prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Речевая гимнастика




  1. ДЫХАНИЕ

ДЫХАНИЕ – СЛУГА ЗВУКА.

Сравнительная характеристика

дыхания газообменного и фонационного.
Дыхание газообменное вне Дыхание фонационное в процессе

речи речи
1. Дыхание совершается автоматически. 1. Дыхание в большей степени

подчинено воле.

2. Вдох совершается чаще через рот. 2. Вдох совершается чаще через нос.

3. Вдох по продолжительности равен вы- 3. Вдох короткий, быстрый, а выдох

доху. замедленный.

4. Порядок элементов дыхательного про- 4. Порядок элементов дыхательного

цесса: вдох, выдох, пауза. процесса: вдох, выдох прерывистый

в связи с произношением слов, фраз,

пауза.

ОПОРА ДЫХАНИЯ

(а значит и звука)
Опора дыхания связана со следующими ощущениями:

  1. Ощущение опоры корпуса (правильная осанка).

  2. ощущение напряжения мышц брюшного пресса и нижнерёберных мышц.

  3. ощущение свободы в области ротоглоточной полости и головного резонирования во время звучания.

  4. ощущение свободы в области грудной клетки и грудного резонирования во время звучания.

Необходимо очень точно определять дозировку напряжения при звучащем выдохе. Все движения речевого аппарата во время тренировочной гимнастики дыхания и голоса должны быть плавными, даже если они делаются в быстром темпе. Прерывистые, сильные толчки мышц подталкивают воздух к голосовым складкам, усиливают подсвязочное давление, дыхание вырывается толчками, звук получается резкий, прерывистый, грубый. Очень важно понять и усвоить, как и когда надо подтягивать низ живота.

Тренировать фонационное дыхание можно с помощью двух дыхательных комплексов. В одном предлагается контролировать вдох, в другом выдох. Это помогает уделить должное внимание каждой фазе и проследить за автоматическим переключением одной фазы в другую. Что имеется ввиду. Мышца работает только в одном направлении, т.е., чтобы сжать кисть руки в кулак, сработают мышцы «сжиматели», а чтобы расправить мышцы «разжиматели». Тоже и в дыхании одни мышцы отвечают за вдох, другие за выдох. Диафрагма – самая крупная мышца, осуществляющая вдох, её помощниками и конкурентами являются грудные мышцы. Боковая, нижнерёберная и подпупочная мускулатура исполняет роль «выдыхателей». Доведя до максимального тонуса мышцы, отвечающие за выдох, мы обеспечим их отключение, и в работу вступят мышцы антагонисты, то есть мышцы «вдыхатели». Это и лежит в основе принципа предлагаемых дыхательных комплексов. Приведённый ниже комплекс дыхательной гимнастики А. С. Стрельниковой тренирует динамичный носовой вдох.


1.1. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ОТРАБОТКИ ВДОХА
Предлагается использовать дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой.

Её создателями были: Александра Северовна (мать) и Александра Николаевна (дочь).

28 сентября 1973 года ВНИИГПЭ впервые в истории музыки зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года. Свидетельство было зарегистрировано под № 411865 как изобретение.

Поскольку данная гимнастика оказывает лечебное воздействие, у её автора существуют комплексы для излечения кожных заболеваний, невритов, гипертонии и гипотонии, остеохондроза, табакокурения, лишнего веса, астмы и др. Комплекс, практикуемый в дыхательном тренаже, сама Александра Северовна называет основным, так как из упражнений этого комплекса в основном состоят и все другие только в иной последовательности и, естественно, с добавлением новых. Этот комплекс демократичен тем, что подойдёт каждому организму, т. к. его применяют при расстройстве сердечно-сосудистой системы.

КОМПЛЕКС, ПРАКТИКУЕМЫЙ

ПРИ БОЛЕЗНИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Установки : а) вдохи только через нос, они активны и названы «внюхами»;

б) выдох не фиксируется и постоянно вытекает из приоткрытого рта;

в) «внюхи» делаются в ритме марша;

г) 8 «внюхов» затем секундная пауза и так 12 раз. 96 – стрельниковская сотня;

д) 12 сотен в день – это для поддержания общего тонуса, при заболевании нагрузка усиливается в три раза. Не делать при высокой температуре.
1). «Ладошки». (Поза экстрасенса, внюхи на сжатие ладоней).

2). «Погончики». (Внюх на активный выброс рук впереди себя).

3). «Насос». (У кого проблема со зрением не делать глубоких наклонов).

4). «Кошка».

5). «Обними плечи» (Та рука, которая стала сверху, остаётся до конца упражнения)


6). «Большой маятник». Спаренное

7). «Повороты головы»

8). «Ушки» (Покачивание головой как китайский болванчик)

9). «Маятник головой» (Голова вперёд, назад).

10). «Перекаты». (Смещаем попеременно вес тела с одной ноги на другую).

11). «Передний шаг». Реперское танцевальное движение.

12). «Задний шаг». (Вытираем ноги о ковёр).

1.2. ГИМНАСТИКА НА ОТРАБОТКУ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА
Установка: а) «натянуть» выдох по типу 1—2—3 до упора, чтобы мышцы, отвечающие за выдох, отключились самостоятельно,

б) вдохи не контролируем, но провоцируем доведением мышц-выдыхателей до максимального напряжения,

в) выдохи совершаем через маленькое отверстие между губ, как будто выдыхаем через соломинку,

г) после выдоха плотно перекрыть губы, чтобы при вдохе воздух зашёл в лёгкие через нос (тренируем носовое дыхание).


1). «Добродушные пингвины».

2). «Фитнес – мячик».

3). «Шея – трубка».

4). «Хали-гали».

5). «Пружинка».

6). «Винт».

7). «Тряпичная кукла».

8). «Оборотень».

9). «Крестик».

10). «Ножницы».

11). « Руки - крылья».

12). «Капля – пламя».

13). «Гибкие кошки».
Эту гимнастику хорошо делать под ритмичную музыку. Очерёдность упражнений в данной гимнастике не имеет значения, её можно варьировать.

ОРФОЭПИЯ

Таблица редукции гласных звуков


1

2

3

1


А О


[Ъ]

А ются качественно О


[Л]



И У
Э О
А А
О Э
У И
Ы Ы


А О


[Ъ]



Е Я



[Ь]

после

Ч, Щ

А

Е Я



Э]



Е Я



[Ь]

В начале слова;

после НЕ, У, ПЕРЕ.

А О

[Л]


после

Ш, Ж, Ц


Е


Э]


Е=[Й+Э]
Я=[Й+А]
Ё=[Й+О]
Ю=[Й+У]




ерик

И+Е

2

ер

А+Ы

2

И Э У Ы Ю

не редуцируются качественно

И Э У Ы Ю

не редуцируются качественно

10

гласных звуков русского языка

НЕ изменяются

И Э У Ы Ю

не редуцируются качественно




следующая страница >>