prosdo.ru 1 2 ... 16 17


Виктор Павлович Шейнов

Как управлять другими, как управлять собой.




КАК УПРАВЛЯТЬ ДРУГИМИ.
КАК УПРАВЛЯТЬ


СОБОЙ


(Искусство менеджера)

Прочитав эту книгу, Вы овладеете эффективными методами управления человеком - от искусства убеждать и располагать к себе до манипулирования собеседником и управления конфликтом.

Получите выверенные практикой рекомендации по технике личной работы и делового контакта, организации рабочего времени.

Сможете црфверить себя по 30 тестам на определение личностных и делойых качеств, уровня интеллекта, способности к руководству и предпринимательству, умения? общаться, физического и эмоционального состояния, здоровья. Закрепить полученные знания помогут Вам 17 кроссвордов.

Книга адресована руководителям, менеджерам, предпринимателям, управленцам – всем, кому приходится взаимодействовать с людьми в непростых ситуациях

Из отзыва академика Международной Академии информатизации, профессора И.Я. Писаренко:

"Данная книга – полезное пособие для всякого, желающего овладеть искусством управлять. Автору удалось соединить высокую информативность с увлекательностью изложения".

"Надежность содержащихся в книге правил подтверждена практикой. Это особенно важно, так как многие рекомендации – новые и еще не освещены в литературе

"Краткость, ясность, доведение до конкретных правил и рекомендаций, прагматизм – вот стиль этой книги".

"Книга читается с большим интересом. В ней систематизирован огромный практически полезный материал. Не сомневаюсь, что эта книга выдержит не одно издание

Из отзыва доктора психологических наук, профессора Ф.И. Иващенко:


"Работа В.П.Шейнова будет полезным пособием для менеджера. Она заметно отличается как по содержанию, так и по форме подачи материала от других книг по менеджменту
ОТ АВТОРА

За последние 13 лет автор провел деловые игры и социально-психологический тренинг руководящего персонала более 100 предприятий в России, Беларуси, на Украине, а также в Чехии, Словакии, Болгарии. Занятия эти выявили самые слабые места в управленческой подготовке руководителей, менеджеров, предпринимателей. Наибольшие пробелы оказались в следующих видах управленческой деятельности:
умение убеждать,
предотвращать и разрешать конфликты,
манипулировать собеседником и защищаться от манипуляций,
располагать к себе собеседника,
управлять деловой беседой, ходом переговоров,
эффективно использовать рабочее время.

Именно эти разделы и составляют содержание

первых шести глав предлагаемой книги. В нее вошли только те материалы последних лет, которые
вызывают максимальный интерес обучаемых,
наиболее эффективны в практической деятельности,
логически завершены четкими правилами,
недостаточно освещены в литературе.

Инициаторами написания данной книги явились сами обучаемые, которые постоянно ставили вопрос о разработке пособий по изучаемым темам. Пять таких пособий, подготовленные автором, вышли в свет в 1990г. (они указаны в списке литературы), а в 1991 г. по заказу НПО "Интеграл" издана книга "Руководителю об управлении".

Управление другими начинается с управления собой. Но чтобы управлять собой, надо хорошо знать себя. С целью самопознания в главе 7 приведено 30 тестов, которые позволяют оценить свои:
личностные качества,
интеллект,
деловые качества,
умение общаться,
качества руководителя,
способности к предпринимательству,
физическое состояние,
устойчивость к стрессам,
истинный биологический возраст.

Каждая из первых шести глав книги заканчивается кроссвордом, позволяющим в непринужденной форме проверить и закрепить знания, полученные в соответствующей главе.


Обучающие кроссворды составили содержание главы 8. В них отражены такие аспекты управления, как
деловая этика,
имидж делового человека,
словарь рыночной экономики,
менеджмент и психология,
жемчужины управленческой мысли.

Как показал наш опыт, кроссворды (обучающие, контролирующие, закрепляющие знания) очень оживляют обучение, поэтому, мы надеемся, они облегчат восприятие и запоминание прочитанного. Пользуясь случаем, с удовольствием выражаю благодарность Анастасии Давиденко, автору- составителю всех 17 помещенных в книге кроссвордов.

Несомненную пользу книге принесли советы рецензентов – профессоров И.Я.Писаренко и Ф.И.Иващенко. Советы квалифицированные, глубокие, доброжелательные, за которые автор искренне признателен.

В конце книги приведен свод правил, выведенных в ходе рассмотрения темы. Хочется предостеречь некоторых, наиболее нетерпеливых от попытки подменить чтение книги просмотром этих правил. Будучи воспринимаемыми вне связи с текстом, где дается не только их обоснование, но и механизм применения, некоторые из правил могут показаться непонятными или, наоборот, – очевидными, а какие-то – неубедительными или трудно исполнимыми. Именно прочтение соответствующего раздела снимет все вопросы.

Итак, счастливого пути по страницам этой книги!
ГЛАВА 1

ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ
1.1. УБЕЖДЕНИЕ, ПРИНУЖДЕНИЕ, КОМПРОМИСС
Управление собеседником

Существует два способа добиться того, чтобы собеседник поступил так, как Вы хотите: / О Убедить

© Заставить

Если ни то ни другое не удается, придется идти на взаимные уступки, то есть постараться достичь компромисса.

Заставляя, мы вступаем в борьбу с человеком, потери при этом неизбежны. При компромиссе мы также несем определенные потери.
d Искусство компромисса

При компромиссе мы отступаем от части своих требований в обмен на уступки другой стороны.

Компромиссные соглашения весьма ненадежны, ибо понесенные потери подталкивают к невыполнению договоренностей (бесчисленные примеры тому – постоянные нарушения достигаемых, обычно как компромисс, соглашений о прекращении огня в "горячих точках").

Поэтому, чтобы компромисс был надежным, необходимо чем-то компенсивоаагь лотери каждого. Сделать это можно только расширением обсуждаемого круга взаимных интересов, чтобы каждому найти возможности удовлетворит^»–клкие=10–потребности партнера без особых потерь для себя._ Иначе говоря, здесь следует руководствоваться "правилом пирога":
Прежде чем делить пирог – увеличьте его.
Наглядный пример

Проиллюстрируем вышесказанное следующим, всех нас касающимся примером.

Государство, пытаясь увеличить налоговые поступления, нередко идет на повышение ставок налогов. Результат зачастую бываетоб ратным – объем поступлений сокращается. В чем же здесь дело?

Срабатывает принцип: если людей заставляют, они сопротивляются. В данном случае многие находят всевозможные лазейки для неуплаты налогов или покидают ряды плательщиков (сворачивают дело или уходят в теневую экономику). Таким образом, силовое воздействи^дает противоположный результат. ' """

Разумный компромисс

Во многих государствах ту же проблему решают обратным способом – уменьшают

ставки налогов. В результате становится выгодным проявлять экономическую активность, налоги не обременительны, поэтому количество плательщиков резко возрастает, в итоге суммарные поступления в казну увеличиваются. Выгодно и государству и плательщикам.

Это прекрасный пример разумного компоомис- са. "Правило пирога", примененное здесь, наглядно можно изобразить так:

Здесь площади кругов означают всю получаемую прибыль (доход), заштрихованная часть – изымаемую в виде налогов. "Жесткий" вариант соответствует увеличению ставки налогов, "либеральный" – уменьшению ставки. Объем поступлений во втором случае больше, чем в первом, хотя с каждого плательщика берут вдвое меньше.


Компромисс и убеждение Компромисс достижим только в том случае, если каждая сторона убедит оппонирующую в выгодности для нее такого компромисса. Иначе нет гарантий, что на него пойдут, а если пойдут – что

будут соблюдать. В примере с налогами – это убедить прежде всего налоговые органы.

Суммируя все сказанное, приходим к выводу о том, что наиболее высокие и надежные результаты достигаются не прессингом, а умением убеждать.

Наука убеждать

Этой науке издревле придавалось огромное значение. Величайшие умы человечества внесли в нее свой вклад. Она изучалась и изучается в лучших учебных заведениях мира, но, к сожалению, не в наших вузах, хотя еще в царской России ее преподавали даже в гимназиях, не говоря уже об университетах. Основные положения науки убеждать традиционно входили в курс риторики.

Человек, владеющий приемами убеждения, получает большое преимущество в деловой беседе, при разрешении конфликтов, в выступлениях перед аудиторией. Мы приведем наиболее важные правила науки убеждать.
1.2. ТРИНАДЦАТЬ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ УБЕДИТЬ СОБЕСЕДНИКА

Первое правило (правило Гомера):
Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность.

Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные – средние – один самый сильный.
Из этого правила следует, что слабыми аргументами лучше не пользоваться: выявив их в процессе подготовки, не пользуйтесь ими для убеждения. Они принесут вред, а не пользу.

Действительно, лицо, принимающее решение, уделяет больше внимания слабостям в Ваших аргументах, ибо, приняв положительное решение, он принимает на себя ответственность. Поэтому ему важно не ошибиться. Не количество аргументов решает исход дела, а их надежность.

Следует отметить одно очень важное обстоятельство. Один и тот же аргумент для разных людей может быть и сильным и слабым. Поэтому сила (слабость) аргументов должна определяться с точки зрения лица, принимающего решение.


Рассмотрим, например, такую часто встречающуюся ситуацию Работница обращается к руководителю с просьбой отпустить ее сегод

ня пораньше, ссылаясь на обстоятельства личного (семейного) характера. Получив отказ, жалуется подругам на его черствость и невнимательность, ибо аргументы ее для нее самой являются очень сильными. Но все дело в том, что для руководителя личные причины являются слабым аргументом, а сильные связаны с выполнением работы, производственной дисциплиной – это его беспокоит больше всего, за это он несет ответственность.

Если бы работница начала с того, что она сегодня пришла пораньше, поэтому свою работу заканчивает досрочно, а если у него возникли дополнительные поручения, она (если это возможно) возьмет работу на дом или завтра придет пораньше и т.п. – результат ее обращения к руководителю был бы наверняка более благоприятным.

То есть, нужно было воспользоваться правилом Гомера. Работница же действовала вопреки этому правилу.


Второе правило (правило Сократа):

Для получения положительного решения по важному для Вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два

коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит Вам "да".
2400 лет существует это правило, оно проверено сотней поколений образованных людей. Оно живо потому, что верно.

И только сравнительно недавно были выяснены глубокие – физиологические (!) причины, объясняющие эффективность данного приема.

Установлено, что, когда человек говорит или слышит "нет", в его кровь поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. И наоборот, слово "да" приводит к выделению "гормонов удовольствия" (эндорфинов).

Получив две порции "гормонов удовольствия", собеседник расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать "да", чем "нет".

Одной порции эндорфинов не всегда достаточно, чтобы перебороть плохое расположение духа, в котором может пребывать собеседник. Кроме того, человеку невозможно мгновенно перестроиться с одного настроения на другое, надо дать ему и больше времени, и больше "гормонов удовольствия", чтобы обеспечить этот процесс.


Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника, не отнимать у него много времени. Кроме того, при длительной подготовке к основной части разговора увеличивается вероятность того, что кто-то вмешается (телефонным звонком или непосредственно) в разговор, получив вместо Вас положительное решение. Особенно это актуально при посещении руководителя.
Третье правило (правило Паскаля):
Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность "сохранить лицо".
Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Например, открытая угроза воспринимается как вызов, и, чтобы не показаться трусливым, человек поступает вопреки требуемому, возможно, даже в ущерб себе.

Или когда Вы уличили собеседника в чем-то, порочащем его достоинство, то согласиться ему – значит признать отрицательную оценку своей личности.

Слова Паскаля "Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции" [1]1 как нельзя лучше подсказывают выход из ситуации.

Это и подсказка, как практически реализовать правило 3. Предложите такое решение, которое дает собеседнику возможность с честью выйти из затруднительного положения – это поможет ему принять Вашу точку зрения!
Подчиненный обращается к своему руководителю, недавно вступившему в должность:

Я уже давно работаю в этой должности и не помню случая, чтобы меня заставляли переделать мой отчет. Вы первый, кто это требу-

em. Возможно, в отчете есть какие-то неточности, никто от них не застрахован. Но переделывать все?!

– Надеюсь, Вы проверили отчет перед тем. как сдать его мне?

(Вариант ответа: "Вы считаете, что несправедливо заставлять Вас исправлять Ваши же ошибки?")

Оба варианта ответа загоняют подчиненного в угол, ибо ставят под сомнение серьезность его отношения к работе, что его и возмутило.


По-видимому, более удачно следующее направление диалога:

Вы говорите, что в отчете мелкие неточности?

~Да.

Хорошо, давайте посмотрим, можно ли с ними смириться.

После этого руководитель отмечает сильные и слабые стороны отчета. Если при этом не будет задето достоинство подчиненного (а слова руководителя в третьем варианте этого не предполага

ют), сотруднику будет легче изменить свое негативное отношение к данной ситуации.
Четвертое правило:
Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
Одно дело, когда убеждающий – человек авторитетный, уважаемый, другое – когда незначительный, не принимаемый всерьез.

Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслуг окружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним – и вес его аргументов. Поддержка коллектива также повышает статус индивида, поскольку статус коллектива выше статуса любого его члена.

Фактически правилом 4 пользуются те, кто просит уважаемого человека "замолвить за себя словечко". Или ссылаются на мнение всеми уважаемого человека, цитируют его в подтверждение своих доводов.
Статусы мужчины и женщины
Чтобы применять правило 4, следует иметь в виду некоторые факты и обстоятельства, свидетельствующие о различиях в воспруя»*и статусов в зависимости от ситуации^-

Например, социологические опросы, проведенные в преддверии выборов депутатского корпуса, показали, что избиратели отдают предпочтение (при прочих равных условиях) мужчинам, а не женщинам; среднему возрасту, а не молодым и пожилым; кандидатам, не являющимся руководителями.

Наоборот, в судебных заседаниях по бракоразводным делам статус женщины воспринимается судьями в целом как более высокий (вследствие сложившегося стереотипа, что такие пороки, как пьянство, рукоприкладство, неверность, эгоизм, присущи в большей степени мужчинам).


В целом же большинство и мужчин и женщин считают, что в нашем обществе мужчины имеют более высокий статус, нежели женщины.
□ Другие примеры

При прочих равных условиях человек крупного сложения (или полный) нередко воспринимается как более основательный, вызывающий большее -доверие. Вспомним, какими определениями награждают таких людей: представительный^доро- дный, внушительный, "хорошего должно быть много" и т.д.

Статус обвиняющего воспринимается как более высокий, нежели статус оправдывающегося. Отражением этого является следующее бытующее (несмотря на свою парадоксальность) утверждение: " Раз оправдывается – значит, виноват!".

Участие в конфликте понижает статус. Говорят же: "Кто их разберет: не то он украл, не то у него украли". Особенно не следует об этом забывать руководителям, ибо статус для них – почти синоним авторитета.

Пример Маргарет Тэтчер

В практике взаимоотношений имеет место наложение различных обстоятельств и статусов. Наиболее яркие их проявления производят сильное впечатление и запоминаются надолго.

У многих в памяти интервью, данное М. Тэтчер в бытность ее премьер-министром обозревателю Б.Калягину и двум другим ведущим советским "специалистам" по зарубежью.

Первоначально у интервьюеров был ряд преимуществ: они заранее подготовили "неудобные" для М. Тэтчер вопросы, они были активной (точнее, обвиняющей) стороной, их была целая группа (это облегчает "нападение"), это были мужчины, наконец.

Ее статус – премьер-министр, женщина и политик – профессионал высочайшего класса. И именно последнее обстоятельство оказалось решающим: убедительность ее ответов наголову разбила наскоки интервьюеров и надолго сделала их символом позорного непрофессионализма и идеологической зашоренности.



следующая страница >>