prosdo.ru 1 2 3 4
17. Проверка знаний и умений как компонент контроля качества обучения. Контроль-выв-ние,изм-е,проверка,оцен-е знаний. Функ- уста-ка обратн.связи м/у учит и учащ., получ-е объективн. инф о ст. освоения учеб.материал+своеврем. выявление пробелов в знан и умен.Принципы: объек-ть (науч обоснованное содерж-е зад.,тест.,?),сист-ть (необ-ть контроляна всех этап.процес).нагляд-ть(открыт.испыт.всех учащ-я по одним критериям).Этапы проверки:1.предварит.(начало уч.года,опред.ур знан.уч-ся за прош.год + реабилитац.обуч-е-устран-е пробелов).2.текущ. (гл.функ.-обучающая, идет в проц.усвое-я кажд.изуч.темы) 3.тематич.(парал-но с узуч-ем нов матер идет повтор изуч.ранее) 4.период. (по цел раздел,теме курса., цель-диагностирование кач-ва усвоения учащ-ся взаимосвяз м/д стркутр.элемент. уч. матер изуч. в разн. частях курса, гл. функ- систематиз-я+обобщ-е) 5. итог. (учет знан на всех этап дидакт процесса+ комплекс.проверка для реш-я практич.задач гл функ ее- диагнос-ние кач-ва реализ-ции межпредм.связей.) Контроль-выв-ние,изм-е,проверка,оцен-е знаний.Проверка- выявл-е+измерен-е знан. Проверка- составн. компонент конт-я.Ее цель-опред-е ур+кач-ва обуч-ти учащ-ся+объем его учебн труда. Методы проверки: наблюд.,устн.опрос,пис.опрос,к.р.,д.р.,


19. Тестирование как вид объективного определения уровня знаний.Т. обуч-ти- сов-ть заданий для определ-я ур. усвоен-я части содерж-я обуч-я. Задача- объект.определ-е знаний,умен. на основе представ-я предм.обл. в виде сов-ти ? и зад. Требования к т.: кратк-тьи (экономия по врем.выполн.), однознач-тьи (нет многозн.ответ.), информацион-ть (соот-ие колич.оценки с имеющимися шкалами измерения), удобность (пригод-ть для быстр.матем.обраб-ке), стандарт-ть (пригод-ть для широк. практич.испол-я). Виды: 1.т. общ. умств. способ-ей, умст. развит.,2. т.спец.способ-ей в разн.обл. д-ти. 3. т. для опред-я отдел.кач-в лич-ти. 4. т. для опред-я ур.воспит-ти(нрав..соц. кач-ва). Примен-е т. требует комплексности. Надо учит-ть, насколько тесты соот-ют целям обуч-я, образ-я. Критерии тестов обуч-ти:.1.действенность (валидность = тесты соот-ют поставл. задач.+ репрезентативность + представленность= представлены все разделы), 2.надежность (устой-ть, стабил-ть показателей при повторн.измерен-ях), 3. дифференцированность.(если >-во ответ или все ответ. будут прав. или неправ., то тесты недостат. диф-ны.их надо отделить). Правила составления т.:1. нельзя вкл. ответы непра-ть кот. не может быть обоснов-на учен-ми на дан.момент.2.ответы должны констру-ся на основе типич. ошибок, и быть прадоподобн.3.прав.ответ долж случ. располаг. 4. ? не должны повторять формулир. учебника.5.ответы 1-х ? не должны быть подсказкой других. С попмощ.т. обеспеч-ся виды конроля: предвар., текущ., темат.,итогов. Т. помогает прослед-ть динамику обуч-ти и разв. учен., увидеть причину пробелов, помог. форм-ть умение самоконтроля. Для т. также харак.: быстрота, массовость, >-ой кол-во инф., оператив-ть, своеврем-ть.

14.Лекция, семинар, лабораторно-практические занятия как традиционные формы организации обученияЛ.- устное сист-ое и послед-ое изложение материала по какой-л. проблеме, методу, теме вопроса. Л.- словесн метод обуч-я. Цели:1.дать обучающимся совр., целост, взаимосвязь знания 2.обеспечить в процессе л. творч. раб. студен с преподом;3.восп-ть у студен проф-дел. кач-ва, любовь к предмету, и разв-ть у них самост творч мыш-е.Виды лекций: 1. Вводная л. дает первое целост предст-ие об учеб предм и ориен-т студента в системе работы по курсу. Знакомство с назначением и задач. курса, его ролью и местом в системе уч. дисципли. Дается кратк обзор курса. Высказ-ся методич. и организац. особ-ти работы в курсе+анализ учб-метод лит-ры.2. Л-информация- излож-е и объясн-е студентам научн инф-и, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.3. Обзорная л- система-ия научн знаний на выс ур, допускающая > число ассоциатив. связей в процессе осмысления инф-ии, излагаемой при раскрытии внутрипредметн и межпредмет связи.4. Проблемная л. Нов. знание вводится через проблем-ть ?, задачи или ситуации. Процесс познания студентов в сотруд-ве с преподом приближается к исслед.д-ти. Содержание проблемы раскрыв-ся путем организации поиска ее реш-я .5. Л-визуализация-визуал форма подачи лекц материала с помощ аудиовидеотех. Чтение л. сводится к разверн. или кратк комменту визуал материала.6. Бинарная л-разновид-ть чтения л в форме 2 преподов (или как представителей 2 науч школ, или как ученого и практика, преподавателя и студента).7. Л с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулир-е студен к пост контролю предлагаемой инф-и (поиск ошибки: содерж, методологич, методич, орфограф). В конце л- диагностика слушателей и разбор ошиб.8. Л-конференция - науч-практич занятие, с заранее поставлен проблемой и систем докладов в 5-10 мин. Каж выступ-е- логически закон-й текст, заранее подгот-й в рамках предлож преподом программы В конце л препод подводит итоги см. р. и выступлений студент, доп-я или уточ-я инф-ю, и форм-ет основн выводы.9. Л-консультация проход по разн сценариям. 1-ый вариант осущ-ся по типу «?-ответы». Лектор отвеч в течении лекц врем на ? студент по курсу. 2 вариант - «?-ответы-дискус», явл-ся сочетанием: изложение нов учеб инф-и лектором, постановка ?и организация дискуссии в поиске ответов на ?. Треб-я к чтению л:1. выс науч ур излаг инф.2.>-ой объем системат-й,перераб-й науч инф;3.доказат-ть и аргум-ть суж-й;4. достат кол-во фактов, пример, текс;4.ясность излож-я мыслей и актив-я мышления слушателей, постановка ? для см.р. по обсужд пробл;5.анализ разн точек зрен на реш поставл пробл;6. вывед-е гл мысл, полож, формулировка вывод;7.разъяснение вводим термин, назван; предоставление студент возм-ти слушать,запис-ть инф;8.умение установить педаг контакт с аудиторией; испол-е дидакт матерал и технич средств;9.применение основн материалов текста, конспа,схем, чертежей, табл, граф.

Семинар-форма груп обсужд-я обучающегося под руков-м препода опред учеб ?(теорет, приклад, проблем).Образоват функц: развивающую (разв-е критич, творч.мышления, умения убеж-ть, отстаивать св.точку зрен), организационно-ориентационную (раб с методичками, поиск первоист-в, выбор метод обраб-и дан), мотивационную (развитие познават потреб-ей). С. следует за Л., рассчитан на углуб-е знан студ и обсуж-е путей их реализ-и на практике. С. позвол-т студен пров-ть, уточ-ть, систем-ть знан, овладеть терм-ей, ею оперир-ть, выр-ть св мысл, анал-ть факты, вести диалог, оппонир-ть. В с. исп-ся индивид практика интел-ой раб студ. Возможны груп формы, что позволяет преподаву активизи-ть всех; прививать навыки сотруд-ва между студен; экономит время за счет раздел-я труда и сотр-ва; осущ-ть идентификацию с групп.достижениями. Важ.усл. резул-ти с.-атмосфера сотру-ва, взаимо-я, доверит.обстановка.> распр+эффект −с. в виде разверн беседы по плану, заранее им известному,+небол сообщ/доклада с обсужд.Важн элемент с.- дискуссия– публич обсуж-е спор ?, проблемы. Осн задач препода: «раздувать жар» дискуссии,направ-ть ее ход, не допуск отклон-й от предмета науч поиска. Эффект.способ стимул-я дискус- метод созидательной конфронтации (слишком «доброжелательные» взаим-я участников привод к унынию и скуке): поощрять независ, неожид сужд, развитие противопол точек зрения. Препод может исп-ть провокац ?; опред-ть круг пробл; разраб-ть яркие пример по теме; выдел-ть и структур-ть ? дискуссии. Дискусс заверш-ся обзором высказ+подвед.итогов. Дискусс стим-ет развитие у студен твор. воображ-я, критич+креат мышления, умение осущ-ь поиск истины. Диспут- специально подгот-й и организ-й публич спор на науч или общ важ тему, в кот участвуют 2 и >стороны, отстаиd св позиции. Цель с-диспутов-форм-е оценочн суждений, утверж-е мировоззр позиций. Для успеха нужна подготовка, ориентир-ая на ознакомление с пробл, и создание адекв атмосферы. Успех опред-ся темой, заключающей 2 разн позиции. Завершается д. подведением итог: насколько глубоко и верно были поставлены сторонами ?, каково в целом качество усвоения проблемы обеими сторонами; выделяются отдельные интересно поставленные вопросы и ответы; дается оценка активности и качества подготовки отдельных подгрупп и занятия в целом.


ЛПЗ относ-ся к практич. метод. обуч., основан. на практ. д-ти учащихся. Этими метод фор-ют практич умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Л.р - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с испол-ем приборов, прим-м инструментов и др.технич. приспос-ий, т.е. это изучение учащимися каких-л. явлений с помощью спец. Оборудования П.р проводятся после изучения круп разделов, тем и носят обобщ. характер.

8. Критерии отбора материала.

1. Научность

*выделение типичных аспектов, проблем и методов науки важных для образовательной программы

*научная и практическая значимость

*знание о знаниях

2. Доступность

*соответствие сложности содержания реальным возможностям учащихся

* соответствие объема реальному времени

*степень полноты охвата материала

*учет международного опыта

*учет соответствия материальной базы школ

3. Гуманистическая направленность

когнитивный опыт личности (система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности).

4. Стремление к раскрытию творческого потенциала школьников или студентов

9.Методы организации деятельности обучаемых, характеристика словесных методов обучения Метод – это путь исследования, способ деятельности для достижения какой-либо цели *- это способ совместной деятельности учителя и учащегося для достижения цели* - способы организации учебно-познавательной деятельности с заранее определенными задачами, уровнями активности и ожидаемым результатом 3признака: *цель обучения, *способ усвоения,*характер взаимодействия !ни один метод не универсален+!методов должно быть много и они должны дополнять друг друга *Выбор М зависит от:*целей и задач,*возможностей учащегося,*содержания образования,*предпочтений учителя,*матер.- технич. базы школы Классификация методов:1. Традиционная (по источнику знаний). 2. По дидактическим целям (*теоретич. знания; *формирование умений, навыков+применение их на практике, *методы оценки знаний) 3. По способу деятельности учащихся (в 80-е годы по Лернеру) *стимулирования и мотивации; *организационные, *контроль/самоконтроль, 4. По способу деятельности: *репродуктивный (в готовом виде знание), *объяснительно-иллюстративный (организация восприятия+знание в готовом виде) Виды методов: 1. Практические (упражнения, учебный труд (контр., самост. работа) 2.Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение) 3. Работа с книгой (чтение. Изучение. Реферирование, цитирование, изложение, конспектирование, составление плана) 4. Видеометод (просмотр, обучение) 5. Словесные (*объяснение (обычно после рассказа, пояснение материала), *рассказ, *беседа,*инструктаж (перед чем-то конкретным, типа правила безоп. перед лабой на химии), *лекция, *дискуссия, *диспут)



  1. Типы и структура школьных уроков

Типы уроков: 1.Урок изучения нового материала *Урок – лекция; *Урок – беседа, *Урок с использованием учебного кинофильма,*Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа),*Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков*Урок самостоятельных работ,*Урок - лабораторная работа, *Урок практических работ ,*Урок - экскурсия ,*Семинар 3.Уроки контрольные учета и оценки знаний , умений и навыков:*Устная форма проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), *письменная проверка , *зачет ,*зачетные практические и лабораторные работы , *к.(см) работа4. Комбинированные уроки. 

Виды уроков: 1.Урок-лекция. Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. Распространены:* вводные; *установочные; *текущие; *обзорные  лекции. Лекция нужна при  изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным, рассмотрении сложного  для самостоятельного изучения материала,  подаче информации крупными блоками 2.Урок-консультация. Проводятся  либо  по  каждой  теме,  либо  по  наиболее  значимым  и  сложным  вопросам  программного  материала  Это  могут  быть  уроки  работы  над  ошибками,  уроки  анализа  результатов  контрольной  работы  или  зачета. Учитель  получает  возможность  узнать  учеников  с  лучшей  стороны,  выявить  наиболее  любознательных  и  пассивных,  поддержать  тех, кто  испытывает  затруднения  и  помочь  им.  3.Урок-семинар: 2 признака: *самостоятельное изучение учащимися программного материала; *обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.  Учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. 4.Комбинированный урок  характеризуется  постановкой  и  достижением  нескольких  дидактических  целей. 5.Урок-зачет. Основная  цель  в  диагностике  уровня  усвоения  знаний  и  умений  каждым  учащимся  на  определенном  этапе  обучения.  Бывают: *текущий  и  тематический; *зачет-практикум;* дифференцированный  зачет; *зачет-экстерн. Структура урока. Этапы: 1. организационный, 2. постановки цели и задач (образовательные, воспитательные, развивающие), 3. актуализации знаний (проверка дом. Задания), 4. введения знаний (объяснение нового материала, упражнения по теме), 5. обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, 6. подведения итогов обучения, 7. определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.



\

6.Культура как источник содержания образования

Лернер – один из ее любимых авторов. Поэтому по нему. Что же представляет собой социальный опыт, или культура? Проделав анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, И.Я. Лернер утверждал, что “культура — это прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием”. И далее эту мысль он расшифровал так:
      ”…под содержанием образования следует понимать:
      1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности…;
      2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей…;
      3) опыт творческой деятельности, …обеспечивающий способность к дальнейшему развитию …культуры;
      4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу”, являющийся условием формирования у личности системы ценностей.
      И.Я. Лернер достаточно подробно сформулировал структуру культуры (социального опыта), на основании которой дидакты могут определить содержание и структуру общего образования. По И.Я. Лернеру, в учебном плане должны быть такие предметы, которые раскрывали бы все четыре элемента культуры. Проявление этих элементов, так сказать, их существование происходит в строго указанной последовательности. Иначе говоря, навыки существуют после знаний, опыт творчества — после знаний и навыков и т.д.

11.Классификация методов обучения на основании характера познавательной деятельности учащихся.

-объяснит-иллюстр.(информац-рецептивный).Педагог всю свою энергию напр на организацию усвоения знаний. Знания предл-ся в готовом виде,гл-организация этих знаний.Уч-ся воспринимают,осмысливают и запоминают.

-репродуктивный: знания в готовом виде м.б. взяты не только от учителя(из уч.пособий). Учитель объясн-ученик запоминает,вопроизводит.Экономия,прочность знаний.


-проблемное изложение знаний:переход к творч. деят-ти.Учитель показывает путь решения от начала до конца.Ученики-наблюдатели.

-эвристич(частично поисковый):знания добыв. самостоят.Учитель организ.поиск,а не излагает знания.Учащ.под рук-вом учиталя самост.рассужд.,реш.познават.задачи,создают и разреш.познават.задачи,анализир.,сравнивают,обобщают,получают осознанные и прочные знания.Часть знаний от учит.,часть-от учащ-ся.

-исследоват.:доля самостоят.выше.Учитель и уч-ся формулир.проблему,но знания не сообщаются,предлагаются вопросы и тезисы по проблеме,лит-ра.Деят-ть учителя-оперативно управл.решением задач=>прочное знание.НО:треб.много времени и энергии



следующая страница >>