prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 39 40






Хрестоматия

по развитию и воспитанию

дошкольников с нарушением зрения.

Содержание:

Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье

Библиотека для родителей……………………………………………………………………………. 7
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………………………………. 8

КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В

ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ………………………………………………………………………………………. 11

КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ИГРАТЬ……………………………………………………………………….. 14

КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ…………………………………………………………………… 22

КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

И КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………………………………………… 24

РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ К

ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………………………………………………………………………………………... 34

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………………… 42
Т. П. Свиридюк

Подготовка слабовидящих детей к школе…………………………………………… 44
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………………………………………………………………………………………….......... ……... 45

Подготовка детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема…………………….................. 45

Состояние готовности детей к обучению в школе…………………………………………................................... 47

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ…………………………………………... .. 52

Организационные и психолого-педагогические предпосылки компенсаторно-коррекционной работы………... 52

Активизация познавательной деятельности детей…………………………………………………………………. 54

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГРУППОВОИ РАБОТЫ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ………………………………………………………………………………………………………….. .. 57


Методика обследования ребенка………………………………………………………………………………… 58

Задания и игры по развитию сенсорных функций и связной речи………………………………………………. 62

Система игр и упражнений по развитию пространственного ориентирования и координации движений……… 69

Дидактические игры……………………………………………………………………………………………………. 70

Индивидуальная карта изучения готовности ребенка к школе…………………………………………………… 74

Развитие познавательной деятельности слепых детей дошкольного возраста

Из книги «Дети с глубоким нарушением зрения»………………………………79

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ

И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………………………….....81
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА………………………88

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ, ОСНОВАННЫХ НА СОВМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗРЕНИЯ И ОСЯЗАНИЯ…………………………………………………90

ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………...92

Т. П. Свиридюк

Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников

в процессе организации обслуживающего труда………………………………..102
СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕП С ГЛУБОКИМИ

НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ………………………..103

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛЕПЫХ

И СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………….104

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ…………………………………………………………………………………………….105

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОГО

ТРУДА И ТРУДА В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………………………….109
Методические рекомендации по организации

коррекционно – воспитательного процесса в дошкольных учреждениях

для детей с патологией зрения……………………………………………………….118
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………………………………….119
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТИФЛОПЕДАГОГА В СПЕЦИАЛЬНОМ

ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………………………………………122

ОПЫТА РАБОТЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……123

НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ П0МЕЩЕНИЙ И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………………………………………………………………….124

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………………..125

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ…….125

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ВОСПИТАНИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………….127

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ…………………………………………………………………………………………………..128

ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………129
Воспитание и обучение слепого дошкольника

Под редакцией Л.И. Солнцевой……………………………………………………131
ГЛАВА I. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….132

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

И ОБУЧЕНИЕ ИХ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ……………………………………………………………………………..136

ГЛАВА III. УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………….140


§ 1. РОЛЬ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СЛЕПОГО РЕБЕНКА…………………140

§ 2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ СЛЕПОГО………………………………………………………………………………………145

§ 3. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ…………………………………………………………….145

§ 4. ФОРМИРОВАНИЕ ДОЧИСЛОВЫХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВЫРАБОТКА

НАВЫКОВ СЧЕТА……………………………………………………………………………………………………….156

Г Л А В А IV. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………164

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………164

§ 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И БЫТОВОГО ТРУДА…………………165

§ 3. ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ СО СЛЕПЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ………………………………………………………168

§ 4. АППЛИКАЦИИ…………………………………………………………………………………………………………170

§ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ…………………………………………………………………………………………………171
ГЛАВА V. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………….173

§ 1УЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ………………………………………………………………………………………..173

§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА……….176

§ 3. РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ И БЫТА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………………………………….178
ГЛАВА VI . НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………179

§ I. ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………….181

§ 2. МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………………182

ГЛАВА VII. ПОДГОТОВКА СЛЕПОГО РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ…………………………183
СТАТЬИ

З.Б. Данилевич

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СЛЕПЫХ


ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ…………………………………………………………………….185

М. В. Велович

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………..190
Л. Ю. Феоктистова

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………….194

Л. И. Солнцева

ВОСПИТАНИЕ СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА В ИГРЕ………………………………………………………..198

Л. И. Солнцева

ЗНАЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ……………………………………………..205

Л. П. Гладких, Л. И. Плаксина
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ В ДЕТСКИХ САДАХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………………210

Л. С. Сековец

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………………………………………………………………………………………214
Л.А. Григорян

ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В ДЕТСКИХ САДАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ ……………………………………………..218
М.И.Земцова

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДОШКОЛЬНИКОВ С

НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (на примере эстетического воспитания). …………………………………………………………226

Л. И. Плаксина

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИ У ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ……………………………………………………231

С. М. Хорош

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………..236


Л. П. Ковалева

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,

ПОСТУПАЮЩИХ В ЯСЛИ – САД………………………………………………………………………………………………….240

Е. С. Незнамова

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ

ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ………………………………………………………..244

Л. В. Егорова

ОБЩЕНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………248
Ф. И. Гумерова

РОЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ БЫТА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………………………………………252

О. Л. Жильцова
Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших

дошкольников с глубоким нарушением зрения…………………………………………………………..256

.


Воспитание слепых детей

дошкольного возраста в семье
Библиотека для родителей

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье мо­гут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.

В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится констатировать все чаще и чаще, слепые дети страда­ют сопутствующими заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы.

Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к од­ному из основных понятий тифлологии — структуре дефекта. Структура дефекта — это понятие, отражающее то, из чего скла­дывается дефект, каким образом он возникает. В структуре де­фекта выделяется первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный де­фект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие нали­чия первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в поду. Место падения кам­ня, там, где происходит разрыв поверхности воды, можно срав­нить с первичным дефектом. Волны же, расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем даль­ше они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень показательно для понимания картины вторичных де­фектов слепого ребенка.


Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей, тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое развитие. Что же представляет со­бой психика? Дать ее определение крайне трудно, тетя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме психику можно было бы определить, как высшую способность человеческого мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши образы, мысли и чувства и есть своеобразное отра­жение окружающего мира. Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент неразрывно связан со всеми ос­тальными. Нарушение одного элемента неминуемо приведет по ти­пу цепной реакции к нарушениям деятельности других элементов.

При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и непосредственно связаны с первично нарушенным — слепотой. Элементы системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более сожранными.

Зрение представляет собой сложную форму образного отраже­ния непосредственного окружающего мира. Содержание человече­ского сознания во многом состоят из того, что человек видел, слы­шал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосред­ственного знания об окружающем мире занимает преимуществен­ное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей инфор­мации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его пред­ставлений об окружающем мире.

При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым, выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика яв­ляется «зеркалом», т. с. отражением, и, что особенно важно, ре­гулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой выбоину в полу. Он упал (сбои) именно потому, что не заметил выбоины (неточность от­ражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только, к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.


По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наи­более типичных последствия слепоты — бедность полученной ин­формации и трудности в регуляции поведения. Типичным прояв­лением нарушения регуляции поведения являются трудности сво­бодного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни. Никогда позже человек не разви­вается так быстро, как в детстве. Путь, который он проходят на первые 5—6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л. Н. Толстой, будучи в преклонном возрасте, заметил: «От меня до ребенка один шаг».

Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей необыкновенной активности. Можно толь­ко поражаться неутомимости и энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством, часто падая и испытывая боль, и тем не менее не отказываюсь от своей цели. Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянет ко всему. Активно ра­стущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражите­лей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка, имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания.

К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооце­нивалась. Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организо­ванного обучения. И тем не менее очень многим ребенок овладе­вает самостоятельно или почти самостоятельно по подражанию.


Как же отражается Тяжелый зрительный дефект на развитии активности ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как указывают многие родители, слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает физического ухода.

Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его разви­тия, а также одним из источников активности ребенка. Недоста­ток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким об­разом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не толь­ко можно, но и жизненно необходимо. И в этом заключается од­на из важнейших задач родителей, выполнять которую за них не сможет никто! Если зрячий ребенок сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего, слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что до­ступно для сохранных органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому, ребенку.

Особое внимание в преодолении следствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых , потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности. Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценнее физическое развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочным фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в осо­бенности ребенка, может развиваться лишь в деятельности. В еще большей степени это положение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.


В-третьих, мы уже говорили о том, что зрение вы­полняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различ­ных двигательных нарушениях, трудностях формирования двига­тельных навыков (например, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это обстоятельство делает необходи­мым активное развитие двигательной сферы незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется, соот­ветствующие его возрасту и возможностям. На это следует об­ратить особое внимание в связи с тем, что нарушение зрения при­водит к серьезным затруднениям в способности к пространствен­ному ориентированию, к самостоятельному передвижению в про­странстве, пониманию своего положения в нем. Важнейшей пред­посылкой к самостоятельному овладению пространством является хорошее моторное (двигательное) развитие.

Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности мо­жет проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвития, то несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно проявляется в ином виде. Но это в тон случае, если на предшествующих этапах ребенок не полу­чил должного двигательного развития. Это явление получило на­звание «навязчивые или стереотипные движения». Слепые дети могут подолгу кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть глаза и т. д. Замечания и одерги­вания не дают результата. Дети навязчиво возвращаются к повторению одних и тех же движений. При это сами не могут объяс­нить, почему они это делают. Для родителей это проявление ка­кой-то особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми движениями ребе­нок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае неоправданна. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все тот же — терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны деятельности.


Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как самостоятельная обучаемость. В этом отношении не­зрячий ребенок имеет меньше возможностей, чем его зрячий свер­стник, получающий огромное количество информации как бы са­мо собой: на прогулке, по телевизору, разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т. д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (мили­ционер регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его никто этому мог и не учить.

Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказы­вается обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием. Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка делает необходимым обучение его самым простым элементам игры, воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит и двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те действия, которые ему знакомы. Так могут появляться двигательные стереотипы. К сказанному следует добавить, что игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка, особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании окружающего мира, тренирует его память, делает болеe богатым воображение, закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими детьми — в целом активно готовит его к будущей жизни.

Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.


Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Heкоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае — недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский дефектолог Л. С Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении.

Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем 6ovice оно эффективно. Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.

Вероятно нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку.

Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то сверхотличительным признаком. А


это возможно при условии веры в ребенка, что крайне важно. Ибо неверие родителей

перерастает в неуверенность ребенка в собст­венных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на сле­поту как на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится. Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени, в какой вы окажете ему свое содействие.

И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная, цель. Жизнь в условиях слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью воспитания и задачей родителей является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодо­левать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек. И то, насколько успешно он ее ве­шит, во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумев­ших научить его преодолевать трудности.




следующая страница >>