prosdo.ru 1 2 ... 7 8
Авторское право

Введение

Закон об авторском праве

Смежные права

Закон о реализации авторских прав

Предисловие ко второму изданию 1998 года.

Введение

Общие положения


Примерно в 1780 году немецкий поэт Фридрих Шиллер написал стихотворение "Раздел земли". В этом стихотворении он описывал, как Зевс распределял земные блага. Фермер получил пашню, купец -- полные амбары, а король получил право взимать пошлины на дорогах и мостах. Когда все было распределено, появился поэт. Для него ничего не осталось, во всяком случае из земных благ. Взамен Зевс открыл ему небо: когда бы поэт не захотел попасть на небо, там должно быть свободно место для него.

Спустя 50 лет немецкий художник Шпитцвег написал картину "Бедный поэт". На ней мы видим поэта, который, наверно, из-за холода спрятался в кровать, стоящую в скудной каморке в окружении многочисленных книг. Хотя кровля протекает и он вынужден прятаться от воды под раскрытым зонтом, поэт не выглядит несчастным и, вероятно, находит утешение в книгах.

Стихотворение и картина показывают позицию общества, которое считает творческую деятельность наградой самой по себе, деятельностью, которая делает человека счастли-вым и не требует никакого финансового вознаграждения.

Однако в стихотворении и на картине мы видим, что их авторы чувствуют себя обделенными и обойденными в нашем материальном мире и клеймят эту обиду.

Французский драматург Бомарше решительно боролся за признание прав авторов и за удовлетворение их материальных потребностей. Известно стало его замечание: "В фойе театров говорят, что авторам, стремящимся к славе, не пристало бороться за потребности повседневной жизни. Верно, слава имеет притягательную силу, однако при этом забывается, что природа обрекла нас на то, что нам надо 365 раз отобедать, чтобы в течение года наслаждаться славой. "

Понимание того, что деятель искусства нуждается в защите, что он и никто другой не должен пожинать плоды его творческой деятельности, пришло лишь позднее. Несмотря на то, что античная эпоха и средневековье дали миру великих художников, поэтов и писателей, и хотя уже тогда имелись развитые правовые системы, права авторов на их произведения не охранялись. До внедрения авторского права деятели искусств, поэты и писатели существовали в основном благодаря меценатам.


Сегодня во всем мире признается, что результаты творческой деятельности авторов должны охраняться. В соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на защиту духовных и материальные интересов, вытекающих из его научного, литературного и художественного творчества.

Немецкое авторское право

Хотя уже в 17 и 18 столетиях в Германии в литературе были разработаны теории авторского права как интеллектуальной собственности и как личных неимущественных прав, первый современный немецкий закон об авторском праве датируется всего лишь 1837 годом. Следующими этапами на пути развития немецкого авторского права были законо-дательства 1870, 1901 и 1907 годов. Сегодняшний вид немецкое авторское право приобрело после крупной реформы в 1965 году. С тех пор были внесены некоторые изменения и поправки, чтобы приспособить авторское право Федеративной Республики Германия к техническому прогрессу.

При разработке Закона об авторском праве были учтены различные функции авторского права.

Поскольку это право распространяется на сферу культуры, в его задачу входит обеспечение рамочных условий, содействующих творческой деятельности и возводящих интеллектуальную собственность на равноправный уровень с другими охраняемыми ценностями.

Однако авторское право является и экономическим правом. Охраняемые авторским правом произведения реализуются в большом объеме индустрией культуры. На долю имеющих отношение к авторскому праву сфер экономики (например, издательское дело, журналистика, киноиндустрия, радио и телевидение) в Федеративной Республике Германия приходится 2,7 % совокупной стоимости продукции немецкой экономики.

Это выдающееся экономическое значение авторского права необходимо подчеркнуть, чтобы пользователь результатами авторской деятельности понимал, что каждое использование произведения означает вторжение в экономические процессы. Таким образом, массовое использование (например, фотокопирование, частное тиражирование пластинок, видеофильмов или компьютерных программ) затрагивает не только права автора, но и экономические интересы индустрии культуры.


Будучи экономическим правом, авторское право должно уравновешивать интересы авторов и индустрии культуры, с одной стороны, и пользователей, с другой стороны.

Законодательство

Авторское право в Федеративной Республике Германия урегулировано по существу в двух законах:


  • в Законе об авторском праве и смежные правах (Закон об авторском праве - ЗАП) от 9 сентября 1965 г. и

  • в Законе о реализации авторских прав и смежных прав (Закон о реализации авторских прав - ЗРАП) от 9 сентября 1965 г.

Закон об авторском праве

В Законе об авторском праве урегулированы права авторов (авторское право) и права исполнителей, создателей фильмов, фирм грамзаписи, вещательных организаций (смежные права).

Общие положения

Авторское право


Предмет охраны


Авторское право регулирует правовые отношения между автором и его произведением. Оно защищает автора произведения от нарушения его нематериальных интересов в отношении произведения (личные неимущественные права авторов) и закрепляет за ним экономические результаты его деятельности в форме прав на реализацию произведения.

Произведение

Согласно авторскому праву охраняемыми произведениями являются, в частности, произведения литературы, науки, искусства и музыки, произведения изобразительных искусств, фотографии и кинопроизведения, а также компьютерные программы. Примеры произведений представлены в открытом перечне, приведенном в п. 1 § 2. 1 ЗАП. Чтобы пользоваться охраной согласно Закону об авторском праве, они должны, однако, соблюдать важное условие: они должны быть произведениями индивидуального духовного творчества.

Автор

Согласно положениям немецкого авторского права, выдержанного в традициях континентально-европейского авторского права, создателем произведения может быть только человек. Иначе дело обстоит в англо-американском авторском праве - там юридические лица тоже могут быть авторами.


Личные неимущественные права автора

Личные неимущественные права авторов возникают из тесной и неотъемлемой связи автора с произведением, которая часто сравнивается с отношениями между отцом и его ребенком.

Произведение - духовное дитя автора, и поскольку он, как только произведение выносится на суд общественности, идентифицируется с этим произведением и любая похвала и критика произведения относятся и в его адрес, то автор имеет право


  • решать самостоятельно, будет ли опубликовано произведение и каким образом,

  • запретить дальнейшее распространение произведения, если оно не соответствует больше его воззрениям и

  • запретить всякое изменение произведения.

Права реализации

Права реализации обеспечивают автору возможность реализации своего произведения и извлечения финансовых доходов.

Немецкий Закон об авторском праве проводит различие между физической и нефизической реализацией.

К правам на реализацию произведения в физической форме принадлежат

  • право на размножение,

  • право на распространение и

  • право на презентацию.

К правам на реализацию произведения в нефизической форме, принадлежат

  • право на публичное устное воспроизведение, право постановки и право демонстрации,

  • право вещания,

  • право воспроизведения посредством носителей изображения или звуконосителей и

  • право воспроизведения телевизионных и радиопередач.

Передача авторских прав

Личные неимущественные права автора и права на реализацию произведения дополняют друг друга, как две стороны медали, и так же, как они, неотъемлемо связаны друг с другом. Авторские права не могут полностью передаваться при жизни автора.

Полная передача возможна только в случае смерти.

В случае смерти правопреемник автора приобретает правой статус автора. Он имеет право осуществлять личные неимущественные права автора, остающиеся в силе после его смерти. Спорные вопросы решаются в соответствии с представлениями умершего автора (если их еще можно установить), а не по вкусу его правопреемника.


Однако отсутствие возможности передачи авторского права и прав реализации произведения не позволило бы экономически использовать произведение и вместе с тем парализовало бы авторское право, если бы нельзя было уступать права использования. Ясно, что автор, как правило, не может сам реализовывать свое произведение: автор книги, как правило, не печатает и не продает ее сам, а композитор не исполняет сам свои произведения. В этих случаях автор должен предоставить соответствующие права третьему лицу, которое реализует его произведение. Так как автор не может передать право реализации, он предоставляет право пользования правами реализации, необходимыми для реализации его произведения. Таким, например, автор книжной рукописи предоставляет издателю право напечатать рукопись в виде книги (право на размножение) и продавать ее (право распространения). Оба права являются правами на использование прав реализации (размножение и распространение), которыми обладает автор.

Различие между правом реализации (полное право) и правом использования (производное право) состоит в том, что автор всегда остается владельцем права реализации. Таким образом, автор может предоставлять третьему лицу простое или исключительное право использования произведения. Если автор книги предоставляет издательству, например, исключительное право на размножение и распространение, то автор не может предоставить эти права другому издательству и не может печатать и сбывать книгу через самиздат.

Если автор предоставил издателю право на размножение и распространение произведения только для одного тиража, то он может после этого издания вновь предоставить третьим лицам права использования его книги.

Право на использование произведения может быть ограничено в пространстве, во времени и по содержанию. Так, например, автор может предоставить издательские права (воспроизведение и распространение) на свою книгу только в одной определенной стране.

Срок охраны авторских прав


Законом об авторском праве гарантируется охрана авторских прав до 70 лет после смерти автора.

Если произведение создано несколькими авторами (соавторами), то срок исчисляется с момента смерти автора, умершего последним.

Границы авторского права

Как всякое абсолютное право, авторское право тоже имеет социальную направленность и подлежит в интересах общества определенным ограничениям. Автор создает свои произведения не в отрыве от своего окружения. Его творческая деятельность реализуется на основе культурного творчества предшествующих поколений. Однако не только использование культурного наследия связывает автора с настоящим и прошлым: для признания своего произведения автору необходим окружающий мир. Поэтому для культурного творчества требуется постоянный взаимный обмен. Праву автора на реализацию произведения противостоит право общества на пользование культурным достоянием. Авторское право обеспечивает баланс этих интересов посредством определенных ограничений.

Самыми важными случаями, в которых право автора ограничено, являются публичное воспроизведение охраняемых произведений в некоммерческих целях (например, исполнение музыкальных произведений на благотворительном празднике), а также фотокопирование и запись музыки для частных и прочих личных целей. В соответствии с этим каждый может для своих личных целей сделать фотокопию или запись музыкального произведения, транслируемого по радио или записанного на пластинку. В этих случаях произведение может быть использовано без согласия авторов. В этом состоит ограничение авторского права. Однако в соответствии с авторским правом Федеративной Республики Германия авторы получают вознаграждение за это использование. Такое положение не предусмотрено в авторском праве большинства других стран. Плата за запись музыки взимается изготовителями и импортерами записывающего оборудования и пустых кассет и известна под названием “вознаграждение за пустые кассеты”. Вознаграждение за фотокопирование выплачивается соответственно изготовителями и импортерами фотокопировальных устройств. К этому добавляется вознаграждение, выплачиваемое теми, кто эксплуатирует копировальные аппараты, установленные в местах, где производится особенно много фотокопий, то есть в школах, библиотеках и научно-исследовательских учреждениях.


Смежные права

Немецкий Закон об авторском праве регулирует также смежные права. Таким образом охраняются результаты деятельности, которые не представляют собой произведения в смысле авторского права, но достойны охраны в силу их тесной связи с авторским правом.

К деятельности авторов ближе всего деятельность исполнителей. Актеры, певцы, пианисты и др., исполняя и инсценируя произведение, осуществляют художественную деятельность, вполне сравнимую с творческой деятельностью автора. Поэтому во всем мире растет понимание того, что работа исполнителей тоже требует охраны. В Федеративной Республике Германия это практикуется уже с 1965 года, когда была проведена реформа авторского права. Результаты деятельности издателей научных изданий, произведений, оставленных в наследство, и фотографов из-за определенной близости к произведениям, на которые распространяется авторское право, считаются достойными охраны.

Изготовители звуконосителей, создатели фильмов, вещательные организации тоже обладают смежным правом на охрану результатов их деятельности. Основанием для этой охраны является не художественная связь с произведением автора, а экономические затраты, которые они несут для реализации произведений, охраняемых авторским правом.

Смежные права в Федеративной Республике Германия по их правовому содержанию соответствуют в основном Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года (Римская конвенция).

§ 73 и посл. ЗАП регулируют охрану прав исполнителей. Выступление исполнителя может записываться на носитель изображения или звуконоситель только с его согласия, и носители изображения и звуконосители могут размножаться только с согласия исполнителя. Выступление исполнителя может транслироваться по радио и телевидению тоже только с его согласия.

Если выступление исполнителя записано с его согласия на носитель изображения или звуконоситель, то оно может без его согласия транслироваться по радио, телевидению или публично воспроизводиться иным образом. Однако за это ему необходимо выплачивать соответствующее вознаграждение.


Изготовитель звуконосителя имеет исключительное право на размножение и распространение звуконосителей. Если выпущенный звуконоситель, на котором записано выступление исполнителя, используется для публичного воспроизведения выступления, то по отношению к исполнителю изготовитель звуконосителя имеет право на соответ-ствующее участие в вознаграждении, получаемое исполнителем.

Создатель фильма имеет исключительное право на тиражирование, распространение и использование для публичного показа или трансляции по телевидению носителя изображения или звуконосителя, на котором записано кинопроизведение.

Вещательные организации имеют исключительное право повторно транслировать свои телевизионные или радиопередачи, записывать их на носители изображения или звуконо-сители, делать фотографии своих телевизионных и радиопередач, а также размножать носители изображения, звуконосители или фотоснимки.

Права на результаты деятельности исполнителей, изготовителей звуконосителей и вещательных организаций охраняются в течение 25 лет.

Кроме того, научные издания и издания, оставленные в наследство, нельзя без согласия размножать и распространять в течение 10 лет. Фотографии, исторические документы охраняются до 50 лет, все другие фотографии - до 25 лет после их публикации. В отношении фотографий необходимо отметить, что охрана распространяется только на простые фотографии, а не на произведения фотографического искусства. Произведения фотографического искусства являются результатами духовного творчества и согласно § 2 ЗАП охраняются как произведения в смысле авторского права. Права на эти произведения охраняются сроком до 70 лет после смерти автора.

Закон о реализации авторских прав

Необходимость обществ по реализации авторских прав

Авторы сегодня больше не в состоянии контролировать вторичную реализацию их произведений, например публичное воспроизведение. Они не могут также взимать плату за фотокопирование, пустые кассеты или библиотечные тантьемы. С другой стороны, пользователь тоже не может получать индивидуально от авторов необходимое согласие на использование их произведений. Вещательные организации, владельцы дискотек, операторы кабельных сетей, школы и библиотеки не могут вести индивидуальные переговоры о приобретении прав с бесчисленными авторами, произведения которых они хотят использовать.


Ответом на потребности авторов и пользователей может быть только коллективный подход, практикуемый обществами по реализации авторских прав.

Немецкое авторское право отводит обществам по реализации авторских прав значительную роль. Их надежность и безупречное функционирование позволили германскому законодателю принять такие путеводные положения, как положение о плате за пустые кассеты, о библиотечных тантьемах и о плате за фотокопирование.

В Федеративной Республике Германия авторы и лица, имеющие право на охрану результатов их деятельности, объединились в общества по реализации авторских прав, которые на фидуциарной основе осуществляют права реализации.

Права и обязательства обществ по реализации авторских прав регулируются Законом о реализации авторских прав.

Обязательства по отношению к авторам

Общества по реализации авторских прав обязаны по требованию правомочного лица реализовывать на соответствующих условиях относящиеся к сфере их деятельности права, если иным образом невозможно эффективно реализовать эти права.

Для распределения взимаемых платежей они должны разработать соответствующую схему, из которой следует, по каким принципам рассчитывается доля отдельных правомочных лиц в общих поступлениях и как в целом распределяются доходы.

Закон о реализации авторских прав в определенном объеме закрепил за обществами по реализации авторских прав и социальные задачи. Из своих доходов они должны создавать социальные фонды, которые служат поддержке пожилых, больных и нуждающихся авторов или лиц, имеющих право на охрану результатов их деятельности.

Обязательства по отношению к пользователям

Общества по реализации авторских прав имеют обязательства не только по отношению к лицам, права которых они реализуют, но и по отношению к пользователям произведений, охраняемых авторских правом. Так они обязаны предоставлять по требованию и на соответствующих условиях реализуемые ими права на использование произведений. Эта обязанность необходима в качестве противовеса фактическому монопольному положению обществ по реализации авторских прав. Общество по реализации авторских прав не может отказать, например, дискотеке в предоставлении прав на воспроизведение музыкальных произведений, которые оно предоставляет соседней дискотеке.


Во избежание неравных условий конкурентной борьбы необходимо обеспечить, чтобы все пользователи могли на равных условиях приобретать права использования произведений. Поэтому общества по реализации авторских прав обязаны устанавливать тарифы на реализуемые ими права.

Надзор за обществами по реализации авторских прав

Поскольку общества по реализации авторских прав в большом объеме представляют чужие имущественные интересы, они находятся, как банки и строительные сберегательные кассы, под государственным надзором. Органом надзора является Германское патентное ведомство. Орган надзора следит за тем, чтобы общества по реализации авторских прав выполняли свои обязательства по отношению к авторам и пользователям.

Бонн, апрель 1990 г. Маргрет Мёллер

Предисловие ко второму изданию 1998 года

Последняя редакция Закона об авторском праве от 1990 г. учитывает изменения, внесенные Законом о борьбе с пиратской продукцией от 7 марта 1990 г. С тех пор Закон об авторском праве неоднократно, зачастую существенно изменялся. В этих изменениях речь идет главным образом о реализации директив Европейского союза, основная цель которых состояла в приведении авторского права в соответствие с развитием новых технологий. Вследствие этого значительно возросло значение авторского права как экономического права без ограничения авторского права в его функции культурного права.

В последние годы были приняты следующие директивы:


  • директива 91/250/EЭС от 14 мая 1991 г. о правовой защите компьютерных программ,

  • директива 92/100/EЭС от 19 ноября 1992 г. об аренде и прокате, а также об определенных смежных с авторским правом правах на охрану интеллектуальной собственности,

  • директива 93/83/EЭС от 27 сентября 1993 г. о координации определенных положений в области авторского права и смежных прав касательно спутникового и кабельного вещания,
  • директива 93/98/EЭС от 29 октября 1993 г. о гармонизации сроков охраны авторских прав и определенных смежных прав,


  • директива 96/9/EС от 11 марта 1996 г. о правовой охране банков данных.

Для исполнения этих директив немецкий законодатель ввел, в частности, в Закон об авторском праве особые положения о компьютерных программах (§ 69a и посл. ЗАП). Он урегулировал европейские спутниковое и кабельное вещание (§§ 20a и 20b ЗАП), усовершенствовал охрану банков данных, предусмотрев, в частности, для банков данных охрану “sui-generis”, требующуюся в соответствии с директивой 96/9/EС (§ 87a и посл. ЗАП).

В будущем предстоят дальнейшие изменения Закона об авторском праве. Федеральное министерство юстиции, отвечающее в Федеральном правительстве Германии за авторское право, вынесло недавно на обсуждение проект изменений Закона об авторском праве. Этот проект готовит претворение в жизнь положений двух многосторонних договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а именно Договора ВОИС об авторских правах и Договора ВОИС об исполнениях и звуконосителях, заключенных в декабре 1996 г. Кроме того, речь идет о выполнении обсуждаемой в настоящее время директивы Европейского союза о продолжении гармонизации авторского права. Цель заключается в охране прав авторов и иных правомочных лиц согласно Закону об авторском праве лиц в цифровых сетях, например при передаче по Интернету.

Кроме того, в Совете Европейского союза и в Европейском парламенте обсуждается проект директивы о так называемом праве следования (см. § 26 ЗАП).

На национальном и международном уровнях активно обсуждаются другие важные вопросы, например: необходимы ли особые положения для цифровой копии, какую ответственность должны нести службы “on-line”, необходимо ли усовершенствовать права вещательных организаций.

Фолькер Шёнфиш,

Федеральное министерство юстиции

Бонн, август 1998 г.

Авторское право

Часть I. Авторское право

Часть II. Смежные права


Часть III. Особые положения для фильмов

Часть IV. Совместные положения по авторскому праву и смежным правам

Часть V. Сфера применения. Временные и заключительные положения
Закон о реализации авторских прав и смежных прав на охрану

Часть I. Авторское право



следующая страница >>