prosdo.ru
добавить свой файл
1


Семья.

- В произведении Л.Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает своей душевностью. Главной же ценностью в этой семье являются дети. Очень дружелюбные и доверительные отношения между Наташей, Николаем, Петей и Соней, восторженное обожание детьми родителей.

-Так, в повести В. Распутина “Последний срок” дети старухи Анны, будучи родными по крови, стали совершенно чужими друг другу по духу. В трагическую для семьи минуту (их мать находится при смерти) они показали своё истинное лицо.

Родина

- Так, в произведении А.Фадеева “Молодая гвардия” главными героями являются парни и девушки, которые принимают активное участие в борьбе с фашистами. Им не безразлична судьба Родины.

- Так, в произведении В.Распутина “Пожар” село Сосновка переживает трагедию : горят склады. Поведение героев – стремление обогатиться за счёт этого бедствия или спасти народное имущество – проверка на нравственную прочность.

Природа.

С.Есенин-Песнь о собаке (жестокое обращение) Вадим Шефнер “Миг”- “Не привыкайте к чудесам…”(красота природы) Дм. Глуховский-Метро 2033.

Неразрывная связь человека и природы

Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели».

Развитие и сохранение русского языка

- Так, И.С.Тургенев в стихотворении в прозе “Русский язык” подчёркивает силу и могущество русского языка, его важность в жизни каждого человека.

- Так, название того места, куда попадает Игнатич, главный герой произведения Солженицына “Матрёнин двор”, - Торфопродукт, вызывает у героя иронию : “И.С.Тургенев не знал, что можно по – русски составить такое”.


Отчуждённость мира богатых от мира бедных

-Так, в произведении И.С.Тургенева “Два богача” подчёркивается мысль о том, что, не имея огромных материальных средств, можно быть богатым духовно.

Историческая память, традиции

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он – живое воплощение беспамятства.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

Проблема утраты нравственных ценностей

-Так, в новелле И.Бабеля “Письмо” Василий Курдяков очень молод, у него ещё вся жизнь впереди. Он малограмотен и практически не знает ни одной науки, зато он уже овладел наукой убивать.

Идея жертвенности, моральные принципы

Так, в романе А.Фадеева “Разгром” показан образ Левинсона. Он, несмотря на то что в живых осталось всего девятнадцать человек, справился с основной задачей : сохранить отряд как боевую единицу.

Моральные качества, забота о родных

-Так, в романе М.Булгакова “Белая гвардия” композиционным центром является дом Турбиных. В этом доме жизнь идёт наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию. Именно сюда идут знакомые, родные Турбиных, чтобы залечивать раны.


Проблема самоотверженности

-Так, в романе М.Булгакова “Белая гвардия” полковник Най – Турс вступил в неравный бой с петлюровцами. Спасая других, прикрывая мальчишек – юнкеров, он один остался со своим пулемётом перед наступающим противником.

Проблема трусости и предательства

Булгаков МиМ Понтий Пилат

Проблема нравственного падения

-Так, в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” Воланд и его свита, прибыв в Москву, наказывают именно тех, кто сознательно нарушал нравственные законы. Например, Стёпа Лиходеев был отправлен в Ялту. Такова была его плата за тот образ жизни, который он вёл.

Проблема утраты нравственных ценностей

-Так, повесть В.Распутина “Последний срок”- своего рода предостережение о том, что нравственная глухота калечит человека. Но есть ещё срок у каждого из детей старухи Анны вернуться к себе, к своим началам, выполнить своё предназначение.

Проблема войны, проблема памяти

-Так, к 65-летию Победы в Красноярске издательской группой во главе с Т.Н.Елинской была выпущена книга “Красноярск – Берлин. 1941 – 1945 гг.”. В ней представлены уникальные документы о жизни во время Великой Отечественной войны в Красноярском крае.

Нравственный урок, воспитание

-Так, В. Астафьев рассказ “Конь с розовой гривой”, в котором мальчик обманул бабушку и не собрал ягоду. Однако она всё равно купила ему “пряник конём”, что послужило внуку нравственным уроком. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

Проблема одиночества

-Так, в рассказе А.Солженицына “Матрёнин двор” главная героиня потеряла мужа на войне и не имела детей. Но непреодолимое желание заботиться о ком – либо не оставляло её, поэтому она взяла на воспитание Киру – дочь Фаддея.

Нравственные ценности

-Так, в повести В.Распутина “Деньги для Марии” выразилась основная идея писателя – торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия.


Тема материнства, заботы о близких

-Так, в романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло.

Военная тема

-Так, М.Шолохов в романе “Тихий Дон” показал в полную силу “чудовищную нелепицу войны”. На примере судьбы Григория Мелехова мы видим, насколько опустошённым становится человек, переживший страшные годы испытаний.

-Так, фраза “ради жизни на земле” из поэмы А.Твардовского “Василий Тёркин” отражает настроение многих, кто воевал за победу в годы Великой Отечественной. Наши прадеды жертвовали собой, думая о будущем своей страны.

О смысле жизни

-Одним из известнейших стихотворений М.Ю.Лермонтова является “Парус”. За образом паруса подразумевается человек духовно свободный, романтик, в постоянном поиске смысла жизни.

-А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться. А.С.Пушкин - смысл жизни - писать рассказы - сколько раз его отправляли в ссылку, но он не сдавался, а наоборот это вдохновляло его.

Проблема утраты нравственных ценностей

-Так, в повести Н.Гоголя “Портрет” представлен образ Андрея Петровича Черткова, на примере которого показана душевная деградация человека, оказавшегося во власти денег.

Если будет текст о Чехове или о нравственных ценностях

-Так, из очерка М.Горького “Чехов” мы узнаём о том, что Чехов был человеком, который постоянно вёл работу над собой. Его отличительными чертами являлись также искренность и забота об окружающих.

-Так, Л.Толстой в романе “Война и мир” показал лжепатриотизм отдельных офицеров, для которых война – удобное средство продвижения по службе. Трусость, лживость, равнодушие к общему делу являются их истинными чертами характера.

О детстве

-Так, Л.Н.Толстой называл детство “счастливой, невозвратимой порой”. Именно в этот период жизни человек учится любить окружающий мир, познаёт себя сам.


Проблема нравственности

-Так, для Родиона Раскольникова, героя романа Ф.Достоевского “Преступление и наказание”, наказание приходит гораздо раньше, нежели состоялся суд над героем. Совершив убийство, он испытывает страшнейшие душевные муки, раскаивается в содеянном.

Виталий Закруткин – Матерь человеческая, М.Булгаков МиМ, Собачье Сердце

Книги. Ценность книги определяется не тем, сколько человек её прочтёт.<…> У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия. – “Священная книга оборотня” Виктор Пелевин.

• Невольно вспоминается жизнь Максима Горького, который не имел возможности учиться в университете, но считался одним из образованнейших людей своего времени. Этого он достиг, благодаря тем «правильным» книгам, что умело подбирал для себя всю жизнь.

Искусство: А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.

Сострадание: Астафьев «Людочка» В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки.

Воспитание В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика Володи. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

- Д.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.


Счастье А.Солженицын 1 день ивана денисовича

Отци и дети. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

Ответственность человека за жизни окружающих Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.

А. Куприн. «Чудесный доктор». Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

Гончаров. Образ Обломова. Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

М. Горький в пьесе «На дне». Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.


И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

По­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

Проблема воспитания, учителя.
В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
Эгоизм. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».
8.М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

Значимость труда в жизни человека

.А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Проблема патриотизма
Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

Проблема сложности взаимоотношений людей
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» учитель имел очень большой авторитет. Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…».
«Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…
ПАТРИОТИЗМ, ПОДВИГ
• Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему патриотизма. Он показывает нам младшего сына Ростовых- Петрушу, который в таком юном возрасте ушел защищать свою Родину. Мы смело можем его называть патриотом.
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Ека­терины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спа­сая свою честь, покончил жизнь самоубийством.

• А.С.Пушкин в повести «капитанская дочка» раскрывает проблему чести, обращая наше внимание на то, что главный герой Гринев, не смотря на жизненные обстоятельства, всегда оставался верен данному слову. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.


• В романе «война и мир» Л.Н.Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский считали делом чести принять участие в Отечественной войне, чтобы защитить своё Отечество
ЧИНОПОЧИТАНИЕ И УГОДНИЧЕСТВО
• Н.В.Гоголь «Ревизор» жители города готовы сделать все, чтобы угодить ревизору

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
• в статье В.Кутырев называет телевидение дарами данайцев, то есть мнимыми, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном публицист называет «невольниками на галерах». Он видит негативное влияние телевидения на деятельность и культуру человека
• психолги- дети становятся замкнутыми
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
• н.с.лесков «левша». Левша, нигде не учась ремеслу, сумел без микроскопа подковать блоху. Он развивал сам свой талант. никто не говорил, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант
СОСТРАДАНИЕ И СОЧУВСТВИЕ
• “Мастер и Маргарита” М.Булгаков. В качестве примера можно рассмотреть взаимоотношения Маргариты и Фриды. Главная героиня произведения Булгакова готова была пожертвовать своим счастьем ради избавления от страданий почти незнакомой женщины.
Истинная и ложная красота
В романе Л.Н.Толстого некрасивость Натальи Ростовой и Софьи Болконской компенсируется их высокими душевными качествами, а красота Элен Курагиной оказывается развенчана
ВОВ
“Пастух и пастушка” — маленькая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьева зовут главного героя Борис Костяев, рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому и лирическому.

Дружба.

“К Чаадаеву” Пушкин.

Важность процесса познания в жизни человека

Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.


Неистребимость тяги к развитию, науке

Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Достижение целей – все ли средства хороши?

Главный герой гениального романа Ф.М. Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?

Роль примера

В статье А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова» упоминается, что на формирование личности выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик решил стать военным, начал закаляться и заниматься физическими упражнениями, и стал впоследствии замечательным военачальником.

Хамство. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

Проблема отношения человека к своему делу и его последствий Совсем недавно в газете «Комсомольская правда» я прочитал статью о том, как женщине делали операцию. Операция прошла отлично. Но после того, как женщина вернулась домой, она почувствовала себя плохо. Оказывается, врачи забыли убрать салфетки после операции и оставили их в организме женщины. Этот пример говорит о халатном отношении врачей, о том, что мы не задумываемся кому мы доверяем нашу драгоценную жизнь.


Преданность собак Повесть Троепольского «Белый Бим черное ухо

может ли благородный человек забыть свою родину, если она предала его интересы, и считать родиной страну, куда он эмигрировал?

Это чувство безграничной отеческой любви породило немало замечательных творений. Это “А было недавно, а было давно, И даже могло и не быть…” А. Галичa, И.А. Бунинa «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», стихотворения Цветаевой, Гиппиус, Бальмонтa и многих других.

Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются

Комедия «Горе от ума» Грибоедова. Чацкий – бунтарь, мятежник, поднимается против толпы., московского общества того времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества. Он не боится высказывать свое мнение. В монологе «А судьи кто?» раскрывается полностью его сущность. Проблема толпы в том, что они не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают « истиной» заветы своих отцов - лицемеров, что уже давно изжили себя.