prosdo.ru   1 ... 4 5 6 7

быть хорошим воспитателем? И спартанское и свободное воспитание хороши в

различных условиях и в разном возрасте.
Матери должны более полагаться на себя и быть более последовательными в

выборе системы воспитания. Бросание из одной крайности в другую может нанести

вред ребенку. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для

воспитания ребенка. Однако, если мать находится под влиянием ошибочной теории

и остается тверда и не делает никаких скидок, это тоже вредно для ребенка.

Также ничего хорошего не выйдет, если она относится к воспитанию беспечно и

несерьезно. Воспитание ребенка - самая главная работа для матери, и в ней не

может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к

воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов.
Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку
"Мой ребенок очень талантлив. Я буду учить его музыке", "Соседский мальчик

учится играть ка скрипке, и мой тоже будет".
Так подходят к воспитанию матери, которыми движет только тщеславие. Кроме

того, раннее воспитание всегда рассматривалось как привилегия элиты или

гениев. Действительно, дети, которых родители-снобы заставляли заниматься

музыкой, часто бывают неискренни и неестественны, как будто матери привили им

ложные понятия о престиже и соперничестве. Уроки музыки, призванные развивать

ребенка, становятся для него источником душевных мучений.
Уроки музыки - это не самоцель, а средство для достижения определенной цели.

Вы должны ясно видеть, что получает ребенок от этих уроков, и какие его

способности развиваются благодаря им. Сами по себе уроки музыки не имеют

никакой цены.
В классе доктора Сузуки всегда есть дети, которые играют лучше других.

Желание матери, чтобы ее ребенок был лучше всех, невозможно удовлетворить -


либо она должна избавиться от ненужного тщеславия, либо перестать водить

ребенка на уроки.
Разумеется, можно гордиться умением играть на скрипке. Это благотворно влияет

на общее развитие ребенка. Мой сын приобрел уверенность в своих силах

благодаря урокам игры на скрипке, а затем уже достиг успехов в других

областях.
Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя
Когда родители жалуются на непослушание ребенка, я считаю, что они в этом

сами виноваты.
Доктор Сузуки рассказывал мне об одной маме, у которой были очень плохие

отношения с ребенком, и она, бывало, восклицала в полном отчаянии: "За что

бог послал мне этого ужасного ребенка?" На это доктор Сузуки сказал ей

однажды: "Это все из-за того, что вы его постоянно ругаете. Он у вас

постоянно насторожен. Ваш малыш будет вас лучше слушаться и уважать, если

время от времени вы тоже признаете свои ошибки". Некоторое время спустя эта

мама пришла к доктору Сузуки очень довольная и рассказала, что проявив

смирением она наладила свои отношения с сынишкой.
Добросовестные мамы часто жалуются, что их требовательность встречает

недовольство. "Тебе хорошо говорить, тебе самой не нужно это делать". И дети

правы? Приказание - не лучший способ воспитания. Если детям приходится

напрягать все силы, в то время как взрослые делают десятую часть или даже

половину того, что они могли бы сделать как родители, то ничего хорошего из

этого не выйдет. Родители должны найти способ показать ребенку, что они тоже

стараются, например, делают что-то вместе.
Приказания типа: "Сделай это!', "Выучи это!'', в то время как сам отец сидит

в кресле с газетой - это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка - это

значит все время воспитывать и самого себя.
Пусть ваш ребенок будет лучше вас

"Ученик превзошел учителя" - это должна быть основная цель воспитания.

Я уже не раз говорил, что таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если

принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это

значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам

не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного,

значит, вы были ленивыми родителями.
В нашей Школе Талантов мы давали детям прослушать одну пластинку много раз.

На пластинке была та скрипичная пьеса, которую они разучивали. Затем я

попросил их сыграть ее лучше, чем то, что они слышали в записи, и они очень

старались. В конце концов многим это удавалось, что не удивительно, так как

на пластинке была записана пьеса в моем исполнении.
Вообще говоря, основная идея нашей Школы Талантов - учить детей так, чтобы

они превзошли учителей. Лучших мы зовем "студент", а остальных "ученик

студента". Если бы ученики не в состоянии были достигать уровня учителей, и

потом сами учили других, то таким образом общество просто деградировало бы.
Ученик должен превосходить учителя - иначе прогресс будет невозможен.
Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок пошел дальше их. Даже если

способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.
XXI век будут строить те, кто доверяет другим
В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между

людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы.

Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не

будет доверия между людьми.
Каждый школьник в Японии знает, что людям следует доверять и не создавать

лишних трудностей для других. Однако понимать - это одно, а воплощать

прекрасные принципы в жизнь - совсем другое. Это разногласие, к сожалению,

очень свойственно человеческой натуре. Ребенок не научится доверять людям,


если усвоит этот принцип только в теории. Только в реальной жизни он научится

доверять людям.
Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок

вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее

общества.
Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого

добиться в жизни.
Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и

отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем

более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная

задача дошкольного воспитания.
Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками
Восхваляя наш высокий уровень цивилизации, мы забываем про войны, расовые

предрассудки и национальные разногласия. Все это имеет место, несмотря на

существование таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. До тех пор, пока

мы не воспитаем в себе взаимное доверие и терпимость, мы не достигнем мира

между народами. Ненависть, передающаяся из поколения в поколение,

враждебность и агрессивность, антагонизм и подозрительность стали почти

биологическими характеристиками. Впитав эти чувства в детстве, уже трудно от

них освободится.
Мы, взрослые, не должны прививать нашим детям эти предрассудки. Малыши еще не

заражены расовой ненавистью. Если в младенчестве белые и черные дети будут

играть вместе на равных, они вырастут с ощущением, что различия людей по

цвету кожи так же естественны, как несходство их во внешности и росте. Если

они все же усвоят расовые предрассудки, то только благодаря подсказке

взрослых. Те, кто искренне хотят покончить с войнами, должны заботиться не

только о политической ситуации в мире сегодня, но и о воспитании маленьких

детей, каких бы затрат это ни потребовало. Именно сегодняшние дети составят


завтрашнее общество.
Мир во всем мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от

поколения, которое сегодня еще в пеленках.
Я не преувеличиваю роли раннего воспитания, не знаю, возымеют ли мои слова

какое-либо действие. Возможно, многое вызовет критику, даже мои основные

положения, методы воспитания и то, как я понимаю роль матери. Но все-таки я

надеюсь, что моя книга заставит людей что-то изменить в мире, привлечет

интерес к проблеме раннего развития ребенка, особенно до 3-х летнего

возраста. Я верю, что моя книга - первый шаг на пути к этой цели.

<< предыдущая страница