prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний»

Гражданское право
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Практикум

Владимир 2012

Гражданское право: Общая часть. Практикум / ВЮИ ФСИН России; Сост.: А.В. Баринов, В.В. Шаханов, П.А. Ананьин, В.А. Грунина, А.В. Красильщиков. Владимир, 2012.
Практикум включает материалы, необходимые для проведения теоретических семинаров и практических занятий с курсантами и слушателями, написания ими рефератов и выполнения заданий по курсу гражданского права.

Предназначен для курсантов, слушателей и преподавателей ВЮИ ФСИН России.
Рецензенты:
начальник кафедры финансово-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы Д.А. Баландин;

заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Владимирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент Т.А. Кивленок.

© Владимирский юридический
институт ФСИН России, 2012


© А.В. Баринов, В.В Шаханов, П.А. Ананьин, В.А. Грунина, А.В. Красильщиков, составление, 2012

Введение
Концептуальными основами курса «Гражданское право», роль которого как фундаментальной дисциплины в подготовке высококвалифицированных юристов на настоящем этапе социально-экономических преобразований в государстве и обществе неуклонно возрастает, предполагается прохождение слушателями следующих стадий обучения: 1) формирование представлений о предмете гражданского права; 2) формирование гражданско-правовых понятий; 3) оперирование гражданско-правовыми знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности.

Целью семинарских занятий являются привитие навыков самостоятельной работы над литературными источниками, законами и иными правовыми актами, умения использовать опубликованные материалы судебной и судебно-арбитражной практики с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения слушатели могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Семинары могут проводиться в виде «круглых столов», научных конференций, диспутов в группах или в иной форме по усмотрению преподавателя. Проведение семинаров не отменяет обсуждение теоретических вопросов и на практических занятиях. Количество часов, выделяемое на рассмотрение теоретических вопросов и дискуссий, определяется преподавателем.


При подготовке к семинарскими занятиям слушатели в часы самоподготовки должны повторить лекционный материал по теме занятия, изучить соответствующую главу учебника, изучить и проанализировать нормы соответствующих статей ГК РФ, а также, если необходимо иные законы, правовые акты и иные материалы, приведенные в библиографическом списке и относящиеся к данной теме.

Помимо перечня нормативных актов по каждой теме приводится спи­сок литературных источников, рекомендуемых для подготовки к семинарским занятиям. Наряду с учебной и научно-практической литературой указываются доступные научные работы монографического характера, обращаться к которым необходимо для того, чтобы разобраться в наиболее сложных теоретических вопросах той или иной темы. Кроме того, преподаватель может рекомендовать и другую, помимо указанной в работе, литературу с учетом новейших публикаций.

При пользовании названными и тем более ранее изданными литературными источниками следует иметь в виду, что некоторые содержащиеся в них положения уже устарели в связи с развитием законодательства, а потому требуют известной корректировки. Большую помощь при изучении новейшего законодательства может оказать знакомство с публи­кациями в юридических журналах, таких, как «Государство и право», «Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Юрист», «Журнал российского права», «Закон» и др.

Цель практических занятий – научить слушателя пониманию смысла закона и применению норм права к конкретным жизненным ситуациям. Подобные ситуации излагаются в задачах, в основе которых лежат в большинстве случаев рассмотренные судебные и судебно-арбитражные дела. Их решение позволяет добиться максимального приближения слушателей к практической деятельности юриста-цивилиста.

Задачи, включенные в пособие, составлены, как правило, на основе реальных судебных дел. Условия задач включают все фактические обсто­ятельства, необходимые для вынесения определенного решения по вопросу, сформулированному в тексте задачи. Помимо прямо поставлен­ного вопроса при решении задач даны и дополнительные вопро­сы, которые курсанты (слушатели) должны заранее продумать. Следует подчеркнуть, что условия задач сформулированы таким образом, чтобы курсанты (слушатели) мог­ли разрешить все возникающие вопросы, опираясь на нормативные акты изучаемой темы, а также уже пройденный материал.


При подготовке к практическим занятиям слушатели должны в часы самоподготовки решить задачи определенные преподавателем, ведущим занятия.

Приступая к решению задачи, слушатель должен прежде всего уяснить со­держание задачи, сущность возникшего спорного правоотношения и все обстоятельства дела. Далее, слушатели, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, ответить на вопросы, связанные с правами и обязанностями участников возникших правоотношений, об обоснованности их требований или возражений, а если дело уже решено судом - то и обоснованности изложенного в задаче решения. Помимо этого, необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задаче в связи с предложенной ситуацией.

Решение задачи с ответами на поставленные вопросы представляется в письменном виде и проверяется преподавателем, ведущим практические занятия. Все содержащиеся в решении выводы обосновываются ссылками на конкретные правовые нормы.

При решении задачи на практическом занятии слушатель должен уметь кратко устно изложить обстоятельства дела, пояснить, к чему сво­дится спор, дать юридическую оценку доводам сторон и обосновать с обязательными ссылками на конкретные нормы закона или иного право­вого акта свое решение по делу.

Необходимый для решения задач нормативный материал и судебная практика приведена в перечнях нормативных актов по каждой теме. Для поиска этих документов слушатели должны обращаться к таким официальным изданиям: «Собрание законо­дательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др., а также следить за публикация­ми нормативных актов в периодической печати («Российская газета», «Российские вести», «Экономика и жизнь» и др.).

Наряду с ними при изучении всех тем курса можно пользоваться сборниками нормативных актов и судебной практики, имеющиеся в библиотеке ВЮИ ФСИН России.


Наиболее быстро и эффективно осуществить поиск необходимого нормативного материала и документов судебной практики можно с помощью информационно-правовых систем «Гарант максимум», «Консультант плюс».

Целью предусмотренных данной работой заданий является способствование развитию практических навыков, умения применять свои познания в области теории гражданского права на практике. Задания представляют собой поручения слушателям подготовить различные гражданско-правовые документы, провести сравнительный анализ определенных положений закона или синтез полученных ранее знаний и знаний по изучаемой теме и т.д.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Тема 1. Введение в гражданское право
Семинарское занятие (2 часа)
Вопросы:

1. Место гражданского права в правовой системе России.

2. Гражданское право в системе научного знания.

3. Принципы гражданского права, их реализация в деятельности УИС. 4. Предмет и метод гражданско-правового регулирования.

5. Функции гражданского права.
Практическое занятие (2 часа)

Задача № 1

Арендатор (коммерческая организация) обратился в суд с иском о признании недействительными условий договора аренды, заключенного с органом местного самоуправления, в соответствии с которыми арендодатель имеет право в одностороннем порядке увеличивать ставки арендной платы за пользование муниципальным имуществом. При этом истец апеллировал к принципу равенства участников гражданских правоотношений и указывал, что возможность органа местного самоуправления изменять в одностороннем порядке условия договора аренды нарушает указанный принцип. Суд, рассматривавший иск, установил, что в соответствии с оспариваемым договором аренды размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением уровня базовых ставок или методики ее расчета, устанавливаемых постановлением главы местного самоуправления города, изменения договора принимаются арендатором в безусловном порядке. Об изменении арендной платы арендатор извещается арендодателем письменно не позднее чем за пять дней до окончания текущего месяца.


Какое решение примет суд? Каково содержание принципа равенства участников гражданских правоотношений?
Задача № 2

Как правоприменительная (судебная) практика толкует принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела? Является ли нарушением вышеуказанного принципа требование акционера к акционерному обществу об обязании объявить и выплатить дивиденды из чистой прибыли, образовавшейся у общества по итогам отчетного года?
Задача № 3

Орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, в котором установил для себя возможность осуществлять демонтаж средств наружной рекламы и информации произвольно, без оценки оснований для монтажа в судебном порядке.

Какой гражданско-правовой принцип нарушен нормативно-правовым актом органа местного самоуправления?
Задача № 4

Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК). В исковом заявлении он указал, что является кредитором по денежному обязательству, возникшему на основании исполнительного листа арбитражного суда, который не был исполнен должником в добровольном порядке. Суд первой инстанции отказал, указав, что спорные правоотношения не имеют признаков, присущих гражданским правоотношениям, - в частности, в отношениях отсутствует признак осуществления своих гражданских прав своей волей и в своем интересе. Исполнение решения суда на основании исполнительного листа не является, по мнению суда первой инстанции, свободным волеизъявлением участников процесса, так как в данном случае после принятия судом решения наступает следующая стадия арбитражного процесса – исполнительное производство, регламентируемое нормами Закона об исполнительном производстве. В итоге суд пришел к выводу, что обязанность должника исполнить судебное решение не является гражданско-правовой обязанностью. По мнению суда, истец, получив исполнительный лист, должен был обратиться за принудительным исполнением решения суда к судебному приставу-исполнителю, а не ждать добровольного исполнения решения с тем, чтобы причинить вред другому лицу предъявлением дополнительных санкций.


Истец не согласился с подобным толкованием норм гражданского законодательства и теоретическими суждениями суда первой инстанции и обратился в окружной суд.

Каково содержание принципа осуществления прав своей волей и в своем интересе? Правомерно ли суд применил вышеуказанный принцип?


Задание 1


Приведите примеры из судебной практики, где суды в обоснование своей позиции указывают на принцип свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Задание 2



Темы докладов

1. Организационные отношения в структуре предмета гражданского права.

2. Гражданско-правовые системы зарубежных стран.

3. Принцип свободы договора в современном гражданском праве.
Используемая литература: [1-3, 9-10, 12-14, 19, 21-23].
Тема 2. Гражданское законодательство
Семинарское занятие (2 часа)
Вопросы:

1. Источники гражданского права.

2. Императивные и диспозитивные нормы в гражданско-правовом регулировании.

3. Понятие и состав гражданского законодательства.

4. Действие гражданского законодательства во времени в пространстве и по кругу лиц.

5. Аналогия закона и аналогия права в гражданско-правовых отношениях.

6. Толкование норм гражданского права.
Практическое занятие (2 часа)

Задача № 1

Супруги Ивановы расторгли брак. При разделе совместно нажитого имущества Иванова просила признать за ней право на половину гонорара, который причитается ее мужу за издание книги, написанной им в период брака.

По мнению Иванова, гонорар не является общей совместной собственностью супругов, поскольку им еще не получен. В обоснование своих требований в суде Иванова ссылалась на статью кандидата юридических наук, в которой говорится, что авторский гонорар становится совместной собственностью супругов уже с момента его начисления, а не с момента получения одним из супругов. Аналогичные суждения она обнаружила в комментарии к Гражданскому кодексу РФ и в решении районного суда по аналогичному делу.


Какими источниками должен руководствоваться суд при вынесении решения по данному делу?
Задача № 2

После смерти своего друга, Петр Орлов, унаследовавший по завещанию его имущество, задался вопросом о сроке действия исключительного права на литературные произведения, опубликованные умершим в период с 1956 по 2002 гг. Проанализировав законодательство в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности он выяснил, что согласно ст. 496 ГК РСФСР 1964 г. авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» сначала установил 50-ти летний срок охраны авторского права, но впоследствии данный срок был увеличен до 70-ти лет согласно Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»». В соответствии с п.1 ст.1281 ГК РФ срок охраны авторского права также составляет 70 лет.

Петр Орлов обратился за консультацией к юристу. Что ответит юрист?
Задача № 3

В процессе перевозки груза для ООО «Спар» по Горьковской железной дороге были утеряны шесть рулонов металлопроката общей стоимостью 600 тыс. рублей. Железная дорога не смогла предоставить доказательств отсутствия своей вины в утрате груза и согласилась возместить грузополучателю убытки не в полном размере (с учетом упущенной выгоды), а в размере стоимости утраченного груза, мотивируя это тем, что статьей 96 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не предусмотрена выплата упущенной выгоды в случае утраты груза. Грузополучатель потребовал возмещения убытков, исчисляя их со ссылкой на ст. 393 ГК РФ.

Какой нормативно-правовой акт подлежит применению в данной ситуации?

Задача № 4

Со студента Керимова, сдавшего семестровый экзамен по гражданскому праву на оценку «неудовлетворительно», за попытку пересдачи данного экзамена начальник учебного отдела потребовал квитанцию об оплате повторной сдачи экзамена. Условие о внесении дополнительной платы за пересдачу зачетов и экзаменов содержалось в договоре на предоставление платных образовательных услуг, заключенном между Керимовым и высшим учебным заведением. Керимов посчитал данное требование незаконным и обратился в суд. В обоснование своих требований Керимов ссылался на письмо Минобразования России от 16.12.1998 г. № 01-50-205ин/32-03 «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ». Представитель учебного заведения обратил внимание суда на то, что Минюстом России отказано в государственной регистрации вышеуказанного письма на том основании, что издание нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.


Какое решение примет суд?

Задание 1


Выпишите официальные источники опубликования нормативно-правовых актов и решений высших судебных инстанций.

Задание 2


Приведите примеры нормативно-правовых актов, содержащих нормы гражданского права, имеющих обратную силу.
ЗАДАНИЕ 3

Приведите примеры использования аналогии права и аналогии закона в судебных решениях.
Темы докладов

1. Роль судебной практики в понимании и применении гражданско-правовых норм.

2. Диспозитивность как свойство гражданско-правового регулирования.

3. Ненормативные источники гражданского права.
Используемая литература: [1-16, 19-23, 31, 32].

Раздел 2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ
Тема 3. Гражданское правоотношение: общие положения
Семинарское занятие (2 часа)
Вопросы:

1. Понятие и особенности гражданского правоотношения.

2. Элементы гражданского правоотношения.

3. Содержание гражданского правоотношения.

4. Понятие субъективное гражданское право: содержание и виды.

5. Понятие, содержание и виды субъективных гражданских обязанностей.

6. Общая характеристика участников (субъектов) гражданских правоотношений. Понятие и содержание гражданской правосубъектности.

7. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.

8. Виды гражданских правоотношений.

9. Особенности участия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в отдельных видах гражданских правоотношений.
Практическое занятие (2 часа)

Задача № 1

При строительстве забора на принадлежащем Семенову садовом участке ни он, ни нанятый им помощник Кузнецов не заметили, как от разлетавшихся при сварке искр на расположенном рядом участке, принадлежащем Филиппову, загорелся сарай. В результате сарай был сильно поврежден и при тушении пожара, который был ликвидирован до прибытия пожарной команды, Кузнецов получил сильные ожоги.


Филиппов потребовал от Семенова возместить стоимость сгоревшего сарая. Кузнецов же предъявил требование к Семенову о выплате ему пособия в связи с тем, что в результате полученных ожогов он утратил трудоспособность на 10 дней, что подтверждается листком нетрудоспособности. Помимо этого, государственный инспектор по пожарному надзору наложил на Семенова штраф за грубое нарушение правил пожарной безопасности.

Семенов обратился в юридическую консультацию, желая выяснить, участником каких правоотношений он оказался, какие органы и на основании каких нормативных актов вправе применить к нему принудительные меры.

Какие правоотношения можно выделить в данной задаче? Кто является их субъектом, что объектом? Дайте соответствующее разъяснение Семенову по поставленным вопросам.

Задача № 2

7 января 2005 было вынесено решение суда о расторжении брака между А. Фадеевой и С. Фадеевым. 9 января 2005 г. Фадеев погиб в железнодорожной катастрофе. На оставшееся после смерти Фадеева имущество претендовала А. Фадеева, Н. Шульгина, с которой Фадеев находился в фактических брачных отношениях с 2003 г., и их сын Максим, родившийся 12 мая 2005 г.

Какие правоотношения можно выделить в данной ситуации и кто является их субъектами?
Задача № 3

Для участия в конкурсе исполнителей авторской песни посвященной Дню Победы курсант 3 курса ВЮИ Еремин подготовил песню собственного сочинения, которую намеревался исполнить под гитару. Но за три дня до концерта, Еремин заболел. Чтобы его работа не пропала, он попросил своего друга Сергеева, который также умел играть на гитаре, исполнить его песню на конкурсе.

По итогам конкурса песня в исполнении Сергеева заняла первое место, а Сергеев как автор песни (так как Сергеев не сообщил, истинного автора песни) получил приз и денежное вознаграждение. Кроме того, Сергеев подписал договор о записи и распространении его песни со звукозаписывающей фирмой «Авария Рекордс», для включения ее в альбом лучших песен конкурса.


Узнав об этом, Еремин обратился в жюри конкурса с требованием о признании за ним права на призовое место и денежное вознаграждение. Также он потребовал от фирмы «Авария Рекордс» расторгнуть договор с Сергеевым.

О каких отношениях идет речь в задаче? Какие группы гражданских правоотношений можно выделить из условий задачи? С какими благами связаны эти отношения, о каких гражданских правах говорится в задаче, кто является их субъектами? Правомерны ли требования Еремина?
Задача № 4

Гражданин Фомкин отключив сигнализацию, совершил угон автомобиля ВАЗ 21099 принадлежащий гражданину Суслову. Двигаясь с высокой скоростью, Фомкин нарушил правила дорожного движения, выехал на встречную полосу и совершил столкновение с автомашиной «Опель» принадлежащий гражданину Тарасову. В результате дорожно-транспортного происшествия обе автомашины получили значительные повреждения, а гражданин Тарасов получил перелом руки, а также многочисленные ушибы.

Какие правоотношения можно выделить в приведенной ситуации? Какими отраслями прав они регулируются? Какие виды гражданских правоотношений можно выделить в данной задаче? Что является их объектом и кто субъектом, что составляет содержание этих правоотношений?

Задача № 5

Смертин разрешил Дмитрию Правдину – сыну своего знакомого, проживавшему в другом городе, занимать одну комнату в принадлежащей ему квартире на время обучения Дмитрия в аспирантуре на согласованных условиях. Правдин-отец заверил Смертина, что будет платить за проживание сына. Вскоре Смертин предложил Дмитрию готовить к поступлению в институт свою внучку за согласованную плату. Дмитрий принял предложенные условия. Через год после вселения в комнату Дмитрий неожиданно уехал на учебу за границу, но за проживание Смертину не уплатил. Более того, он получил деньги за подготовку внучки за три месяца вперед.

Смертин обратился к отцу Дмитрия с требованием погасить долг за проживание сына и вернуть деньги, полученные вперед за занятия с внучкой. Правдин отказался выполнить эти требования, заявив, что он не является участником правоотношений, на которых основаны предъявляемые ему требования.


Какие правоотношения возникли и кто является их субъектами? Каково содержание данных правоотношений?

Задача № 6

15 июня 2005 г. водитель маршрутного автобуса, принадлежащий ООО «Ваш Автобус», нарушив правила дорожного движения, выехал на запрещающий сигнал светофора и столкнулся с автомобилем ВАЗ - 2109, который принадлежал гр. Волкову. В результате этого ДТП были повреждены оба транспортных средства.

Волков предъявил иск в суд к ООО «Ваш Автобус» о возмещении ущерба, причиненного источником повышенной опасности.

В процессе судебного разбирательства было установлено, что 25 апреля 2005 г. автобус был продан ИП Богданову, который и осуществлял перевозки пассажиров по городским маршрутам. Однако до настоящего времени в РЭО ГИБДД автобус не был переоформлен на нового собственника. Не был оформлен и полис обязательного страхования. Водитель же, нарушивший правила дорожного движения, находился в трудовых отношениях с ИП Богдановым.

Исходя из приведенных фактов представитель ООО «Ваш Автобус» заявил, что он не является участником возникшего правоотношения и привлекаться к делу в качестве ответчика его нельзя.

Какие правоотношения, и каких отраслей права можно выделить в данной задаче. Определите виды гражданских правоотношений, их субъекты и объекты? Кто является участником правоотношений возникших в результате ДТП и кто должен возместить гр. Волкову ущерб?
Задача № 7

В результате удара молнии во время грозы загорелась дача, принадлежащая Михайлову. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на дачу, принадлежащую Семеновы. В результате пожара обе дачи сгорели. Но дача Михайлова была им застрахована от пожара.

Какие юридические факты имеются в данной ситуации, и какие юридические последствия они порождают? Вправе ли Семенов требовать компенсации от Михайлова?

Изменятся ли правовые последствия в приведенной ситуации, если дача Михайлова загорелась в результате неосторожного обращения с огнем ее хозяина?


Задание 1


Представьте схему гражданского правоотношения и приведите примеры различных оснований их возникновения.

Задание 2


Перечислите виды гражданских правоотношений в которых участвуют учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. Приведите практические примеры такого участия.
Темы докладов

1. Соотношение вещных и обязательственных правоотношений.

2. Понятие и виды юридических актов в гражданском праве.

3. Событие как основание возникновения гражданского правоотношения.
Используемая литература: [6-9, 12-17, 21-23, 24, 26, 29, 30, 34].

Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Гражданско-правовой статус осужденных
Семинарское занятие (2 часа)




следующая страница >>