prosdo.ru   1 2 3 4 ... 29 30

46. Схоластику Мине.

О деятельной жизни.


Дела не требуют слов, потому что и сами по себе видимы. Более же нужно, чтобы слова стали делами, а именно слова, отличающиеся степенностью. Посему, если угодно тебе соделаться славным в том и другом, то и поступай так, чтобы дело служило вместо слова, и говори так, чтобы слово было вместо дела.

4 7. Правителю Немесию.

К начальникам.


Начальственная власть, если не растворяется с кротостью и если не цветет в ней служащая Богу снисходительность, есть более безрассудство и жестокость. Если же соединена она с кротостью, а кротостью правит справедливость, то она и правота, и благость, и путь правосудия, и тишина в делах.

48. Пресвитеру Епагафу.

Почему Господь в Матерней еще утробе был внесен в народную перепись, а в последствии заплатил подать?


Господь, носимый еще в Матерней утробе, был включен в народную перепись, а в последствии заплатил подать Кесарю, давая нам закон быть покорными власти, когда сие нимало не вредить благочестию. Посему будем и мы подражать тому, чему научил нас Сам Бог наш, обнищавший по домостроительству, и не станем под предлогом нашей нищеты отказываться от подати.

49. Архимандриту Павлу.

О том, что надлежит избегать праздности.


Собрал ты, как узнал я, великое множество братий, которые привыкли жить хорошо, но имеют праздные руки. А этого, как найдешь, и Христос не делал, не делал и премудрый учитель Павел. Ибо Христос возвещает о винограднике, о делании в нем, о плате за то (Мф.20:18), а Павел научает делати своими руками, и нечесо же требовать (1Сол.4:11.12). Посему, если послушаешься Христа Бога и будешь подражать всепремудрому Павлу, то обучи братию трудиться, или объясни, каким образом будут питаться, и жить в покое, и будут чистыми от лукавых помыслов те, которые и Христу не повинуются, и Павлу не последуют.

50. Чтецу Стратигию.

О том, что значит у Иеремии жезл ореховый (Иер.1:11).


Многобедственный пророк Иеремия видел ореховый жезл - изображение священства, в котором видимое и наружное и, как сказал бы иной, первоначальное - нечто вяжущее, не спелое и имеющее вкус острый, а сокровенное и внутреннее постоянно, твердо и имеет силу укреплять. Посему надлежит и то, что многотрудно в священстве, переносить мужественно, и наград за оное ожидать ревностно.

51. Трибуну Феопомпу.

О проклятой смоковнице.


Господь не без причины проклял смоковницу (не думай так, ненасытимый испытатель Божественного), но с намерением показать неблагодарным Иудеям, что Он имеет достаточную силу и для наказания. Поскольку при всех чудесах Его видели, что Он никому не причиняет ничего скорбного, то предполагали, что Он может только благотворить и не имеет власти порочных людей подвергать злостраданию. Посему Господь на примере существа неодушевленного уверяет, что может и наказывать, но не соизволяет сего по Своей благости. Итак, дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но с этим соединен и некий таинственный смысл, дошедший до нас по преданию от мудрых старцев, а именно, что смоковница есть древо преслушания и листья ее употребили преслушавшие заповедь для прикрытия наготы. И проклята она Христом человеколюбиво - чтобы не приносила более плода, послужившего причиною греха. Ибо Второе Пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, но для воздаяния каждому за соделанное.

52. Монаху Лампетию.

Против манихеев.

Есть много предлогов к невкушению яств: и обычай, и природа, и ради воздержания соблюдаемые правила. И как обычай нередко обращается в закон, так и воздержание бывает по причине отвращения и немощи. Но есть также и другое воздержание - для упражнения и достижения большего преуспеяния. Если держишься сего последнего, то пост неукоризнен. А если принадлежишь к мерзкому манихейскому и маркионову толку*, то никто из нашей обители не присоединится к тебе, потому что искажаешь Христов закон и доброе презираешь, как нечто злое.


* Манихеи учили о добром и злом начале, считая мясо, брак и вино делом злого начала, под предлогом победы над плотью предавались грубому разврату. Маркион, отлученный от Церкви за развратную жизнь, также преподавал учение о двух началах.

53. Феодулу.

На сказанное у Пророка Амоса: наг побегнет в той день... (Ам.2:16).


Наг побегнет в той день, - говорит Пророк, буквально провидя совершившееся при страдании Господа и указывая на того юношу, без одежды предавшегося бегству, который, одеян в плащаницу по нагу, бежал от меча богоубийц, оставль им и плащаницу (Мк.14:51.52). В таинственном же и прикровенном смысле сие изречение указывает на того, кто во всем точен, не вдается в излишества, не причастен тяготам плоти, не имеет никакого препятствия к восхождению отсюда, но легко и удобно отрешается и удаляется от смертной тины и окрыленным переходит в жизнь нетленную.

54. Схоластику Феологию.

Против Несториан.


Что излишнего и чуждого нашей вере, говоришь ты, во мнении заблуждающихся во многом и многобожных Еллинов, пишущих о матери богов, если и мы веруем в Матерь Божию? Посему выслушай вкратце то, что желаю тебе познать во всей истине. Еллины признавали, что матерь их богов, даже самых верховных, и зачинала, и рождала в следствие похотения и несказанной страсти, потому что, как матерь таких богов, не оставила для себя неизведанным и не приведенным в действие ни одного вида похотливости. Относительно же Той, о Которой мы исповедуем, что Она соделалась Матерью воплотившегося Бога нашего, все поколения человеческие по самой истине признали, что Она единократно приняла единое зачатие без семени и посредствующего ему растления.

Если же не веришь сказанному, то во всей истине уразумеешь это видя силу Рожденного Ею, потому что слепым подавал Он прозрение, прокаженных очищал от язвы и болезни, немым, косноязычным и глухим подавал способность ясно слышать и говорить, ходил по хребту морскому, укрощал вздымание волн и стремительные порывы ветров, единым словом изгонял полчища и дружины демонов, многих мертвецов также словом призвал снова к жизни.


Сии-то знамения Его Божества передали нам их очевидцы, которые свидетельство свое в такой мере соблюли не причастным лести и угодливости, что описали и служившее к Его уничижению: гонения, поругания, метания камнями, заплевания, биения по ланитам, заушения, Крест, гвозди и смерть. За сею-то смертью последовало вскоре воскресение, которое показывает, что Пострадавший есть воплощенный Бог, и вместе с тем проповедует, что Родившая Его есть Матерь воплотившегося Бога, ибо подобным вещам по необходимости должно дать такие наименования.

55. Светлейшему Иераксу.

О чудодейственности мученических мощей.


Если соблазняет тебя то, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянством мы чествуем прах мученических тел, то спроси тех, которые получили от них исцеление, и узнай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делаем мы, но, конечно, и сам поревнуешь этому. А если, как писал ты, отказываешься прикасаться к мертвым костям, то гнушайся останками людей злонравных, прославившихся пороками, которых Еллины погребли в храме ефесской Артемиды, чествуя самое срамное и обоготворяя гробы и тлетворный прах людей непотребных.

56. Нилу.

Об Иуде-предателе.


Не потому, досточудный, поползнулся Иуда на предательство, что Господь предсказал злое его произволение. Но, поскольку злочестивец сей страдал злоумышлением, то Господь, видя тайные движения его сердца, предрек будущее, как настоящее.

57. Киру.

На слова: ниже вливают вина нова в мехи ветхи (Мф.9:17).

Согнивших в ветхости и отвергнувших новую благодать Господь нарек мехами ветхими, как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Таковым показал себя Каиафа. Ибо, услышав от Господа, что Он - Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, будучи поучаем, не отвращался, но и, будучи вопрошаем, исповедал Его, показав насажденное в нем познание истины.


58. Горгонию.

Как должно разуметь написанное: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему (Мф.12:32).


Ты предложил весьма важный и часто повторяемый вопрос, исследованием которого занимались многие, истину же постигли одни богодухновенные мужи. Иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий. Почему же, говоришь ты, если сущность Божественной Троицы одна, хула на Сына не наказывается, подвергается же наказанию одна хула на Духа? Поэтому слушай.

Кто скажет хульное слово на Сына Человеческого, тот, как сказал Господь, не подлежит осуждению, потому что для имеющих болезненное око ума Бог, неизреченно соединившийся со скудостью видимой плоти, неудобопостижим и неудобозрим, пока не познано сокровенное Божество. А в имеющих чистый ум, для которых соделалось явным воплотившееся Божество, вовсе не имело места неверие, и им Господь не угрожал воздаянием суда. Хула же на Духа Святого неизвинительна, потому что самые дела, став явными, обличают хулящих в том, что они непризнательны и неблагодарны. Ибо, когда силою Божества прекращались страдания и изгоняемы были демоны, ропотники Иудеи клеветали, будто Божественные знамения совершаются о веельзевуле (27). О сей-то хуле, как ясно произносимой на Божию сущность, Господь изрек, что она непростительна.

59. Ему же.

О том же.

Из самого изречения Господа, в котором сказано: иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему (Мф.12:22), видно, говоришь ты, что такое хула на Духа Святого, а также ясно и то, что хула на Духа Святого наказывается. Но ты просишь пояснить тебе Писанием то, что Дух Святый есть сущности Божией. И на это можешь найти решение в тех словах Господних, которые у тебя под руками, если несколько углубишься и прострешься вперед мыслью. Господь говорит: аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? Аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (27:28.).


А в другом Евангелии яснее сказано: аще ли о персте Божии изгоню бесы; и перстом Божиим назван здесь Дух Святый (Лк.11:20.). Но перст, если возьмем для примера с себя, - одной сущности с телом. Следовательно, наименованием перста евангелист дал ясно видеть, что ипостась Духа Святого неотлучна от Божией сущности и сродственна с Нею.

60. Монаху Патриму.

К посылающим дружеские подарки.


Приветствуешь нас овощами, премудро показывая тем неизысканность употребляемой тобою пищи и источая Господни струи, самими же дарами давая знать, что ты - делатель рая.

61. Зосиме.

Ответ Зосиме, имеющему у себя некоторые письма святого Василия.


Приятно мне было бы у тебя, Мурина сердцем, спросить словами Писания: убо разумееши ли, яже чтеши (Деян.8:30.)? Ибо иные говорят, что помнишь ты некоторые изречения богодухновенного отца нашего Василия, а нимало не помнишь дел. Но если ты истинный любитель сего мужа, то покажи делами те слова его, в которых предписал он сообразовываться с правилом любомудрия. Ибо если возьмешь в руки слово Василия об упивающихся, то найдешь там себя самого, покрытого неисчетным роем постыдных дел.

62. Монаху Феопомпу.

Слово, произносимое на пользу слышащим, есть слово сильное, по праву называемое словом, и оно богоподобно. Слово же, имеющее последствием одно услаждение и рукоплескание, есть бряцание меди, оглашающей слух громкими звуками. Поэтому или веди слово свое степенно, предпочитая пышности скромность, или знай, что ты - кимвал, пригодный лишь для народных зрелищ.

63. Монаху Фалелею.

О том, что отшельнику совершенно чуждо чтение языческих сочинений.

Кто не посмеется над тобою? Кто не пожалеет, что, пребывая в тишине любомудрия учеников Господних, ты привлекаешь к себе шум и брожение языческих писателей и стихотворцев? Скажи мне, что у них предпочтительнее нашего? Не лжи ли и смеха исполнено все, о чем они заботятся? Не от страстей ли их божества? Не ради ли страстей у них мужественные дела? Не ради ли страстей их подвиги? Поэтому бегай чтения об этой срамоте, потому что страшным образом растравляет оно раны, начавшие подживать, - бегай, чтобы лукавый дух не возвратился с большею силою и не нанес тебе поражения, которое будет гибельнее прежнего неведения или прежней лености.


64. Евлампию.

На сказанное народу Иоанном Предтечей: уже бо и секира при корени лежит (Мф.3:10).


Иоанн, видя бесплодность произволения Иудеев, уподобил их бесплодным деревьям, сказав, что при корени их лежит секира, то есть скорое и решительное отделение, производимое Евангелием, которым всяко древо, еже не творит плода добра, бывает посекаемо, а не вырывается с корнем, потому что оставляется природное свойство корней, то есть закон, и к нему прививается народ новый.

65. Ему же.

Что значат слова: Ему же лопата в руце Его (Мф.3:12)?


Изъявлял ты желание узнать, какова действенность той лопаты, которую употребляет Господь для очищения гумна Своего? Итак, думаю, смысл этого таков: гумном именует Господь вселенскую Церковь, в которую собирает всю жатву человечества, а лопатою называет правдивый Суд, который, определяя приличное каждому место, подобных соломе, то есть слабодушных и колеблемых всяким ветром греха, предаст на сожжение. Тех же, которые отличались чистотою дел и плодами покаяния, Праведный Судия повелевает собрать в житницу, приличную верным и достойным Его труженикам и делателям, именуя ее и спасительною обителию (Ин.14:2.). Ибо там действительно наша обитель. Настоящая же жизнь - малоценная скиния, за сооружением которой непосредственно следует и разрушение.

66. Комиту Кесарю.

На сказанное Господом Иоанну Предтече: остави ныне... (Мф.3:15).

Правдивый Судия, предоставляя всякому времени то, что ему прилично, сказал Иоанну, отказывавшемуся Его крестить: остави ныне. Поскольку Иоанн, чествуя Его как Владыку, не осмеливался коснуться Божественной главы, то сказано ему: остави ныне, - то есть теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому воспринял Я на Себя человека и принимаю Крещение, чтобы его соделать чистым от преступления. Теперь требуется не власть Владычняя, но рабское уничижение: остави ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков. Тако бо подобает нам исполнити всяку правду. А дело правды - бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех и в знамение их во Мне неистления.


67. Марону.

О чревоугодии, о том, что оно - матерь скотских страстей, и о том, что тело надобно измождать постом и возлежанием на голой земле.


Покушаюсь испытать многие способы вразумлений, которыми не только желаю, но и обещаю вывести тебя из состояния упоения. Посему пред лицом самой истины Божией скажи мне, любезный, не чревоугодие ли изгнало первых человеков из рая сладости? Не пресыщение ли лишило Исава прав первородства и свободы? Не излишнее ли ядение волов и овец подвергло Саула тому, что были у него отняты и царство, и жизнь? Не желание ли мяса и мясных котлов преследовало пустынника Израиля несчетным множеством и роем истязаний и искушений?

Не чрево ли ненасытное, не хищение ли мяс, и пиянство, и женонеистовство довели Офни и Финееса до того, что, утратив священство, и Кивот, и власть над коленами Израилевыми, и честь, и славу, преданы они были врагам и вражескому мечу? Не пожирание ли мяса при Илие и срамных жрецов соделало достойными заклания? Не жадность ли чрева и желание снедей ввергли в погибель служителей Ваала, изобличенных пеплом?

А с другой стороны, не пост ли, не отказ ли от сожительства спасли от потопления в необычайном море и Ноя, и сыновей его, питавшихся семенами и не имевших плотского единения со своими супругами?

Ибо слушай, что повелевает Ною Писание: внидеши в ковчег ты, и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих (Быт.6:18), то есть разделитесь, и мужи пусть будут сами по себе, и жены сами по себе. Посылаемыми на землю водами уцеломудриваются блуд и невоздержность, поэтому вы не касайтесь даже и нескверного ложа. А в доказательство того, что действительно было так, выходящим из ковчега говорит опять Писание: изыди из ковчега ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих (8:16.). Не стало грешного рода, снова вы властны над собой, снова да размножается род благочестивый.

Не пост ли возвратил жизнь Ниневитянам после того, как услышали они решительно изреченный им смертный приговор? Не пост ли соделал так, что чудный Даниил и единомысленные с ним превозмогли и мучителя, и всепожигающий огонь? Не пост ли и святость до того усовершили св. Иоанна, что он стал Крестителем воплотившегося Бога как приобретший чистоту, достойную такового тайноводства? Не пост ли, и нагота, и возлежание на голой земле, и измождение тела соделали Ап. Павла слышателем неизреченных таин в раю?


Итак, почему же, не подражая этому, но помыслив для себя недоброе, возлюбил ты худшее? Если не вовсе еще вышел ты сам из себя и не совсем забыл Бога, то возвратись в естественное свое состояние, в котором ты имел все нужное для служения Богу. Познай Того, Кто создал и искупил тебя честною Своею Кровью, и, став рабом плоти, не делай для себя своего Спасителя и Благодетеля судиею и отмстителем.



<< предыдущая страница   следующая страница >>