prosdo.ru 1
ДОПОЛНЕНИЕ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО


  1. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова. Выпишите их вместе с поясняемыми словами. Охарактеризуйте их семантику и морфологическое выражение. Укажите тип синтаксической связи между ними.

1. Мы должны сохранить память не об одних только деяниях людей, но и об их словах (Бэкон). 2. Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь (Л.Т.). 3. Пока люди не знают сил природы, они слепо подчиняются им (Плех.). 4. К сожалению, мы проспали все утро. 5. Я попросила ее принести воды. 6. Глаза видят то, чего не может постичь разум. 7. Звезды напевают мне неземной мотив свой. 8. Я хорошо знал эту иву, - она лежала здесь уже несколько лет (Пауст.).

  1. Перепишите предложения. Выделите дополнения - приглагольные и приименные. Определите способ выражения дополнения его тип (прямое или косвенное - для приглагольных дополнений).

1. Его голос, резкий, полный иронии и презрения к товарищам, гулко носился по лесу (М.Г.). 2. Обедающие рассказывали о вчерашнем концерте в казино, делились впечатлениями от осмотра пирамид и каирских музеев (В.). 3. И теплым ароматом сохнущего сена несло из степи (В.). 4. На дачах людские голоса заменило шуршание ящериц (Пауст.). 5. Слышится голос матери. Но ей не дозваться меня. 6. Николай Николаевич наказывал наловить для аквариума рыбок.

  1. Выпишите приименные дополнения и несогласуемые определения вместе с поясняемыми словами. Укажите критерии их разграничения. Отметьте случаи синкретизма.

1.В небесах над ущельем озабоченно хлопотал ветер, сгоняя облака, точно стадо овец. (М. Г.). 2. Искусство создает тоска по красоте (М.Г.). 3. Сбор трав и цветов начался через несколько дней. 4. Вода вкрадчиво ползет в щели пола. 5. Она любила сильно, и, казалось ей, была любима взаимно, но ревность и страх за детей мучили ее постоянно.


  1. Определите значение выделенных обстоятельств. Укажите, какие из них являются детерминантами. Какого типа синтаксической связью они соединены?

1. Это окно, несмотря на духоту, закрыто. 2. По утрам из речки, из топки болотистых низин вставали туманы. 3. Я не знал, что этот куст был посажен Антоном Павловичем, и боялся прикоснуться к нему, хотя мне и хотелось сорвать на память пусть самую ничтожную веточку (Пауст.). 4. В деревне почти так же невыносимо тошно и грустно, как и среди интеллигенции (М.Г.). 5. Орлов не сердится на него за эту шутку, хотя он уже слышал ее раз пятьдесят (М.Г.). 6. Женя, бледная от чтения, с помятой прической, приподняла голову (Ч.). 7. Он держался прямо, как будто маршировал или проглотил аршин (Ч.). 8. При разнообразии своих занятий солдат не успевал научиться военному делу и забывал то, чему был научен.

  1. Перепишите предложения. Выделите обстоятельства и обстоятельственные детерминанты. Укажите их тип и способ выражения.

1. Два года назад на озеро приехал из Москвы художник (Пауст.). 2. В случае непослушания или выражения недовольства я прибегаю к более строгим мерам (Ч.). 3. В ветер леса шумят (Пауст.). 4. Дача находилась недалеко от станции в большом парке (Ч.). 4. Ощупью мы вышли на главную улицу (Пауст.). 5. От мороза побелели деревья, лошади, бороды (Ч.).