаимодействии живых существ: деревьев, птиц, людей. Живое — то, что обладает способностью к автономному самодвижению и постоянному проявлению тех функций, которые определяют данное существо как живущее. Жизнь — это участие в природном взаимодействии независимо от видовых различий, это своего рода биологический ток.

Человеческая жизнь также подчиняется универсальным законам. Человек входит в природный ритм и вместе с природой от рождения до самой смерти проходит через все состояния удовольствия, здоровья и страдания, присущие каждому определенному возрасту. Человек рождается, взрослеет, вступает в брак, рожает детей, которых содержит до достижения ими самостоятельности, и дожидается смерти в соответствии с обычаями своего общества. Отношения с окружающими определяются законами, традициями и религиями. С точки зрения повседневного, естественного понимания жизни можно считать, что человек самореализовался, если он, избежав серьезных болезней, в достаточной мере удовлетворил свои первичные инстинкты: голод, жажду, безопасность, секс и общение.
Жизнь как существование в биологической среде — вещь неплохая, и, чтобы преуспеть в ней, достаточно следовать законам, а также установкам массовой культуры и религии. Массовая культура, или культура среды, охватывает все прикладные науки и сферы деятельности в жизни общества — медицину, коммерцию, литературу, архитектуру, право, богословие, философию, спорт, музыку, а также все профессии и ремесла.
На этом уровне жизни авторитетами являются семья, священники, судьи, врачи и полиция.

1.2. Мастерство жизни
Понятие «мастерство» указывает на способность выполнять какую-либо функцию лучше других или, другими словами, подразумевает определенную склонность, получившую наиболее полное развитие. Например, плотник и кузнец являются мастерами по обработке, соответственно, дерева и железа, так как выполняют эту работу с величайшей сноровкой и оптимальными результатами.

Мастерство жизни означает образ или стиль жизни более высокого уровня, чем это принято в данном социальном контексте. Человек, овладевший мастерством жизни, выделяется на фоне остальных. Мастер делает лучше других то, что умеют все. Он умело пользуется инструментами жизни и делает это исключительно в своих интересах, добиваясь во что бы то ни стало первенства. Этой цели подчинено все остальное. Он стремится быть пастухом, а не овцой, и социально-биологический контекст для него — лишь источник личной власти. Он — лидер, и его психология и поведение лучше всего описаны в трактате Никколо Макиавелли «Государь».

Тот, кто овладел мастерством жизни, несомненно, возвышается над многими. Удовлетворение ему приносят два аспекта: успех в социально-историческом контексте (обеспеченность, влияние, уважение) и осознание своей власти и значимости собственной, личности.
Практически такие люди легко узнаваемы, они лидеры (широко- или малоизвестные), люди первой категории значимости.
Отличие первого стиля жизни от второго заключается в следующем. Первый стиль — это полное принятие моделей жизни в качестве абсолюта, для второго эти схемы, которые используются для обретения респектабельности в глазах других, служат лишь средством для достижения собственных целей. Первые в них верят, вторые ими пользуются.
Тех немногих, кто овладел мастерством жизни, отличает здоровый эгоизм, направленный на интеллектуальное и личностное обогащение, что проявляется в расширении экономических возможностей и приобретении более значимых связей (всегда наиболее продуктивных). Они убеждены, что законы могут быть хорошими, но никогда не станут абсолютными.

1.3. Искусство жизни
В сущности, «искусство» (arte происходит от латинского ardere — гореть, пылать, воспламенять) — это то, что придает силе форму, в то время как есть нечто, отводящее место форме этой силы. Образно искусство можно представить как отражение огня, пылающего в камине.
Искусство жизни — это способность воздействовать на жизнь таким образом, чтобы внести в бытие новизну. Вместо того чтобы участвовать в повторении цикла существования предметного мира, человек действует так, что жизнь становится естественным фоном творческой игры его собственной личности. В искусстве жизни субъект воздействует на жизнь, в то же время не относясь к ней слишком серьезно. И дело не в том, что он ее презирает или не ценит. Наоборот, он и знает, и ценит ее больше других. Но, осознав ее конечную цель, ко всему остальному он относится как к театру.

Человек, владеющий искусством жизни, понимает, в чем заключается опасность явлений и связей.

Он и в повседневной жизни стремится быть максимально точным. Всем и всему отводится определенная мера времени, места, участия и внимания: достаточно ошибиться в одном из этих критериев, чтобы жизнь настроилась против человека, лишив его возможности творчески воздействовать на нее. Искусством жизни владеют те немногие люди, которые способны влиять на жизнь как на творение своего собственного духа, и поэтому они с полным правом могут считаться мудрецами.
Слово «мудрец» (saggio) происходит от латинского sapiens, что означает разумный, знающий. Корень глагола sapere (знать) означает обладать знанием или давать знания. Мудрец — тот, кто находит удовольствие в знании и действии. Мудрость — это техника получения удовольствия от всего сущего.
Обозначив эти различия, я не буду останавливаться на злоключениях тех, для кого жизнь — одна сплошная болезнь или движение по врожденной инерции химико-биологического образования, называемого телом. Такая жизнь есть ни что иное, как невроз. Чтобы просто жить, достаточно знать культуру своей общественной системы, для овладения мастерством жизни нужно открыть общие черты в различных культурах и мнениях, включая полярно противоположные.
Я же расскажу о своих наблюдениях и собственном опыте искусства жизни.

Глава вторая

ВОСПРИЯТИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1.
Многим молодым людям приходится на своем жизненном пути переживать болезненные периоды поиска совершенства. Это стремление в прекрасное далеко, где можно обрести свое подлинное предназначение, может возникнуть в возрасте до 24 лет. Оно вызывает общую неудовлетворенность собой и боль в глубине души, даже если все основные инстинкты реализуются: душа словно обливается слезами и кровью. Эту фрустрацию трудно объяснить каким-либо внешним фактором, она настолько тотальна, что непонятно, вызвана ли она каким-то внешним обстоятельством или обусловлена внутренним бессознательным чувством вины.

Подросток чувствует, что не может поделиться с кем-либо этой неудовлетворенностью, ибо при малейшей попытке открыться окружающие воспринимают его терзания как результат невыполнения общественных обязанностей, желание оказать давление на своих родных, окружающую среду или снять с себя всякую ответственность. Иногда подросток страдает, как ему кажется, из-за того, что не может насладиться всем тем, чем сверх всякой меры наделены взрослые. У него бывает ощущение, что он гораздо более высокого происхождения и лишь в силу обстоятельств оторван от своей земли обетованной. Во многих случаях он полагает себя обделенным любовью и уважением окружающих, которые даже не представляют себе, «кто я есть!».

Чтобы скрыть пустоту никем не понятого отчаяния, подросток пускается на всевозможные эскапады, выходки и приключения.
Иногда напряжение, вызванное этой неведомой тоской, находит выход и успокоение в увлечении эзотерическими культурами, в метапсихическом перевоплощении, в религиозном призвании к какой-то особой миссии. Молодой человек ощущает в своей душе потребность ответить на призыв духа или всецело посвятить себя борьбе за социальную справедливость, хотя окружающие могут усмотреть в этом идеологический экстремизм.
Если же такая подавленность и неудовлетворенность в острой форме одолевают человека с ограниченными возможностями самовыражения в окружающей среде с недостаточными средствами компенсации этих внутренних переживаний, они трансформируются в шизофреническую тоску: создается ложный образ себя самого, которому приносится в жертву подлинная личность. Почти всегда в таких случаях логическим завершением служит смерть от неизлечимого недуга или неосознанное самоубийство.

2.2.
На самом деле речь идет о метафизической ностальгии по Бытию.
«Метафизическое» — это некое конкретное и реальное присутствие, стоящее заявлениями и фактами, через которые оно проявляется. Само слово образовано от греческих корней: μετα [мэта] — по ту сторону, за пределами, φυσιζ [фюсис] конкретная (видимая и осязаемая) природа. Например, когда мы получаем письмо от человека, которого знаем и чье присутствие в нашей социально-психологической реальности принимаем, то, на первый взгляд, перед нами всего лишь исписанный лист бумаги. Однако за письмом стоит определенный смысл, заложенный в него конкретным человеком. Органы чувств не воспринимают ни смысл, ни человека, тем не менее, адресат письма знает о существовании отправителя, который, хотя и отсутствует физически, является метафизической реальностью исписанного листа бумаги.

«Ностальгия» — переживание ощущений прошлого, причиняющее боль и иногда почти полностью преобладающее над ощущениями настоящего.

«Бытие» — основополагающий термин. Вне его существование чего-либо немыслимо. В любом оттенке своего значения слово бытие служит для определения — в конкретном или предполагаемом — Бытия или Небытия.
Бытие можно понимать двояко. Есть Бытие как единая реальность, принцип (начало), господствующий над всем реальным или возможным; и есть бытие как всеобщий способ существования всех предметов и связей между ними.
Очевидно, что первое не отличается от второго. Но, если мы ведем речь о круговороте, в котором участвуют все и вся, включая нас самих, тогда бытие следует понимать как всеобщность явлений, придающую значимость нашему существу и нашей сущности. В этом смысле слово бытие можно писать со строчной буквы, так же как реальность или жизнь.
Если кто-то попытается подчеркнуть значение собственных отношений с Верховной Сущностью, то есть с Яхве, Аллахом, Богом или кем-либо еще, ему следует помнить, что только Бытие есть, а Небытия нет. Поэтому не стоит безосновательно впадать в излишнее самомнение, ведущее, в действительности, к пустоте и порождающее Ничто.
Необходимо исходить из того, что есть «здесь и сейчас», из естественного присутствия Бытия. Отсюда и следует идти к истине в рамках возможного, что само по себе уже бесконечно. Из нашего «здесь и сейчас» открывается путь к любой вершине.
Метафизическая ностальгия по бытию — это неодолимая тяга к самореализации, к выходу за пределы того, что уже постигнуто опытом. Это — внутренняя потребность, невнятная, но хорошо отличимая от обычных инстинктов, требующая устремления всей жизни к чему-то высокому и абсолютному. Даже если поначалу эта потребность реализуется в целях, намеченных взрослыми, или в таких сферах, как секс, любовь, социальный статус, деньги, власть, признание, в конце концов, она выходит за пределы повседневных благ. Безжалостная и настоятельная, метафизическая ностальгия по бытию зовет за пределы земного мира, хотя и в этом мире стремится к воплощению.

Дереву необходимо касаться неба, ветра и солнца и в то же время не отрываться корнями от земли, которая дает ему жизнь. Надо быть небом, идя по земле.


2.3.
Почти никто из подростков не распознает зов бытия, идущий из глубины души, и вскоре этот зов стихает под гнетом обыденности. Утрата ностальгии по бытию превращает жизнь молодого человека лишь в очередное звено в цепи себе подобных.
Потеря метафизической составляющей существования, указывающей направление и смысл жизни на этой планете, оборачивается для человека почти полной невозможностью вернуть себе ощущение подлинной радости. Даже если субъект встречает на своем пути мудреца, он уже не может его распознать и оценить по достоинству.
Мудрец — один из тех немногих, кто ответил на призыв Бытия и живет, сообразуясь с ним. Искусство жизни — это ответ тому голосу, который позвал нас еще в утробе матери, это умение соответствовать своему вечному призванию.
Без метафизической устремленности жизнь будет всего лишь материей. Основной принцип искусства жизни мудрецов — всегда слышать голос, говорящий нам о тайне Бытия.
Если внимать ему, то станет доступным весь огромный потенциал, заложенный в нашем стремлении к росту.




следующая страница >>