prosdo.ru
добавить свой файл
1
ЗАНЯТИЯ №14,15. НАРОДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


ПЛАН

1. Кружок А.В. Долгушина. Прокламации долгушинцев.

2. «Чайковцы» (Большое общество пропаганды) и «москвичи». 3."Земля и Воля" 70-х гг. и ее программные документы. 4.«Народная Воля»: цели и способы борьбы.

ЛИТЕРАТУРА

Практикум. 1980. С.97-113.

Сборник документов 1 975. Док. №56-60,63,66,71-76.

Хрестоматия. 1970. С. 140-151.

Хрестоматия. 1990. С. 128-146.

Революционное народничество 70-х гг. XIX века.Т.2.М.:Л.1965. Док. №1,4, 22,44-49, 71.

Освободительное движение ... . С.317-326,334-383.

Антонов В.Ф. Революционное народничество. М. ,1965.

Дополнительная литература Троицкий Н.А. Безумство храбрых. М.,1978. Волк С С. «Народная Воля» М.- Л.,1966.

Седов М.Г. Героический период революционного народничества.М.1966. Карпачев_М.Д. Очерки истории рволюционно-демократического движения в России. Воро-неж,1985.

Фактическую сторону возникновения и деятельности тайных организаций можно изучить по книгам В.Ф. Антонова и М.Д. Карпачева. Для характеристики идейно-теоретических позиций и тактики нужно изучить предлагаемые в списке литературы источ­ники:

к 1 вопросу: прокламации А.В. Долгушина «Русскому народу», «К интеллигентным людям» и В.В. Берви-Флеровского «Как должно жить по закону природы и правды»;

ко 2 вопросу: записку П.А. Кропоткина «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» и речи на процессе «50-ти» С.И. Бардиной и П. Алексеева;

к 3 вопросу: программы «Земли и Воли» и журнала «Земля и Воля»;

к 4 вопросу: программу Исполнительного Комитета «Народной Воли», «Программу рабочих, членов партии «Народной Воли», письмо Исполнительного Комитета Александру III,, При рассмотрении каждого из документов нужно выделить в них:

- характеристику существующего общественного строя,

- способы изменения политического и экономического устройства России;

- социальные силы переворота;

- соотношение ближайших и долговременных задач переустройства;

- решение проблемы действий активного меньшинства («партии») и большинства (крестьянства, народа);

- решение проблемы политической борьбы;

- аргументацию необходимости насильственных способов борьбы.

Результатом занятия должно быть хорошее знание фактического материала, пони­мание побудительных мотивов деятельности революционных народников, искренне стра­давших за народ и считавших возможным добиться изменения его положения любым спо­собом. Нужно составить представление об изменении форм борьбы в 70-е гг. и причинах этого, выработать отношение к насилию как способу осуществления общественного идеала.