prosdo.ru 1
В XX в. исследователи стали проявлять интерес к сексуальным и психическим нарушениям, наиболее распространенным в рамках тех или иных культур. Появились первые работы на эту тему, выходят книги, в которых анализируются социально-культурные причины этих нарушений. Однако по-прежнему отсутствует широкий взгляд на эти проблемы, позволяющий преодолеть европоцентризм путем создания диагностической и терапевтической службы.


Исследователи отмечают, что понятия нормы и патологии в интимных отношениях однозначно связаны с определенным культурным контекстом и не могут носить общий характер. В течение многих столетий патология, как и норма у представителей разных культур, оценивалась с точки зрения жителя Запада. Оказалось, вполне естественно, что такая система оценок ограничена спецификой мышления и не является универсальной. Один типичный пример: на Западе сексуальные нарушения делились на органические и поведенческие, для других культур такая классификация неприемлема, ибо в рамках этих культур не признается дуализм «тело—психика» и, кроме того, существующие нарушения вообще трудно объяснить с точки зрения сознания человека Запада.

Сексуальные нарушения у людей существуют во всех культурах. К ним относится импотенция. Но есть такие нарушения, которые наиболее характерны для определенного вида культуры (например, преждевременное извержение семени наиболее распространено в культуре Запада). Если мы даже проанализируем причины такого довольно распространенного сексуального нарушения, как, например, отсутствие эрекции, то окажется, что они в различных культурах различны. Именно этим вопросам и посвящен данный раздел настоящей книги. В нем будут описаны некоторые специфические для данной культуры сексуальные нарушения. Однако мы не должны забывать, что к исследованию этих явлений ученые еще только приступают и мы не располагаем богатым материалом.

В различных культурах существуют сексуальные нарушения, обусловленные одними и теми же причинами. Например, влияние хронического алкоголизма, наркомании на сексуальную жизнь независимо от расы и культуры везде одинаково. Мы остановимся здесь на тех причинах сексуальных нарушений, которые возникают на определенном культурном фоне. К ним относятся:

Нарушение табу. Если в данной культуре существует строгий запрет на интимные отношения в период религиозных праздников, в определенные дни, то нарушение этого табу порождает страх перед наказанием. Во многих культурах существует убеждение, что с помощью магии можно причинить вред тому или иному человеку. Страх перед подобным действием способен снижать любые потенциальные возможности человека, в том числе и сексуальные. Об этих фактах свидетельствуют антропологические исследования ученых и наблюдения врачей.


Идеология, философия данной культуры. В культурах, трактующих семя как источник жизни, энергии и рекомендующих его сохранять, невольные поллюции, истечения переживаются более драматично, в то время как, скажем, на Западе к подобного рода явлениям относятся спокойно.

Структура культуры. В предыдущем разделе говорилось о двойственном отношении к женщине, культе оргазма, трактовке секса как установки в культуре современного Запада. Подобного рода традиции часто ведут к сексуальным нарушениям. Алкоголизм в культуре кайапа связан со слабой потенцией у мужчин, ригоризм в ирландской культуре связан с холодностью женщин.

Психосоциальные стрессы. В сексуальной жизни столкновение различных культурных моделей, например в межнациональных браках у эмигрантов, часто ведет к невротическим реакциям. Алекситимия (директорская болезнь) проявляется у бизнесменов, ведущих крупные дела, не умеющих отдыхать. При этой болезни наблюдаются атрофия переживаний, ослабление полового влечения, нарушение эрекции. Однако среди крупных бизнесменов—индусов, китайцев подобные нарушения не встречаются. Они способны сочетать профессиональную активность с высокой половой активностью. Нередко это равновесие жизнедеятельности формируется под религиозным влиянием.

Экологические ниши. Климатические условия, состав почвы в данном регионе, способ питания, образ жизни, эпидемии, болезни являются специфическими для некоторых культур и влияют на сексуальную жизнь. Например, для племени дани характерен исключительно низкий уровень сексуальной возбудимости, малая частота сожительства, что явно свидетельствует об эндемической гиполибидемии (патологически низком уровне сексуального влечения). Это связано с условиями жизни людей этого племени, естественной средой. Вегетарианство, структура питания в Индии опосредованно влияют на сексуальную активность, делают ее низкой по сравнению с другими культурами. В период угасания деятельности половых желез уменьшается сексуальная активность. В то же время высококачественное питание, высокий уровень жизни обеспечивают более высокую сексуальную активность. У арабов чрезмерное употребление кофе ведет к развитию импотенции у многих мужчин, у индейцев Южной Америки потребление кокаина и других аналогичных средств сначала активизирует сексуальную активность, а затем снижает ее, нарушает эрекцию.


Комплекс причин, снижающих сексуальную активность, очень многообразен и требует знания не только мировоззрения, свойственного данной культуре, но и условий жизни, характера пищи, влияния климата и т. д.

Комплекс Коро. Комплекс Коро берет свое название из малайского языка и распространен среди китайцев, живущих в Юго-Восточной Азии. Чаще он проявляется у мужчин. Суть его в остром переживании страха, паники, вытекающих из ощущения, что половые органы втягиваются в брюшную полость. Считается, что втягивание ведет к смерти. У женщин этот комплекс проявляется значительно реже, в такие периоды они ощущают, что соски грудей втягиваются внутрь или грудь полностью втягивается в грудную клетку, реже половые органы—в брюшную полость. Существуют описания таких явлений, которые, подобно эпидемии, охватывают многих людей. Так, в китайской колонии Сингапура в 1967 г. под влиянием этого комплекса находилось 232 человека, из них 45% — в возрасте 20—40 лет, а 30% — в возрасте 16—20 лет. Пациенты испытывали сильный страх и старались руками или палочками для еды противодействовать втягиванию полового органа. Состоянию страха сопутствовали и другие симптомы: сердцебиение, нарушение зрения, рвота, повышенная чувствительность различных частей тела.

Комплекс Коро тесно связан с влиянием даосизма. Однако в своей практике подобный комплекс я наблюдал у шести своих йациентов—поляков, которые никогда не слышали об этом комплексе. Оказывается, что в других культурах подобное состояние страха проявляется при некоторых психических заболеваниях и является одним из их симптомов. Только в одном случае мне не удалось обнаружить признаков психического заболевания, страх подобного рода появился у пациента после неудачной сексуальной близости во вновь завязанном романе.

Амок. В популярных словарях слово «амок» определяется как состояние сильного возбуждения, утрата здравого рассудка, эротическое ослепление. Этот термин пришел к нам из малайского языка и буквально переводится как «вовлечься с бешенством в борьбу». Это состояние характеризуется резким возбуждением, агрессивностью. Такое состояние часто охватывает жителей Малайского полуострова, Индокитая. Оно описано достаточно подробно. Начиная с 1953 г. подобные явления все чаще встречаются в Лаосе. Впервые такой случай произошел во время религиозного праздника. Вот как описал очевидец этот случай: «Двадцатитрехлетний лаосский солдат начал высказывать своеобразные мысли, стал раздражительным, агрессивным. Во время празднества в храме он спровоцировал публичную дискуссию, после этого он бросил гранату в толпу, убив 4 человек, ранив 20. Был заключен в тюрьму, там или кричал, или ворчал себе под нос». Растущее количество таких случаев заставило руководство Лаоса в 1966 г. приостановить празднества. В Таиланде в 1971 г. житель одного из селений бросил гранату в группу студентов, подозревая одного из них во флирте со своей женой. Итог — 8 студентов были ранены. На Филиппинах ежегодно происходит 2—3 таких случая. В Малайзии амок был широко распространен в XIX в. и это состояние подробно описали европейские врачи (так этот термин попал на Запад).


Причиной амока является так называемая культура стыда. Индивид проявляет свою агрессивность по отношению к другим, оберегая себя, свое чувство вины и стыда. Если вначале он способен подавлять агрессию, то, постепенно накапливаясь, она приводит к взрыву. Как правило, причиной агрессии являются сексуальные проблемы, измена партнера, ненависть к соблазнителю жены и т. п.

Хва-Биунг. Содержание комплекса — острый страх и паника. Он проявляется у корейцев, чаще у женщин. Ему сопутствует бессонница, раздражительность, удушье, боли в животе, страх смерти. Одной из причин могут служить сексуальные проблемы, измена партнера.

Indian Dhat Syndrome. Проявляется в индусской культуре и состоит в страхе, угнетении, боязни смерти. Пациент боится извержения семени, которое рассматривается как эликсир жизни. Поэтому нерегулируемое силой воли извержение семени ведет, согласно представлениям пациента, к невозвратимой утрате энергии.

The Spermatorrhoea Syndrome. Этот часто встречающийся комплекс страха распространен в Юго-Восточной Азии среди китайцев. Он связан с убеждением, что семя является источником физической энергии, двигателем жизненной активности, труда. Поскольку сексуальная активность связана с частым семяизвержением, она вызывает страх, так как ведет к импотенции или преждевременному извержению семени, нарушению функций мочеиспускательного канала.

Па-ленг. Проявляется в китайской культуре и связан с убеждением, что у данного лица инь доминирует над ян. Симптомами этого являются холодные ладони, дрожание губ, усиленное сердцебиение, сексуальные нарушения.

Су сто. Этот комплекс проявляется у жителей Латинской Америки, в частности Мексики. Связан он с черной магией. Симптомы: бессонница, отвращение к пище, психическое напряжение, дрожь конечностей, состояние страха, понос, рвота, ночные страхи, ослабление влечения, сексуальные нарушения.

Bewitchment. Комплекс встречается у мужчин из культуры йоруба, имеющих сексуальные проблемы (импотенцию, ослабление сексуальной потенции). Он состоит в часто испытываемых состояниях страха, эротических снах, толкование которых используется для предсказания будущего, связанного с эротикой.


Латах. Комплекс распространен среди малаек и проявляется в виде чрезмерной внушаемости, копролалии, эхолалии, угнетенности, депрессии, а также в серии неожиданных высказываний, отличающихся вульгарным содержанием. У женщин, не имеющих партнеров, не удовлетворенных своей интимной жизнью, этот комплекс служит формой сексуального удовлетворения.

Комплекс Брэйн-фаг. Это эпидемическая истерия, проявляющаяся в студенческой среде Южной Африки, часто имеющая сексуальный подтекст.

Итек. Комплекс страха и депрессии, встречается среди молодых женщин хива. Одной из причин его являются сексуальные фрустрации.

Катар. Распространен в Полинезии и напоминает амок. Неудовлетворенное сексуальное возбуждение, алкоголь ведут к взрыву раздражительности, агрессивности, стремлению к насилию, бешенству.

Fright illness (болезнь страха). Этот комплекс характерен для жителей Ирана и вызывается страхом, испугом. В Иране считается, что неожиданный испуг вызывает болезни. В таком состоянии человек или бледнеет, или его кожа приобретает желтый оттенок. Проявляются горячка, нервозность, дрожь, нечувствительность некоторых частей тела. Одной из причин может быть неудача на сексуальной почве. В 60-е годы, изучая эту болезнь среди жителей Северо-Западного Ирана, супруги Гуд показали, что 31% больных пользуется помощью современной медицины, 9% лечатся травами, а большинство ищет помощи в сакральной медицине. Если лечением занимается духовное лицо, то причины болезни выясняются с помощью религии и астрологии. Чтобы излечиться, больной читает стихи из Корана, пьет чай из костей, найденных на кладбище, съедает куски сахара, пропитанные мочой, кебаб, сделанный из фекалий белого пса. Потребление нечистот должно отвратить внимание пациента от страданий. Часто для лечения применяется камень из Мекки, смазанный маслом, который после извлечения из холодной воды накладывают на тело пациента, а затем, изучая полученный рисунок, пытаются объяснить причины болезни. Вода выливается в сторону Мекки.


Сар. Название комплекса, свидетельствующее о нервозном состоянии жен исламских номадов в Сомали, который возникает в случае, если муж привел новую жену.

Агали. Комплекс страха, встречающийся после неудачного сексуального контакта у мужчин на Новой Гвинее.

Табанка. Комплекс страха, появляющийся в сообществе Тринидада после разрыва интимной связи.

Арабиан Гольф. Ипохондрический невроз, встречающийся у арабских женщин, имеющих проблемы относительно своей женской роли.

Пика. Комплекс страха у туземных женщин в Австралии, причиной которого являются изменения в сексуальных ролях.

Жайау. Комплекс, встречающийся в племени ибан в Сараване, когда появляется пониженное либидо, вожделение, стремление к самоубийству. Главная его причина — фрустрации на почве сексуальных желаний.

Шен-Куэй. Комплекс страха, встречающийся в китайской культуре. Его главные симптомы: паника, бессонница, импотенция, преждевременное семяизвержение. Возникает это состояние в результате опасений, связанных с потерей семени.

Уфуфуньяне. Этот комплекс наблюдается среди женщин племени зулусов. К главным его симптомам относятся: стереотипные сексуальные сны, боль в нижней части живота, истерические проявления. Подобное состояние длится от одного до семи дней.

Аире. Комплекс, распространенный в Перу. Главные симптомы: сыпь, истерические приступы, боль в разных частях тела, нарушения в пищеводе, воспаление соединительных тканей. Одна из типичных причин—сексуальные и супружеские осложнения.

Айийпери. Комплекс неврозов, встречающийся в племени йоруба в Нигерии, при котором проявляются тики и подергивания. Источник—сексуальные и чувственные причины.

Бокси. Койплекс, характерный для жителей Непала. Главные симптомы: эксхибиционизм, боли в животе, рвота, напряжение в области шеи, головные боли.

Шукаке. Комплекс, встречающийся у индейцев Перу, проявляется в рвоте, болях в животе, поносе. Типичные причины таких явлений кроются в сексуальных и чувственных неурядицах.


Шла мериан. Комплекс, возникающий в результате послеродовых нарушений (депрессия, понижение уровня либидо), проявляется у малаек.

Шла талак. Маниакальный комплекс, встречающийся у малаек. Связан с супружескими, чувственными конфликтами.

Heart distress (болезнь сердца). Комплекс встречается в Иране, был исследован супругами Гуд. Нарушения сердечной деятельности (чувство сжатия, давления, сердцебиение, дрожь) связаны со страхом, проявляются у женщин в результате обострения сексуальных, супружеских проблем, несоблюдения гигиены в послеродовой, менструальный периоды, употребления контрацептивов (неодобряемых в этой культуре). Чаще всего он проявляется в зрелом возрасте у женщин из низших социальных слоев. Туземное население этот комплекс называет «нарахат». «Нарахат», по их мнению, вызывается нарушением внутреннего равновесия, гармонии организма, а также действиями злых духов (джиннов) и магических сил.

Сегодня знание о комплексах в тех или иных культурах только складывается. В результате научных наблюдений, осуществляемых в некоторых регионах мира, открываются специфические нарушения. Так, исследования, проводившиеся в 70-е годы Д. Клемент и Дж. Хардингом на острове Самоа, позволили выявить несколько болезненных комплексов в этой культуре:

Ма и валеа. Состоит в бесцельном хождении, бессмысленных разговорах, поведении, не соответствующем существующим нормам и обычаям. Он вызывается ревностью, опасением перед сексуальными неудачами, неосознанным страхом.

Ма и аиту. Жители острова убеждены, что неправильное поведение может вызвать гнев родового духа — аиту. Болезненное состояние возникает под действием духов — опекунов конкретных селений, скажем, в случае их недовольства некоторыми прическами, нарядами, поведением жителей. Лечение состоит в процедуре, в ходе которой у духа просят прощения, помогает в этом старейшина селения.

Ма и манату. Признаки данного комплекса—депрессия, грусть, стремление к изоляции, возникающие в период разлуки с любимым человеком. Жители Самоа, где распространен этот комплекс, связывают его возникновение с тремя условиями: аномалиями мозга, избытком эмоций, влиянием духа, но решающее значение остается за внешними условиями, за окружающей средой.


Ма и пополе. Депрессия, страх, возникающие из-за ревности, супружеских проблем, усугубляется этот комплекс при отсутствии денег на содержание семьи. Страх и депрессия постепенно усиливаются.

Сем-унмада. Этот болезненный комплекс проявляется у людей культуры аюрведа (Шри-Ланка), его признаки—отвращение к пище, выделения из носа и изо рта, бессонница, сексуальное возбуждение, увеличение количества семени, летаргические движения. Крайнее выражение этого комплекса — маниакальное возбуждение.

Хорошо изучивший специфику этого комплекса Обейесекер утверждает, что ключом к познанию этого состояния является знание особенностей культуры аюрведа. Она содержит такие понятия, как 5 бхутас (основные элементы мира), 3 хумоурс (инструменты) и 7 дхатус (части тела). К бхутас относятся: эфир, ветер, вода, земля, огонь. Инструментами являются: ветер, желчь и флегма, понимаемая как вода. Части тела—э'то, в частности, лимфа, кровь, мозг костный, семя, которое представляет собой особо важный элемент, ибо является источником жизненных сил.

Человек здоров, если сохраняется равновесие трех инструментов. Природа (бхутас) может как лечить, так и вызывать болезни. Отсюда особое внимание к рациональному питанию. Если действие инструментов достигает области сердца (являющегося центром «Я») и блокирует каналы, по которым транспортируются досас, то здоровье нарушается. Таким образом, дезорганизация инструментов приводит к патологии. Классификация болезней включает 22 вида, один из них семунмада. Лечение состоит в установлении внутреннего равновесия организма. Применяются холодные компрессы на голову, осушение дыхательных путей, отвары из трав.

Культура аюрведа отличается простотой, своеобразной логикой и дает ясное представление о мире, здоровье и болезнях. Она связана с философией санкхья, одной из шести ортодоксальных индуистских философий, но в Шри-Ланке она содержит обширные практические знания. Не случайно здесь она имеет большее распространение.


Эпидемия бичевателей. В средние века флагеллантизм приобрел характер эпидемии и явился отражением специфического нарушения в культуре этого периода. Мужчины и женщины, раздетые догола, двигались в процессии от города к городу, истязая свое тело ремнями. Люди, наблюдавшие за этим шествием, испытывали смешанные чувства. Ведь нагота, кровь, стоны, мрачное пение вызывали состояние возбуждения, страх. В таком поведении можно заметить черты садомазохизма, замещающего удовлетворение сексуальных потребностей.

В культуре христианской Европы в прошлые века встречались другие нарушения, связанные с сексом, примеры тому — секта скопцов в России, гностические секты почитателей семени, навязываемая холодность и комплекс сексуальной неразбуженности у женщин-пуританок, эротомания и оргиастический секс в либертинском направлении.

К специфичным формам поведения и сексуальным нарушениям в современной цивилизации Запада относятся различные формы группового секса, девиации типа педофилии и т. д. Этот тип поведения и этот тип нарушения составляют отличительную черту этой культуры, к ним относятся гомосексуализм и бисексуализм, получившие довольно широкое распространение.

Анализ невротических сексуальных нарушений (например, слишком быстрое извержение семени, неполная эрекция или отсутствие ее, холодность) показывает, что они гораздо чаще проявляются в культуре Запада, чем в других культурах. И в этом главную роль играют культурные факторы, что подтверждают исследования, посвященные сексологии.