prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4









Уважаемые родители и педагоги!

Главная задача обучения шестилетних детей — это всесторонняя подготовка к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется подготовительной. Этим детям доступны самые различные задания.

«Продолжи ряд» — это задание для тренировки чувства ритма (не­обходимого для выработки красивого почерка).

«Срисуй по клеточкам» — это задание для тренировки зрительно­го внимания, умения правильно располагать линии в пространстве.

«Дорисуй половинку» (или нарисуй полностью зеркальное изобра­жение предмета) — это задание учит различать лево и право; строить симметричный рисунок.

«Раскрась только...» — раскраски как таковые в подготовитель­ной группе уже не так актуальны, поэтому для раскрашивания мы даём рисунки, наложенные друг на друга, с заданием раскрасить что-то одно.

Будьте внимательны при объяснении фонематических заданий. Они здесь разных видов: «Составь слово из первых (или последних) звуков слов» и «Составь слово из первых (вторых или последних) слогов слов».

Слова, которые предлагаются в этих заданиях, читает взрослый, а ребёнок выделяет звуки и слоги на слух.

Детям на первых порах потребуется помощь взрослых: сначала нуж­но небыстро (!) прочитать задание, убедиться, что ребёнок его правиль­но понял. В задании на раскрашивание наложенных друг на друга конту­ров пусть ребёнок покажет то, что будет раскрашивать. Если не справ­ляется — обведите нужный контур, но раскрасит пусть он сам. В задании «Продолжи ряд» обговорите, что именно и с чем нужно чередовать.

Если ребёнок — левша, то рекомендуем все задания на дорисовы­вание половинок и зеркальные рисунки сначала перерисовать наобо­рот, т. е. вы нарисуете правую половину (правый рисунок), а ребёнок дорисует левую половину (левый рисунок).


Если ребёнок затрудняется срисовывать по клеточкам, допустимо в первые месяцы ставить ему «опорные точки рисунка» — в начале, кон­це, поворотах линий.

Примеры помощи







Рисунок в книге

Ваш рисунок

для ребёнка-левши


Рисунок в книге

Ваш рисунок

для ребёнка-левши





Рисунок в книге

Ваша помощь в виде «опорных точек» рисунка


В задании «Назови четвёртое слово» очень полезно, чтобы ребё­нок объяснил, почему именно это слово должно быть четвёртым. Для этого нужно понять, как соотносятся первые два слова.

Для задания «Назови все звуки в слове по порядку» подобраны такие слова (не более 5—6 звуков), где все звуки произносятся так же, как пишутся, т. е. слова, в которых нет оглушения звонких согласных; удвоения; отсутствуют непроизносимые согласные и йотированные гласные; нет звука Ы после шипящих. Не даны и слова со стечениями трёх и более согласных. Слова со звуком О брались только те, в кото­рых он находится под ударением. Не брались и слова, где согласный перед мягким согласным имеет спорное смягчение (например, спина).

Слова для звукового разбора брались с меньшими ограничения­ми. Они сгруппированы по количеству звуков (3, 4, 5, 6, 7). Это удобно,


так как позволяет подбирать слова по сложности, исходя из возможно­стей ребёнка. Пусть каждый ребёнок разбирает те слова, которые ему по силам. Гласные звуки обозначаем красным цветом, твёрдые соглас­ные — синим; мягкие согласные — зелёным. Мягкий знак (Ь) звуком не является, а лишь обозначает качество предыдущего согласного.

Одно из первых правил, изучаемых в начальной школе, — это право­писание гласных, проверяемых ударением. Для этого детей учат под­бирать однокоренные слова. Главное здесь, чтобы ребёнок понял, что такое «однокоренные слова» и не путал их с омонимами и близкими по звучанию словами. Правда, пока мы не даём термина «однокоренные слова», а называем их «родственники», подчёркивая глубинную, смыс­ловую связь. Задания на выбор однокоренных слов предназначены для совместных занятий взрослого с ребёнком. Ребёнка нужно спросить, как он понимает значение каждого из предложенных слов. Незнакомые слова нужно объяснить, придумать с ними словосочетания или предло­жения. И только потом спросить, какие слова не подходят и почему. При затруднениях сделать акцент на смысле первого слова.

Например: боровик бор, боровой, забор, выбор, боровичок, Боро­виков, бордовый.

Боровик — это белый гриб, растущий в бору.

Бор — это вид леса (сосновый бор, сухой бор).

Боровой относящийся к бору, живущий в борах (боровая дичь).

Забор изгородь (старый забор, кирпичный забор).

Выбор необходимость принятия решения (трудный выбор, удач­ный выбор).

Боровичок — маленький боровик (крепкий боровичок).

Боровиков фамилия, произошедшая от слова «боровик» (Иван Боровиков).

Бордовый цвет (бордовый пиджак, бордовая шаль).


Таким образом становится ясно, что слова «боровик», «бор», «боро­вой», «боровичок», и «Боровиков» — родственные, так как связаны по смыслу со словом «бор», а слова «забор», «выбор», «бордовый» — лишь похожи по звучанию. При появлении сомнений — обратитесь к толковым словарям.

Все предложенные в нашей книге лексические темы соответствуют программе детского сада и даны с учётом учебно-календарного плана.



ГРИБЫ

• Раскрась только грибы.

• Выполни штриховку.











Срисуй по клеточкам.



• Составь слово из первых звуков слов: БАНЯ, ОЛЯ, РОМА
(бор).

Ребёнок здесь и далее не читает! Определяет звуки на слух!

• Составь слово из последних звуков слов: ДОМ, ДНО, СМЕХ
{мох).



  • Назови четвёртое слово: РЫБА — РЫБАК, ГРИБЫ — ... {гриб­
    ник).

  • Назови все звуки в слове по порядку: МОХ.

• Выполни звуковой разбор слов:

• Дорисуй половинку.









• Продолжи ряд.



• Какие слова — родственники выделенному, а какие — нет? БОРОВИК- БОР, БОРОВОЙ, ЗАБОР, БОРОВИЧОК, БОРДО­ВЫЙ, ВЫБОР, БОРОВИКОВ.

7




овощи

• Раскрась только овощи.

• Выполни штриховку.











Срисуй по клеточкам.



  • Составь слово из первых звуков слов: ЛАЙ, УХА, КОТ (лук).

  • Составь слово из последних звуков слов: НОС, ИДУ, ХРАП
    (суп).

  • Назови четвёртое слово: ЛЕС — ГРИБЫ, ОГОРОД — ... (ово­
    щи
    ).

  • Назови все звуки в слове по порядку: ЛУК.

• Выполни звуковой разбор слов:

• Дорисуй половинку.









• Продолжи ряд.



• Какие слова — родственники выделенному, а какие — нет? КАПУСТА — КАПУСТКА, КАПУСТНЫЙ, ПУСТОЙ, ВЫПУСТИТЬ, КАПУСТИН.




ФРУКТЫ

• Раскрась только фрукты.

• Выполни штриховку.











Срисуй по клеточкам.



  • Составь слово из первых слогов слов: КИРА, ВИКА (киви).

  • Составь слово из последних слогов слов: НАЛИМ, ПИОН
    {лимон).

  • Назови четвёртое слово: ДУБ — ЖЁЛУДИ, ЯБЛОНЯ — ...
    (яблоки).

  • Назови все звуки в слове по порядку: БАНАН, ГРУША.

10




• Выполни звуковой разбор слов:

• Нарисуй справа и слева.









• Продолжи ряд.



* Какие слова — родственники выделенному, а какие — нет? СЛИВА — СЛИВОВЫЙ, СЛИВКА, СЛИВАТЬ.

11




ЯГОДЫ И ЗАГОТОВКИ

• Раскрась только ягоды.

• Выполни штриховку.











• Срисуй по клеточкам.



  • Составь слово из первых слогов слов: ЖЕНЯ, ЛЕНА (желе).

  • Составь слово из первых звуков слов: СОЛЬ, ОБЛАКО, КАША
    {сок).

  • Назови четвёртое слово:

СОЛИТЬ — СОЛЕНЬЕ, ВАРИТЬ — ... (варенье).

Назови все звуки в слове по порядку: СОК, САЛАТ, СИРОП.

12









• Выполни звуковой разбор слов:

СОК

• Дорисуй половинку.

Продолжи ряд.




• Какие слова — родственники выделенному, а какие — нет? МАЛИНА— МАЛИНКА, МАЛИНИН, МАЛЕВАТЬ, МАЛИ­НОВЫЙ.

13




ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ

• Раскрась только деревья.

• Выполни штриховку.














  • • Срисуй по клеточкам.

    Составь слово из первых звуков слов: ИРА, ВАНЯ, АНЯ (ива).

  • Назови четвёртое слово:

ПОДБЕРЁЗОВИК — БЕРЁЗА, ПОДОСИНОВИК— ... (осина).

  • Ежонку очень хотелось иметь братика. Он нашёл деревце,
    похожее на него. Как ты думаешь, что это за деревце? (Ель,
    сосна, можжевельник, кедр, пихта).

  • Назови все звуки в слове по порядку: ТУЧА, ЗОНТ, ПАРК.




следующая страница >>