prosdo.ru
добавить свой файл
1
«Мозговая атака» (штурм, осада)


и «атака разносом»


Докладчик: д.т.н., профессор Пономарев С.В.

Семинар 15 января 2013 года

Тамбов 2013

«Мозговая атака» используется [1, 8-10, 39, 41,62] в качестве средства генерирования идей для целей идентификации возможных причин неудач и потенциальных возможностей улучшения качества. Мозговая атака была придумана [1] А. Ф. Осборном в США и может быть широко использована не только при построении причинно-следственных диаграмм Исикавы типа «рыбий скелет», но и в процессе использования большинства других «основных», «новых» и «комплексных» инструментов управления качеством, рассматриваемых в первой, второй и третьей главах.

Задачей мозговой атаки является не допустить исключения из поля зрения возможных причин брака или путей улучшения качества.

Процедура «мозговой атаки» длится 1 – 1,5 часа и включает в себя следующее [1, 8-10, 39, 41, 62]:


  1. организатор создает группу людей (порядка 5 – 9 человек), знакомых с той областью, где возникла проблема;

примечание: желательно, чтобы в эту группу, наряду со специалистами, глубоко знающими проблему, входили специалисты из смежных (близких) областей знаний;

  1. ясно, но не слишком конкретно (чтобы не сузить область поиска возможных решений), объявляется задача собрания для «мозговой атаки»

примечания:

  • на этом этапе полезно специалистов, впервые участвующих в «мозговой атаке», ознакомить с основным содержанием и этапами предстоящей работы, рассмотренными ниже;
  • полезно обратиться к участникам «мозговой атаки» с просьбой о том, чтобы они, при появлении даже казалось бы самых «бредовых» идей, незамедлительно и не задумываясь сообщали об этих идеях участникам «мозговой атаки», так как именно кажущиеся «бредовыми» идеи (которые не могут прийти в голову специалистам, глубоко знающим проблему) во многих случаях позволяют найти неожиданное и наиболее эффективное решение проблемы;


  1. все члены группы выступают по очереди и высказывают по одной идее, что позволяет создать обстановку соревнования в процессе работы (возможен вариант, когда каждый участник в течение 5 – 15 минут записывает свои предложения на листе бумаги);

  2. по возможности члены коллектива развивают и дополняют идеи, высказанные другими участниками;

примечание: на этом этапе не допускается какая-либо критика или простое обсуждение высказанных идей – разрешается только поддержка и углубление (развитие, дополнение) высказанных предложений;

  1. высказанные идеи записывают (например, на специально подготовленных карточках) так, чтобы все их видели;

  2. процесс выдвижения идей продолжается до тех пор, пока не прекратится их поток;

  3. высказанные идеи группируются, например, с использованием мнемонического приема 4М … 6М или по другим соображениям;

  4. все высказанные идеи обсуждаются и рассматриваются для уточнения их формулировок, правильности их включения в конкретную группу причин и формирования результатов работы, например, диаграммы Исикавы типа «рыбья кость».

«Мозговой штурм» [1], в отличие от «мозговой атаки» длится 3 – 4 часа (половина рабочего дня). «Мозговая осада» [1] – от одного до нескольких рабочих дней. Например, «мозговая осада» может включать в себя шесть «мозговых атак», каждая из которых возможно будет посвящена построению одной из шести «больших костей» диаграммы Исикавы, отражающих влияние на качество:

  • персонала;

  • машин, станков и оборудования;

  • сырья, материалов, комплектующих;

  • технологий производства;

  • средств измерения и методов контроля;

  • производственной и окружающей среды.

«Атака разносом» [1], как это следует из ее названия, направлена на критический анализ, например, подготовленного проекта. При «атаке разносом» все внимание коллектива должно быть направлено исключительно на поиск имеющихся недостатков предмета анализа, высказывание положительных отзывов и какая-либо поддержка запрещены. Во избежание психологических срывов и душевных травм, нежелательно присутствие авторов проекта при анализе результатов их работы с применением «атаки разносом».


Помимо рассмотренных выше «мозговой атаки» (штурма, осады) и «атаки разносом», в качестве инструментов и методов генерации идей (используемых как при поиске причин неудач, так и при разработке предложений по усовершенствованию имеющихся процессов) могут быть применены [54].

1. Письменный вариант мозговой атаки, предусматривающий непосредственное изложение идей в письменной форме с использований карточек или стендов [54].

В случае использования карточек, они передаются (циркулируют) среди участников работы для добавления сопутствующих идей или расширения ранее высказанных идей.

Во втором варианте идеи записывают на больших досках или стендах. При этом участники работы ходят около стендов, расставленных в помещении, и добавляют сопутствующие идеи, развивают предложенные другими идеи, добавляют новые элементы.

Недостаток письменного варианта – сложно обеспечить анонимность высказанных идей и предложений.

2. Метод анкетирования Кроуфорда можно рассматривать [54] как специфический случай письменного варианта мозговой атаки с использованием карточек, когда нет циркуляции карточек среди участников работы. За счет этого легко обеспечивается анонимность высказанных предложений и идей. После завершения работы идеи сортируются на классы одним человеком. Получившийся итоговый документ, в котором выполнено предварительное суммирование всех идей, уже может открыто обсуждаться специалистами, входящими в состав группы.

Достоинство метода анкетирования Кроуфорда – он может применяться в случаях, когда имеются конфликты в группе специалистов, выдвигающих идеи.

Рекомендуемые учебные пособия

    1. Пономарев, С.В. Управление качеством процессов и продукции. В 3-х кн. Кн.2 : Инструменты и методы менеджмента качества процессов в производственной, коммерческой и образовательной сферах : учебное пособие / С.В. Пономарев, Г.А. Соседов, Е.С. Мищенко и др. ; под ред. д-ра техн. наук, проф. С.В. Пономарева. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 212 с.

    2. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: Учебное пособие/ С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарева // М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 248 c.