prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 ... 29 30

19. Епископу Ираклиду.

Почему с отроками, вверженными в печь, не был осужден и Даниил?


Спрашиваешь: почему с тремя преподобными отроками не осужден царем вавилонским на сожжение и великий Даниил, который был их единомышленником, соплеменником, сотрапезником, лучше же сказать, - учителем благочестия? Ответствую: сие устроено Божественным Промыслом, чтобы нечестивые это остужение пламени не приписали имени вавилонского бога. Ибо Даниила, в память изъяснения им тайн, наименовали они Валтасаром, а у них в силе было такое учение, что бог их творит чудеса и при одном его наименовании. Посему-то, чтобы не дать места такому мнению, Господь устранил Даниила от сего суда, и оказалось, что терпение юношей и Божия помощь, остудившая извергавшую молнии печь, действовали сами собою.

20. Светлейшему Иераксу.

Против македониян, или духоборцев.*


Если еретик, вступивший с тобою в спор, допускает, как пишешь, что Сын Божий - достойный веры преподатель догматов, то ведь Он Сам учит о сущности достопокланяемого в Божестве Духа, изрекая единое имя Божественной Троицы и тем означая единство единой сущности. Если же он не верит Божиему Сыну, Который выражает точное понятие о тождеродном с Ним Духе и научает тому, что выше ума человеческого, то построение наших доказательств - излишнее дело, ибо земная наша скиния едва находит и то, что под ногами. А что сокрыто на небе и превышает наше чувство, то знает и открывает Он, живый на небесех (Пс.2:4).

* Ересь македониян состоит в отвержении Божества Св. Духа.

21. Схоластику Аммонию.

О чтении книг еллинских; о преимуществе богодухновенных Писаний и о пользе, из них почерпаемой.

О богодеяниях, или, как это называют, о богорождениях учили у Еллинов Орфей, Гомер, Гесиод и другие им подобные, сложив о сем много книг и мнений. Нашей же вере учат две книги, из которых одна называется Ветхим, а другая - Новым Заветом. А что они более первых истинны и в словах, и в предметах, это, уверен я, и найдешь, и постигнешь ты сам, что будет гораздо лучше.


22. Криспу.

О том, что Божественные Писания надлежит изъяснять не как-нибудь, но с великим тщанием.


Божественное Писание должен ты толковать со знанием дела и разумно исследовать силу его, а не отваживаться как попало касаться неприкосновенных и непостижимых тайн, дозволяя сие рукам недостойным. Ибо дерзостный Озия, осмелившись возложить так руку на неприкосновенное, за дерзость сию подвергся проказе и невольно изринут был из святилища, потому что для пораженных проказою вход внутрь святилища был прегражден законом. Написано же сие в наставление нам, чтобы мы и избегали дерзких поступков, и не подвергались наказаниям.

23. Зосиме.

Говорят, будто бы желаешь ты священства, вещи для многих, особливо же для тебя, недоступной. Поэтому или исправь жизнь свою, или откажись от этого стремления - вступить в неприкосновенные для тебя святилища.

24. Феофилу.

На слова: всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна... (Лк.2:23); против феопасхитов* и утверждающих, что во Христе одно естество.


Сказанное в Божественном Писании, что все первородное, разверзающее ложесна, свято Господеви, сказано не о всяком первородном (да не думают так невежды!), но о едином только Первородном, отверзшем ложесна Своим рождением. Потому что всякие ложесна отверзает общение и смешение, ложесна же, породившие Господа нашего Иисуса Христа, отверз, пройдя чрез них, Он Сам, зачатый безсеменно, и потом оставил их запечатанными, Сей истинно соделавшийся Человеком и истинно сущий Бог, Единый в обоих естествах достопокланяемый.

* Феопасхиты (вслед за Петром Фуллоном) учили, что на Кресте страдала вся Святая Троица, и, относя песнь "Святый Боже" ко Пресвятой Троице, прибавляли к ней слова: "Распныйся за ны".

25. Кириллу.

О том, что среди мятежей преуспевать в добродетели невозможно.

Что тебе пользы от Иоаннова отшельничества в пустыне, которому тщательно соревновал ты прежде, когда теперь не подражаешь ему и возвращаешься к частным своим заботам, мятешься в пустыне, тревожишься в уединении? Наружно безмолвствовать, а мысленно вмешиваться в житейские ухищрения и мятежи - это и чувство наполняет омрачением, и прежние труды обращает в ничто, и страстям пролагает путь к победе, а воина заставляет бросить щит. Никто же, воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2Тим.2:4); напротив того, из угождения начальнику дружины вступает он в подвиг в полном вооружении.


26. Епископу Евсевию.

О мздоимстве и о том, что продавать священство - до крайности ужасное дело.


Смеются над тобою многие, будто бы тайноводственное рукоположение предоставляешь ты деньгам, а не Духу. Если клевещут они, то сами на себя навлекают суд, потому что Господь погубит вся, глаголющия лжу (Пс.5:7.). А если говорят правду, то знай, что нескончаемо это зло, ибо ради малого прибытка оскорбляешь ты Бога. И кто умолить Его за тебя? Ни одного молитвенника не нашлось за Офни и Финееса, согрешивших против Бога и против Его священства, но преданы они конечной погибели как предавшие на поругание честь священства.

27. Придворному евнуху Фарисманию.

Слышу, что занимаешься ты Божественными книгами и всякому приводишь подходящие свидетельства из них, а между тем ты любостяжателен, с неистовством кидаешься на чужое добро. И весьма для меня удивительно, что при непрестанном чтении не уязвила тебя и не произвела перемены в твоем расположении Божественная любовь, которая не только возбраняет любить чужое, но научает расточать даже и собственное. Поэтому или, читая, разумей, или, если не разумеешь, снова читай.

28. Епископу Евсевию.

О том, что священство страшно и неудободостижимо.


Во многих рождается любовь ко многому, но иное не выходит по желанию, как недостижимое. Не всякий, если пожелает, достигает царства, не всякий наживает себе богатство, вступает в супружество с тем, с кем бы хотел. Посему, если Зосима, как говоришь ты, бесстыдно добивается, чтобы допустили его до Божиих Таинств, то пусть узнает от тебя в точности, что Божий храм бывает заключен для прокаженных, пока не очистятся они от следов болезни (Лев.22:4).

29. Архидиакону в Пелусе Лукию.

О страждущих сребролюбием.

Если диаконы в досточтимом алтаре - это очи епископа, а ты, по милости Божией, первенствуешь между ними, то обязан ты весь быть оком, подобно многоочитым животным (Иез.10:12), потому что им уподобляешься и близостью своею к Богу (только, как доходит до моего сведения, не по жизни, а по одному служению), и не помрачать худыми начинаниями ни оного досточестного собора и сонма, ни без рассуждения доверяющего тебе епископа, не осквернять Божественного алтаря любостяжательностью, не собирать себе доходов продажею рукоположений. Господь бичом изгнал из храма продающих голубей. Посему, чтобы и тебе не быть изверженным с ними, перестань обогащаться сим способом и уготовлять пищу будущему огню.


30. Епископу Евсевию.

О священстве.


Стража дах тя, - говорит Божественное Писание (Иез.33:7), - и усмотри меч грядущий, и возвести. Если усыпленные отрезвятся и будут в послушании бодрствовать для добродетели, тебе и им послужит это на пользу и во спасение. А если они, как аспиды, заткнуть себе уши (Пс.57:4), ты исполнишь то, что надлежало тебе. Посему смотри, чтобы не оказаться тебе свидетельствующим только на словах, в делах же - неискусным и уступающим над собою верх другим, отдавшим бразды начальства в руки окружающих тебя и нечестиво продающим благодать. Должно не ради золота предоставлять рукоположения, но узнавать, какова жизнь рукополагаемых, и не выставлять других пред неподкупным и страшным Судилищем виновниками собственного греха. Адама не освободили от упрека и осуждения его ответ и извинение, когда он оправдывался, что вкусил запрещенного по внушению жены.

31. Правителю Диофанту.

О начальниках.


Не только правление твое, но и самая жизнь твоя кратковременны. Для чего же бесконечно грешить, в немногие часы уготовляя себе вечное мучение? Посему, познав всю многопревратность, изменчивость и неверность здешних дел, старайся приобрести себе известность прежде всего добрыми делами, за которые и здесь готова тебе похвала, и будущие награды не погибнут.

32. Досифею.

О том, что иерею надлежит быть светильником.


Бог возжигает светильник - иерея, и поставляет его на свещник - на светоносной его кафедре, чтобы он, как молниями, озарял Церковь и догматами, и деяниями, свободными от всякой тьмы; а народы, видя лучи животворного свечения, к ним направляли шествие и прославляли Отца светов. Вот тебе краткое решение предложенного тобою вопроса.

33. Прунихию.

Почему не восста в рожденных женами болий Иоанна (Мф.11:11) и что в Иоанне лишше пророка (9)?

Спрашиваешь: почему Иоанн Креститель болий в рожденных женами, и если Иоанн - Пророк, то что в нем лишше пророка, как сие говорит о нем Господь? Посему в немногом выслушай многое. Иоанн болий в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой матерней утробе и, сам сокрываясь во тьме, узнал пришедший Свет. А лишше пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и Пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти.


34. Ему же.

О вопросе, заданном Предтечею: Ты ли еси грядый (Мф.11:3)?


Ты ли еси грядый или иного чаем? Вопрос этот предложил Иоанн Предтеча Господу, приуготовляясь быть усеченным за истину и стараясь привести учеников своих ко Господу, ибо они и после его свидетельства, видя строгое житие Иоанна, сомневались еще, точно ли Господь больше Иоанна. И Господь доказал сие тем, что совершил вскоре, многими чудотворениями подтвердив истину Иоаннова свидетельства и не поверивших слышанному отпустив от Себя уверовавшими из-за увиденного ими.

35. Царю Феодосию.

Если вожделеваешь Христова царствия, увенчиваемого нетленным пребыванием и предназначенного Богом в награду тем, которые тленным царством правят ко благу, то растворяй власть кротостью и тяготу богатства облегчай должною расточительностью. Ибо не спасается царь многою силою (Пс.32:16) и не избегает нечестия идолослужения (Еф.5:5) тот, кто щадит богатство, которое течет.

36. Придворному евнуху Антиоху.

Тебе, читающему Священные книги и, как говорят, всегда бывающему занятым их чтением, надлежит знать историю о чудном Данииле, о том, как он среди волн обольщений не подвергся ничему такому, что бывает с пленниками, даже не вкушал нечистых снедей, хотя и не оскверняются ими вкушающие по крайней нужде. И так как ты не только поставлен служителем царской власти, но располагаешь ею, как тебе угодно, то поспеши восстановить справедливость, которая пришла в изнеможение или, лучше сказать, находится при самой смерти, чтобы обрести благосклонным к себе правдивое Судилище, если мысль о том и редко теперь приходить на ум тебе, изумленному представлением чрезмерного своего величия.

37. Епископу Евсевию.

Говорят, строишь ты в Пелусе церковь, по употребляемым на сие средствам великолепную, но строишь худыми промыслами, продажею рукоположений, неправдами, обидами, притеснением бедных, расточением того, что принадлежит нищим, - а это не иное что, как созидать Сиона кровми и Иерусалима неправдами (Мих.3:10). Да и Бог не имеет нужды в жертве, приносимой из чужого достояния, но гнушается такою жертвою, как закалаемым псом (Ис.66:3).


Посему, перестань и строить, и причинять обиды, чтобы этот дом не послужил тебе в обличение пред Богом и, вознесшись в высоту, не стал вечно вопиять на тебя, показывая, из скольких зол он построен, не стал бы требовать назад удержанной у многих мзды и добиваться отмщения за потерпевших вред.

38. Марону.

К иереям, живущим худо; о том, что из-за худого их поведения составляется невыгодное понятие о Христовом домостроительстве и хулится Божественнейшая вера.

Все с презрением говорят о тебе, что ты какой-то небывалый и чудовищный зверь, которого и куском не приласкаешь, и узами любви не удержишь, и близостью к властителю не сделаешь ручным, но при всем этом ты продолжаешь оскорблять святилище. Посему или отрекись от своей неукротимости и сделайся из зверя человеком, или положи конец тому, чтобы злословили Церковь, воспретив себе страшное священнослужение.

39. Монаху Феодосию.

Почему дивишься, что за грех одного только человека наказывается целый город, зная, что было такое и при Давиде? Когда при благоуспешности в делах начальник возгордится, тогда, в осуждение ему и к его огорчению, умаляется число подчиненных. Наказываются же они не вопреки правде, но каждый принимает достойную мзду за собственные свои дела и, произнося суд на начальника, лишается Божия долготерпения. Посему не оправдывай пороков Евсевия, этого мнимого епископа, если из-за него и святилище лишается священнослужителей, и город - жителей. Безрассудно отдали предпочтение недостойному, как обесчестившие добродетель и отдавшие преимущество столь явному пороку, справедливо снедают труды плодов своих (Пс.127:2).

40. Воину Туве.

Не во время мира должно быть в полном вооружении, не среди торжища являться в воинственном виде и не по городу ходить с мечем в руках, но на войне, над сопротивниками надлежит делать такие опыты и на них наводить страх. Посему, если нравится тебе воинственный вид и желаешь себе победных провозглашений и памятников, то иди в стан сражающихся с варварами, а не здесь, за деньги купив себе право бежать оттуда и жить дома, представляй то, что должно делать там.


41. Монаху Филиппу.

О монахе, не постоянном в жизни.


Терпеть таковое, то есть менять приют за приютом, приходя в смятение от всякого движения и шума, говорят, свойственно зайцу, животному боязливому и по природе пугливому, а не монаху, который должен уповать на Господа и быть неподвижным, как гора Сион. Итак, почему же ты, перестав с безопасностью утверждаться в Господе и иметь сопутником в подвиге Крест, меняешь место за местом, прежде всего, вероятно, ища более вкусной пищи, нежели более твердого обучения? И придется тебе, думаю, с таким чревом и с такою мыслию, обходя все города израильские и все концы земли, сделаться каким-то Еврипом, увлекаясь всяким дуновением снедного запаха, и никогда не стоять на месте.

42. Монаху Архонтию.

О том, что значит Божественный угль.


Прозорливейший Исаия клещами взял от олтаря угль (Ис.6:6), явственно созерцая вочеловечение нашего Господа. Углем представлялась ему Божественная сущность, а клещами - соединенная с нею, от нас заимствованная, безгрешная плоть. Прикоснуся же угль устам Исаии и очистил грехи его, то есть грехи всего человеческого естества. Потому что неизреченное единение Слова с человечеством боголепно подъяло грехи всего мира.

43. Комиту Ермину.

О том, какой смысл имеют слова: положи руку твою под стегно мое (Быт.24:2).


Положи руку твою под стегно мое, и заклену тя Богом небесе и земли, - заключил Авраам повеление свое служителю. Ибо он, как Пророк и прозирающий в будущее, чистотою ума провидел, что от чресл его воплотится Бог небесе и земли, Господь наш и Владыка Христос, и от семени Авраамова приимет (Евр.2:16).

44. Епископу Моисею.

К иереям, нерадивым в смотрении за содержанием нищих.

Не без разбора надлежит раздавать снеди нищим, но поставленный смотреть за сим должен быть убежден, что, если тратится что сверх надлежащего, это делает его повинным в грехе святотатства.


45. Епископу Мартирию.

О том, что священство страшно и неудободостижимо.


Поверхностно занимаешься ты чтением Божественных законов или не понимаешь того, что читаешь. Когда Аарон и происшедшие от него входили в божественный храм священнодействовать, тогда, сложив с себя все шерстяные одежды, они облачались в ризы льняные, имевшие таинственное знаменование и означавшие забвение о внешней многомятежной суете. Ибо приступающий к Богу для священнослужения не может приносить с собою что-либо чуждое и какой-либо вещественный груз. Посему, если после таких указаний, осмеливаешься ты совершать насилие над истиной внося в храмы, где потребно всякое безмолвие - и беспорядки, и пустословие, и неуместные беседы, и незаконные рукоположения, то будь уверен, что подвергнешь себя крайней опасности осуждения.




<< предыдущая страница   следующая страница >>