prosdo.ru 1
Билет 18. Происхождение якутов


Якутский язык тюркская группа алтайская семья.Тюркский яз(60%), монголь(25%), тунгусо-маньчжур(4%), 10% неизв происхожд. Предположение о южном происхождении якутов выдвинули ученые - путешественники XVIII в (Ф. Страленберг, Г. Миллер, Э. Фишер, Я Линденау). Впервые спец изучил происхожд як Г.В.Ксенофонтов «Ураанхай сахалар».Основной вывод: совр. якуты — народ смешанного происхождения; Сов этнограф С.А. Токарев (40-е гг). Идея- якуты сложились на Средней Лене, на базе смешения различных этнических компонентов, но при преобладании аборигенного начала. А.П. Окладников - преобладающее значение южных элементов в складывании народности на Средней Лене. Тюрки проникли из Прибайкалья. Курыканы или их потомки начали продвижение на север в X в., этот процесс завершился в XVI в.

Совр выводы - истоки этногенеза якутов прослеж-ся скифо-хуннские компоненты, состоящие из 2 частей - скифо-сибирской и хуннской>>истоки этногенеза уходят корнями в культуру ранних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Она стала основной для формирования ряда тюркоязычных народов Сибири. Для всех них точкой этногенеза – скифо-сиб культ-е единство. От них сохранились некоторые реликтовые проявления в традиционной культуре якутов. Они зафиксированы и в языке народа, большей частью в религиозных терминах. Возможно, самый ранний пласт в этногенезе саха составили какие-то древние рано отуреченные группы индо-сакского происхождения, связанные с племенами Горного Алтая.

Популяционно-генетические исследования крови показали, что "якуты по происхождению не монголоиды, а европеоиды". Затем произошло смешение древних европеоидов с монголоидными племенами, что могло превратить предков якутов в тюркоязычную монголоидную этническую общность.

Г.В. Ксенофонтов и А.Н. Бернштам-родство якутов с хуннами.

Сходство химического состава и формы волос хуннов из княжеских погребений с волосами современных якутов. Истоки этого "хуннского" комплекса в якутской культуре нашли отражение в религиозных верованиях. В частности, с ними связывается ысыах, в своем близком варианте существовавший у хуннов.


Тюркское влияние: в формировании як культ участв 2 тюркских компонента. Один, составил основу совр як яз, близок к древнеогузскому и отделился от родственных наречий в VI в. Им, видимо, являлся язык прибайкальских курыкан. Под влиянием местного монголояз-го населения происходило становление хозяйства курыкан со стойловым содержанием скота. Впоследствии курыканские предки занесли в бассейн Средней Лены специфическую форму оседлого скотоводства, стали строить жилища, лепить глиняные горшки. Они унаследовали также свой основной физический облик.

Второй тюркский компонентом-язык кыпчакского типа. С носителями этого языка связывается самоназвание народа "саха" и этноним "ханалас"

Монгольские языки-в як яз 2500 слов монголь происхождения. Это родство также определяется наличием общих предков в лице курыкан. К якутам особенно близки булагаты и эхириты. Филологи считают, что мощное влияние монгольского языка на якутский произошло на Средней Лене в XIII-XV вв.

В 1970-1980-х годах в Центральной Якутии впервые были обнаружены скотоводческие поселения, датируемые XIV-XV вв. Эти памятники составили особую кулун-атахскую археологическую культуру. Вещи из этих поселений проявляют близкую связь с аналогичными находками из археологических культур Прибайкалья, Южной Сибири, в основном, датируемых курыкано-уйгурским временем (VI-X вв.). Но часть кулун-атахского комплекса несет на себе печать традиций раннего железного века Якутии.

Считают, что этнос приспосабливается к определенному ландшафту в период своего формирования. С этой точки зрения, якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, т.е. на территории Центральной Якутии. Пришлые скотоводы кулун-атахцы провели определенные изменения в хозяйственной жизни региона - привели с собой лошадей и коров, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство в Якутии.

Таким образом, завершение этногенеза и формирования якутской культуры на Средней Лене произошло в XVI в.