prosdo.ru
добавить свой файл
1
II. Понятие, сущность, функции государства.

1. Сущность и признаки государства.
Философская категория «сущность» означает начало понимания всех вещей. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Познать сущность государства означает выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии выявить его назначение, понять для чего оно необходимо.

История человечества позволила создать множество концепций о сущности государства. Например, в сознании древних китайцев государственность представлялась «поднебесной», верховной всеобщностью, а древние греки воспринимали государство как соединение многих людей, связанных между собой общностью интересов и согласием в вопросах права.1 Примечательно, что русский народ - народ негосударственный. Он отделил себя от государства, предоставив тем самым правительству неограниченную верховную власть. Славянофилы признавали опорой государства нравственную связь людей. Их взгляды послужили созданию концепции евразийского или гарантийного государства. По мнению основателя теории евразийского государства западная индивидуалистическая трактовка права и правового государства неприемлема для России.2

По мнению русского философа Б.Н. Чичерина (1828-1904) государство - это не учреждение, а союз народа, граждан, живущих по общим законам. Государственный союз управляется верховной властью для общего блага. В этой трактовке чувствуются отголоски теории общественного договора, солидаризма. Маркс, Энгельс, Ленин видели сущность государства в его классовой природе. Государство рассматривалось как продукт непримиримости классовых противоречий. Однако примечательно, что уже в 70-е годы в советской правовой литературе при рассмотрении характера государства акценты сместились от сугубо классового понимания сущности государства в сторону трактовки его как общеполитического института. Уже тогда некоторые авторы называли государство политической организацией общества, чье существование обусловлено социальной ассиметрией и необходимостью выполнения «общих дел», а также необходимостью организации легализованного принуждения, выполняющего в определенной степени функции арбитража.3


В юридической и политологической литературе государство рассматривается как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая власть, придающая праву общеобязательное значение.

Государство - это объективная организация, связующее звено между индивидами и группами людей. Оно влияет на направление деятельности людей, социальных групп, организаций, упорядочивает общественные отношения. Почему именно государству, а не какому-нибудь другому институту присуща такая способность? Дело в том, что государство обладает таким признаком как публичная власть. Для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны.4 Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, карательными органами. Авторитет государства основывается на его власти и силе. Оно выступает как регулятор между классами и социальными группами. Социальные группы с их противоречивыми интересами останутся всегда, следовательно, государство необходимо для того, чтобы быть арбитром, стабилизирующей силой общества. Назначение государства состоит в том. чтобы управлять, воздействовать на эти группы. Иногда сущность государства ограничивают деятельностью государственного аппарата. Это не совсем так. Государство не противостоит обществу, оно обеспечивает свободу и безопасность своих граждан. Просто общая воля государства превалирует над частной волей.

Еще одной принципиально важной характеристикой государства. его признаком является то, что оно представляет собой территориальную организацию общества. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их племенной или национальной принадлежности. Государство имеет свою территорию, определяет её границы, разделяет её на адмнистративно-территориальные единицы и защищает от нападения из вне. Постоянное население данной территории, как правило имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за её пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц без гражданства, хотя они имеют особое правовое положение. Территория - это главный объединяющий фактор, придающий целостность. На территорию государства распространяются нормы права, следовательно территория государства подпадает под его юрисдикцию.


Для содержания публичной власти, государственного аппарата, а также для решения общих дел необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде налогов и сборов. Существование налогов и сборов также является существенным признаком государства.

Суверенитет – признак государства. Теория суверенитета получила впервые свое развернутое толкование и попытку научного объяснения в учениях естественного права - Ж. Бодена(1530-1596), Т. Гоббса (1588-1679) , Ж-Ж. Руссо (1712-1778). Представители естественно- правовой доктрины исходили в этом вопросе из двух моментов: 1) из факта существования общества и 2) существования власти, обеспечивающей достижение единых целей общества. Оба этих момента служили в то же время определяющими критериями государства.

Все философы естественного права сходились на том, что суверенитет всегда считался присущим самой идее государства и его неотъемлемым атрибутом. Поэтому понятие государство не разделялось с понятием суверенитета.

Великий немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) рассматривал государство в его целостности, как единый целостный организм. Суверенитет по мнению Гегеля выражается 1) в особых функциях и власти государства и 2) преобладании целостной власти государства над волей индивидов. Суверенитет по Гегелю не означает деспотизма, но это превалирование целого над частным.

Для австрийского ученого Г. Кельзена(1881-1973) суверенитет государства означает суверенитет права. Государство - это правопорядок. Кельзен считал, что государство есть само по себе высшая цель, и задача государства состоит в организации, самосохранении и безопасности общества.

Все теоретики суверенитета сходятся на том, что главное в суверенитете - это власть. Суверенитет государственной власти состоит в том, что она является единственным органом социального принуждения. Принуждение составляет абсолютную монополию государства. Ему принадлежит право наказания, принудительного удовлетворения притязаний. Государственная власть достигает главенства над всеми субъектами общественных отношений. Свобода индивидов простирается до тех пор, пока не начинается прерогатива государственной власти.


Верховная власть при суверенитете едина и всеобъемлюща. Совокупность принадлежащих ей прав представляют полновластие внутреннее и внешнее. Юридически она ни чем не ограничена, не подчинена ничьему суду. Ведь если бы такой суд существовал, то верховная власть принадлежала