prosdo.ru   1 ... 3 4 5 6 7
Часть 5. ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Раннее развитие - это не подготовка к детскому саду
Я получаю много писем. Некоторые не согласны с моими взглядами, хотя

большинство разделяют их. К сожалению, многие рассматривают раннее воспитание

как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов.
Одна мать пишет: "Мне кажется, главная проблема в несовершенстве школьного

образования, а не в раннем детстве. Я сомневаюсь, что современная школа может

продолжить то, что начато в раннем воспитании. Единственный критерий в школе

- оценка на экзамене. Не убивает ли эта система все остальные задатки

ребенка, которые удалось частично развить в раннем детстве?"
Я тоже сомневаюсь в разумности школьной системы в Японии, где все дети

поступают в шесть лет в школу, учатся по одной и той же программе, чтобы

потом поступить в высшее учебное заведение. Эта система равно

неудовлетворительна для талантливых детей, которым слишком легко, и для

неспособных детей, которым слишком трудно. Стандартное образование не может

воспитать людей, способных принять на себя ответственность за развитие

общества в XXI веке.
Именно из-за несовершенства образовательной системы я придаю такое значение

раннему развитию. При правильном воспитании в раннем возрасте ребенок и в

школе учится лучше. Он легче переносит систему "добывания оценок" в школе.

Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период раннего

развития, ребенок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым

трудностям.
Более того, я не верю, что существующая система образования останется вечно.

Я уверен, что родители добьются необходимых изменений. Таким образом в их

руках находится судьба общества и будущих поколений.
Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег

Родители часто возражают мне: "У меня нет ни денег, ни времени столько


заниматься своим ребенком. Ваши идеи для тех, у кого все это есть".

Воспитание ребенка - это вовсе не вопрос времени и денег.
Конечно, есть немало родителей, которые водят ребенка на уроки музыки или

иностранных языков исключительно из престижных соображений. Не удивительно

поэтому, что многие относятся к раннему развитию, как к занятию для богатых.

Но это только внешнее впечатление. Действительно, менее обеспеченным

родителям не просто найти время и деньги для таких занятий с детьми, но уроки

музыки или языка - это не единственный способ развить задатки вашего ребенка.

Любящие родители найдут и другие возможности обучения. Если бы время и деньги

играли столь большую роль, как многие считают, то чем тогда можно объяснить

тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных -

талантливые дети. Значит, дело здесь не только в деньгах, а главным образом в

родительской любви и старании.
Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание
В современной системе образования в Японии все молодые люди, окончившие

школу, могут поступать в высшее учебное заведение независимо от

происхождения, социального статуса или имущественного положения. Это само по

себе прекрасно, но эта система породила одно зло - высшее образование стало

восприниматься как самоцель и явно переоцениваться.
Считается, что нельзя сделать хорошую карьеру без высшего образования,

поэтому все учатся. Диплом хорошего университета гарантирует работу в

престижной компании. Все идут по одной и той же дороге, сдавая экзамены за

экзаменами, начиная с начальной школы. Поэтому раннее воспитание

воспринимается родителями как первая ступенька на длинном пути,

ориентированном на бесконечную сдачу экзаменов.

Как долго продержатся сеюдняшние ценности в нашем быстро меняющемся мире? То,


что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через

двадцать-тридцать лет, когда сегодняшний ребенок превратится во взрослого.
Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком если вы будете его воспитывать,

исходя из ценностей сегодняшнего дня.
Нет ничего важнее воспитания детей
"Я так занята с ребенком, что у меня нет времени на его образование. Теории

теориями, но где взять время на их воплощение". Матери часто реагируют на мои

советы таким образом. Я убежден, что не следует отделять уход за ребенком от

его воспитания. Это ведь одно и то же. Ваше к нему отношение уже оказывает на

него воздействие. Некоторые матери считают, что должны работать ради ребенка,

другие считают, что главное накормить его. Самое лучшее воспитание для

ребенка - это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей - это

воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись

детьми?
Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Задача этой книги как

раз в этом и состоит. Я надеюсь, родители, читающие эту книгу, не будут на

меня в обиде за это.
Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он

маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Для

этого им надо все время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод

воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что

им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те,

кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они

собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную, педагогику.
Точно так же и мать, которая является первым и главным своего ребенка, должна

освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребенка со знанием дела.

Учитесь у своего ребенка
Одна из ловушек в которую часто попадают матери - это самонадеянность. Исходя

из самых лучших намерений, мать может незаметно стать диктатором, все время

навязывая ребенку свою волю. Эта тенденция усиливается от того, что мать

ведет уединенный образ жизни в период ухода за малышом. Мать не должна

чувствовать, что она одна отвечает за ребенка, что вся нагрузка по уходу за

младенцем лежит только на ней. И не только муж должен помогать ей, если

возможно, но и дедушки и бабушки, чтобы она могла участвовать в жизни и за

порогом дома. Но главное - это все время учиться у своего ребенка, чтобы не

впасть в привычку относиться к нему свысока, исходя из своих собственных

понятий и своих собственных нужд.
"Все мы родом из детства". Я бы даже сказал, что "ребенок - учитель

взрослого". Это относится не только к младенчеству, но и ко всей жизни.
Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. С давних времен человек

стремился познать самого себя. Этому были посвящены такие науки, как

биология, медицина, психология. Я не считаю, что родители должны посещать

курсы по биологии или философии, но и успокаиваться на достигнутом тоже не

следует, чтобы не потерять объективность при оценке своего собственного

поведения. Также важно объективно оценивать поведение и чувства своего

ребенка. При таком подходе мать будет постоянно делать открытия, которые

помогут ей в воспитании.
Мать может помочь своему ребенку скорее, чем отец
История знает немало гениев, которые внесли гигантский вклад в развитие

человечества, но в личной жизни они, как правило, были несчастны, поскольку

были эмоционально неуравновешенными и физически слабыми.
Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Биографии великих людей часто

обнаруживают, что их личная неустроенность уходит корнями в детство.


Например, часто их родители, и особенно отцы, были слишком усердными

воспитателями. Конечно, само по себе это хорошо, более того, только благодаря

своим отцам их таланты развились так блестяще. Однако, такие отцы, экономя

время для полезных занятий, не позволяли своим детям играть со сверстниками,

лишая их общения и физической тренировки. Как ни талантливы эти люди, но в

личной жизни они бывали несчастливы из-за неправильного воспитания.
Возьмем, например, французского философа Блеза Паскаля, автора знаменитых

"Мыслей". Его воспитывал отец в большой строгости. Отец Паскаля возлагал

большие надежды на сына. Он оставил государственную службу, чтобы полностью

посвятить себя его воспитанию. Он учил его географии, истории, философии,

языкам и математике, не заставлял зубрить, а развивал его ум осторожно и

последовательно. Паскаль стал знаменитым математиком, физиком и религиозным

философом. Многие помнят его знаменитое высказывание: "Человек - это просто

слабая тростинка, но тростинка мыслящая". Но мало кто знает о его признании,

что у него не было ни одного счастливого дня за всю жизнь. Влез Паскаль

прожил только 39 лет. Его мать умерла, когда ему было три года, и он

фактически не знал материнской ласки. Лишенный общества сверстников, он

общался только со своим отцом и жил в постоянной строгости. Конечно, это не

могло не сказаться на его здоровье и психике.
Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него

хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности.

Вот почему так важно материнское воспитание в раннем возрасте.
Не насилуйте волю малыша
Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием

желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать


должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач.

Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.

Вероятно, от того, что образование предполагает передачу знаний от учителя к

ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно

становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение

находится раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни

один родитель не считает, что он обучает ребенка родному языку. Тем не менее,

общение с родителями побуждает ребенка учиться говорить, хотя это и не

называется образованием.
Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на

становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже

само по себе "образование". Обучение ребенка различным навыкам - это только

одна сторона образования.
Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это

и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка

зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги

"Великие мира сего" немецкий химик Оствальд считает, что таланты

воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им

книги - они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: "Я хочу, чтобы

ты стал великим человеком". Им говорили иначе: "Я не сомневаюсь, что ты

можешь стать великим человеком".
Не прерывайте воспитание своего ребенка
Только в одной Японии рождается больше двух миллионов детей ежегодно. В

старые времена в семьях обычно бывало по пять-шесть детей в соответствии с

заповедью: "Плодитесь и размножайтесь". Сейчас средняя семья имеет обычно

двоих детей. Другими словами, большинство из этих двух миллионов детей были


заранее запланированы. Этим детям очень повезло - они желанные дети. Однако

все они получают должный уход и образование? Боюсь, что нет. Хотя родители и

планируют заранее рождение ребенка, тем не менее, когда он появляется на

свет, они часто предоставляют его самому себе. Не вызывает сомнения, что в

первые три года жизни воспитанию ребенка необходимо уделять особое внимание.
Сегодня многие матери прерывают беременность без особо серьезных причин.

Аборт - это зло, уничтожение живого семени жизни. Общество осуждает аборт, но

не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребенка, дав

ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет

оправдания.
После войны в Японии, как и в других странах, жизнь была очень тяжелой

борьбой за выживание. Поэтому многие дети росли без должного ухода. Но в

сегодняшних условиях ничто не может оправдать невнимание к детям.
Дети - это не собственность родителей
Рано или поздно ребенок достигает возраста, когда он может ответить на

родительские упреки: "Я тебя не просил производить меня на свет. Нечего

теперь ругаться". И он будет прав. Действительно, дитя появляется на свет

только благодаря своим родителям, и они полностью отвечают за него, пока оно

не вырастет и не обретет независимость.
Удивительно, что многие родители*долго не расстаются с иллюзией, что, пока

ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им

заблагорассудится. Они могут сказать: "Я хочу сделать из него инженера" или

"Хочу чтобы он стал музыкантом", как будто заказывают костюм у портного.
Когда мамы спрашивают доктора Сузуки: "Выйдет ли что-нибудь из моего

ребенка?", он обычно отвечает: "Ничего". Но увидев разочарование матери,

добавляет: "Он станет не чем-то, а прекрасным человеком".

Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено.

Оно является причиной того, что воля самого ребенка игрорируется. Если

ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная

воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы

планировать будущее своего ребенка, лучше повнимательнее присмотритесь к

нему. Долг родителей - предоставлять своему ребенку возможно более широкий

выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам

ребенок - хозяин своего будущего.
Неуверенность матери во вред ребенку
Вот уже более 20 лет как в Японии действует новая демократическая система

воспитания, принятая после войны. Она позволила многим людям внедриться в те

области, которые раньше были закрыты для них. Но в этой системе уже начинают

появляться недостатки. Никогда раньше на раннее развитие не осмотрели как на

ступеньку на пути к высшему образованию, хотя еще недавно родители не очень

обращали внимание на то, где именно их дети получат образование.
К сожалению, чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более

они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного

новшествак другому. Когда была отвергнута старая система воспитания, эти

родители решили, что все в ней было плохо. Они позволили своим детям делать

все, что им вздумается, они отстранили бабушек от участия в воспитании

ребенка.
Я не сомневаюсь, что, если демократическое воспитание раскритикуют и начнут

пропагандировать более спартанское воспитание, родители снова призовут

бабушек и дедушек к воспитанию детей. Такие матери следуют моде в воспитании

так же, как в манере одеваться.
Конечно, почему бы не попробовать метод воспитания, который кажется вам

полезным. Но если мать не обладает независимостью суждений, как же она может


<< предыдущая страница   следующая страница >>