prosdo.ru
добавить свой файл
1
Асаны


Для начала очень важно понять, что асана это не статическое удержание формы. Асана – это процесс! Жизнь – это процесс, это движение, это поток. И он начинается тогда, когда вы внутри приняли решение делать какие-то асаны, вы уже находитесь в процессе, вы двигаетесь, двигаетесь, двигаетесь… И доходите до момента, когда ваше тело уже не может пойти дальше, вы ловите себя на том, что не способны двигаться дальше, вы ничего не можете сделать в направлении данного процесса, тогда вы прекращаете его и переходите к следующему, потому что если удерживать асану без движения, то это мертвое удержание формы, и удержание внешнее за счет напряжения и в этом нет смысла. Поэтому момент фиксации в асане очень субъективен. Для кого-то 5 секунд это много, для кого-то 1,5 минуты это мало. В йоге очень много именно субъективных факторов и на них нужно опираться. Следовательно, до тех пор, пока мы можем прикладывать внутренние усилия в заданном направлении, мы асану фиксируем, не можем – не фиксируем. Но, конечно же, чем больше мы практикуем, тем бесконечнее может быть процесс. Можно даже сказать, что в асане нет момента фиксации, а есть только длительный момент входа в нее!


ЧТО ТАКОЕ ИШВАРА-ЙОГА?

Ишвара - одно из имен бога, оно отражает наше внутреннее духовное начало, это проявление Бога не имеющее внешней формы. И в каждом человеке оно есть. И Ишвара-йога это методика, рассматривающая йогу как способ почувствовать это внутри себя и дать этому проявиться. В основе методики лежат уникальные методы, позволяющие человеку научиться управлять своим телом, быть в состоянии максимальной внутренней гармонии и целостности.

Анатолий назвал свою методику Ишвара-йога еще потому, что все знания к нему пришли во время личной практики. И в этом нет ничего уникального и удивительного, просто нужно внимательно относиться к тому, что происходит внутри себя. На самом деле это знают и умеют все, и чтобы это осознать, нужно развернуться лицом к самим себе, начать чувствовать себя и понимать. Это просто некая степень внимания и понимания, путь к самому себе. И вот это и есть самое важное!


Практикуя, лучше отталкиваться не от внешней формы, а от внутренних ощущений, т.к. только ваш личный внутренний опыт никто не сможет отнять, это ваш настрой чувствовать себя, понимать себя, который останется с вами везде и во всем. И только если вы научитесь понимать себя, вы сможете научиться понимать остальных.

Занимаясь йогой, мы идем к внутреннему состоянию свободы, осознанности и ответственности, т.к. не бывает свободы без ответственности! В йоге, как и в жизни, можно абсолютно все, главное точно знать, зачем вам это нужно, и точно понимать, чем вы за это заплатите!
Основные принципы Ишвара Йоги:

• Целостность внутреннего пространства

• Отстройка от макушки к стопе и от стопы к макушке

• Правильная работа с весом тела, центром тяжести и равновесием

• Умение быть расслабленным в самых сложных асанах и сложных жизненных ситуациях

• Правильная работа с позвоночником, суставами и глубинной мускулатурой

• Активизация "Сердец стоп"

• Правильное использование бандх

• Работа из центра

• Отстройка симметрии тела

• Развитие качества "Стхира" - состояния устойчивого спокойствия

• и многое другое
В этом стиле йоги нет строго заданных последовательностей, есть принципы их построения, есть четкое понимание как мы идем от простого к сложному, т.е. какие асаны мы используем в работе с начинающими, какие с более подготовленными людьми и понимание как грамотно выстроить последовательность. И мы пользуемся этим как конструктором, выстраивая последовательности в зависимости от наших потребностей.

Мы все разные, хоть проблемы у всех одни и те же, но проявляются они по-разному. И поэтому не существует одной последовательности асан, которая подходит для всех. Набор асан должен быть гибким и должен меняться, потому что один человек, например, освоил это за две недели, а другому на освоение потребуется два года. И уже освоив определенный набор элементов, мы меняем его, вводя более сложные асаны.


Но, конечно же, на начальном этапе нужно за что-то «зацепиться», что-то взять за основу. Очень важно грамотно заложить базу, «фундамент» в начале практики, которая позволит развиваться дальше без травм. В качестве примеров есть уже составленные комплексы для начинающих, но они никогда не являются истиной в последней инстанции, и при необходимости они изменяются.
Во время практики очень важно состояние легкой, мгновенной передачи импульса из одной точки в другую. Тело может быть инертным, тогда импульс не передается. И когда мы делаем асану, то учим тело быть осознанным в любой точке пространства. Т.е. когда клеточка левой пятки точно знает, чем сейчас занимаются клетки левого уха, и они вместе, идеально соорганизуясь, решают одну задачу. То, что нужно сделать - просто отыскать места, в которые импульс не проходит. Места, в которых мы не можем присутствовать вниманием, осознавать себя.
Основной ключевой момент, – это целостность. Когда есть целостность, вся структура, понимая себя, изнутри может менять больные, слабые, пустые части. Это принципиально новый уровень, чем когда мы просто нашли какую-то слабую часть и занимаемся ею отдельно от системы. Другой принцип – надо собраться в одно целое, и тогда появляется возможность увидить слабую часть как сегментик целостной структуры. Тогда сама структура, осознавая себя, меняет качественные характеристики тех частей, которые не дотягивают до общего уровня.

О внутренней целостности

Основой этого метода является внутренняя целостность! Чтобы мы ни делали, мы это делаем только с донной целью – прийти к состоянию внутренней целостности. И поскольку мы работаем с телом, это ни какое то мифическое состояние, а оно имеет совершенно четкие критерии – либо вам тотально хорошо в асане, и, значит, вы целостны, либо что-то болит, где-то тянет, отваливается, и вы не целостны. И практикуя, мы учимся приходить к состоянию, когда все части гармонично между собой взаимодействуют в любой форме, и вы это чувствуете.


Например, шпагат (хануманасана). Мы его делаем не для того, чтобы «растянуться» и «сесть на шпагат». Мы пытаемся быть в состоянии внутренней целостности, и шпагат для нас как еще один пример, а смогу ли я быть в состоянии внутренней целостности вот в этом положении тела в пространстве или нет? И мы начинаем потихоньку учиться этому. И нужен нам не шпагат, а состояние, в котором нам хорошо, где мы являемся хозяевами ситуации, когда мы понимаем что мы делаем, что нам мешает быть целостными и что нужно сделать внутри, чтобы прийти к этому состоянию. Мы совершаем совершенно реальные действия: что-то подтягиваем, что-то расслабляем, куда-то направляем внимание, как-то переносим центр тяжести, как-то разворачиваем грудную клетку и т.д. И все это мы делаем, чтобы в первую очередь прийти к состоянию внутренней целостности, а уже потом как следствие к продольному шпагату. А если происходит подмена понятий, и мы идем просто к шпагату, при этом получая травмы, то в этом нет никакого смысла. В йоге нет принципа «выше, сильнее, быстрее», здесь совершенно другие цели.
Основой нашей внутренней целостности является позвоночник. И если мы не понимаем как правильно, грамотно с ним работать, то у нас есть все шансы на то чтобы его травмировать во время практики. Нужно понимать, что позвоночник очень гибкий, но только тогда, когда мы его воспринимаем целостно. Мы будем учиться делать позвоночник живым, учиться им управлять. Вокруг него очень много мышц, которые можно задействовать, но это совершенно не связанно с наружными мышцами. У большинства людей есть проблема ненужного наружного напряжения, которое нужно убирать. Мы будем учиться, как это сделать.

Говоря о внутренней целостности, нужно не забывать о том, что нас волнует целостность всего тела: и корпуса, и ног! А корпус с ногами взаимодействует через тазобедренные суставы. И пока вы не почувствуете связь корпуса с ногами, пока не почувствуете целостность от стопы до макушки, не почувствуете, что основное взаимодействие ног и корпуса происходит в тазобедренных суставах, вы будете по-прежнему ломать колени и поясницу. Пока мы не почувствуем, что ноги это наш фундамент, что это то на что мы опираемся, мы никогда не сможем расслабить корпус, мы никогда не сможем быть легкими и гибкими.


Большая проблема современного человека – это слабые ноги, дисплазия тазобедренных суставов, все это происходит от малоподвижного образа жизни. А тело человека рассчитано на то, чтобы постоянно иметь некую физическую нагрузку, она нам нужна для того, чтобы быть здоровыми. И в первую очередь без физической нагрузки страдают кости, они становятся хрупкими, а значит – более уязвимыми.

Следует напомнить, что костная ткань полностью обновляется каждые три месяца. Ни одна другая ткань нашего организма не способна на такое быстрое обновление. Кроме того, в отличие от мышц, которые имеют так называемую мышечную помять, костная ткань такой памяти не имеет. И если мы не даем постоянной нагрузки на опорно-двигательный аппарат, он попросту перестает работать. Кости у нас настолько сильные, насколько мы даем им нагрузку.

Из-за малоподвижного образа жизни, ноги у нас «не ходят», и тело начинает воспринимать таз как основу, а основа должна быть прочная и сильная. В итоге закрепощается поясничный отдел! В результате плечи «бояться» отдавать вес в слабые ноги, происходит напряжение плечевого отдела. В связи с этим перестает двигаться голова, шея не работает и т.д. И бесполезно лечить шею, пока вы не почувствовали что у вас есть ноги.

Поэтому, обучая начинающих, больший акцент делается на асаны в положении стоя. Пока нет ощущения сильных ног, пока нет понимания как отдавать вес тела в ноги, каким образом расслабить корпус, как при этом позвоночник от кончика копчика становится мягким, гибким, легким, будет большая вероятность себя травмировать! Пока не будет понимания, как работать с суставами, не будет критерия, где правильно, а где неправильно, и как сделать так чтобы было правильно.

И все это мы делаем только с одной целью – прийти к состоянию внутренней целостности в любой асане. Состояние внутренней целостности это когда нам тотально хорошо в асане. И не потому что мы от природы такие гибкие, а потому, что мы приложили определенные усилия и теперь знаем и умеем это делать. Все усилия мы прикладываем головным мозгом, нервной системой, давая правильные команды нашему телу. И постепенно ум привыкает находиться в состоянии внутренней целостности, делать так чтобы нам было комфортно, и неважно, что мы при этом делаем.



Простые правила
Прочтите, пожалуйста, правила посещения занятий по йоге, возможно, вы найдете здесь большинство ответов на ваши вопросы.
• Приходить рекомендуется за 10-15 минут до занятия, чтобы спокойно переодеться и настроиться на практику. Ваше опоздание может помешать занимающимся.
• Оставьте за порогом студии свои переживания и заботы. Нельзя заниматься в состоянии стресса, нервозности и депрессии.
• Женщины в критические дни не выполняют перевернутые позы, упражнения на пресс, активное дыхание животом.
• Поесть нужно за три-четыре часа до занятия. С одной стороны, за это время пища успеет перевариться, и Вы не будете ощущать дискомфорта. С другой стороны, у Вас будет достаточно сил и энергии для физических нагрузок.
• Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений, желательно из натуральных тканей. Занимаются босиком.
• Ценные вещи можно оставить на хранение на ресепшен или взять с собой в зал.
• Мобильные телефоны на время занятий нужно отключить.
• В зале есть все необходимое для практики, но, при желании, можно принести свой коврик.
• Перед занятием необходимо сообщить преподавателю о проблемах со здоровьем, травмах, перенесенных операциях, хронических заболеваниях. Если во время занятия чувствуется дискомфорт или болезненность, нужно также обратиться к преподавателю.
• Благотворность воздействия йоги напрямую зависит от непрерывности занятия, поэтому нельзя резко выходить из позы, подниматься и ходить по залу. Во время практики нужно соблюдать тишину.
• Внутренние ощущения гораздо важнее, чем внешняя форма позы-асаны, поэтому во время практики внимание направляется внутрь, удерживается концентрация.
• В йогических позах – асанах не допускаются болевые ощущения, особенно в коленях, пояснице, шее.
• Если что-то не получается сразу, не переживайте и не стесняйтесь: все так начинали. Преподаватель обязательно уделит Вам больше внимания.

• По окончании занятия коврики, пледы, подушки, ремни и кирпичи складываются на место.

• Сразу после практики принимать душ не рекомендуется, так как йога вызывает прилив крови к внутренним органам, а водные процедуры вызовут отток крови к коже, что значительно уменьшит эффект от практики.


знь ярче!
(812) 933 20 70

О клубе

Залы

Практика

Йога-туризм

Форум

Расписание занятий

Интервью с Анатолием Зенченко

Принципы Ишвара йоги. Интервью с Анатолием Зенченко взяла Екатерина Степанова, инструктор клуба Йога для Всех.
ОБ АНАТОЛИИ ЗЕНЧЕНКО: Официальный представитель Международной Федерации Йоги в СНГ. Опыт преподавания - более 12 лет. Один из самых известных и опытных преподавателей Йоги в СНГ. Двукратный чемпион мира по спортивной йоге. Многократный призер чемпионатов Европы и мира.

В настоящее время Анатолий живет и преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога". Ведущий мастер-классов на международных конференциях по йоге (YogaJournal и пр.). Анатолий - основатель сети йога-центров "Ишвара йога", а также автор методики преподавания Хатха-йоги - Ишвара-йога. В настоящее время Анатолий учится у одного из самых известных Мастеров традиции Крия-йоги в Индии - Шри Шайлендра Шармы.

Екатерина: Анатолий, расскажите пожалуйста, что такое Ишвара-йога? что отличает Ишвара-йогу?

Анатолий: Ишвара-Йога - это авторская методика преподавания Хатха-йоги в том виде, как я ее вижу.

Ишвара - в переводе с санскрита - Внутренний учитель, Дух. Я долго занимался хатха-йогой и понял, что в конечном счете работу с телом можно свести к определенным принципам. Руководствуясь этими принципами, можно отстроить любую асану, любое положение тела в пространстве. Принципы работы с телом одни и те же, занимаетесь ли вы восточными единоборствами, йогой или еще чем-то. До йоги я занимался каратэ и восточными единоборствами, много общался с людьми, которые работают с телом. И в конечном счете у меня сложился свой взгляд на преподавание хатха-йоги. Зная внутренние принципы работы с телом, любой человек может очень эффективно и быстро развиваться как в йоге, так и в других направлениях. Не зная этих принципов, можно долго заниматься йогой, а прогресс будет очень медленный или вообще на каком-то этапе он просто прекратиться. Эти внутренние принципы я и вложил в основу Ишвара-йоги.

Екатерина: Расскажите пожалуйста в двух словах об основных принципах Ишвара-йоги?

Анатолий: Рассказать все принципы за раз довольно сложно, но я могу привести примеры.

Один из основных принципов Ишвара-йоги - это Внутренняя Целостность, то есть целостность внутреннего пространства тела.

Что бы вы ни делали: лежите вы на диване, сидите вы на стуле, прыгаете - у вас ни руки не отваливаются, ни ноги, ни голова вы в принципе всегда остаетесь одним целым. Но когда вы начинаете делать асаны, вы очень часто противопоставляете одну часть тела другой. Например, вам нужно наклониться. Вы берете и тянетесь, голова приближается к коленям, но где-то там вы начинаете тело разрывать. Тело – против. И тело начинает с вами воевать, напрягается, закрывается от вас. Это элементарный пример. Но если вы начинаете понимать, что в есть только одна вещь, которую вам нужно сделать, принимая любую асану, в любом положении тела в пространстве, в любой ситуации даже в невесомости – это целостность. И вот все что мы делаем – тадасаны, уттанасаны, все что угодно, это мы делаем для того чтобы почувствовать, осознать свою целостность в любом положении тела в пространстве. Пока мы находимся в удобном положении - мы целостны. А что? Проблем нет. Но как только вам предлагают сделать какой-то прогиб назад, куда-то ваша целостность прячется. Куда-то она пропадает, как-то она не наблюдается, не просматривается, не прощупывается никакими сканерами. Вам нужно понять, что если вы будете способны прийти в это состояние целостности любом положении тела в пространстве, вам будет комфортно, удобно, естественно и устойчиво везде и во всем.

Еще один важный принцип - Работа из центра.

И в буддизме и в индуизме есть такое понятие – мандала. Это некий рисунок, отражающий либо определенное качество, либо некую силу во вселенной, либо некое вероустройство. Иногда отражающие гармонию мира. Никто никогда не замечал, что объединяет все мандалы? Они все центрированы. Там есть четко выраженный центр, и он рождает гармонию. Мы стремимся к гармонии. И понятно, что у кого-нибудь таз чуть смещен, у кого-то нога чуть длиннее, но все равно мы стремимся к тому, чтобы быть гармоничными. И мандала понятная для вас, та мандала, которую можно взять за основу – это человек вписанный в круг. Да Винчи все видели? Вспомните где у него центр. Пупок. Попытаюсь более понятно объяснить, почему за основу всего мы берем пупок. Когда плод развивается в утробе матери, он развивается от пупка. Когда 9 месяцев вы находитесь в утробе матери, вы получаете все необходимое - питаетесь, дышите через пупок. Если мы попытаемся найти точку равноудаленную от рук и ног – это будет пупок. Это место, которое находится по центру нашего позвоночника и контроль вот этой зоны определяет контроль положения позвоночника и определяет взаимодействие таза и грудной клетки.


Следующий важный принцип - правильное использование Бандх (внутренних замков) для отстройки позвоночника.

Мы решили сделать асану. Нам нужно понять, а чем мы ее делаем, что у нас вообще есть. Мы отстраиваем связь с центром и уже всем этим конгломератом делаем асану. Потому что если у человека тело не отстроено, он не понимает центра и ему говорят - собака мордой вверх. Он в положении лежа взял руками и поднял плечи. У него ноги, таз корпус как в анабиозе. Работают ноги, таз? Нет. Он руками поднял какую-то часть тела. Поэтому всегда мы изначально приходим в состояние собранности, мы собираемся. Как? Подтягиваем бандхи. Подтянули, собрались и дальше, когда мы чувствуем целостность всех частей тела, не нарушая гармонию, мы делаем асану. Не нарушая целостность, не теряя ее.

Об остальных принципах расскажу в следующий раз (улыбается)...

Екатерина: Спасибо бол