prosdo.ru
добавить свой файл
1




АРХИТЕКТУРА БОРОККО.
Характерные черты Борокко.


  • обилие пышных декоративных украшений,

  • подчёркнутая театральность,

  • искажения классических пропорций,

  • оптический обман,

  • преобладание сложных криволинейных форм.


Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя – главная задача архитекторов. Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны.

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, трудно понять, где стена. Колонны и полуколонны, установленные на высокие пьедесталы, собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, двери и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур.

План зданий:

РЕНЕССАНС – круг, квадрат, прямоугольник.

БАРОККО - овал, конфигурация очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов.

В барокко возобладали:

  • - неумеренная ДЕКОРАТИВНОСТЬ, ТЯЖЕЛОВЕСТНАЯ роскошь;

  • - обилие скульптуры;

  • - насыщенный цвет и позолоты.


Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини.
Родина барокко – Италия. В Риме можно увидеть, что здесь переплелись самым невероятным образом строгая Античность и роскошное барокко.

Франческо Борромини


Экспрессивность архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, контрастность масштабов, игра света и тени – вот, что отличало творческую манеру архитектора.

Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещённый на высоком барабане. Две многоярусные колокольни, расположенные по обе стороны от купола, придают уравновешенность фасаду и придают особую нарядность и торжественность . Не менее эффектен и интерьер собора.

Лоренцо Бернини (1598-1680) по праву называют «гением барокко». Он прославился как архитектор так и скульптор, живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актёр, создатель сложнейших театральных декораций. В 25 он стал знаменитым, работал над архитектурным обликом Рима, выполняя заказы Ватикана. Современников поражала грандиозность замыслов и смелость их осуществления. В творчестве Бернини ярко и полно выразил стиль барокко.

Оформление площади перед собором Святого Петра. Предстояло решать сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею Католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Она должна была превращаться и в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. Бернини справился с этой задачей. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей: трапециевидная, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора; овальная, обращенная к городу и обрамлена величественной колоннадой. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математический расчёт, безукоризненное чувство масштаба, установление 96 статуй с изображением святых. Много было сделано и для внутреннего облика собора Святого Петра.


Изобразительное искусства барокко.
Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини.

Определяя главные особенности изобразительного искусства и скульптурного творчества Лоренцо Бернини, можно сказать, что Бернини умел подчинять свой творческой фантазии твёрдый камень, превращая его в послушный и податливый материал. Виртуозно обрабатывая белый или цветной мрамор и бронзу, он добивался удивительных световых эффектов, имитировал блеск и мягкость кожи, фактуру ткани. Но главной заслугой Бернини-скульптора было мастерское воспроизведение тончайших движений человеческой души, в этом искусстве ему не было равных. В интерьерах соборов и капелл, оформляя ансамбли площадей, он создавал непревзойдённые по красоте и изяществу композиции.

«Экстаз Святой Терезы» - алтарная композиция для римского собора Санта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в 16 веке и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой. Сложнейшую задачу автор решил эту задачу через видение во сне и виртуозно передать высшее напряжение чувств героини. Парящие фигуры(скрыта точки опоры) подчёркнуты лучами на заднем плане и клубящимися облаками. Страдание и наслаждение переплетаются в её болезненно-восторженном облике. Композиция помещена в глубокой нише, обрамлённой цветным мрамором.

Фонтан Тритона и Четырёх рек
Живопись Барокко – наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные аллегорические композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов.

Монументальная живопись барокко расширяла границы реального пространства и всё больше напоминала мистические или театральные действа.


Главные её темы – торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Монументальная живопись барокко получила широкое распространение в западноевропейских странах, особенно во Франции. Но она здесь развивалась в рамках уже сложившихся стилей – классицизма 17 в. и рококо, возникшего в начале 18 столетия. Парадная пышность декоративных композиций Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашенный им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное и льстивое восхваление высокопоставленных особ, принёс художнику головокружительный успех. Он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобеленов и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце.

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета . Главная задача художников – передача тончайших психологических оттенков человеческой души. Вот поэтому здесь нет профильных портретов. Чаще это монархи, государственных и общественных деятелей, высшая знать – кавалеры и дамы, купцы и священники. Портреты изобилуют символических атрибутов и аллегорических намёков. Сложные драпировки, яркие, запоминающиеся детали, занавесы из тяжёлых тканей создают праздничную торжественную атмосферу. Ни один придворный живописец конца 17- начала 18 века не мог пройти мимо жанра парадного портрета.

Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика 14, выполненным французским художником

Гиацинтом Риго (1659-1743)!

Сколько напыщенности и самолюбования в

портрете Людовика 14,

выполненным французским художником

Театральность и вычурность позы, высокомерный и снисходительный взгляд «короля-солнца» чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти.


Помпезный стиль барокко постепенно уступал место новым веяниям в искусстве. Характерным символом уходящего времени стала картина французского художника А.Ватто «Вывеска лавки Жерсена» В Ящик был отправлен портрет самого Людовика 14 в пышном парике и со всеми атрибутами королевской власти.
Рубенс – король живописи.

Питер Пауэлл Рубенс(1577-1640) принадлежит к числу выдающихся художников мира. Передавая сходство с натурой, наделял полотно жизненной силой, энергией, доставлял радость глазу, наполняя интенсивной, бьющей через край жизнью всё, чего касалась его кисть. Эжен Делакруа называл его «Гомером живописи». Рубенс – крупнейший мастер торжествующего барокко. Унаследовал и развил многие традиции этого художественного стиля. Столкновение стихийных сил и накал человеческих страстей – характерно для многих полотен художника. Многофигурные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями.

Картины Рубенса отличаются свободной пластикой форм, сильными цветовыми эффектами, тончайшей игрой красочных оттенков. Сочные, яркие краски, которые он накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Для него было характерно письмо длинными волнистыми мазками.

Его картины, отвечающие вкусам королей и монархов вписывались в убранство Лондона, Парижа, Антверпена.
Его картины – это не барочные декорации парадных залов, дворцов и музеев. Это подлинные шедевры, в которых органично сочетаются лучшие традиции итальянских и голландских мастеров, ощущается собственный почерк талантливого мастера.

«Автопортрет с Изабеллой Брант» -красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Изысканная одежда подчёркивает его аристократичность и тонкий художественный вкус. Вместе с женой в беседке, увитой зеленью, с видом ласкового покровительства по отношению к жене. Выразительные глаза обращены к зрителю, взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Эти фигуры символизируют внутреннее согласие и любовь.


Рубенс был назначен придворным живописцем, что поднимало его престиж и открывало дорогу путь к свободному творчеству. Число поклонников росло. Заказчиками были французская королева Мария Медечи, принцесса Нидерландов Изобелла, генуэзские купцы…

Для выполнения многочисленных заказов была создана огромная мастерская, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, сре которых были знаменитые молодые художники Фландрии: Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс.

Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шёл в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картин, приписывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и ещё столько же в сотворчестве с уче6никами – невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года.

Рубенс никогда не замыкался в рамках какого-то жанра живописи. Он писал многочисленные картины-аллегории, посвящённые