prosdo.ru
добавить свой файл
1
II. Понятие, сущность, функции государства.

1. Сущность и признаки государства.
Философская категория «сущность» означает начало понимания всех вещей. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Познать сущность государства означает выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии выявить его назначение, понять для чего оно необходимо.

История человечества позволила создать множество концепций о сущности государства. Например, в сознании древних китайцев государственность представлялась «поднебесной», верховной всеобщностью, а древние греки воспринимали государство как соединение многих людей, связанных между собой общностью интересов и согласием в вопросах права.1 Примечательно, что русский народ - народ негосударственный. Он отделил себя от государства, предоставив тем самым правительству неограниченную верховную власть. Славянофилы признавали опорой государства нравственную связь людей. Их взгляды послужили созданию концепции евразийского или гарантийного государства. По мнению основателя теории евразийского государства западная индивидуалистическая трактовка права и правового государства неприемлема для России.2

По мнению русского философа Б.Н. Чичерина (1828-1904) государство - это не учреждение, а союз народа, граждан, живущих по общим законам. Государственный союз управляется верховной властью для общего блага. В этой трактовке чувствуются отголоски теории общественного договора, солидаризма. Маркс, Энгельс, Ленин видели сущность государства в его классовой природе. Государство рассматривалось как продукт непримиримости классовых противоречий. Однако примечательно, что уже в 70-е годы в советской правовой литературе при рассмотрении характера государства акценты сместились от сугубо классового понимания сущности государства в сторону трактовки его как общеполитического института. Уже тогда некоторые авторы называли государство политической организацией общества, чье существование обусловлено социальной ассиметрией и необходимостью выполнения «общих дел», а также необходимостью организации легализованного принуждения, выполняющего в определенной степени функции арбитража.3


В юридической и политологической литературе государство рассматривается как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая власть, придающая праву общеобязательное значение.

Государство - это объективная организация, связующее звено между индивидами и группами людей. Оно влияет на направление деятельности людей, социальных групп, организаций, упорядочивает общественные отношения. Почему именно государству, а не какому-нибудь другому институту присуща такая способность? Дело в том, что государство обладает таким признаком как публичная власть. Для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны.4 Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, карательными органами. Авторитет государства основывается на его власти и силе. Оно выступает как регулятор между классами и социальными группами. Социальные группы с их противоречивыми интересами останутся всегда, следовательно, государство необходимо для того, чтобы быть арбитром, стабилизирующей силой общества. Назначение государства состоит в том. чтобы управлять, воздействовать на эти группы. Иногда сущность государства ограничивают деятельностью государственного аппарата. Это не совсем так. Государство не противостоит обществу, оно обеспечивает свободу и безопасность своих граждан. Просто общая воля государства превалирует над частной волей.

Еще одной принципиально важной характеристикой государства. его признаком является то, что оно представляет собой территориальную организацию общества. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их племенной или национальной принадлежности. Государство имеет свою территорию, определяет её границы, разделяет её на адмнистративно-территориальные единицы и защищает от нападения из вне. Постоянное население данной территории, как правило имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за её пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц без гражданства, хотя они имеют особое правовое положение. Территория - это главный объединяющий фактор, придающий целостность. На территорию государства распространяются нормы права, следовательно территория государства подпадает под его юрисдикцию.


Для содержания публичной власти, государственного аппарата, а также для решения общих дел необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде налогов и сборов. Существование налогов и сборов также является существенным признаком государства.

Суверенитет – признак государства. Теория суверенитета получила впервые свое развернутое толкование и попытку научного объяснения в учениях естественного права - Ж. Бодена(1530-1596), Т. Гоббса (1588-1679) , Ж-Ж. Руссо (1712-1778). Представители естественно- правовой доктрины исходили в этом вопросе из двух моментов: 1) из факта существования общества и 2) существования власти, обеспечивающей достижение единых целей общества. Оба этих момента служили в то же время определяющими критериями государства.

Все философы естественного права сходились на том, что суверенитет всегда считался присущим самой идее государства и его неотъемлемым атрибутом. Поэтому понятие государство не разделялось с понятием суверенитета.

Великий немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) рассматривал государство в его целостности, как единый целостный организм. Суверенитет по мнению Гегеля выражается 1) в особых функциях и власти государства и 2) преобладании целостной власти государства над волей индивидов. Суверенитет по Гегелю не означает деспотизма, но это превалирование целого над частным.

Для австрийского ученого Г. Кельзена(1881-1973) суверенитет государства означает суверенитет права. Государство - это правопорядок. Кельзен считал, что государство есть само по себе высшая цель, и задача государства состоит в организации, самосохранении и безопасности общества.

Все теоретики суверенитета сходятся на том, что главное в суверенитете - это власть. Суверенитет государственной власти состоит в том, что она является единственным органом социального принуждения. Принуждение составляет абсолютную монополию государства. Ему принадлежит право наказания, принудительного удовлетворения притязаний. Государственная власть достигает главенства над всеми субъектами общественных отношений. Свобода индивидов простирается до тех пор, пока не начинается прерогатива государственной власти.


Верховная власть при суверенитете едина и всеобъемлюща. Совокупность принадлежащих ей прав представляют полновластие внутреннее и внешнее. Юридически она ни чем не ограничена, не подчинена ничьему суду. Ведь если бы такой суд существовал, то верховная власть принадлежала бы ему. Всякие ограничения носят только нравственный, а не юридический характер.

Полновластие не означает, что верховная власть принадлежит какому-либо одному субъекту. Субъект власти может быть коллективным. Власть может строиться на различных принципах - монархии, демократии, олигархии и др. Конечно, в обществе могут присутствовать различные политические течения, например, в монархическом государстве могут господствовать демократические настроения. Но господствующая идея должна существовать, иначе может возникнуть гражданская война, опасность гибели государства.

У верховной власти есть определенные проявления: законодательная власть, исполнительная и судебная власть. Но эти проявления имеют смысл как проявление единой силы.

Важным является вопрос о соотношении суверенитета и плюрализма. На этот счет существуют разные теории, например, теория дистрибутивного суверенитета. В соответствии с ней, существенной чертой федерализма является разделение власти между центром и составляющими частями федерации: части уступают свою долю власти центру, а центр передает частям некоторую власть. В этом просматривается «договорная теория» государства. При дистрибутивном суверенитете важное значение имеет баланс сил между субъектами федерации, они должны обладать строго определенной частью суверенитета.

Говоря о суверенитете, выделяют внутренний и внешний суверенитет. Внутренний означает, что никакая иная сила кроме государства не имеет права издавать общеобязательные властные веления и применять принуждение. Внешний суверенитет характеризует государство как целостный и самостоятельный субъект международных отношений.

Наряду с суверенитетом государства в философской и юридической литературе используются термины «суверенитет народа» и «суверенитет нации».


Суверенитет народа означает право народа, проживающего на территории государства определять свою судьбу, свой путь государственного строительства. Народ избирает государственный строй, правительственные органы и органы местного самоуправления, имеет право решать вопросы территории. В Декларации независимости США 1776 г. говорилось: народ имеет право на свержение правительства, если его политика противоречит интересам народа. Следует сказать, что Гегель не признавал суверенитет народа, отмечая, что народ суверенен только тогда, когда является по отношению к внешнему миру самостоятельным и составляет государство. Народ без государства - это бесформенная масса.

Суверенитет нации включает в себя вопрос о праве нации на самоопределение. Но в государстве - национальный вопрос не должен быть главенствующим, иначе это приводит к национализму и шовинизму. Интересы нации должны решаться в рамках государственных интересов.

К числу признаков государства относится возможность издавать законы.5 Т.Н. Радько указывает, что «государство – единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью, издавать правовые акты – обязательные для всех граждан веления, а также требовать и обеспечивать их исполнение».6 Деятельность по изданию нормативных актов – исключительная прерогатива государства. Никакая другая сила, организация не способны это сделать, так какие обладают для этого необходимыми атрибутами власти, а именно аппаратом управления и принуждения.7

Как и всякое явление, государство внутренне противоречиво. Как уже говорилось, в любом обществе имеются противоречия между классами и социальными группами. Эти противоречия были всегда, и государство в большей мере отражает интересы той или иной социальной группы. Кроме того, в государстве существует противоречие между частным интересом и интересом целого - государства и чтобы обеспечить свободу всех, необходимо ограничить свободу одного человека. Однако на разных стадиях эти противоречия меняются. Сейчас государство заявляет, что оно защищает интересы всех. Но это заявление отражает лишь общую направленность развития государства. В последнее время все больше внимания уделяется конкретному индивиду, обращение к интересам конкретного человека.


Таким образом, можно дать следующее определение государства. Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, существующим за счет налогов и сборов с населения, издает обязательные властные веления.

Вопрос о сущности государства не решался однозначно. Существуют различные взгляды и концепции по поводу раскрытия сущности государства, на некоторых из которых следует остановить внимание.

Представители течений анархизма видели сущность государства в насилии. Понятия «насилие» и «государство» отождествлялись. Анархисты рассматривали государство как карающий понуждающий орган. М.А. Бакунин (1814-1876) отмечал, что государство - это и есть насилие, порой скрытое, а порой жестокое и бесцеремонное.8 Такое восприятие государства искаженно. Насилие может иметь место как рычаг налаживания цивилизации. В этом случае оно приемлемо, но отнюдь не универсально. Государство должно осуществлять власть, но совсем не обязательно посредством насилия.

Иногда государство отождествляется с правопорядком. Согласно нормативизму - «чистой теории права»,9 государство - это и есть правопорядок. Правовой порядок способен обеспечить дисциплину социальных связей, очерчивает свободу лица в границах дозволенного. Право не просто формулирует запрет, но и воздействует на людей, регулирует их поведение через сознание, через осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе. Право регулирует поведение граждан, определяет полномочия государственных органов. Но оно является не эксклюзивным атрибутом государства. Государство праводостаточно до определенных пределов, а именно до вступления на авансцену народной силы. Право может отступать перед патриотической национальной оппозицией. В критические моменты государство способно пожертвовать правовыми началами, в то время как народными началами оно не жертвует никогда.10


Некоторыми учеными - философами и правоведами государство приравнивается к этносу, рассматривается как модель этнократии. В соответствии с этой концепцией государствообразующим признаком является «чистота крови», принадлежность к этносу. Выдвигается лозунг: государство принадлежит людям определенной национальности. Однако против такого подхода восстает вся социальная практика. На достаточно большой территории нельзя соблюсти чистоту нации ввиду множественности связей и их интенсивности. Кроме того, опыт свидетельствует, что государство - это машина для перемалывания этносов, оно стимулирует формирование межэтнических и надэтнических общностей. Известные до сих пор попытки совместить государство с этносом приводили к геноциду и политическому экстремизму.

Представители исторического материализма рассматривали государство как класс. Если выше рассмотренная концепция утверждала , что субъектом государственности является этнос, то сторонники этой теории утверждают, что субъектом государственности являются классы. Доклассовый и догосударственный период отождествляются. Утверждается, что с классовой дифференциацией формируется и государство и своим становлением оно обязано аппарату принуждения. До появления классов господствовал «золотой век», но с появлением классов возникает государство как продукт непримиримости классовых противоречий, как машина для угнетения. Такое утверждение не является истинным. Государство - это не машина для угнетения. Государство - это способ организации совместной жизни классов, это инструмент баланса сил. Государство сильно внутренним миром, защищенными гражданами. Поляризация государства - верный признак его деградации и упадка.11
2. Функции государства.

Сущность и назначение государства выражаются в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, направленные на решение задач по управлению обществом, общих дел участников общественных отношений. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности, то есть сходные стороны деятельности государства объединяются в одну функцию, кроме того, функция государства охватывает всю его деятельность в целом как единого организма.


Функции государства детерминированы условиями жизнедеятельности общества и государства, особенностями их взаимодействия. Выполнение функций диктуется необходимостью выживания государства, общества, отдельных индивидов. Следовательно, их невыполнение может повлечь разрушение и крах всего государственно-общественного организма. Функции государства реализуются через деятельность конкретных людей, что обусловливает наличие субъективного фактора в осуществлении функций. Никто не застрахован от ошибок и неправильных решений, которые нередко приводят к экономическому и политическому кризису.

Характер функций определяется также конкретными историческими условиями. На протяжении времени менялись задачи государства, их первоочередность, появлялись новые функции, исчезали старые. Выполнение определенных задач приводило к возникновению одних функцию, отмиранию других, изменению форм и методов их осуществления.

Раскрывая вопрос о функциях государства следует остановиться на различии общего понятия «функция государства» и «функция государственного органа». Последняя раскрывает целевое назначение конкретного государственного органа, который через функцию реализует свои задачи в рамках компетенции. В то же время функции государственных органов в совокупности могут образовывать функцию государства, поэтому можно сказать, что функция государственного органа представляет собой элемент функции государства в целом.

В современной литературе существует понятие «генеральная функция государства». Это понятие объясняет общее предназначение государства по отношению к обществу в целом и охватывает решение всех возможных задач государства.12

Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, то есть работа органов исполнительной власти - правительства, администрации, правоохранительная деятельность. Например, функция охраны правопорядка осуществляется в форме правоохранительной и правотворческой деятельности.


Выделяют также неправовые формы осуществления функций государства. Эта деятельность не является юридически значимой, не влечет правовые последствия, например подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации, ознакомление с письмами и заявлениями граждан.13 Иногда в литературе указывают на существование договорной формы в осуществлении функций государства, при которой государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.14

Методами осуществления функций государства являются убеждение, поощрение и принуждение. При убеждении государство разъясняет необходимость принятия тех или иных решений и необходимость их выполнения. Поощрение означает создание системы льгот и стимулов для выполнения задач государства, принуждение применяется в случае нарушения государственно-властных велений, отказа им подчиняться.

Что касается классификации, то функции государства можно разделить на постоянные, не имеющие установленного предельного срока и временные, то есть имеющие такой срок.

Функции государства также делятся на внутренние и внешние, которые следует рассмотреть подробнее.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В свою очередь их можно разделить в зависимости от объекта их направленности. Выделяют экономическую, социальную, политическую, функцию охраны правопорядка, функцию обороны страны, идеологическую, экологическую, культурную функцию.

Экономическая функция выражается в выработке и координации главных направлений развития экономики государства. Эта функция выражается в проведении определенной налоговой политики, формировании бюджета, в государственном регулировании экономических процессов, в создании благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, в охране частной собственности. Необходимо отметить, что экономическая функция государства выражается в регулятивных воздействиях, а не в создании распределительных или запретительных механизмов.


Социальная функция призвана обеспечить социальную защищенность граждан государства, создать нормальные условия существования всех членов общества, независимо от их участия в создании материальных благ. Эта функция выражается в пенсионной политике государства, в мерах по развитию здравоохранения, образования, обеспечения занятости населения, в регулировании размеров заработной платы.

Политическая функция заключается в создании благоприятных условий деятельности политических партий, движений, общественных организаций, организации выборов. То есть политическая функция заключается в создании оптимальных условийй функционирования политической системы общества.

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. Интересы государства, общества, личности находятся под охраной от любых незаконных посягательств. Здесь на первый план выходит такая форма деятельности государства как принуждение. Существует ряд специальных органов , в обязанность которых входит поддержание правопорядка.

Экологическая функция состоит в деятельности государства по охране окружающей среды. Действуют программы по защите окружающей среды, применяются меры принуждения к нарушителям экологического законодательства.

Функция обороны страны состоит в содержании вооруженных сил, которые призваны обеспечить военную безопасность государства.

Идеологическая функция государства состоит в формировании государственной идеи, патриотическом воспитании граждан государства. К идеологической функции примыкает культурная функция.

Внешние функции призваны решать внешние задачи государства. Они направлены на установление тех или иных взаимоотношений с другими государствами.

Внешняя экономическая функция обусловлена тем, что в мире сейчас существует международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, координация товарооборота, развитие финансово-кредитных связей. Существует специализированные международные экономические учреждения. Например, Экономический и Социальный советы при ООН, международный валютный фонд, международный банк реконструкции и развития, Европейский экономический союз.


Внешняя политическая функция проявляется в вопросах войны и мира. Государства устанавливают дипломатические связи, объединяются в политические и военные союзы, создают объединенный контингент войск. Подобные образования имеют конфедеративные и даже федеративные признаки.

Внешняя культурная функция представляет собой деятельность государства по созданию совместных культурных проектов, научных разработок. Международное культурное сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных уровнях. Происходит обмен культурной и научной информацией. Существует специальное учреждение при ООН - ЮНЕСКО.

Внешняя экологическая функция состоит в объединении усилий по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Проводится по линии специализированных учреждений ООН, а также в региональных рамках.15

4. Взаимоотношения государства, общества и личности.

Когда общество существовало в виде небольших групп - родов, племен оно могло регулироваться изнутри. Однако разросшееся общество может существовать лишь только в форме государства, как организованного целого. Следовательно государство - это некое состояние общества, это не параллельная с обществом структура, а структура самого общества. Стремление общества к организованности, упорядоченности приводит к образованию государства.

В то же время, государство существует как противоположность обществу и его составляющим - семье, клану, кругу друзей, конфессии. Небольшое, локальное сообщество способно составить для индивида эмоциональный комфорт, оно обозримо, не беспредельно. Здесь люди не отделены друг от друга, связаны общими интересами и целями. Однако такие факторы как необходимость выживания в борьбе с природой, с враждебными обществами, восполнение жизненных ресурсов как бы «толкают» общество к интеграции и структурированности, то есть к образованию государства. Государство втягивает личность в отношения, где она подчиняется центральной власти, смысла действий которой, личность, зачастую не понимает. Государство для личности - это налоги, чиновничество, нормы закона, участие в войне, инициированной правительством. Поэтому, чтобы полноценно участвовать в жизни государства надо принять его ценности, соотносить их со своими ценностями, то есть обрести государственное мировоззрение.


Однако государство не чуждо и не враждебно личности. Участие в государственной жизни открывает человеку большие возможности для реализации его целей и устремлений. С помощью государства человек обновляет мир, учреждает новый порядок, преодолевает костную социальную среду. Следовательно, государство является инструментом социального творчества человека. Вместе с тем, участие в государственной жизни возможно тогда когда человеку удается найти смысл в участии в делах государства, принять государственное принуждение как необходимое условие своего существования. Одновременно, существует опасность поглощения личности государством. Для человека в государстве существует проблема отчуждения, внутреннего конфликта, когда он вынужден подчиняться требованиям государства, даже если с ними не согласен.

Для государства, как организации общества, важно не превратиться в механизм тотального принуждения и унификации интересов всех членов общества, игнорирующего многообразие общественных интересов. Такое государство может погибнуть в результате подавления живых сил общества, прекращения диалога с обществом. С другой стороны, государственная власть должна быть сильной и противостоять тем силам, которые, удовлетворяя частный интерес, расшатывают государственные устои.


1 См. Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Правоведение. 1999. № 3. С. 3.

2 Там же.

3 Там же.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 31. С. 170.

5 Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М. 2001. С. 37

6 Там же. С. 37.

7 См. Там же.

8 См. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы // Под ред.

В.В. Ильина. М. 1997. С. 234.

9 О нормативизме см. гл. «Основные концепции правопонимания».


10 Там же. С. 241.

11 Там же. С. 243.

12 См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М. 1996. С. 47-48.

13 См. Теория государства и права // Под ред. В.М. Корельскогоо и В.Д.

Перевалова. М. 1997. С.153.

14 Там же. С. 152-153.

15 Подробнее о функция государства см. Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М. Гл. III.