prosdo.ru
добавить свой файл
1
УТВЕРЖДЕНО


протоколом заседания

кафедры ТиМФК

протокол №_____7_____

«_21__»_____02_____2013

ГОСЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

по специальности-1-03 02 01 Физическая культура



1.Определение основных понятий: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое совершенство», «система физического воспитания».

2.Цель, задачи и функции физической культуры.

3.Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, цель, задачи. Ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

4.Закон «О физической культуре и спорте» - правовая основа деятельности специалиста физической культуры.

5.Методы исследования в теории и методике физической культуры: метод обобщения и анализа, методы педагогического обследования, педагогический эксперимент, его виды.

6.Структура научного исследования, ее характеристика.

7.Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Классификации физических упражнений.

8.Техника двигательных действий (основа, определяющее звено, детали техники).

9.Основные характеристики техники движений (временные, пространственные, пространственно-временные, ритмические).

10.Принципы отечественной системы физического воспитания.

11.Принципы методики физического воспитания и их реализация в процессе занятий физическими упражнениями (общепедагогические и специфические).

12.Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

13.Общепедагогические методы, применяемые в процессе физического воспитания.

14.Методы упражнения в физическом воспитании (методы строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный).

15.Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания. Виды нагрузок и интервалов отдыха.

16.Методы строго регламентированного упражнения и их классификация.

17.Методы обучения двигательным действиям и их характеристика.

18.Метод круговой тренировки в физическом воспитании.

19.Двигательные действия как предмет обучения в физическом воспитании. Основы формирования двигательного навыка.

20.Характеристика двигательных умений и навыков. Структура процесса обучения двигательным действиям.

21.Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании.

22.Понятие силы. Виды силовых способностей. Метрология силы.

23.Средства и методы воспитания силовых способностей.

24.Характеристика собственно-силовых способностей. Методика их воспитания.

25.Характеристика скоростно-силовых способностей. Методика их воспитания.

26.Понятие скоростных способностей, многообразие их проявления. Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движений.

27.Методика воспитания быстроты двигательных реакций (простой и сложной двигательных реакций).

28.Определение выносливости, способы ее оценки. Виды выносливости.

29.Общая выносливость и методика ее воспитания.

30.Специальная выносливость и методика ее воспитания.

31.Характеристика двигательно-координационных способностей (понятие формы проявления, задачи развития).

32.Методика направленного развития координационных способностей (средства, методы, методические приемы).

33.Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.

34.Гибкость и ее виды. Средства и методы воспитания гибкости.

35.Понятие осанки, виды осанки и методика ее воспитания.

36.Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).

37.Структура урока в физическом воспитании и определяющие ее факторы.

38.Общая и моторная плотность урока. Хронометраж урока.


39.Нагрузка и ее регулирование в школьном уроке физической культуры. Построение физиологической кривой нагрузки.

40.Характеристика учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье» для 5-11 классов.

41.Планирование в физическом воспитании, виды планирования.

42.Технология разработки основных документов планирования ( план-конспект урока, поурочный план на учебную четверть, годовой план-график учебного процесса по физической культуре).

43.Подготовка преподавателя к уроку, организационное обеспечение урока.

44.Педагогический анализ школьного урока физической культуры и его составляющие.

45.Особенности проведения занятий по физическому воспитанию с учащимися специальных медицинских групп.

46.Формы построения занятий в физическом воспитании.

47.Физическая культура в режиме дня школьника.

48.Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических качеств, применяемые в школьной практике.

49.Контроль в физическом воспитании. Виды контроля и их характеристика.

50.Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию школьников.

51.Физическое воспитание в семье.

52.Физическая культура в системе воспитания детей раннего возраста (значение, задачи, особенности средств и методов).

53.Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

54.Физическая культура в вооруженных силах.

55.Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях.

56.Физическое воспитание в вузе (значение, функции, задачи, основные формы).

57.Особенности физического воспитания студентов подготовительного, основного отделений и отделения спортивного совершенствования.

58.Особенности физического воспитания студентов специального отделения.

59.Профессионально-прикладная физическая подготовка (задачи, средства, формы, методические особенности).

60.Физическая культура в быту взрослого населения (значение, основные формы и их методические особенности).

61.Физическая культура в пожилом и старшем возрасте.

62.Физкультурные потребности, их характеристика.

63.Теория спортивных соревнований.

64.Сущность адаптивной физической культуры. Формы занятий с инвалидами. Особенности методики занятий, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с инвалидами.

65.Определение понятий: «спорт», «соревновательная деятельность», «спортивная деятельность», «система подготовки спортсмена», «спортивное движение», «спортивные достижения», «спортивная тренировка».

66.Социальные функции спорта (соревновательно-эталонная, эвристически-достиженческая, социализирующая, эмоционально-зрелищная оздоровительно-рекреативная, экономическая и др).

67.Структура тренировочного процесса.

68.Факторы, влияющие на соревновательную деятельность.

69.Общая характеристика подготовки спортсмена. Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.

70.Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.

71.Спортивно-техническая подготовка спортсмена.

72.Спортивно-тактическая подготовка спортсмена.

73.Психологическая подготовка спортсмена.

74.Струектура и виды микроциклов (малых циклов) тренировки.

75.Структура и виды мезоциклов (средних циклов) тренировки.

76.Структура и виды макроциклов (больших циклов) тренировки.

76.Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

78.Контроль в подготовке спортсмена.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДТЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. Для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. –543с.


  2. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. педагогических учеб. заведений .- 6-е изд., испр. — М., Академиа, 2008.

  3. Теория и методика физической культуры: Учебник/под ред проф. Ю.Ф. Курамшина.- 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004, - 464с.

  4. 11.Максименко А.М. Теория и методика физической культуры : Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Физическая культура, 2005. – 533с.

  5. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн.физ.культ./ под ред. А.А.Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. 352с.

  6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. Культуры. Том 1, том 2 /Матвеев Л.П., Новиков А.Д. – М.:Физкультура и спорт, 1976.

  7. Теория и методика физической культуры: Учебник/под. ред.проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.:Советский спорт, 2003. – 464с.

  8. Теория и методика физического воспитания: Учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта (в двух томах) /под.ред.Т.Ю.Круцевич.- Киев, 2003г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. 193с.

    2. Логвина Т.Ю. и др. Диагностика физического состояния детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации к программе «Пралеска» / Логвина Т.Ю., Шебеко В.Н., Шишкина В.А. – Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1996. 32с.

    3. Закон Республики Беларусь о физической культуре и спорте. –Мн., 8 июня 1993 г.,2003.

    4. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотаненко А.В. Физическая культура студентов ВУЗов: Учебное пособие. – Воронеж, 1991.

    5. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта. Учебное пособие. Часть1. - Минск, 1996.

    6. Теория спорта: Учебник для ин-тов физ. Культуры. / под ред.В.П. Платонова. - Киев, Вища школа, 1987.
    7. ЗахаровЕ.Н., Карасев А.В., СафоновА.А. Энциклопедия физической подготовки. М., 1994.