prosdo.ru   1 ... 21 22 23 24
словно у себя дома, поэтому ночномые пиршества для церкви стали представляться одной из главных примет

«ведьм».
В VII–XII веках представления о колдовстве и о ночных полетах существовали раздельно, и вопрос о стригах в
памятниках права соединяется лишь иногда с вопросом о наказании блудниц, но никогда не смешивается с мерами
против колдовства. Когда же получили распространение процессы против ведьм, всякая стрига являлась злой
колдуньей, и на церковно-юридическом языке всякая ведьма обозначалась то словом striga, то словом malefica, т.
е. женщина, по мнению «компетентных» авторов Молота ведьм, летавшая по ночам и напускавшая бури с градом,
болезни и многие другие напасти.
Другое важное положение-участие в шабашах, пошло от молитвенных собраний катаров. Незнание греческого языка
(«катары» — от греческого «чистый») привело к мнению, как писал Doctor Universalis, профессор богословия
парижского университета, схоластик Алан из Милля: «Катары зовутся так от кота: ибо, как говорят, они целуют в
зад кота, в виде коего является Люцифер.»
Отсюда пошло и картинное описание шабашей еретиков, — «синагог сатаны» как их называли. В урочный час еретики
собираются на шабаш в синагогу. К потолку синагоги прикреплена длинная веревка. Все ждут. И вот по этой
веревке задом с поднятым хвостом спускается огромный черный кот. Это их божество, это их повелитель. Все
бросаются гаснет, и начинается неслыханная оргия. Наряду с образом кота сатана любил принимать также образ
гигантской жабы. Тогда он требовал, чтобы его лобзали прямо в уста — и Вильгельм парижский серьезно размышлял
о том, почему свыше «попускаются» такие поцелуи.
Затем, изрядно дополненные детальными подробностями, эти описания перешли на шабаши ведьм.
О проповеднике Иоганне Тевтонском из Гальберштадта, бывшим одним из известнейших волшебников своего времени,
говорится, что он в 1221 г. в одну ночь одновременно служил три мессы: одну в Гальберштадте, другую в Майнце и

третью в Кельне. Натершись мазью, приготовленной из жира новорожденных детей и различных трав, таких как: мак,

паслен, подсолнечник, головолом и белена, ведьмы могут носиться по воздуху на разного вида утвари: щетках,
кочергах и сенных вилах. Эти вспомогательные средства употребляются ими обыкновенно во время большого
праздника, шабаша ведьм, который обыкновенно справляется на какой-нибудь высокой горе, а в некоторых странах в
большом лесу, на открытом месте. Празднество происходит или в Вальпургиеву ночь на первое мая, или в ночь на
Иванов день. В этих празднествах должны участвовать все ведьмы; тех, кто отсутствует без уважительных причин,
черт мучает всю ночь так, что они не могут спать.
Когда настает время отъезда, ведьма натирается мазью, берет предмет, на котором хочет ехать, и тихо говорит
следующие слова: «Взвейся вверх и никуда» («Oben auss und nirgends an»). Летает она обыкновенно через дымовую
трубу. Некоторые скачут на своем черте, который стоит у дверей в виде козла. Во время путешествия ведьмы
должны особенно остерегаться того, чтобы не беспокоиться и не озираться вокруг; ибо в противном случае они
падают вниз и могут причинить себе большой вред, так как они часто летают очень высоко. Некоторые совершенно
голые, другие — в одежде.
Когда они соберутся на место празднества, то начинают приготовления к пиршеству. Столы и скамейки придвинуты и
на стол ставятся дорогая серебряная и золотая утварь. Кушанья часто бывают превосходны, но иногда черт любит
пошутить над своими гостями и угощает их падалью другими нечистыми яствами; в кушаньях, однако, нет соли;
так бывает всегда. После еды ведьмы обмениваются новостями: каждая сообщает, что происходило в ее стране; ибо
они обращают внимание на все, что делается у людей. «Для начальников ведьм и колдунов это служит таким
средством, что они становятся своего рода новыми газетами».
Затем дьявол дает своим слугам новый яд, чтобы творить новые несчастья. Этот яд, как повествуют многие авторы,

добывается таким образом: дьявол в образе козла приказывает сжечь себя, после чего ведьмы старательно собирают

золу, которая чрезвычайно опасна для людей и скота. Вскоре после этого козел, однако, вновь появляется среди
них и взывает страшным голосом: «Отомстите им или вы умрете».
Затем все выражают дьяволу свою глубокую преданность и почтение: это делается в такой форме: козел обращает ко
всему собранию заднюю часть тела и всякий член собрания целует его в это место. Но в этом виде он показывается
не всем; новообращенные, на которых еще нельзя вполне положиться, отводят глаза, и они воображают тогда, что
видят великого принца, которому они целуют руки; но это одно только воображение. Затем начинается настоящее
веселье, ведьмы становятся в круг, спинами внутрь круга, чтобы не видеть друг друга, и под свист начинают свой
хоровод. Во время танца ведьмы и черти поют хором: «Господин, господин, черт, черт, прыгни здесь, прыгни там,
скакни здесь, скакни там, играй здесь, играй там». В заключение каждый черт хватает свою ведьму, удовлетворяет
с ней свою похоть, после чего наступает время, когда каждая ведьма должна рассказать, какое несчастье
сотворила она со времени последнего общего собрания. Тех, кто не может рассказать о какой-нибудь достаточно
злой проделке, старшие дьяволы бьют плеткой.
Когда новые сочлены увидят, таким образом, все, чего они могут ожидать худого и хорошего, их торжественно
принимают в союз, причем они вписывают свое имя собственной кровью в большую книгу. Иногда заключается
формальный контракт между дьяволом и лицом, вступающим в сделку; это лицо оговаривает в нем себе земные блага,
за что по истечении определенного времени переходит во власть дьявола. Такой контракт может быть заключен не
только во время праздника, но, вероятно, и во всякое время Это видно из следующего отрывка старинного акта:
«Я, нижеподписавшаяся, Магдалина де-ля-Палюд и т. д., сим заявляю и удостоверяю, что в присутствии господина

Луи Готфрида и дьявола Вельзевула я отрекаюсь от моей части у Бога и у небесных сил. Я отрекаюсь вполне, всем

сердцем, силой и волей от Бога Отца, Сына и Святого Духа, от Пресвятой Богородицы, от всех святых и ангелов, а
в особенности от моего ангела-хранителя» и т. д.
После того как имя занесено в книгу и контракт заключен, совершается крещение нового члена. «Это и есть
причина, почему ведуны и волшебники обыкновенно имеют по два имени». Наконец, дьявол помечает вновь
посвященного своим знаком, чтобы впоследствии узнать его; знак этот всего чаще делается на скрытом месте тела,
где он не может быть замечен другими. Где дьявол касался своими пальцами, там не чувствуется никакой боли; по
таким нечувствительным местам на теле можно узнавать колдунов и ведьм.
Однако, кроме наличия характеристик «ведьм», требовалось и другое слагаемое — благоприятная среда для развития
этих процессов. Такими местностями оказались Альпы и Пиренеи, которые совмещали крайнюю интеллектуальную
отсталость населения, изобилие еретиков и массу легенд и верований. «Альпы кишат суевериями», — писал в начале
XV века доминиканец Нидер, а его современник, тирольский судья Винтлер, для своей поэмы «Цветы Добродетели»
при описании альпийских суеверий нашел материал почти на тысячу стихов. С особой силой держалась в Альпах, да
и сейчас бытует вера в домовых, которые по ночам вступают в любовные отношения с людьми и совершают ночные
полеты. Объясняется это особенностями местного ландшафта.
Тем не менее проработка юридической базы заняла довольно много времени. И лишь в 1487 г. появился знаменитый
трактат Malleus Maleficarum, известный у нас как Молот Ведьм, затмивший другие настолько, что с него долгое
время принято было начинать всю историю преследования ведьм. Однако, доминиканские богословы затратили еще
более пятидесяти лет, чтобы распутать софизмы, которые использовали противники взглядов инквизиции. Таким
образом, на выработку строго «научного» представления о ведьмах понадобилось почти целое столетие

«экспериментов» в застенках и размышлений над ними в монастырских кельях.

К концу XVI века преследования ведьм усиливаются и достигают своего апогея в XVII столетии. Они
распространяются на страны не знавшие инквизиции, такие как Англия, Шотландия, скандинавские государства. Если
Шпренгер и Инститор в XV веке хвалились тем, что за пять лет сожгли в Германии 48 ведьм, то в XVII столетии
пять десятков ведьм нередко отправлялись на костер одновременно в небольших германских селениях.
Детальное описание, мы можем найти в одном франконском «листке о ведьмах», — в вюрцбургском городке
Герольцгофен один поденщик у себя в погребе ночью накрыл четырех старух и отправил их в суд. На суде они
признались, что они ведьмы и дали показание: «Во всем Герольцгофеском судебном округе, — говорили они, — вряд
ли найдется человек 60 старше семилетнего возраста, которые не были бы совсем причастны к колдовству». По их
указанию было арестовано сначала три женщины. За этими тремя последовало новых пять, потом еще десять, потом
было арестовано еще 14 человек, в том числе трое мужчин. Все заподозренные кончили на костре. Затем сразу было
арестовано 26 человек, которых постигла та же участь. Так как людей, вина которых стала почти несомненной
вследствие совпадения нескольких оговоров, оказалось после этого несчетное количество, то в дело вмешался сам
князь-епископ и издал указ такого рода: «Отныне должны местные власти еженедельно по вторникам, кроме дней
великих праздников, учинять сожжение ведьм. Каждый раз их надо ставить на костер и сжигать душ по 25 или 20 и
никак не меньше, чем 15».
Возникает вопрос, почему именно в XVII веке, при широком распространении гуманизма и прославленной реформации
процессы над ведьмами приобрели особенную силу? Как ни странно, именно реформация и вызвала всплеск развитие
процессов над ведьмами. Толерантность церкви XV — века сменилась узко сектантской нетерпимостью к чужому

мнению, которая воцарилась в Европе под влиянием реформаторства. Ортодоксальность протестанства только усилила

веру народных масс в непрерывное вмешательство в человеческую жизнь адской силы.
Особо следует отметить, что жертвами процессов над колдовством оказывались почти исключительно женщины.
Церковь считала и активно поддерживала мнение, что склонность к подобным преступлениям коренится в женской
природе. Авторы «Молота Ведьм» усердно вносят в свой обвинительный акт все, что только можно сказать плохого о
женщинах. Это нашло поддержку у врачей, бессильных перед своими пациентами. Обвинениям подвергались и женщины,
которые слишком явно демонстрировали свое разочарование в мужчинах и предпочитали жить в одиночестве. Церковь
раздражало, что женщины официально или неофициально выполняли роль жриц, приносили жертвы забытым богам и
пользовались уважением сограждан. Языческие обряды сохранились в виде свадебных церемоний, праздников урожая,
дней поминовения и др. И если в подобных церемониях ведущую роль играла женщина или Богиня, то репрессии
следовали незамедлительно. Отцы христианской церкви утверждали, что женщина никак не может быть
священнослужителем. Католическая церковь также называла «ведьмой» любую женщину, которая критиковала церковь.
Хотя и встречались отдельные мнения в поддержку женщин, как, например, у Агриппы, ставящего женщин выше
мудрецов-мужчин: «Разве не правда, что предсказания и пророчества философов, математиков и астрологов зачастую
гораздо менее точны, чем предсказания крестьянок, и разве старые повивальные бабки не лечат лучше многих
докторов?» Того же мнения был и Парацельс, который говорил, что всему, что знает о врачевании его научили
ведьмы. Объяснение наличия подобных способностей именно у женщин приведено в книге у Лори Кэбот. Следует
отметить, что церковники не всегда резко отрицательно относились к женщинам. В первую половину христианской
эры колдовство было разрешено. Вплоть до XIV века оно не называлось «ересью» В 500 г. н. э. «Саллическая

правда» франков признала за ведьмами право на занятие своей профессией. Эдикт от 643 г. объявил сожжение ведьм

незаконным. В 785 г. Синод Падебока объявил, что любой, кто сожжет ведьму, будет приговорён к смерти. Во
Франции первое судебное заседание, на котором ведьмовство было признано преступлением, состоялось только в
1390 г. Процессы над ведьмами достигли пика в XVII веке, а в XVIII веке резко пошли на убыль. В Англии процесс
состоялся в 1712 г., в Шотландии в 1727 г., хотя в России всего сто лет назад в деревне Врачево пожилая
женщина была заперта в своем доме и сожжена за то, что якобы насылала порчу на скот. Ее убийц отдали под суд,
но они отделались только легким церковным наказанием.
Старания, приложенные папской инквизицией для выработки особых форм для совершенно «особенных» ведовских
процессов, не пропали даром, и даже те страны, которые с XVI века жестоко кляли и пап и инквизицию, в
преследовании ведьм остались верны принципам доминиканского «Молота Ведьм». И мнение о ведьмах настолько
глубоко проникло в сознание людей, что сказывается и поныне. Лори Кэбот возвращает нам истинное представление
о ведьмах, как о добрых феях, давая научное, религиозное и историческое объяснение этого феномена.
Основополагающие постулаты:[20]
1. Женский принцип является божественным и по своему значению равен мужскому принципу
2. Тело и душа рассматриваются как единое целое; одно не может обойтись без другого.
3. Природа священна, ее нельзя «покорять» как нельзя и злоупотреблять ею.
4. Истинной ценностью является личность, которая не может подчиняться «явленной» воле божества.
5. Время постоянно идет по кругу; бытие — циклично; фигура Триликой Богини символизирует постоянное повторение
рождения и смерти.
6. Никакого первородного греха нет как нет и четкой грани между «добром» и «злом»
7 Сексуальность, спонтанность, юмор и игра являются неотъемлемыми частями религиозного ритуала, ибо
удовольствие рассматривается как положительная сила, а не как грех.
АДРЕСА

ПОДДЕРЖКА

(Laure Cabot Products)
Grow Haven Corner
125 Essex Street
Salem
МА01970
USA
Tel: 508-745-8764
The Magic Door (mail order)
PO Box 8349
Salem
MA 01971-8349
USA
ОРГАНИЗАЦИИ
Witches» Antidefamation
League
(include SAE)
Dr. Leo Martello.HP
153 West 80 Street
Apt1B
New York
NY 10024
USA
Лори Кэбот.

Примечания

1

По- английски ведьма звучит — «вит». Прим. пер.

2

«Лук» по-английски пишется cereal. Прим. пер

3

Вообще-то имеется в виду Кухулин. Здесь — неправильный «перевод», буквы «ч» там быть просто не может.
Подробнее см. Платова «Новые книги о кельтах и друидизме: опасайтесь непрофессионализма!» (примечание Зау
Таргиски)

4

«horny» — возбужденный, «horn» — рог. Прим. пер.

5

Здесь, скорее, либо неправильный перевод, либо неточное изложение, либо я что-то не понимаю. Либо здесь просто
какая-то путаница. Действительно, был метод обличения ведьм по «меткам дьявола», которые должны были быть
нечувствительны к боли. Но сомнительно, чтобы человек не закричал, если бы в него всадили на всю длину иглу,
пусть даже и быстро убирающуюся. Возможно, здесь имеется в виду еще один метод: брали орудие с совершенно
гладкой поверхностью и прикладывали к телу жертвы. Если бы она закричала, то была бы признана ведьмой. Чтобы
вызвать крик, в орудии делали механизм с убирающейся иглой — игла всаживалась и тут же убиралась, жертва
кричала от боли, а зрителям демонстрировалась абсолютно ровная поверхность орудия (иглы в убранном виде видно
не было). Жертва, разумеется, была обречена (прим. Зау Таргиски)

6

Украшенный цветами и лентами столб, вокруг которого 1 мая устраивали пляски. Прим. пер.

7

О боги! Надо же было переводчику так исказить слово «Иггдрасиль»:-(((прим. Зау Таргиски)


8

Известная американская писательница, автор эротических романов. Прим. пер.

9

По — английски «Истер» — Пасха. Прим. пер.

10

В нашей стране — Иванов день (прим. пер.)

11

Обычно при переводе на русский пишется как «Луг» (прим. Зау Таргиски)

12

Известный американский военачальник времен Второй Мировой Войны. Прим. пер.

13

Свечение живых тканей в электрическом поле. Прим. пер.

14

Имеется в виду известнейшая американская сказка «Волшебник из страны Оз», которая в русском переводе
называется «Волшебник Изумрудного Города». Прим. Пер

15

Это очень важное уточнение, в противном случае нарушается. Причинно-следственная связь и пространственное
поле, что может отрицательно проявиться на практикующем (прим. ред.)

16

Из известного романа Д.Хеллера «Уловка-22» — парадоксальная ситуация из которой нет выхода. Прим. ред.

17

Первый день великого поста в англиканской церкви. Прим. пер.

18

Насколько сложной задачей это являлось, можно судить по известному Directorium Inquisitorum, составленному в
XIV веке испанским инквизитором Эймериком. В его печатном издании алфавитный перечень ересей занимает 12
убористых страниц. На одну букву А приходится 54 названия. Прим. ред.

19

священная обязанность. Прим. ред.

20

Из книги B.J.Walker «The women's encyclopedia of Myths and Secrets».





<< предыдущая страница