prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


Кафедра инфекционных болезней

Методические рекомендации для

выполнения самостоятельной

внеаудиторной работы студентов

к практическим занятиям по инфекционным болезням для лечебного факультета

(5 курс)

Владикавказ 2010
Содержание:


Бруцеллез

4

Вирусные гепатиты А, Е

12

Вирусные гепатиты В,С,Д

21

Грипп

32

Менингококковая инфекция

40

ГЛПС

50

Дифтерия

56

ВИЧ-инфекция

63

Малярия

73

Сыпной тиф

80

Лептоспироз

87

Сибирская язва

93

Чума


101


Тема «Бруцеллез»

I. Вопросы для самоконтроля.

1. Виды бруцелл, способные вызывать заболевание у человека, и сравнительная характеристика их патогенности.

2. Источник заражения бруцеллеза.

3. Пути заражения человека бруцеллезом.

4. Клинические синдромы, характерные для острого бруцеллеза.

5. Основные клинические проявления хронического бруцеллеза.

6. Методы лабораторной диагностики бруцеллеза.

7. Техника постановки кожно-аллергической пробы Бюрне, учет ее результатов.

8. Дифференциальный диагноз бруцеллеза.

9. Лечение больных бруцеллезом .
II. Целевые задачи

Студент должен знать:

  • Этиологию и эпидемиологию бруцеллеза;

  • Патогенез бруцеллеза;

  • Клинические формы бруцеллеза;

  • Факторы, способствующие формированию хронического бруцеллеза;

  • Основные принципы лечения бруцеллеза;

  • Показания к госпитализации.

Основная литература, рекомендованная федеральной программой:

1. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник.-4-е изд., перераб. И доп.- М.:Медицина. 1995.- 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп.- М., Медицина, 2007.- 1024с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

3. Покровский В.И. (ред.) Инфекционные болезни.- М., 1995.

4. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник.- 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2004.- 816 с.

Дополнительная литература.

1. Белозеров Е.П. Бруцеллез. М., 1985.

2. Лобзин Ю.В. (ред.) Руководство по инфекционным болезням (Руководство для врачей).- С-Пб., 2000.


3. Лобзин Ю.В. (ред.) Избранные вопросы терапии инфекционных больных (Руководство для врачей).- С-Пб., 2005

4. Лобзин Ю.В. (ред.) Клинико-лабораторная диагностика инфекционных болезней.- С-Пб., 2001.


Студент должен уметь:

1. При первичном осмотре больного целенаправленно собрать эпидемиологический анамнез и произвести клинический осмотр и выявить значимые для диагноза признаки острого и хронического бруцеллеза.

2. На основании клинических данных определить форму болезни, оценить тяжесть состояния больного;

3. Оценить результаты специальных лабораторных и аллергологических исследований, подтверждающих бруцеллез;

4. Провести дифференциальную диагностику острого бруцеллеза с ОРЗ, малярией, тифо-паратифозными заболеваниями, сепсисом;

Хронического – с ревматоидным артритом, ревматизмом, лимфогранулематозом, туберкулезом опорно-двигательного аппарата

5. Составить план лечения больного различными формами бруцеллеза.

6. Провести санитарно-просветительную работу среди населения и профессиональных групп с повышенным риском инфицирования бруцеллезом.

1. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней.

2. Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М.

Практика инфекциониста. Минск. 1994.


III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Бруцеллез -


2. Назовите виды бруцел.
3. Как эпидемиологически дифференцируется бруцеллез?

4. Пути передачи инфекции при бруцеллезе.


5. Назовите основные этапы патогенеза бруцеллеза.
6. Больной перенес бруцеллез коровьего типа. Возможна ли в тот же сезон реинфекция Br. melitensis?

7. Всегда ли заражение бруцеллами приводит к заболеванию? Объясните.

8. Клинические синдромы, характерные для острого бруцеллеза.


9. Факторы, способствующие формированию хронического бруцеллеза.

10. Дополните нижеследующий текст. При гибели бруцелл происходит освобождение эндотоксина, с действием которого на вегетативную нервную систему связаны такие проявления болезни, как : ознобы, слабость, …


11. Для бруцеллеза характерно образование очаговых скоплений макрофагальных элементов в соединительнотканных прослойках паренхиматозных органов, мышцах, фасциях, суставных сумках, синовиальных влагалищах. Эти скопления представляют собой …

12. Можно ли на основании клинических данных без учета сроков развития болезни разграничить острый и подострый бруцеллез?


13. Какие типы лихорадок наблюдаются при бруцеллезе? Как объяснить волнообразность лихорадки при бруцеллезе?


14. Относится ли выявление полимикролимфаденита к критериям ранней диагностики острого бруцеллеза?
15. Какие патоморфологические изменения лежат в основе урогенитальной формы хронического бруцеллеза?

16. Имеется ли необходимость в дополнительной постановке РСК, РНГА при положительных результатах реакции Райта?

17. Суть кожно-аллергической пробы Бюрне и интерпретация полученных результатов?
18. Составьте таблицу дифференциальной диагностики острого бруцеллеза со следующими заболеваниями

Признаки

Острый бруцеллез

Брюшной тиф

ОРЗ

Лептоспироз
















19. Критерии дифференциального диагноза хронического бруцеллеза.


20. Решите ситуационную задачу.

Больная 45 лет, работает ветврачом. Обратилась с жалобами на боли в крупных суставах рук, ног, слабость, потливость, раздражительность, плохой сон.

Считает себя больной около 2 лет, когда впервые стали беспокомть боли в крупных суставах, временами повышалась температура до 37,5° С. Лечилась амбулаторно по поводу ревматизма с временным улучшением. Ухудшение состояния наступило месяц назад: усилилась слабость, потливость, обострилась боль в суставах, появилась раздражительность, что и заставило обратиться к врачу.

Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы влажные. В подкожной клетчатке пояснично-крестцовой области определяются уплотнений величиной до фасоли. Суставы внешне не изменены, но движения в коленных, голеностопных, локтевых суставах несколько ограничены из-за болезненности. Печень и селезенка не увеличены. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс 76 уд в мин. АД 120/80 мм рт ст. Пальпируются лимфоузлы передне- и заднешейные, подчелюстные, подмышечные, паховые.

-Поставьте диагноз.

-С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику?

-Составьте план обследования больной.

- Назначьте лечение.

Тестовые задания к самостоятельной работе по теме

«Бруцеллез»
Указать правильный ответ

1. Причины перехода острого инфекционного процесса в хронический при бруцеллезе:

а) Незавершенный фагоцитоз

б) Аллергизация организма

в) Изменение реактивности организма

г) Все указанное

д) Все перечисленное не соответствует истине
2. Из серологических реакций для диагностики хронического бруцеллеза применяют реакцию:

а) Агглютинации (Райта)

б) Непрямой гемагглютинации (РНГА)

в) Хеддельсона

г) Кумбса

д) Все перечисленные
3. Ведущие патогенетические механизмы бруцеллеза:

а) Бактериемия, эндотоксинемия


б) Незавершенный фагоцитоз

в) Сенсибилизация организма

г) Формирование очагов продуктивно-деструктивного воспаления в

органах и тканях

д) все перечисленное
4. Клиническая картина при бруцеллезе:

а) Полиморфизм клинических проявлений

б) Отсутствие строгой цикличности клинического процесса

в) Склонность к затяжному и хроническому течению

г) Соответствие эпизодов лихорадки развитию новых воспалительных

очагов

д) Все перечисленное
5. При остром бруцеллезе наблюдают:

а) Длительную лихорадку с относительно хорошей переносимостью

б) Ознобы, потливость

в) Миалгии и артралгии

г) Полилимфаденопатию

д) Гепатолиенальный синдром

е) Все перечисленное
6. При подостром бруцеллезе наблюдают:

а) Сокращение периодов лихорадки и удлинение эпизодов нормальной

температуы

б) Лимфаденопатию

в) Гепатолиенальный синдром

г) Клинические проявления очаговых органных поражений, фиброзитов и

целлюлитов

д) Все перечисленное
7. Хроническому бруцеллезу свойственны, кроме:

а) Развитие спустя 6 мес от начала заболевания

б) Слабые или умеренные проявления интоксикации

в) Длительные ремиссии

г) Преобладание очаговых поражений различных органов и систем

д) Развитие стойкого лимфостаза и слоновости
8. Для лабораторной диагностики бруцеллеза используют методы, кроме:

а) Бактериологически

б) Аллергологических

в) Серологических

г) Бактериоскопических
9. Принципы терапии острого бруцеллеза:

а) Этиотропное лечение

б) Дезинтоксикационная терапия

в) Использование антигистаминных препаратов

г) Назначение нестероидных противовоспалительных препаратов

д) Все перечисленное

10. Основные принципы профилактики бруцеллеза:


а) Ликвидация инфекции среди с/х животных

б) Обеззараживание продуктов и сырья животного происхождения

в) Создание устойчивости к бруцеллезу у людей

г) Все указанное

д) Все перечисленное не соответствует истине
Ответы:

1 – г 6 - д

2 – д 7 - д

3 – д 8 - г

4 – д 9 - д

5 – е 10 - г
Тема: «Вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом

передачи»
I. Вопросы для самоконтроля


  1. Классификация вирусных гепатитов. Определение острых вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи инфекции.

  2. Этиология вирусного гепатита А и вирусного гепатита Е. Характеристика возбудителей.

  3. Эпидемиология вирусного гепатита А (ВГА) и вирусного гепатита Е (ВГЕ). Сходства и отличия.

  4. Патогенез ВГА и ВГЕ.

  5. Клиническая картина ВГА (варианты течения; периоды и формы заболевания).

  6. Клиническая картина ВГЕ. Особенности течения у беременных.

  7. Осложнения и исходы ВГА и ВГЕ.

  8. Диагностика ВГА и ВГЕ (неспецифическая и специфическая)

  9. Принципы лечения ВГА и ВГЕ и их профилактика.




  1. Целевые задачи:



Студент должен знать:

  • Понятие о вирусных гепатитах и их классификацию

  • Особенности этиологии и эпидемиологии ВГА и ВГЕ

  • Основные патогенетические механизмы развития этих заболеваний

  • Клинику ВГА и ВГЕ. Сходства и отличия.

  • Возможные исходы и осложнения этих заболеваний

  • Заболевания, с которыми необходимо проводить дифференциальный диагноз

  • Принципы лабораторной диагностики указанных заболеваний
  • Принципы лечения больных с ВГА и ВГЕ


  • Меры профилактики (неспецифической и специфической) развития указанных заболеваний

  • Мероприятия в очаге ВГА и ВГЕ


Студент должен уметь:

  • При первичном осмотре больного с подозрением на вирусный гепатит собрать жалобы, выявить особенности анамнеза заболевания и эпидемиологического анамнеза, провести осмотр и физикальное обследование больного и поставить предварительный диагноз ВГ.

  • Назначить необходимое обследование (лабораторные и инструментальные) для уточнения диагноза и правильно их интерпретировать

  • Сформулировать развернутый диагноз

  • Разработать индивидуальный план лечения больного (диета, режим, специфическая и неспецифическая терапия)

  • Провести дифференциальный диагноз с другими заболеваниями инфекционной и неинфекционной природы

  • Оценить эффективность проводимой терапии

  • Провести санитарно-просветительную беседу по предупреждению ВГА и ВГЕ в очаге и наблюдение за контактными




Литература

Основная литература, рекомендуемая федеральной программой:

1. Шувалова Е. П. Инфекционные болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1995. - 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. – М., 1999. – Т. 1,2.

3. Покровский В.И. (ред.) Инфекционные болезни. – М., 1995 г.

4. Шувалова Е. П., Белозеров Е.С., Беляева Т.В. Инфекционные болезни: Учебник. – 2001

5. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник.- 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2004. – 816 с.
Дополнительная литература:
1. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. – СПб., 1996

2. Лобзин Ю.В., Жданов К.В., Волжанин В.М. Вирусные гепатиты: клиника, диагностика, лечение. – СПб., 2006. – 192 с.


3. Лобзин Ю.В., Финогеев Ю.П., Новицкий С.Н. Лечение инфекционных больных. – СПб., 2003 – 128 с.

4. Соринсон С.Н. Вирусные гепатиты. – СПб., 1998

5. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993

6. Фарбер Н.А. и др. Вирусные гепатиты у беременных. М., 1990

7. Радченко В.Г., Шабров А.В. Основы клинической гепатологии. Заболевания печени и билиарной системы. - СПб., 2005. – 864с.

1. Малов Ю.С. Пропедевтика внутренних болезней. Учебник для мед. вузов – СПб., 1998 – 296 с.

2. Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. Минск. - 1994




III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.


    1. Назовите эпидемиологические особенности вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя.




    1. Какие утверждения правильные? Возможным источникам возбудителя вирусного гепатита А может быть:

  1. Вирус гепатита А

  2. Испражнения больного

  3. Больной ГА с клинически манифестной формой

  4. Больной ГА с субклинической и инаппарантной формой

  5. Зараженная вода

  6. Мухи

  7. Посуда, которой пользовался больной

    1. Учитывая свойства возбудителя, объясните основные звенья патогенеза развития ВГА. Поясните с чем связано доброкачественное (в подавляющем большинстве случаев) течение и благоприятные исходы ВГА?



    1. Объясните с чем связано тяжелое течение болезни у беременных, инфицированных вирусом гепатита Е?




    1. Какие основные синдромы развиваются у больных с вирусными гепатитами А и Е?

    1. Какой характер желтухи при вирусных гепатитах А и Е?




    1. Что такое синдром цитолиза? Дайте определение


    1. Что такое синдром холестаза? Дайте определение



    1. Назовите периоды болезни при ВГА.


    1. Какие утверждения характерны для ВГА:

  1. На один случай заболевания, протекающего с желтухой, приходится 5 случаев и более без желтухи

  2. Смертность от ГА во всех странах низкая, увеличивается с возрастом после 40 лет

  3. Характерно острое начало болезни с выраженной температурной реакцией и проявлениями интоксикации

  4. С появлением желтухи больные неопасны для окружающих

  5. При появлении желтухи состояние больных ухудшается

  6. Характерны внепеченочные проявления




    1. Какие биохимические тесты имеют наибольшее значение для ранней диагностики гепатита А?



    1. Какие биохимические тесты имеют наибольшее значение для оценки тяжести гепатита А?



    1. Какие параметры учитываются при построении диагноза гепатита А? Приведите пример правильной формулировки диагноза при гепатите А (форма, течение, степень тяжести).

    2. Допишите недостающие термины в нижеследующем тексте:

Желчные пигменты- это , уробилин – это ….

При гепатите А на высоте желтухи в крови ↑… билирубин, он растворяется в воде и поэтому легко экскретируется в мочу в виде желчных пигментов. В то же время на высоте желтухи кол-во конъюгированного билирубина, экскретируемого печенью в кишечник, резко ↓ и, следовательно, не образуется … , поэтому его количество в крови уменьшается и прекращается экскреция в мочу



    1. Какие методы специфической лабораторной диагностики применяют для подтверждения вирусного гепатита А?



    1. Назовите диагностические маркеры гепатита А и гепатита Е:

  1. HBsAg e. HBeAg

  2. anti-HAV IgM f. anti-HBeAg

  3. anti-HAV IgG g. RNA-HAV

  4. anti-HBcorIgM h. anti-HEV IgM




    1. Правильно ли утверждение? Обоснуйте.

Обнаружение в крови у больных anti-HAV IgM характеризует окончание активного инфекционного процесса, санацию организма и рассматривается как маркер HAV-пастинфекции.

    1. Назначьте лечение больному 43 лет с диагнозом: Вирусный гепатит А, холестатическая форма, средней степени тяжести



    1. Показано ли назначение специфического противовирусного лечения при ВГА и ВГЕ? Обоснуйте


    1. С какими заболеваниями приходится проводить дифференциальный диагноз гепатита А в желтушном периоде?

  1. Гриппом и другими ОРЗ

  2. Гастроэнтеритами различной этиологии

  3. Инфекционным мононуклеозом

  4. Болезнью Васильева-Вейля

  5. Синдромом Жильбера

  6. Иерсиниозом



    1. К какой группе препаратов относятся следующие лекарственные средства и показано ли их назначение больным гепатитом А: магния сульфат, фламин, отвар кукурузных рылец, аллохол, холензим, хофитол, гепабене



    1. Когда можно снять с учета реконвалесцента гепатита А?


    1. Существует ли специфическая профилактика гепатита А и гепатита Е? Если да, то какие вакцинные препараты используются?



Тестовые задания к самостоятельной работе по теме

«Вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом передачи»

Укажите один правильный ответ
1. Основные лабораторные показатели цитолиза гепатоцитов:

а) Повышение уровня билирубина сыворотки крови

б) Повышение активности АлАТ и АсАТ

в) Гипоальбуминемия

г) Гипопротромбинемия

д) Все перечисленное
2. Наиболее ранний лабораторный показатель цитолитического синдрома

а) Повышение уровня билирубина сыворотки крови

б) Повышение активности АлАТ

в) Повышение активности АсАТ

г) Снижение уровня альбумина сыворотки крови
3. Клиническими признаками мезенхимально – воспалительной реакции при вирусном гепатите является все перечисленное, кроме:

а) Повышения температуры тела

б) Увеличения селезенки

в) Анемии

г) Лейкопении, увеличения СОЭ

д) Эозинофилии
4. Механизм передачи вируса гепатита А:

а) Капельный

б) Фекально - оральный

в) Парентеральный

г) Половой

д) Перинатальный
5. Для вирусного гепатита А характерны все перечисленные эпидемиологические закономерности, кроме:

а) Высокой устойчивости возбудителя во внешней среде

б) Наибольшей заболеваемости у детей до 1 года

в) Заболеваемость имеет сезонный характер

г) Характерны циклические подъемы заболеваемости

д) Наибольшая восприимчивость среди детей 2-14 лет
6. Морфологические изменения при вирусном гепатите А ха­рактеризуются всем перечисленным, кроме:

а) Дистрофии печеночных клеток

б) Некробиоза гепатоцитов

в) Фокального или пятнистого типа некроза печени

г) Жировой инфильтрации гепатоцитов

д) Мезенхимальноклеточной инфильтрации портальных полей

7. Острый вирусный гепатит А верифицируется:


а) Повышением активности АлАТ

б) Повышением уровня билирубина сыворотки крови

в) Обнаружением антител к вирусу гепатита А класса IgM

г) Обнаружением антител к вирусу гепатита А класса IgG

д) Повышением уровня иммуноглобулинов основных классов
8. Сроки диспансерного наблюдения после вирусного гепатита А составляют:

а) 1 раз в месяц в течение 3 месяцев

б) 1 раз через 1 месяц после выписки

в) 1 раз в 3 месяца в течение 1 года

г) В течение 3 лет

д) В течение 5 лет
9. К основным эпидемиологическим характеристикам гепатита Е относится все перечисленное, кроме:

а) Чаще болеют дети в возрасте 2-5 лет

б) В основном болеют взрослые 20 - 35 лет

в) Передается водным путем

г) Характеризуется эпидемическим распространением

д) Отмечается тяжелое течение болезни с высокой летальностью у берменных женщин

10. Отличительная особенность преджелтушного периода гепатита Е:

а) Лихорадка

б) Слабость, снижение аппетита

в) Боли в правом подреберье и эпигастральной области

г) Артралгии

д) Сыпь
11. В раннем желтушном периоде гепатита Е характерны все перечисленные симптомы, кроме:

а) После появления желтухи отмечается значительное улучшение самочувствия

б) Одним из ведущих симптомов являются боли в правом подреберье

в) Сохраняются слабость, снижение аппетита, тошнота, иногда рвота в течение 3-6 дней

г) Желтуха продолжает нарастать в течение 2-3, иногда 10 дней

д) Отмечается значительное увеличение печени, болезненность ее при пальпации

Ответы:

1 – д 3 – в 5 – б 7 – в 9 – а 11 - а

2 – б 4 – б 6 – г 8 – б 10 - в




следующая страница >>